⟦Характеристики полувагонов⟧
Производительность грузоперевозок зависит от того, какие технические характеристики имеет полувагон. Одна из важнейших характеристик полувагона является грузоподъемность. Чем больше грузоподъемность, тем меньше себестоимость перевозки. На сегодняшний день по железным дорогам курсирует по большей части четырехосный вид полувагона, грузоподъемность которого от 65 до 75 тонн. В настоящее время повышение грузоподъемности вагонов достигается путем увеличения количества осей. Так, модели, оборудованные восемью осями, имеют грузоподъемность от 100 до 130 тонн.
Еще одна очень важная характеристика это сроки эксплуатации. Производителями устанавливаются два срока службы: 22 года для вагонов, выполненных из низколегированной стали (09Г2С, 09Г2Д) и 32 года, для вагонов, произведенных из высокопрочной стали (10ХСНД, 10ХНДП). Однако по факту, полувагоны, путешествующие по железнодорожным магистралям, служат в полтора, а то и в два раза дольше установленного срока.
При текущих условиях развития спрос на полувагоны растет с каждым годом. Поэтому конструкторы разрабатывают новые современные грузовые вагоны, обладающие большей вместимостью и грузоподъемностью. На сегодняшний день по железнодорожным магистралям России уже курсируют грузовые вагоны, обладающие грузоподъемностью 200 тонн.
Преимущества перевозки топлива по железной дороге
- Большая разветвлённость дорог. Перевезти топливо по жд можно в любую точку страны, где есть жд станция или оборудованная подъездными путями нефтебаза.
- Скорость. Она мала по отношению к автомобильным перевозкам, но значительно выше скоростей речных и морских транспортировок.
- Всесезонность перевозок топлива. ЖД транспорт работает круглогодично — и зимой, и летом, при любой погоде.
- Большие объёмы. Перевозка топлива вагонами выгодна поставщикам и получателям партий объёмами от 60 т до нескольких тысяч тонн. Водный транспорт может перевозить больше, но сделок такого масштаба намного меньше.
Кроме преимуществ, специалисты отмечают также и недостатки, присущие жд перевозкам:
- Высокие тарифы, связанные с монополизмом — все железные дороги принадлежат «РЖД», а весь парк вагонов — лишь двум операторам.
- Необходимость в наличии специального оборудования для обслуживания цистерн, что увеличивает стоимость транспортировки ДТ.
- Неизбежные потери горюче-смазочных веществ, происходящих при загрузке и выгрузке жидких нефтепродуктов.
Дизельное топливо считается опасным грузом, поэтому его перевозка осуществляется по специальным правилам. Они подробно регламентируют все моменты упаковки, маркировки, транспортировки и хранения этого груза. Кроме этого, каждая тара с ДТ должна иметь обозначение опасного груза, а также специальную маркировку и манипуляционные знаки.
Если вы собираетесь купить дизельное топливо и перевезти его к месту назначения по жд, обращайтесь в нашу компанию. Доставка будет сопровождаться:
- составлением комплекта сопроводительных документов;
- отслеживанием всего пути перемещения груза;
- контролем за процессами погрузки и выгрузки.
