Схема преломления светового луча. Угол преломления
Рассмотрим преломление света более подробно (рисунок 2).
Перечислим элементы, обозначенные на рисунке 2:
- MN — граница раздела воздуха и воды
- Луч AO — падающий луч
- Луч OB — преломленный луч
- CD — перпендикуляр, опущенный к поверхности раздела двух сред и проведенный через точку падения O
- Угол AOC — угол падения ($\alpha$)
- Угол DOB — угол преломления ($\gamma$)
Направления луча при переходе в воду изменилось. Луч света стал ближе к перпендикуляру CD. Т.е., $\gamma Рисунок 3. Преломление света на опыте с плоским зеркалом
Теперь на поверхность воды с помощью маленького фонарика направим пучок света. Сделаем это таким образом, чтобы пучок света падал под каким-то углом.
Мы увидим, как луч поменяет свое направление на границе воздуха и воды. При этом угол преломления заметно меньше угла падения ($\gamma_1 \alpha_2$).
Вода — более плотная оптическая среда, чем воздух. Из всего этого мы можем сделать следующие выводы:
- Если свет идет из оптически менее плотной среды в более плотную, то угол преломления всегда меньше угла падения: $\gamma \alpha$
Если в ходе опытов мы будем менять угол падения, то заметим, что угол преломления тоже будет изменяться. При этом вышеописанные нами закономерности будут исполняться.
История понятия[править | править код]
В процессе познания мира важную роль играют когнитивные способности человека: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, язык и т. д. Когнитивные, или познавательные, процессы позволяют нам познавать мир за счёт обработки информации, поступающей из него
Но психическая жизнь человека этим не ограничивается.
Индивид обрабатывает не только информацию, идущую извне, но и ту, которая есть внутри него самого, то есть где в качестве источника выступает он сам. К примеру, такой информацией может быть наша собственная познавательная активность — то, каким образом протекает наше мышление. В данном случае, речь идёт о метакогнитивных процессах. Способность наблюдать за собственной мыслительной активностью иногда также называют саморефлексией. С современной научной точки зрения, это метакогниция (метапознание).
Одним из элементов когнитивной и метакогнитивной деятельности человека являются и искажения, то есть систематические ошибки в мышлении и искажения мышления по поводу собственного мышления соответственно.
Метакогнитивные искажения
Метакогнитивные искажения ассоцированы с понятием метакогниции (метапознания), то есть «размышлением о собственном мышлении». Метапознание — это совокупность знаний человека о собственном когнитивном процессе, способность анализировать свои мыслительные стратегии и управлять познавательной деятельностью в ходе приобретения новых знаний. Иными словами, система метапознания включает в себя два базовых компонента: «знаниевый» и «операциональный». Первое подразумевает под собой систему знаний индивида о собственной когнитивной сфере, второе — умения и навыки для её развития.
Метакогнитивные искажения, в свою очередь, представляют собой искажения мышления человека по поводу своего же мышления. Именно с ними связано то, что человек склонен не замечать ошибок и проблем собственного мышления и переоценивать себя в сравнении с другими людьми. К этому же относится часто встречающееся мнение людей, что именно на них не воздействуют маркетинговые уловки, , СМИ, в то время как на всех остальных — да.
Примером метакогнитивных искажений является и такой феномен, как иллюзия знания.
Описание иллюзии знания[править | править код]
Отражение принципов данного метакогнитивного искажения можно найти ещё в диалогах древнегреческого философа и мыслителя Сократа. Диалоги представлены в сочинениях его учеников — древнегреческого философа Платона и древнегреческого историка Ксенофонта. В беседах с учениками Сократ практиковал диалогический поиск истины через вопрошание с целью выявить у них и у себя возможные пробелы в понимании предмета обсуждения. В дальнейшем это легло в основу одноимённого метода обучения под названием «Сократический диалог», в рамках которого учитель задаёт ученику ряд вопросов, подвергая сомнению убеждения и заставляя задуматься, что действительно он думает и знает на сей счёт, что активизирует его мыслительные процессы и запускает критическое мышление.
В XXI веке, в век информации, иногда кажется, что мозг человека сравним с компьютером. Кажется, что в нём может годами храниться бесчисленное количество информации из разных областей, которую человек где-то услышал, увидел, узнал. Однако это не так. Постепенно мозг отсекает лишнюю информацию, которая фактически не является ему необходимой. Какие-то воспоминания размываются, какие-то искажаются. И вот — то, что ему кажется досконально известным и знакомым, оказывается не более чем иллюзией знания.
