Король бездорожья: 9 фактов о советском мотоцикле “урал”

Урал соло (solo) — классический дорожный мотоцикл

Судьба Ирбита

Как отметил исполнительный директор Ирбитского мотоциклетного завода Владимир Курмачёв, антироссийские санкции ударили по производству, ограничения на авиасообщение со странами Европы и Запада нарушили логистику. По этой причине усложнилась транспортировка импортных запчастей, которые используются при производстве «Уралов». Ко всему прочему Ural Motorcycles не может осуществлять поставки готовых мотоциклов покупателям из других стран. Поэтому площадка в Казахстане станет второй – для сборки мотоциклов, которые отправятся в США и страны Европы.

«Раз сегодня есть проблемы, связанные с поставками нашей продукции в некоторые страны, вот мы и хотим попробовать создать в Казахстане нашу сборку», – объяснил Владимир Курмачёв.

По его словам, на Ирбитском мотоциклетном заводе продолжается сборка «Уралов». На прошлой неделе контейнер с техникой был отправлен в Китай. Сейчас работники завода готовятся к производству новой партии мотоциклов.

О сложностях в торговых отношениях говорят и знакомые с производством ИМЗ ирбитчане. Тестировщик мотоциклов из Ирбита Сергей Лежнёв отмечает, что некоторые дилеры вовсе отказались торговать российской техникой. Даже поступали предложения сменить название «Урал», но руководство предприятия с такими требованиями не согласилось.

Самый большой рывок в экспорте ирбитских мотоциклов произошёл в 80-е.

Мотожурналист телеканала «Авто Плюс» Павел Курлапов считает, что популярность «Уралов» за рубежом объяснима:

– Во-первых, это единственный мотоцикл с коляской, который выпускается серийно. А во-вторых, это russian exotic, как автомат Калашникова и русская матрёшка. Вместе с тем это абсолютно современная техника, которая позволяет на ней ездить без каких-либо проблем и при этом быть не как все. Примерно, наверное, так же, как у нас популярен Harley-Davidson, потому что это такой настоящий американский мотоцикл с духом свободы. Понятно, что мы не можем сравнивать объёмы продаж, потому что мотоцикл с коляской – это вещь достаточно специфичная. Он не каждому подходит, и не все понимают прикол езды с коляской.

Тем не менее популярность «Уралов» в России несколько угасает, говорит Курлапов, и сегодня мотоциклы покупаются здесь чаще всего в коллекционных целях.

– «Урал», как и любой мотоцикл, штука достаточно дорогая. Он стоит не дешевле, чем среднестатистический японский мотоцикл. А у узкой группы людей к «Уралу» до сих пор массово сохранилось отношение, что это мотоцикл для перевозки картошки. Раньше он использовался в сельскохозяйственных целях, но это уже давно не так. Поэтому, в общем, это удел энтузиастов, ценителей. В России ежегодно их продаётся десятки. Это совсем немного, – поясняет Павел Курлапов.

Достоверные факты

Услышав такое название как урал м-72, человек, действительно разбирающийся в истории отечественной техники, болезненно скривиться. А всё потому, что выпускавшаяся до 1961 года модификация никогда не имела приставки Урал.

Это не единственное заблуждение, касающееся мотоцикла-ветерана. Чтобы разобраться со всеми, придётся копнуть историю поглубже. Давайте по порядку:

  1. Некоторые полагают, что конструкция советского мотоцикла полностью скопирована с легендарного BMW R75 Sahara. С этой моделью познакомились в ходе Великой Отечественной войны сначала бойцы Красной Армии, а потом уже и советские. Это не так. BMW R75 отличался от отечественного аналога во многих деталях. Тут и другая конструкция двигателя, и привод на колесо коляски, и другая размерность покрышек.
  2. Куда ближе так называемый Урал М-72 был к предыдущей модели баварского производителя, имевшей индекс R-71. И хотя советские конструкторы, безусловно, опирались на разработки своих коллег из Германии, тут тоже не было полной идентичности:
    1. Мощность в 22 л.с. немецкие специалисты получили с двигателя, имевшего рабочий объём 597 куб. см. Для получения той же мощности нашим инженерам пришлось увеличить объём двухцилиндрового оппозитного мотора до 746 куб. см. Сказывалось отсутствие технологической базы, что не позволяло производить качественную обработку и подгонку деталей.
    2. Привод тормозов и сцепления на немецком мотоцикле был гидравлическим. У нас гидравлику заменили тросами. Это упростило конструкцию, но пострадала точность работы механизмов.
    3. Возросший объём двигателя потребовал переделки карбюратора. Устанавливавшиеся на мотоцикл М-72 в количестве двух штук (по одному на каждый цилиндр) отечественные карбюраторы К-37 конструктивно схожи с немецкими Graetzin G2, но имеют иное проходное сечение жиклёров. Карбюратор на мотоцикл Урал М-62, выпускавшийся несколько позднее, тоже имеет некоторые отличия.
    4. Сухой вес, по сравнению с немецким прародителем, имевшим массу 187 кг, возрос до 205 кг (без коляски).
    5. Расход топлива увеличился с 4,7 литра на сотню, до 6 литров на 100 км (также без коляски). Несмотря на то, что технические характеристики несколько изменились, внешне оба мотоцикла имеют несомненное сходство.
  3. Ещё одна причина, почему маркировка Урал М-72 неверна, вполне очевидна. Одна и та же модель, не отличающаяся даже фурнитурой эмблем, производилась несколькими предприятиями: ММЗ (Москва), «Красный Октябрь» (Ленинград), ГМЗ (Горький), КМЗ (Киев) и ИМЗ (Ирбит).
  4. Карданный вал, обеспечивающий надёжный привод на заднее колесо и являющийся гордостью владельцев, стало возможно использовать только благодаря тому, что мотоцикл комплектовался оппозитным двухцилиндровым четырёхтактным двигателем. Дело в том, что одно и двухцилиндровые мотоциклетные двигатели иной компоновки имеют неравномерный крутящий момент, который приходится компенсировать с помощью более эластичного привода – цепи или ремня..
  5. Электрооборудование, установленное на мотоцикл, работало при напряжении 6 вольт.
  6. Наиболее существенные изменения конструкция претерпела в 1956 году. Были внесены следующие изменения:
    1. Передняя опора распределительного вала двигателя получила вместо втулки шариковый подшипник.
    2. Редуктор главной передачи новой конструкции позволил существенно повысить ресурс трансмиссии.
    3. Тормозные барабаны получили штампованные венцы особой формы. Это потребовалось для надёжной фиксации спиц.
    4. Переднее крыло подняли над колесом, закрепив на подрессоренной части передней вилки.

Это что касается чисто технической стороны вопроса

Но есть и другие моменты, на которые стоит обратить внимание

Часть первая. Вводная.

Когда, в сентябре 2011-го года, я, по невероятному стечению обстоятельств, все же стал обладателем своего первого (и, к слову, не единственного) Уральского Литра, чувство эйфории переполняло меня по самое это самое. Казалось бы: – вот она мечта любого оппозитчика. Сам факт обладания этим чудом, выпущенным в количестве 20 экземпляров (аналогичного мотора с номером, превышающим 00020, вроде как еще, так и не нашли) превозносил все чаяния и мечты, и надежды, и фантазии… на качественно новый уровень. Представьте себе уровень моего ЧСВ в тот момент? Мой оказался с номером 00013 («если повар нам не врет», мне посчастливилось не только потрогать, но и обладать, еще одним Уральским Литром с аналогичным номером. Более того, если верить все тому же «повару», то и К-1000 с номером 00001, так же не минул моих рук) Оговорюсь сразу, все моторы из «цикла» М-73 – меня минули.

Таким, я первый раз увидел литровый мотор на авто.ру

История о вывозе мотора в подробностях описана тут

Практически сразу мотор уехал на капиталку к ВасеПЗ и деталей его ремонта, особенностей его конструкции, нюансов и прочего я почти не знал. На моторе сразу же выявился износ и задиры на ЦПГ, пробитый сальник коленчатого вала, да и всем прокладкам там за столько лет конец пришел давным-давно.