Звоните по номеру +7 (812) 426-10-10. С нами удобно, доставка 24/7
⟦Виды и модели полувагонов⟧
Модель 11-Н003
Вагон с четырьмя осями для среднетоннажных контейнеров на базе полувагона с тормозной площадкой. Грузоподъёмность — 33 т Масса вагона (тара) — 22,4 т
Модель 12-119
Четырех осевой цельметаллический полувагон с глухими торцовыми стенами. Грузоподъёмность — 69 т Масса вагона (тара) — 22,5 т Объём кузова — 76 м3
Четырех осевой полувагон со съемной крышей. Грузоподъёмность — 68 т Масса вагона (тара) — 25,6 т Объём кузова — 90 м3
Модель 12-132
Четырех осевой полувагон, с люками в полу и глухими торцовыми стенами. Грузоподъёмность — 70 т Масса вагона (тара) — 24 т Объём кузова — 88 м3
Четырех осевой полувагон со съемной крышей. Грузоподъёмность — 64 т Масса вагона (тара) — 30 т Объём кузова — 88 м3
Модель 12-159
Четырех осевой специализированный полувагон для перевозки автомобилей. Грузоподъёмность — 64 т Масса вагона (тара) — 29 т
Четырех осевой полувагон с глухим кузовом. Грузоподъёмность — 69 т Масса вагона (тара) — 25 т Объём кузова — 88 м3
Четырех осевой полувагон для перевозки рулонной стали. Грузоподъёмность — 70 т Масса вагона (тара) — 24т
Четырех осевой полувагон с глухим кузовом. Грузоподъёмность — 67 т Масса вагона (тара) — 27 т Объём кузова — 132 м3
Четырех осевой полувагон для перевозки бунтов проволки-канатки. Грузоподъёмность — 66 т Масса вагона (тара) — 28 т
Модель 12-508
Восьми осевой полувагон для перевозки различных материалов. Грузоподъёмность — 125 т Масса вагона (тара) — 45,17 т Объём кузова — 137,5 м3
Шести осевой цельметаллический полувагон. Грузоподъёмность — 94 т Масса вагона (тара) — 32,4 т Объём кузова — 106 м3
Модель 19-923А
Четырех осевой полувагон для сыпучих стройматериалов. Грузоподъёмность — 70 т Масса вагона (тара) — 22 т Объём кузова — 61 м3
Модель 20-471
Четырех осевой полувагон-хоппер для горячих окатышей. Грузоподъёмность — 65 т Масса вагона (тара) — 23 т Объём кузова — 42 м3
Модель 22-466
Восьми осевой полувагон с глухим кузовом для медной руды. Грузоподъёмность — 105 т Масса вагона (тара) — 44,4 т Объём кузова — 63,3 м3
Четырех осевой полувагон-хоппер для торфа. Грузоподъёмность — 58 т Масса вагона (тара) — 25,5 т Объём кузова — 110 м3
⟦Устройство и конструкция⟧
У полувагонов в отличие от крытых грузовых вагонов отсутствует крыша. Они бывают с вертикальными стенами и плоским полом, имеющим люки для разгрузки, или с плоским глухим полом. Имеются полувагоны с наклонными стенами и разгрузочными люками.
На дорогах наибольшее распространение получили полувагоны с вертикальными стенами и плоским полом, имеющим люки. Сыпучий груз загружают в полувагон сверху, разгружают через люки. Груз высыпается наружу по наклонным плоскостям открытых крышек люков, поэтому такой вагон называется саморазгружающимся. Полувагоны разгружают также с помощью вагоноопрокидывателей.
Боковые стены четырехосного цельнометаллического полувагона сварные, состоящие из штампованных листов и стоек. Двустворчатые торцовые двери, подвешенные на шарнирах, открываются внутрь вагона. Они снабжены запорами, закрепляющими двери в открытом и закрытом положениях. Листы обшивки дверей имеют горизонтальные гофры, придающие им жесткость.
Слайд 10Полувагон модели 12-753Рама кузова (рис. 2) образована хребтовой 7, двумя концевыми
2, двумя шкворневыми 5 и четырьмя промежуточными поперечными 11 балками. Хребтовая балка сварена из двух Z-образных профилей 8 № 31, перекрытых двутавром 10 № 19, служащим для крепления петель 1 и навешивания на них крышек люков. В консольной части хребтовой балки установлены передние и задние упоры автосцепок. Передние упоры выполнены заодно целое с ударной розеткой 17. В зоне размещения поглощающих аппаратов снизу к хребтовой балке крепятся поддерживающие планки 14, а в зоне задних упоров − усиливающие накладки 13. Для крепления тормозного цилиндра на хребтовой балке установлены кронштейны 12.
Слайд 22Полувагон для технологической щепыПолувагон для технологической щепы (рис. 5) имеет грузоподъемность
58 т, тару 25,8 т, объем кузова 135 м3, длину по концевым балкам 17,83 м, высоту кузова внутри 2,61 м и 20 разгрузочных люков. Вагон спроектирован по габариту 1-Т. Рама 2 кузова этого вагона сварена из прокатных профилей, пол 1 образуется типовыми крышками разгрузочных люков, а боковые стены 3 состоят из гладкой металлической обшивки и подкрепляющего ее каркаса. Торцовые стены 4 выполнены глухими. Принципиальным отличием этого вагона от универсального является увеличенный объем его кузова, что обусловлено потребностью реализации расчетной грузоподъемности при невысокой плотности перевозимого груза.