Простые практические примеры: человек изо дня в день пользуется капсульной кофемашиной и каждый раз совершает для этого простые повторяющиеся действия. Ему начинает казаться, что он хорошо понимает строение и принципы действия кофеварки, однако, если он не является специалистом в электронике, то, вероятнее всего, это мнение будет ошибочным. Другой пример: студент, который прогуливал большую часть занятий и не выполнял домашние задания, готовится к экзамену. Накануне он читает «по диагонали» учебник, и ему искренне начинает казаться, что предмет хорошо знаком, а имеющихся знаний ему будет достаточно. Что-то рассказывал преподаватель, какой-то термин он слышал на других предметах, общая канва повествования в учебном издании тоже ясна. Но, в действительности, когда настанет время отвечать, окажется, что он знает лишь общие фразы или информацию обрывками. Углубленно такой студент ни в одном вопросе ориентироваться, вероятнее всего, не сможет.
Таким образом, уверенность человека в том, что он хорошо понимает какой-то вопрос, тогда как де факто это не так и есть метакогнитивное искажение «иллюзия знания». И связана она именно с некорректной, необъективной оценкой своих знаний.
Понятным для широкой аудитории языком тема иллюзии знаний разобрана, например, в книге «Иллюзия знания. Почему мы никогда не думаем в одиночестве». Авторами данного труда стали профессор когнитивных, лингвистических и психологических наук в Брауновского университета (США) Стивен Сломан и профессор маркетинга в Школе бизнеса Лидс при Колорадского университета в Боулдоре Филип Фернбах.
Оба автора специализируются на когнитивистике (когнитивной науке) и в своей книге поделились с читателем профессиональным мнением о принципах функционирования и развития человечества. Они развили идеи английского этолога и биолога Р. Докинза, который писал о способности генов в лице их фенотипических проявлений выходить за рамки организма-носителя. Проводя параллель, Сломан и Фернбах отмечают, что разум является свойством не отдельного человека, а эмерджентным эффектом существования человеческой цивилизации, что и делает его фенотипическим признаком. Таким образом, когда человек считает, что что-то точно знает — иллюзия знания — это отнюдь не обязательно является отражением фактической реальности, но его субъективным восприятием действительности в силу рассредоточенности знаний, влияния коллективного разума и связанных с этим искажений.
Слои атмосферы по порядку от поверхности Земли
В биологии и астрономии принято рассматривать структуру атмосферы Земли, как совокупность пяти основных слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы, экзосферы.
Тропосфера
Именно в тропосфере содержится необходимый человеку, растениям и животным кислород и другие газы. Этот слой выполняет важную функцию обеспечения сохранения жизни на планете.
Тропосфера состоит из:
нижнего пограничного слоя, толщиной от сотен метров до 3 км, находящегося в зависимости от состояния земной поверхности;
свободной атмосферы — слоя, для которого состояние поверхности Земли не имеет важного значения.
Отдельно в составе тропосферы принято выделять слой, в рамках которого на Земле происходит образование ледников. Он называется хионосферой.
Стратосфера
Плотность воздуха здесь в сотни раз ниже, чем в областях, расположенных на уровне моря. По сравнению с тропосферой это более однородная среда, строение которой сложнее делить на слои. Но именно здесь сформировался слой озоносферы. Он играет роль верхней границы жизни в пределах биосферы.
Развитие стратосферы оказало заметное влияние на планету. Содержащийся в ней озоновый слой задерживает большую часть вредного ультрафиолетового излучения, идущего от Солнца.
Мезосфера
С точки зрения химического состава, мезосфера постоянна. Она содержит кислород и азот. При этом содержание азота равно 80 процентам, кислорода — 20.
От находящейся ниже стратосферы слой отделяется стратопаузой, от расположенной выше термосферы — мезопаузой. Стратопауза и мезопауза отличаются от окружающей среды уровнем давления и тепловыми характеристиками.
Термосфера
Особенность термосферы состоит в резком повышении температуры на промежутке между 90 и 200 км высоты. Также здесь наблюдаются:
- сильная ионизация;
- низкая плотность воздуха;
- образование атомарного кислорода.
Толщина слоя зависит от того, каков в данный момент уровень солнечной активности. Схема проста: чем он ниже, тем тоньше слой, и наоборот.