История

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71 (BMW-750), который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский мотоциклетный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учёте в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Начиная с 1950 года, завод начал подготовку к выпуску тяжелых дорожных мотоциклов М-72. В связи с отсутствием свободных площадей для монтажа технологического оборудования для нового мотоцикла М-72 завод избрал путь перехода на новую машину за счет создания переходящего запаса двигателей и трансмиссий мотоциклов К-1В в объёме годового плана. С 1952 г. производство мотоциклов К-1Б было прекращено, а мотоциклы К-1В в количестве 6 тыс. шт. выпущены из ранее созданного задела двигателей и трансмиссий. Моторный цех № 2 и цех № 3 инвалидных колясок освобождены для монтажа оборудования и освоения производства двигателя и коробки передач мотоциклов М-72 с начала 1952 года. В 4 квартале 1952 года завод выпустил 500 двигателей с коробками перемены передач М-72 и по решению Главмотовелопрома обеспечил выпуск 500 мотоциклов М-72 с экипажной частью, полученной с Ирбитского мотоциклетного завода. В освоении и выпуске первой партии двигателей и коробок переменной передачи особо отличились т.т. Дмитриков О. А., Мантуло П. У., Лисерман А. И. Дымарь С. Г., Целуйко Д. И., Елагин В. П., Николаев А. С. В течение последующих лет кооперация с Ирбитским мотоциклетным заводом сокращалась по мере освоения узлов и деталей экипажной части Киевским мотоциклетным заводом.

В 1953 году завод наращивает выпуск мотоциклов М-72 и готовится к выпуску новой более совершенной модели, мотоцикла М-53.

Коробка передач

За долгую историю существования мотоцикла его коробка передач претерпела несколько серьезных изменений и обзавелась задней передачей.

Комплектуют «Урал» двухвальной 4-ступенчатой коробкой переключения передач с шестернями постоянного зацепления. Идея использования вторичного вала КПП стала причиной повышения производительности трансмиссии и уменьшения габаритных размеров агрегата, что весьма актуально для двухколесной техники. Одно из достоинств коробки передач на российском мотоцикле заключается в высокой ремонтопригодности. Картер агрегата выполнен из алюминиевого сплава, на последних модификациях он получил заднюю крышку, что еще больше упрощает процесс сборки и разборки КПП.

Технические характеристики мотоциклов Урал 2015

Стоит отметить, что общего у всех 7-ми моделей достаточно много, в составе каждой из них имеется:

  • мощный оппозитный двигатель на 750 кубов;
  • неизменное воздушное охлаждение;
  • коробка передач на 4 скорости с возможностью ехать задним ходом.

Еще детьми мы должны были помнить тот самый оппозитный двигатель мотоциклов Урал, которые выдавали отличные скоростные данные. Сейчас же производитель решил доработать мотоцикл, увеличив его объем и мощность. Купив новую модель, вы будете не только довольны покупкой, но и надолго забудете про основные дефекты и частые поломки старых «Уралов». Новые модели получили доработки, так что теперь с двигателя масло течь не будет.

Новый урал 2015, фото которых будет ниже сегодня особенно популярен в Соединенных Штатах. Там ценят подобную технику, хоть и в России она теряет спрос ввиду высокой цены для потребителей. В 2015 году и в дальнейшем мотоциклы компании ИМЗ в большей доле поставляются именно в США.

Шесть из семи моделей 2015 года сохранили стандартную коляску, только «Ретро Соло» ее не получила. Все без исключения новинки получили возможность включать задний ход, а модели Патруль и Gear Up вовсе обзавелись полным приводом. Про Уралы всегда отзывались положительно с точки зрения проходимости, ведь мотоцикл мог выбраться из любой сложной ситуации. С новым полным приводом 2 модели могут еще лучше преодолеть эти барьеры, нажав всего на 1 рычаг. Как выше упоминалось, мотоциклы имеют разный тип, например модель «Ретро Соло» не имеет коляски, что позволяет ее отлично чувствовать себя в путешествиях и езде по городу.

Конечно, есть у новинок один жирный минус, отталкивающий клиентов – высокая цена. В среднем за модели 2015 года просят от 500 до 700 тыс. рублей, и большинство людей покупают японские быстрые байки. Но все равно некоторые любители советской классики будут их покупать и ностальгировать при езде на дорожных мотоциклах Урал. Давайте кратно рассмотрим некоторые из новинок урал мотоцикл 2015, фото и их характеристики.

Мотоцикл Урал Соло

Цена этого мотоцикла 559 000 рублей, и главным преимуществом перед другими новинками является отличный дизайн и отсутствие коляски. То есть изначально мотоцикл создавали как ретро модель с отличными характеристиками. Все элементы здесь гармонируют друг с другом, имеется старое сиденье, оббитое кожей, множество хромированных элементов, черный цвет большинства делателей и каплеобразный бак.