Вагоны-гондолы для угля:
Главной особенностью вагонов-гондол для угля является наличие рохля — высоких стенок, предотвращающих рассыпание угля во время движения поезда. Кроме того, внутри гондолы устанавливаются специальные железнодорожные решетчатые полы, которые облегчают загрузку и выгрузку угля с помощью специальной техники.
Стандартная вместимость вагонов-гондол для угля составляет от 60 до 70 тонн. Однако, в зависимости от типа и модификации, вагоны могут иметь и большую вместимость. Например, некоторые современные гондолы могут перевозить до 100 тонн угля.
Для транспортировки больших объемов угля используются составы из нескольких вагонов-гондол. Такие составы могут состоять из 30-50 гондол, что позволяет перевозить значительные объемы угля за один раз.
Вагоны-гондолы для угля являются неотъемлемой частью железнодорожной инфраструктуры и играют важную роль в обеспечении энергетического сектора углем. Они обладают необходимыми свойствами и конструкцией для эффективной и безопасной перевозки угля на длительные дистанции.
⟦Размеры и габариты полувагонов⟧
Как вы уже поняли, модельный ряд полувагонов очень разнообразен и следовательно так же разнообразны габариты. Тем более, что полувагоны используются для перевозки массовых, насыпных и навалочных грузов (руда, уголь, лес, флюсы), штабельных и штучных грузов (оборудование, подстанции, контейнеры). И это так же влияет на размеры полувагонов, меняя от модели к модели длину и ширину в сторону увеличения или уменьшения. Но есть общий стандарт, который накладывается внешними факторами, такими как максимальная длина вагона или максимальная высота вагона. Ведь поезда проходят под мостами, под различными сооружениями, деревьями или проезжают в тоннелях. Что естественно не позволит сделать высоту вагона больше 5 метров.
Что касается длины вагонов, то здесь так же накладываются ограничения из за поворотах на железных дорогах. Длина вагона больше 25 метров не допустима на 80% железнодорожных путей, так как такой размер просто не позволит поезду входить в повороты. Такой вагон сойдет с рельс, тем более если он будет груженый, да еще и подвижным инертным материалом. Все же остальные габариты, зависят исключительно от модели полувагона и его назначения.
Преимущества
Главным достоинством практического применения мобильных разгрузчиков вагонов-хопперов от Compasstech выступает универсальность оборудования. Наши установки способны одинаково эффективно перемещать практически любые сыпучие материалы – от цемента до зерна.
Другими немаловажными достоинствами наших установок становятся:
- надежность и прочность конструкции, благодаря которым достигается продолжительный срок эксплуатации;
- ремонтопригодность, позволяющая быстро и без проблем восстановить работоспособность устройства путем замены вышедшей из строя детали;
- производительность, которая обеспечивается продуманным механизмом транспортировки грузов и отработанной технологией их перемещения;
- минимум потерь в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- соблюдение санитарно-гигиенических и экологических нормативов – как российских, так и европейских.
В качестве дополнительного плюса – различные варианты комплектации на выбор заказчика. Последнему предоставляется возможность получить оборудование, наилучшим образом приспособленное для работы в конкретных эксплуатационных условиях.
Слайд 15Полувагон модели 12-753Шкворневые и промежуточные поперечные балки выполнены переменной высоты по
длине для обеспечения их равнопрочности. Ко всем поперечным балкам приварены кронштейны 9, которые служат опорой для крышек люков в открытом положении. Боковая стена (рис. 3) кузова цельнометаллическая. Она состоит из каркаса и гофрированных листов 9 и 10. Каркас стены сварен из восьми стоек – двух угловых 3 и шести промежуточных 11, связанных верхней 7 и нижней 12 обвязками. Верхняя обвязка 7 состоит из двух холодногнутых профилей толщиной 6 и 7 мм и имеет форму замкнутой коробки, а нижняя обвязка 12 выполнена из прокатного уголка размером 160х100х10 мм. Все стойки изготовлены из гнутых профилей: угловые 3 − из специального профиля корытообразного сечения толщиной 8 мм, а шкворневые и промежуточные 11 − из Ω-образного профиля толщиной 9 −13 мм.