Экзосфера
Ранее считалось, что верхняя граница слоя склонна формироваться на высоте в 3000 км. Однако последние данные, полученные со спутников, позволяют предполагать, что в некоторых областях она доходит до 20000 км.
Для этого типа характерны:
- самостоятельный температурный режим — способность сохранять показатели вне зависимости от высоты;
- нагревание основной массы частиц до 3000 градусов по Цельсию;
- высокая разреженность воздуха и, как следствие, крайне низкое давление, стремящееся к 0 бар;
- достижение самыми легкими частицами второй космической скорости, составляющей 11000 м/с.
Частицы, летающие с огромной скоростью, чаще всего не могут удерживаться за счет гравитации и покидают атмосферу. Считается, что это может сыграть решающую роль в будущем, так как из-за ускользания частиц атмосфера стабильно теряет свою массу.
Примеры задач
- Луч света переходит из скипидара в воздух. Определите абсолютный показатель преломления скипидара, если при угле падения, равном $30 \degree$, угол преломления равен $45 \degree$ (рисунок 8). Чему равна скорость распространения света в скипидаре?
Дано:$\alpha = 30 \degree$$\gamma = 45 \degree$$n_2 = 1$$c = 3 \cdot 10^8 \frac $
$n_1 — ?$ $\upsilon_1 — ?$
Посмотреть решение и ответ
Так как световой луч проходит из скипидара (первая среда) в воздух (вторая среда), мы обозначили абсолютный показатель скипидара как $n_1$, а воздуха как $n_2$.
По определению абсолютного показателя преломления для скипидара мы можем записать: $n_1 = \frac $.
Выразим $\upsilon_1$ и рассчитаем: $\upsilon_1 = \frac = \frac > \approx 2 \cdot 10^8 \frac $.
Ответ: $n_1 \approx 1.41$, $\upsilon_1 \approx 2 \cdot 10^8 \frac $.
2. Световой луч падает из воздуха в стекло. Абсолютный показатель преломления стекла равен $1.73$. Чему равен угол преломления, если отраженный луч образует с перпендикуляром, опущенным в точку падения луча на границе раздела двух сред, угол, равный $60 \degree$?
При решении задачи мы будем использовать рисунок 9.
$AO$ — падающий луч, а угол $\alpha$ — угол падения. Луч $AO$ падает на границу раздела двух сред (воздуха и стекла). Образуются отраженный луч $OB$ и преломленный луч $OC$. Им соответствуют угол отражения $\beta$ и угол преломления $\gamma$.
Теперь запишем условие задачи и решим ее.
Дано:$n_1 = 1$$n_2 = 1.73$$\beta = 60 \degree$
Посмотреть решение и ответ
По закону отражения света: $\alpha = \beta = 60 \degree$.
Если $\sin \gamma = \frac $, то $\gamma = 30 \degree$.
Ответ: $\gamma = 30 \degree$.
3. На дне пруда глубиной $3 \space м$ находится источник света. Показатель преломления воды равен $1.33$, а воздуха — $1$. На какой глубине наблюдатель увидит источник света, если он смотрит вертикально вниз с лодки.
Условие задачи дает понять, что в глаз наблюдателя попадает луч, который падает перпендикулярно границе раздела двух сред. В таком случае, преломление наблюдаться не будет. Тем не менее, как и в настоящей жизни, мы все равно увидим преломленное изображение источника света. Он будет казаться ближе. В ходе решения этой задачи вы узнаете, почему так происходит.
Для начала рассмотрим рисунок 10.
Источник света $S$ находится на глубине $H$. Мы опишем его двумя лучами: $SA$ и $SO$. Луч $SA$ перпендикулярен к границе раздела двух сред. Поэтому он не преломляется. Луч $SO$ достигает границы раздела под некоторым углом. Он образует с перпендикуляром $CD$ угол падения $\alpha$. Далее этот луч преломляется под углом преломления $\gamma$ и попадает в глаза наблюдателя (точка $B$).
Продолжим преломленный луч до луча $SA$. Этот луч мы будем использовать как перпендикуляр к поверхности воды, чтобы оценивать глубину. Мы получили точку $S_1$ — мнимое изображение источника света. Соответственно длина отрезка $AS$ — это реальная глубина пруда $H$, а длина отрезка $AS_1$ — мнимая глубина $h$.