Эта модель словно знаменует военные времена, что подчеркивает дизайн Урал Соло. Двигатель здесь такой же, как и у предыдущих моделей, 2 цилиндра и 745 кубов. С такими габаритными размерами новинка может отлично ездить по городу даже при интенсивном движении.

До 2000-х годов

К началу 80-х годов на предприятии был запущен в строй новый высокоавтоматизированный производственный комплекс. Его расчетная мощность выпуска составляла 450-т тыс. мотоциклов в год. В течении 1981-82 гг. на заводе выпускалась мототехника моделей «ИЖ Юпитер — 4» и «ИЖ Планета -4». В 1985-м году в производство запустили модель «ИЖ Юпитер — 5», а в 1987 году вышел в свет мотоцикл «ИЖ Планета — 5». Для этой модели был разработан редизайн внешнего вида и двигатель мощностью 22-е л. с. Вскоре современный внешний вид был уже на всех выпускаемых мотоциклах ИЖ.

До начала 90-х годов в конструкторском бюро спроектировали новые модели мотоциклов, в основе разработок лежал японский двигатель ХТ-550. Техника получила название «Орион», «Марафон», «Спринтер», модели отличались передовыми техническими характеристиками, стильным дизайном и сулила большие перспективы при реализации проектов.

С 1992 по 1996 годы на Ижевском заводе мотоциклов делают уникальную разработку – грузовой модуль ИЖ 9.604 ГР и боковой прицеп ИЖ 9.204. Дополнительные модули были сконструированы таким образом, чтобы устанавливать на любую модель мотоциклов «Юпитер» и «Планета». Чтобы установить грузовой модуль требовалось снять заднее колесо мотоцикла и закрепить дополнительный отсек, таким образом, получался трехколесный мотоцикл грузового назначения.

В течение трех лет (1995-1998 гг.) на заводе разрабатывались новые двигатели и самовсасывающийся центробежный насос. В 1997 году был разработан мотоцикл для транспортировки противопожарного оборудования ИЖ 6.92001, а также грузовая модель ИЖ 6.920 ГР. К 2000-му году на предприятии заявили о разработке конструкции нового мотоцикла в стиле чоппер (Иж 6.113-05), рабочее название – «Юнкер».

Современное положение дел

Мотоцикл Урал имеет массу поклонников. Среди байкерского движения в США, ЕС, Канаде, есть немало клубов любителей этих мотоциклов. Несколько образцов ирбитской техники купил даже король Иордании. Полторы тысячи мотоциклов Урал купили в Ирак и они даже участвовали в военных действиях. Американские военные утверждают, что их переделали под установку противотанковых ракет.

США, Канада и Евросоюз – основные покупатели отечественного мотоцикла. Дилерские центры есть даже в Японии и Австралии. Так что, современный мотоцикл Урал купить можно во всём мире, прямо в официальном представительстве ирбитского завода.

Список моделей, выпускаемых заводом:

  • М72 – та самая копия немецкой техники. Производился серийно с 1940 по 1961 год. Классика, проверенная временем.
  • М-52. Модель с двигателем 500 кубов и ходовой от БМВ.
  • «Урал» М-62. Выпускался с 1961 по 1965. Усовершенствованная коробка, подвеска, распредвал.
  • «Урал-2» М 63. 1963-1980
  • «Урал-3» М-66. 71-75 годы.
  • «Урал» М-67. 1973-77 годы.

  • «Урал» М-67-36 (1976—1983 гг.);
  • «Урал» ИМЗ — 8.103 — с новой коробкой передач и электрооборудованием;
  • «Урал» ИМЗ — 8.103-10 (1986—1994 гг.) — с повышенной проходимостью, для сельской местности;
  • «Урал» ИМЗ-8.103-30 (1983—1986 гг) с модернизированной задней подвеской;
  • «Урал» ИМЗ-8.103-40 Турист — с рычажной передней вилкой;
  • «Урал» ИМЗ-8.123 Соло — одноместный мотоцикл, собранный на базе ИМЗ-8.103-10, получил двигатель мощностью 40 л. с.,
  • «Урал» ИМЗ-8.1037 GEAR-UP;
  • «Урал» ИМЗ-8.1243 Вояж;
  • «Урал» ИМЗ-8.1024 Кобра;
  • «Урал» ИМЗ-8.1238 Волк (1999—2011 гг.) — российский чоппер. Собирался под заказ для байкерских клубов. Это мотоцикл Урал тюнинг которого превращает его в конкурента любого Harley Davidson;
  • «Урал» ИМЗ-8.1036 Ретро.