Виды вагонов
• полувагоны — предназначены для перевозки угля, песка, руды;
• крытые — пользуются спросом для коммерческих перевозок. Конструкция вагона закрыта со всех сторон, что позволяет перевозить продукты питания, бытовую технику, косметику, медицинские препараты, не боясь, что груз намокнет или испортится от влаги либо прямых солнечных лучей;
» data-medium-file=»https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony-300×188.jpg» data-large-file=»https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony-1000×625.jpg» gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony-1000×625.jpg» alt=»крытый вагон» width=»500″ height=»313″ data-srcset=»https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony-300×188.jpg 300w, https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony-1000×625.jpg 1000w, https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony-768×480.jpg 768w, https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony-1536×960.jpg 1536w, https://cdn-dvizhenie24.jq7.ru/2020/10/dvizhenie24_ru_009_lokomotivy-i-vagony.jpg 1800w» data-sizes=»(max-width: 500px) 100vw, 500px»/> Крытый вагон
• цистерны — для транспортировки жидкости: бензин, солярка, аммиак, минеральное удобрение;
• платформы — бывают с бортами и без них.
• хоппер — зерновые культуры или цемент.
Факторы, влияющие на вместимость вагона углем
Вместимость вагона углем зависит от нескольких факторов:
- Вес угля: Первым и основным фактором, определяющим вместимость вагона углем, является масса самого угля. Чем больше вес угля, тем меньше угля можно поместить в вагон.
- Тип угля: Различные типы угля имеют разную плотность, что также влияет на его вместимость в вагон. Например, антрацит является самым плотным типом угля, а бурый уголь — менее плотным.
- Технические характеристики вагона: Вместимость вагона углем зависит от его грузоподъемности, размеров и конструкции. Некоторые вагоны могут вмещать больше угля из-за своих особенностей.
- Метод погрузки: Уголь может быть погружен в вагон различными способами — вручную, с помощью конвейера или специального оборудования. Метод погрузки также может влиять на вместимость вагона углем.
- Состояние угля: Влажность и состояние угля могут влиять на его вместимость в вагон. Влажный уголь занимает больше места, чем сухой.
Таким образом, чтобы точно определить сколько тонн угля помещается в одном вагоне, необходимо принимать во внимание все вышеперечисленные факторы. Конкретные значения вместимости могут различаться в зависимости от условий и требований
Тип угля
В одном вагоне угля может поместиться разное количество тонн, в зависимости от типа угля. Существует несколько основных типов угля:
- Бурый уголь — в одном вагоне бурого угля может поместиться около 60 тонн;
- Каменный уголь — в одном вагоне каменного угля может поместиться примерно 50 тонн;
- Коксующийся уголь — в одном вагоне коксующегося угля помещается около 35-40 тонн;
- Битуминозный уголь — в одном вагоне битуминозного угля может содержаться до 50 тонн;
- Антрацит — в одном вагоне угля типа антрацит поместится примерно 40-45 тонн.
Точное количество угля, помещающегося в одном вагоне, может зависеть также от размеров и вместимости самого вагона.
Плотность угля
Плотность угля различается в зависимости от его качества. Например, плотность каменного угля составляет примерно 1,1-1,5 тонн на кубический метр, а плотность бурого угля — около 0,8-1,2 тонны на кубический метр.
В одном вагоне, вместимость которого составляет в среднем 60 кубических метров, в зависимости от типа угля можно поместить примерно от 48 до 90 тонн угля.
Сколько конкретно тонн угля может вмещать вагон, зависит от плотности конкретного угля, которым он заполнен.
Степень упаковки угля
В одном вагоне может поместиться разное количество угля в зависимости от его вида и фракции. Обычно вагоны для перевозки угля имеют стандартную грузоподъемность, которая составляет от 60 до 75 тонн. Это означает, что в одном вагоне можно разместить от 60 до 75 тонн угля.
Однако, стоит отметить, что фактическая степень упаковки угля может быть разной. Все зависит от способа укладки и состояния груза. В некоторых случаях уголь может быть упакован плотно и занимать всю доступную площадь вагона, что позволяет поместить максимальное количество тонн. В других случаях уголь может быть менее плотно уложен, что приведет к уменьшению его количества в вагоне.
Таким образом, вагоны для угля обычно вмещают от 60 до 75 тонн угля, но фактическое количество может варьироваться в зависимости от степени упаковки угля в вагоне.
Способы перевозки строительных бытовок
Для перевозки строительных бытовок нужен грузовик с манипулятором либо трал. Остановимся на каждом способе более подробно.