Обратите внимание, что мы взяли второй луч $SO$ не просто так — он падает под крайне малым углом $\alpha$. После преломления мы получаем такой малый угол $\gamma$, что он попадает в глаз наблюдателя
Т.е., на рисунке 8 схематическая область увеличена для нашего удобства во много раз. Мы рассматриваем настолько малые углы, что преломленный луч $SB$ достигает глаза, и мы видим мнимое изображение, образованное преломлением света.
Теперь мы можем записать условие задачи и решить ее.
Дано:$H = 3 \space м$$n_1 = 1.33$$n_2 = 1$
Посмотреть решение и ответ
Рассмотрим две прямые $AS$ и $CD$. Они параллельны, а прямая $SO$ — секущая. Тогда накрест лежащие углы равны друг другу:$\angle ASO = \alpha$.
Запишем тангенс этого угла в прямоугольном треугольнике $ASO$:$\tg \alpha = \frac = \frac $.Тогда, $AO = H \cdot \tg \alpha$.
Теперь попробуем выразить $AO$ из другого треугольника — $AS_1O$.Если рассмотрим $S_1O$ как прямую, пересекающую две параллельные прямые, то $\angle AS_1O = \gamma$.
Запишем тангенс этого угла:$\tg \gamma = \frac = \frac $.Тогда, $AO = h \cdot \tg \gamma$.
Получается, что $H \cdot \tg \alpha = h \cdot \tg \gamma$.Выразим отсюда мнимую глубину $h$:$h = H \cdot \frac $.
Так как углы $\alpha$ и $\gamma$ крайне малы, мы можем смело использовать следующие приближения:$\tg \alpha \approx \sin \alpha$,$\tg \gamma \approx \sin \gamma$.
Тогда, $h = H \cdot \frac = H \cdot \frac $.Так как $n_2 = 1$, мы можем записать, что $h = \frac $.
$h = \frac \approx 2.3 \space м$.
Ответ: $h = 2.3 \space м$.
Основы физического явления
При падении луча на поверхность, которая разделяется двумя прозрачными веществами, имеющими разную оптическую плотность (к примеру, разные стекла или в воде), часть лучей будет отражена, а часть – проникнет во вторую структуру (например, пойдет распространяться в воде или стекле). При переходе из одной среды в другую для луча характерно изменение своего направления. Это и есть явление преломления света.
Особенно хорошо отражение и преломление света видно в воде.
Эффект искажения в воде
Смотря на вещи, находящиеся в воде, они кажутся искаженными. Особенно это сильно заметно на границе между воздухом и водой. Визуально кажется, что подводные предметы слегка отклонены. В описываемом физическом явлении как раз и кроется причина того, что в воде все объекты кажутся искаженными. При попадании лучей на стекло, данный эффект менее заметен.Преломление света представляет собой физическое явление, которое характеризуется изменением направления движения солнечного луча в момент перемещения из одной среды (структуры) в другую.
Для улучшения понимания данного процесса, рассмотрим пример попадания луча из воздуха в воду (аналогично для стекла). При проведении перпендикуляра вдоль границы раздела можно измерить угол преломления и возвращения светового луча
Данный показатель (угол преломления) будет изменяться при проникновении потока в воду (внутрь стекла).
Обратите внимание! Под данным параметром понимается угол, который образует перпендикуляр, проведенный к разделу двух веществ при проникновении луча из первой структуры во вторую
Прохождение луча
Этот же показатель характерен и для других сред. Установлено, что данный показатель зависит от плотности вещества. Если падение луча происходит из менее плотной в более плотную структуру, то угол создаваемого искажения будет больше. А если наоборот – то меньше.
При этом изменение наклона падения также скажется и на данном показателе. Но отношение между ними не остается постоянным. В то же время, отношение их синусов останется постоянной величиной, которую отображает следующая формула: sinα / sinγ = n, где:
- n – постоянная величина, которая описана для каждого конкретного вещества (воздуха, стекла, воды и т.д.). Поэтому, какова будет данная величина можно определить по специальным таблицам;
- α – угол падения;
- γ – угол преломления.
Для определения этого физического явления и был создан закон преломления.
Значение оптической плотности в фотографии
Оптическая плотность – это один из основных параметров фотографии, который имеет большое значение при редактировании и обработке изображений. Этот параметр позволяет определить насыщенность цветов и контрастность изображения.
Оптическая плотность измеряется в относительных единицах и описывает степень затемнения или осветления отдельных участков фотографии. Чем выше оптическая плотность, тем более плотными становятся цвета на фотографии.