Мотоцикл Урал технические характеристики (за основу берём «Ретро»):

  • Габариты (длина, ширина, высота): 2,22х1,63х1,02 м.
  • Дорожный просвет – 14 см.
  • Полная масса – 610 кг.
  • Объём бака – 19 литров.

  • Максимальная скорость – 120 км/ч. Для «Ретро-соло» — 150 км/ч.
  • Расход горючего – по трассе – до 5 литров, по городу – до 7.
  • Объём двигателя – 750 куб. см.
  • Тип двигателя – двухцилиндровый, 4-тактный оппозитный.
  • Есть электро- и кик-стартер.
  • Электрооборудование – 12В, генератор 500 Вт.
  • КПП – четырёхступенчатая.

Запчасти на мотоцикл Урал купить не сложно. Продаются они в любом городе России. А даже, если что-то не найдёте, можно заказать прямо с завода.

Если же вас интересуют запчасти на какой-нибудь раритет, стоит поискать по объявлениям. Народ часто распродаёт детали, или старую технику на запчасти. Так что можно купить за копейки чуть ли не целый мотоцикл. Можно даже приобрести несколько и собрать из них один-два полностью на ходу. После лёгкой модернизации, они вполне могут прослужить ещё с десяток лет, при хорошем обращении.

Купить мотоцикл Урал новый можно как через Интернет, так и в любом из представительств ирбитского предприятия, которые есть во многих городах России. Даже в США есть около 60 дилерских центров завода.

Сейчас поднимается новая волна популярности старой техники. Мотоциклы 50-х ремонтируются, реставрируются. Делается тюнинг. Их превращают в настоящие шедевры. После качественного модинга они дадут фору даже американской классике.

В Ирбите открыт государственный музей мотоциклов Урал. Мотоцикл Урал видео о музее:

Дизайн

В военные годы о внешности мототехники никто не думал, поэтому мотоцикл М72 получился таким, каким и должен был – угловатым, железным и брутальным. Это исчадие советской промышленности в те годы выпускалось исключительно в комплектации с люлькой и пулемётом! Версия для гражданских начала продаваться в 1955 году, отличаясь модифицированным двигателем и мелкими стилистическими изменениями, но всё равно она была приспособлена для установки вооружения в случае необходимости. Все владельцы даже обязаны были ставить свою собственность на учёт в военкомате, так как в случае войны они могли быть реквизированы для армейских нужд.

Какие модели мотоциклов «Урал» имеются еще?

Наиболее стильным в рассматриваемой линейке считается мотоцикл «Урал Ретро». Он стилизован под старину и пользуется успехом не только на отечественном рынке, но и в Великобритании, и США. Разработаны версии с правым рулем для удобства адаптации в странах с особыми правилами дорожного движения.

На заводе ИМЗ в 2014 году стартовала очередная модернизация, позволившая изменить характеристики всех серийных моделей. Детали подверглись существенной обработке, а также усилению комплектующих элементов, начиная от корпусных обвесов, заканчивая силовым агрегатом и топливной системой. Среди инноваций можно выделить следующие новшества:

  • появление электронного впрыска топлива;
  • оснащение всех колес дисковыми тормозами;
  • монтаж гидравлического рулевого демпфера;
  • использование в компоновке композитных материалов.

Совместимость советских наработок и современных технологий дала возможность довести мотоциклы «Урал» (фото всех моделей представлено в статье) до качества мирового уровня. Об успехе говорят реальные цифры, которые свидетельствуют о том, что более 90 процентов выпускаемой техники от этого производителя идут на экспорт.

Механизмы управления мотоциклом Урал М 62

Механизмы управления мотоциклов Урал М 62 подразделяются на ручные и ножные.

Рычаги привода сцепления и тормоза переднего колеса мотоцикла М-61 расположены на руле концами наружу.

Ручка управления дросселями карбюраторов одно тросовая катушечного типа. Трос в ручке наматывается на барабан и через специальный переходник передает усилие на тросы управления дроссельными заслонками каждого карбюратора.

На мотоцикле М62 применена двух тросовая ручка управления дросселями. На барабан наматывается цепочка, жестко связанная с ползунком, к которому крепятся тросы управления дроссельными заслонками.

Рычаг опережения зажигания на мотоцикле М62 отсутствует, так как на нем устанавливается автомат опережения зажигания.