- Используя трал
Если необходимо перевезти сразу несколько бытовых контейнеров, можно использовать трал. Также этот способ подойдет для транспортировки негабаритного груза. Например, на платформе длиной 12 метров можно разместить два строительных вагончика. Это в значительной степени сократит расходы на перевозку.
Чтобы груз при транспортировке остался целым, не съехал и не повредился, на платформе его закрепляют специальными тросами и перетяжками.
Используя грузовик с манипулятором
Как правило, транспортировка строительных вагончиков осуществляется грузовой машиной с краном-манипулятором. Это грузовик с бортами, оборудованный крутящейся стрелой. Такой спецтранспорт различается по грузоподъемности: от 3 до 9 тонн. Автомобильная рама усиливается подрамниками, а шасси – опорами для закрепления. Эти условия повышают устойчивость и безопасность.
Существуют определенные нормативы по транспортировке негабаритных и крупногабаритных грузов, исходя из которых осуществляется выбор модели грузовика с манипулятором. В случае перевозки тяжелых металлических вагончиков для погрузки и разгрузки используется траверса. Деревянный вагончик можно поднять краном с малой грузоподъемностью.
При перевозке бытовок манипулятором необходимо:
- помнить о вылете стрелы: при увеличении вылета уменьшается грузоподъемность техники;
- рассчитать расстояние между манипулятором и местом выгрузки;
- предусмотреть обход возможных препятствий, затрудняющих работу крана. К таким относятся ЛЭП, заборы, овраги, тесные проезды и т. п.;
- оценить дорожное покрытие, при необходимости воспользоваться услугами манипулятора на базе вездехода.
В стесненных условиях городских улиц и дворов грузовая машина с подъемным краном очень удобна. Грузовик-манипулятор обладает высокой маневренностью, может захватить груз из самых труднодоступных мест. Кран поднимает груз, спокойно переносит через препятствие и устанавливает на платформу. Лучшим вариантом в случае необходимости перемещения строительного вагончика в пределах города (когда хорошие подъездные пути отсутствуют) будет обращение в специализированную компанию, которая может предоставить грузовую машину с манипулятором.
Стоит помнить, что вагончики, предназначенные для строительного городка, – это блоки с прямоугольными гранями. В их основе металлический каркас, сверху обшивка, внутри утеплитель, если нужно. Перевозку таких контейнеров нужно осуществлять, исходя из их конструкции. Деревянные вагончики легче транспортировать.
Перевозка строительных вагончиков автомобилем с манипулятором грузоподъемностью от 3 до 15 тонн имеет ряд преимуществ:
- Не нужно демонтировать вагончик, он захватывается краном целиком.
- При необходимости можно увеличить полезную площадь платформы, например, с помощью прицепа.
- Экономия за счет использования строительной машины типа 2 в 1 (грузовик + манипулятор).
- Минимальный расход топливного ресурса.
Несмотря на все положительные стороны такого способа транспортировки, существуют некоторые сложности. Может увеличиться расход топлива при дальних перевозках. Это связано с тем, что стрела манипулятора имеет силу сопротивления потоку воздуха. Вообще, транспортировку строительных вагончиков посредством грузовика-манипулятора лучше не осуществлять на дальние расстояния.
Факторы, влияющие на вместимость вагона:
Тип вагона: различные типы вагонов имеют разную вместимость. Некоторые вагоны могут иметь больший объем или носить большую грузоподъемность, что позволяет перевозить большее количество угля.
Размеры вагона: размеры вагона также влияют на его вместимость. Вагоны большего размера имеют больший объем и, следовательно, могут вместить больше угля.
Вес остальных грузов: если в вагоне помимо угля перевозятся другие грузы, их вес тоже может ограничить вместимость вагона. Большой вес других грузов может уменьшить доступное пространство для угля.
Стандарты безопасности: существуют определенные ограничения на максимальный вес груза, который может быть перевезен в одном вагоне, чтобы обеспечить безопасность поезда и предотвратить перегрузки
Нормы безопасности могут варьироваться в зависимости от страны или региона.
Распределение груза: важно правильно распределить уголь в вагоне, чтобы обеспечить равномерное распределение веса. Неправильное распределение груза может привести к нестабильности поезда и повышенному риску опрокидывания.
Техническое состояние вагона: состояние вагона также может влиять на его вместимость
Вагоны, требующие ремонта или имеющие повреждения, могут иметь ограничения на грузоподъемность.