Определение оптической плотности осуществляется с помощью специальных приборов или программных средств. Фотографы используют этот параметр для получения желаемого эффекта на фотографиях.
Высокая оптическая плотность может быть использована для создания темных и насыщенных изображений. Это может придать изображению выразительность и глубину. Низкая оптическая плотность, напротив, позволяет создать светлые и нежные фотографии.
Оптическая плотность также влияет на контрастность изображения. Чем выше оптическая плотность, тем более контрастным становится изображение. Это позволяет сделать объекты на фотографии более выразительными и четкими.
При редактировании фотографий фотографы обращают внимание на оптическую плотность, чтобы настроить цветовую гамму и контрастность изображения. Они могут увеличивать или уменьшать плотность, в зависимости от желаемого эффекта
Итак, оптическая плотность играет важную роль в фотографии, определяя насыщенность цветов и контрастность изображения. Он позволяет фотографу создать определенную атмосферу на фотографии и повысить ее выразительность.
Скорость света и оптическая плотность среды
Свет распространяется в пространстве с определенной скоростью. Эта скорость настолько велика, что нам кажется, будто свет появляется мгновенно. Например, когда в темной комнате мы щелкаем переключателем, и включается свет.
Ученые не только рассчитали значение этой скорости, но и доказали, что скорость света различается в разных средах (таблица 1).
Вещество | $c$, $\frac $ |
Воздух | 300 000 |
Вода | 225 000 |
Стекло | 198 000 |
Сероуглерод | 184 000 |
Алмаз | 124 000 |
Таблица 1. Значения скорости света в различных средах
Значения скорости света в вакууме и воздухе практически не отличаются, поэтому используют одно значение — $300 000 \frac $. Эта величина обозначается буквой $c$.
В других же средах наблюдается значительная разница в значениях скорости. Например, в воде скорость света меньше, чем в воздухе. При этом говорят, что вода является оптически более плотной средой, чем воздух.
Если пучок света падает на поверхность, разделяющую две прозрачные среды с разной оптической плотностью, то часть света отразится от этой поверхности, а другая часть проникнет во вторую среду. При этом луч света изменит свое направление — происходит преломление света.
Полноценное внутреннее отражение
Завершая наш небольшой экскурс, еще необходимо рассмотреть такой эффект, как полноценное внутреннее отражение.
Явление полноценного отображения
Для появления данного эффекта необходимо увеличение угла падения светового потока в момент его перехода из более плотного в менее плотную среду в границе раздела между веществами. В ситуации, когда данный параметр будет превосходить определенное предельное значение, тогда фотоны, падающие на границу этого раздела будут полностью отражаться. Собственно это и будет наше искомое явление. Без него невозможно было сделать волоконную оптику.
Применение оптической плотности в промышленности
Оптическая плотность — это физическая величина, определяющая способность вещества пропускать свет. В промышленности оптическая плотность широко используется для контроля качества и определения свойств материалов.
1. Контроль качества материалов
Измерение оптической плотности позволяет контролировать качество материалов на различных стадиях производства. Например, при производстве пленок и покрытий оптическая плотность позволяет определить равномерность нанесения материала и отследить наличие дефектов, таких как пузырьки воздуха или неровности покрытия.
2. Определение состава материалов
Оптическая плотность может быть использована для определения состава материалов. Путем измерения плотности с разными длинами волн можно получить спектральные характеристики материала и сравнить их с известными данными для определения его состава. Это особенно полезно в промышленности, где точное определение состава материалов играет важную роль в процессе производства.
3. Контроль прозрачности
Оптическая плотность также может быть использована для контроля прозрачности материалов. Например, в производстве стекла или пластмассовых изделий, оптическая плотность позволяет определить степень прозрачности материала и обнаружить наличие дефектов, таких как включения или мутность.
4. Исследование оптических свойств материалов
Оптическая плотность также используется для исследования оптических свойств материалов. Путем измерения плотности в зависимости от длины волны можно получить информацию о пропускании, отражении и поглощении света материалом. Эта информация может быть использована для разработки и улучшения оптических материалов, таких как линзы, фотоэлементы и оптические приборы.
В итоге, оптическая плотность играет важную роль в промышленности, позволяя контролировать качество материалов, определять их состав, контролировать прозрачность и исследовать оптические свойства. Это позволяет совершенствовать производственные процессы и создавать новые материалы с нужными оптическими свойствами.