Тормоза механизмы управления мотоциклов Урал М 61 и М 62 одинаковы по своей конструкции.

Тормозные колодки ручного и ножного тормозов взаимозаменяемы.

Каждая пара колодок стягивается двумя пружинами.

Разжимные кулаки ручного и ножного тормозов имеют на своих наружных концах мелкие шлицы, на которых укрепляются рычажки.

Рычажок ручного тормоза связан с тросом, а ножного тормоза с тягой управления.

Регулировка ручного тормоза осуществляется при помощи регулировочного винта на крышке тормозного барабана.

Регулировка ножного тормоза выполняется при помощи регулировочной гайки-барашка на переднем конце тормозной тяги.

https://youtube.com/watch?v=WjJhy_4a1-c

Технические характеристики

Сделаем полный разбор технических данных на основе одной из первых моделей – Урал М-62.

Урал М-62

Тяжелый советский мотоцикл был оснащен четырехтактным карбюраторным двухцилиндровым двигателем с оппозитным расположением цилиндров и воздушным охлаждением:

  • рабочий объем – 649 куб. см;
  • диаметр цилиндра – 78 мм;
  • ход поршня – 78 мм;
  • степень сжатия – 6,2;
  • максимальная мощность – 28 л. с., 20,6 кВт;
  • частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности – 5 000-5 200 об./мин.;
  • максимальный крутящий момент – 47 нм;
  • карбюратор – К-38;
  • воздухоочиститель – комбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой.

Трансмиссия:

  • сцепление: сухое двухдисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон;
  • карданная передача: карданный вал с эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках;
  • главная передача: пара конических колес со спиральными зубьями, передаточное число – 4,62;
  • коробка передач: четырехступенчатая, с передаточными числами на 1, 2, 3, 4 передачах 3,6, 2,28, 1,7, 1,3 соответственно.

Электрооборудование:

  • система зажигания – батарейная;
  • напряжение – 6 В;
  • аккумуляторная батарея – ЗМТ-12;
  • генератор – Г-414;
  • реле-регулятор – РР-31;
  • прерыватель-распределитель – ПМ05;
  • катушка зажигания – Б201.

Ходовая часть:

  • рама – трубчатая двойная закрытого типа;
  • подвеска переднего колеса – телескопическая вилка с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия;
  • подвеска заднего колеса – пружинная;
  • ход переднего колеса – 80 мм;
  • ход заднего колеса – 60 мм;
  • размер шин – 3,75-19 дюймов;
  • тормоза – колодочные, с фрикционными накладками на переднем и заднем колесе.

Заправочные объемы:

  • топливный бак – 22 л;
  • картер двигателя – 2 л;
  • картер коробки передач – 0,8 л;
  • картер главной передачи – 0,15 л;
  • воздухоочиститель – 0,2 л.

Габариты:

  • длина – 2 420 мм;
  • ширина – 1 650 мм;
  • высота – 1 100 мм;
  • база мотоцикла – 1 100 мм;
  • дорожный просвет при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах – 125 мм;
  • колея – 1 130 мм;
  • максимальная скорость – 95 км/ч.;
  • масса – 340 кг;
  • максимальная нагрузка – 255 кг;
  • средний эксплуатационный расход топлива на 100 км пути при движении в различных дорожных условиях с переменной нагрузкой – 6 л.

Модельный ряд мотоциклов Урал

Мотоциклы «Урал» производятся ирбитским мотоциклетным заводом, расположенным в Свердловской области. Первые модели мотоциклов «Урал» были скопированы с немецких BMW во время Второй мировой войны. Производство и выпуск советских аналогов начался тогда же, противопоставив первые модели Урал М72 немецким R71.

Данная марка примечательна тем, что единственная занимается созданием мотоциклов тяжелого класса в России. Большинство моделей оснащено коляской и экспортируется за рубеж. Они больше популярны на рынках США, Европы и Азии, чем на родине.