Все эти факторы должны быть учтены при определении вместимости вагона и максимального количества угля, которое может быть перевезено. Регулярное обслуживание, правильная нагрузка и соблюдение норм безопасности помогут гарантировать успешную и безопасную перевозку угля железнодорожным транспортом.
Вагоны-хопперы для угля:
Вагоны-хопперы, используемые для перевозки угля, представляют собой специальные вагоны, которые позволяют эффективно и безопасно перемещать большие объемы угля с железнодорожных станций до потребителей. Эти вагоны имеют особое строение, которое обеспечивает удобную загрузку, разгрузку и хранение угля.
Внешний вид вагона-хоппера представляет собой контейнер с вместительностью, которая обычно составляет от 60 до 70 тонн угля. Основная особенность вагона-хоппера заключается в его днище, которое имеет грубую поверхность с отверстиями, позволяющими осуществлять слив угля при разгрузке.
Большинство вагонов-хопперов имеют специальные двери или ворота, которые позволяют легко загружать и разгружать уголь. Кроме того, вагоны обычно оборудованы полами с решеткой, чтобы уголь мог свободно просыпаться и равномерно распределяться внутри вагона.
Вагоны-хопперы для угля являются незаменимым средством для перевозки угля в промышленности. Они позволяют эффективно и безопасно перевозить большие объемы угля на длительные расстояния, что способствует удовлетворению потребностей энергетических предприятий и других промышленных объектов.
Слайд 17Полувагон модели 12-753Угловые стойки связаны с верхней обвязкой накладками 4 и
5, а с нижней обвязкой – косынкой 15. Для крепления поручня и придания основному профилю угловой стойки большей жесткости она по высоте связана накладками 1 и 2. Обшивка стены состоит из верхнего 9 толщиной 4 мм и нижнего 10 листов толщиной 5 мм. Для придания им необходимой жесткости листы снабжены продольными гофрами глубиной 40 мм. Для увязки и крепления груза внутри кузова боковые стены оборудованы увязочными кольцами 6 и скобами 16, а для установки лесных стоек — скобами 8. Для подтягивания вагона с помощью лебедки предусмотрены зачалочные скобы 17. На нижней обвязке стен закреплены планки 13, необходимые для размещения в них секторов запоров крышек люков и скобы 14, с помощью которых подтягиваются крышки ломом.
История цистерн в России [ править | править код ]
Первые вагоны-цистерны в России появились в 1863 году, это были вагоны зарубежного производства. Затем, в 1872 году, их начали строить в дорожных мастерских Грязе-Царицынской и Московско-Нижегородской железных дорог. Их появление было связано с необходимостью транспортировки от Волжских пристаней вглубь страны керосина, отгружавшегося с Бакинских нефтепромыслов. Первые цистерны строились двухосными с котлом диаметром 1360-1500 мм, длиной от 5 метров, объёмом котла от 8 до 10 кубометров .
Производились специальные виды цистерн. Так, при перевозке спирта для его защиты от нагревания котёл цистерны размещался внутри обычного крытого товарного вагона; эти вагоны имели специальные отличительные знаки. По специальным заказам производились мелкие партии цистерн для перевозки сильных кислот, сжатого газа, хлористого цинка и других химических веществ.
В 1901 году инженер Брант построил цистерну-платформу (микст). Она имела квадратный котёл, сверху которого находилась платформа для обратного попутного груза. Более совершенную конструкцию предложил в 1910 году Кубасов.
В 1905-1911 годах за счёт дополнительной надстройки к обычным цистернам их грузоподъёмность была увеличена с 12,5 до 16,5 т (1000 пудов).
В 1895 году Гротен спроектировал трёхосную цистерну, и в том же году на русских железных дорогах появилась первая четырёхосная цистерна системы Фокс-Арбель на специальных тележках. В последующие годы появилось ещё несколько типов четырёхосных цистерн грузоподъёмностью 25-33 т, все они имели ряд преимуществ перед двухосными, их было выпущено около тысячи штук.
Во время Первой мировой войны русские заводы строили 2-4 осные цистерны и для других стран европейской колеи, в то же время на русских железных дорогах появились трофейные цистерны, несколько отличающегося типа.
До революции основную часть парка в России составляли стандартные («нормальные») 750 и 1000-пудовые цистерны, которые эксплуатировались до конца 50-х годов .