Важность оптической плотности в цифровой фотографии
Оптическая плотность в цифровой фотографии — это важное понятие, которое влияет на качество изображений и их воспроизведение на различных устройствах. Она определяет, насколько светопропускание через среду или материал влияет на получаемое изображение и его яркость
Применение оптической плотности позволяет контролировать количество света, проникающего в объектив фотокамеры и дальнейшую передачу этого света на фоточувствительную матрицу или пленку. Это необходимо для достижения правильного экспонирования и детализации изображения.
При съемке фотограф должен учитывать такие факторы, как яркость сцены, световые условия, используемый объектив и другие параметры. Оптическая плотность позволяет балансировать эти факторы и добиться оптимального результата.
В цифровой фотографии оптическая плотность может быть настроена на камере с помощью экспозиции, режимов работы и других настроек. Кроме того, она может быть скорректирована в фото-редакторе при обработке изображения.
Эффективное использование оптической плотности позволяет контролировать диапазон яркости и сохранить детали в темных и светлых областях изображения. Это помогает создать более качественные фотографии и передать атмосферу и настроение сцены с точностью.
В итоге, понимание и управление оптической плотностью являются важными навыками для фотографа, позволяющими получить идеально экспонированные и качественные изображения. Таким образом, она играет ключевую роль в цифровой фотографии и является неотъемлемой частью процесса создания фотографических произведений искусства.
Примечания[править | править код]
- ↑ Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — С. 352.
- ↑ Быстрова Е.А. . 2019. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Дата обращения: 21 сентября 2023.
- ↑ Лера Голубчикова. . НОЖ (20 ноября 2022). Дата обращения: 21 сентября 2023.
- ↑ . AiNews (2020). Дата обращения: 21 сентября 2023.
- . Алина Ефимова. SkillBox (31 марта 2022). Дата обращения: 21 сентября 2023.
- Карпов А.Д., Андриянова Н.В. Феномен устойчивых ошибок при решении когнитивных задач: описание и прогнозирование последействия негативного выбора // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 3. — С. 98—104.
- ↑
- ↑ Стивен Сломан, Филип Фернбах. 390. Правообладатель: Азбука-Аттикус (2017). Дата обращения: 21 сентября 2023.
- . Эмерджентный блог. Дата обращения: 21 сентября 2023.
Преломление света. Закон преломления света
Из прошлых уроков вы уже знаете, что в однородной среде свет распространяется прямолинейно. Но в жизни много ситуаций, когда свет проходит через разные вещества до того, как достигнет наших глаз.
Например, через оконные стекла мы отлично видим все, что происходит на улице. А через стекла в межкомнатных дверях мы можем видеть только размытые силуэты того, что находится за дверью. Тот же самый пример можно привести и с прозрачной и мутной водой.
Значит, получаемое нашими глазами изображение как-то связано с тем, через какие среды проходит свет. Двигаясь прямолинейно в одной среде, он переходит в другую и снова двигается прямолинейно. Что же происходит при этом переходе из одной среды в другую?
Так, вам предстоит узнать новое понятие — преломление света. В ходе данного урока вы узнаете закономерности этого явления, рассмотрите различные опыты и научитесь применять полученные знания для решения задач.
Заключение
Практическое применение особенностей поведения светового потока дали очень многое, создав разнообразные технические приспособления для улучшения нашей жизни. При этом свет открыл перед человечеством далеко не все свои возможности и его практический потенциал еще полностью не реализован.
Как сделать бумажный светильник своими руками
Как проверить работоспособность светодиодной ленты
Урок по физике
в 11 классе по теме «Преломление света»
.
Цели урока:
проверить знание законов отражения;
научить измерять показатель преломления стекла, используя закон преломления;
развитие навыков самостоятельной работы с оборудованием;
развитие логического мышления, памяти, умение подчинять внимание выполнению заданий. воспитание аккуратной работы с оборудованием;
воспитание аккуратной работы с оборудованием;
воспитание сотрудничества в процессе совместного выполнения задач.
Межпредметные связи:
физика, математика, литература.
Тип урока:
изучение нового материала, совершенствование и углубление знаний, умений, навыков.
Оборудование:
Приборы и материалы для лабораторной работы: стакан высокий вместимостью 50 мл, пластина стеклянная (призма) с косыми гранями, пробирка, карандаш.
Чашка с водой, на дне которой монета; тонкий стеклянный стакан.
Пробирка с глицерином, стеклянная палочка.
Карточки с индивидуальным заданием.
Демонстрация:
Преломление света. Полное внутреннее отражение.