Наиболее известными моделями мотоциклов «Урал» являются:

  • М72. Эта модель произведена в 1940 году и считается первым тяжелым мотоциклом, созданным на базе немецких разработок. Ее выпуск и модернизация происходили вплоть до 1960 года.
  • M62. Данная модель получила более высокую мощность двигателя, благодаря новаторским решениям инденеров. Также изменилась и коробка передач, которую начали собирать из зубчатых муфт вместо кулачковых. Эти мотоциклы выпускались с 1960 по 1965 год.
  • «Волк» — разработка завода, спасшая концерн от развала в период кризиса 90-х годов. Эта модель является первым российским чоппером. К преимуществам «Волка» относят дизайн и инженерные решения. Эти мотоциклы стали очень популярны среди байкеров.
  • Серия «Ретро» выпускается концерном до сих пор. Дизайн этих мотоциклов выполнен в стилистике середины 20-го века в то время, как техническая составляющая отвечает всем современным стандартам.

Как можно снизить расход топлива на Урале или Днепре

Каждый владелец своего любимого мотоцикла всегда желает его как-то усовершенствовать и улучшить. Как правило самые тяжелые доработки касаются технической части мотоцикла. А количество доработок наших мотоциклов, включая и тяжелые колясочники просто огромный, начиная от исправления заводских косяков, заканчивая улучшением характеристик посредством установки нового железа, именно о втором моменте и хотелось бы сегодня поговорить.

Вообще подход к этому вопросу у всех совсем разный, так как кто- то может и не придать значение расходу своего мотоцикла, считая цифру допустимой, а некоторые наоборот считают расход запредельно высоким, не входящим в какие либо рамки. Вся система питания колясочника в общем банальна и просто, и что бы что- то в ней улучшить не надо быть механиком с огромным запасом знаний.

Путь топливно- воздушной смеси начинается с забора воздуха, который естественно проходит некую очистку в воздушном фильтре, он как правило бывает чаще всего бумажный или масляный с волокнистым наполнителем, на зарубежных мотоциклах еще встречается поролон. Стоит исключить фильтры нулевого сопротивления, которые дают незначительный прирост мощности, но увеличивают при этом расход. Так же логично убрать все возможные подсосы, что бы путь воздуха от вохдухана до карбюратора был герметичный. Воздухан должен быть чистым и не мешать поступлению воздуха, поэтому следует обратить на чистоту фильтрующего элемента. Так же не редко воздухан служит причиной «богатящей» топливно- воздушной смеси.

Ну и ключевое- карбюраторы. Начну сразу с того что карбюраторы ниже серии К- 68 имеют априори не маленький расход топлива, это подтверждает сам производитель карбюраторов, и на практике тоже заметно, расход на К- 68 ниже на 10-15%, это обосновано его технологическими решениями в виде овального впускного окна, новой заслонки круглой формы, и более короткой иглы, и еще некоторых мелочей. Казалось бы все банально просто, но К- 68 не верх совершенства. Так же требуют хорошей настройки, ее мы касаться не будем, так как этот вопрос поднят уже чуть ли не на каждом форуме и не один раз

Стоит отдать так же внимание синхронности карбюраторов, а именно уровень поднятия заслонок, что тоже в значительной степени влияет на расход. Исключить подсосы между карбюратором и головкой цилиндра

Установка К- 68 возможно не даст желаемого эффекта при установке, в этом случае стоит обратить внимание на состояние ЦПГ в целом, так как изношенная ЦПГ будет в прямом смысле «пожирать» топливо и давать минимум отдачи.

Зажигание так же играет не последнюю роль в этом деле

Оно не должно быть поздним однозначно, этому следует уделять внимание, а особенно рекомендуется установить электронное, относительно не дорогой «тюнинг» но очень эффективен, за счет качественного искрообразования происходит более лучшее сгорание смеси

Вывод

Многие байкеры начинали с оппозитных ветеранов дорог, найденных в дедушкином гараже. Урал М 67 — отличная учебная парта, которая научит не только ездить, но и обслуживать мотоцикл, и разумеется, чинить. И после этого исчадия советского мотопрома вам любой другой байк будет по плечу! Это тот самый случай, когда начать с конструктивно простого мотоцикла будет хорошей идеей, тем более что изрядное их количество всегда можно найти на вторичном рынке, и за очень скромные деньги.

Технические характеристики

Мощность: 36 Л.с.
Тип Двигателя (расположение цилиндров): Оппозитный
Количество цилиндров: 2
Объем двигателя: 649 см3
Тип охлаждения: Воздушное охлаждение
Трансмиссия: 4-ступенчатая, механическая
Привод: Кардан
Рама: Стальная трубчатая
Вес: 330 с коляской кг
Емкость бака: 19 л.
Максимальная скорость: 105 км/ч
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: