Вертолетом на анализ
Характеристики сырой нефти влияют на способы ее добычи и на типы полезных продуктов, которые можно из нее получить. От этого также зависит цена на нефть. Тяжелая высокосернистая, читай «кислая», нефть обычно требует сложных и дорогостоящих методов переработки и транспортировки. Тяжелая сырая нефть без примесей считается более простой. Однако проще всего процессу переработки поддается легкая «сладкая» нефть: удалять примеси из нее не нужно, а извлечь маловязкую жидкость из недр легче. Вот почему она стоит дороже на мировом рынке.
Сырая нефть добывается и проходит первичную обработку на сухопутных и морских месторождениях. На каждом есть лаборатория, куда отправляют отобранные на всех этапах добычи пробы нефти. Перечень испытаний может отличаться в зависимости от задач и «возраста» скважины, самые распространенные тесты — определение плотности и температуры застывания нефти, вязкости и содержания в ней воды, механических примесей, хлористых солей, серы и сероводорода, парафина и асфальтенов.
Наталья Хисматуллина
начальник химико-аналитической лаборатории Восточно-Мессояхского нефтепромысла
На первых этапах разработки лабораторные исследования нефти нужны для определения оптимальных методов ее добычи, а при активной эксплуатации месторождения по ним можно судить об эффективности процесса добычи и «здоровье» скважин.
Отбор доверяют операторам добычи нефти. Они берут пробы из устья или с глубины скважины, используя специальные контейнеры, например стеклянные. Стекло не вступает в реакцию с углеводородами и не выделяет в них ничего «своего». В зависимости от исследования каждый образец имеет свой срок годности. Чем быстрее пробу нефти доставят в лабораторию, тем более достоверные результаты получат геологи. Иногда пробирки нужно доставить химикам так быстро, что приходится везти их вертолетом.
После того как сырая нефть прошла подготовку на месторождении, ее транспортируют к порту или нефтеперерабатывающему заводу с помощью трубопроводов, на танкерах или в железнодорожных цистернах. В ходе переработки нефти на предприятии ее превращают в полезные нефтепродукты с помощью дистилляции, крекинга, риформинга и других методов.
Углеводородная карта мира
Крупные запасы сырой нефти сосредоточены в Венесуэле, Саудовской Аравии, Канаде, Иране, Ираке, России, Кувейте и ОАЭ. По данным ученых, общие мировые запасы составляют 1757 миллиардов баррелей. Для сравнения в 2021 году запасы сырой нефти насчитывали 1735 миллиардов, а в 2020-м — 1727,5 миллиарда баррелей. Ежегодный рост связан с открытиями месторождений, более точными расчетами их потенциала, а также совершенствованием технологий добычи.
Крупными экспортерами сырой нефти в мире являются в том числе Саудовская Аравия, Россия, Иран, Ирак, ОАЭ. Среди значимых импортеров — Китай, Индия, Южная Корея. Вместе продавцы и покупатели «ходят» на глобальный рынок сырой нефти.
Экспортировать и импортировать сырую нефть проще, чем нефтепродукты. В противном случае на каждый сорт топлива — например, все марки бензина — потребовалась бы отдельная ветка трубопровода. Можно перевозить нефтепродукты по суше и морю, как это делается внутри страны, но при больших расстояниях и объемах грузов это дороже в сравнении с трубопроводами.
Россия является одним из ведущих мировых экспортеров сырой нефти. Сегодня основные поставки идут в Китай. Почти всю нефть, получаемую в ОАЭ, Иране и Ираке, поставляют в азиатские страны. Европейские страны имеют ограниченные собственные запасы энергии, но развитая промышленность делает их одними из крупнейших мировых импортеров сырой нефти.
Доля сырой нефти в производстве электроэнергии в последние годы сократилась почти до нуля в пользу природного газа и возобновляемых источников энергии. При этом сырая природная нефть и нефтепродукты остаются одним из основных энергоресурсов в мире: служат топливом и ингредиентами для тысяч видов продукции.
13 Haha Haha 13 13 Love Love 13 13 13
Процессы формирования нефти в природе
Нефть представляет собой ценную природную ресурс, образующуюся в результате сложного и длительного процесса.
Процесс образования нефти начинается с микроорганизмов, которые живут в океанах и других водоемах. Они погибают, а их останки оседают на дне. Затем, под действием давления, останки микроорганизмов превращаются в осадочные горные породы, такие как глина или песчаник.
С поднятием скорости накопления осадочных пород и под действием давления на глубине больше 2 километров происходит трансформация органического материала в кероген – вещество, из которого образуется нефть. Этот процесс называется катагенезом.
Дальнейший процесс превращения керогена в нефть происходит при температурах от 60 до 160 градусов Цельсия и выше. На этом этапе происходит разложение керогена на более простые органические соединения, формирующиеся вещество, которое станет нефтью.
Нефть находится в пористых горных породах, таких как песчаники или известняки. Она может быть на глубине от нескольких сотен метров до нескольких километров под землей. Извлечение нефти из этих пород происходит с помощью специальных методов, таких как бурение скважин и гидроразрыв пласта.
Важно отметить, что процессы формирования и перемещения нефти в природе очень длительные и сложные. Они требуют специальных геологических условий и занимают миллионы лет
Поэтому нефть является ограниченным ресурсом, который нужно использовать с осторожностью и эффективностью
Научная классификация, отражающая химический состав нефти:
Эта научная классификация, предполагающая разделение нефтей по содержанию в их составе определенных классов углеводородов, была предложена Грозненским научно-исследовательским институтом нефти (ГрозНИИ). Он основан на разделении одного или нескольких классов углеводородов в составе масла, что является преимуществом.
Различают масла:
— парафин,
— парафино-нафтеновые,
— нафтеновые,
— парафино-нафтен-ароматические,
— нафтеново-ароматические,
— ароматный.
Парафиновые масла характеризуются тем, что все фракции содержат значительное количество алканов: бензиновые фракции — более 50%, масляные фракции — 20% и более. Количество содержащихся в них смолисто-асфальтеновых соединений крайне мало.
Парафино-нафтеновые масла в своем составе, наряду с алканами в значительных количествах, также содержат значительное количество циклоалканов (нафтенов). Содержание арен невелико. Количество содержащихся в них смолисто-асфальтеновых соединений крайне мало (как и в парафиновых маслах).
Для нафтеновых масел характерно высокое содержание (до 60% и более) циклоалканов (нафтенов) во всех фракциях. Содержание алканов в этих маслах невелико. Смолы и асфальтены доступны в ограниченном количестве.
Ароматические масла парафин-нафтенов отличаются примерно одинаковым содержанием алканов, нафтенов и ароматических углеводородов (аренов). Количество твердого парафина не превышает 1-1,5%. Количество асфальтеновых смолистых веществ достигает 10 %.
Нафтеновые ароматические масла характеризуются преобладающим содержанием циклоалканов (нафтенов) и аренов (ароматических углеводородов), особенно в тяжелых фракциях. Алканы присутствуют только в легких фракциях и в небольших количествах. Содержание твердых парафинов не превышает 0,3%, а содержание смол и асфальтенов составляет 15-20 %.
Ароматические масла характеризуются высоким содержанием аренов (ароматических углеводородов) во всех фракциях).
Способы переработки нефти
Разделение нефти на необходимые составные части осуществляется разгонкой (фракционной перегонкой). Это наиболее простой метод переработки нефти, впервые в мире появившийся в России.
К основным способам получения топлив из нефти относятся: прямая перегонка (дистилляция), термический и каталитический крекинги, гидрокрекинг и каталитический риформинг (рис. 1).
Прямая перегонка заключается в нагреве нефти при атмосферном давлении и выделении фракций, различающихся температурами кипения. При температуре от 30 до 200 ºC отбирают бензиновую фракцию, от 200 до 300 ºC – дизельное топливо. Остаток после перегонки – мазут (до 80%), который поступает в куб дистилляционной колонны, работающей под вакуумом. При этом верхний слой представляет собой соляровый дистиллят (температура кипения 280-300 ºC), который является исходным сырьем для крекинга бензинов и дистилляционных масел: индустриальных, цилиндровых, моторных и т. д.
Крекинг (от английского cracking – расщепление) производят нагреванием нефти до 450-550 оС под давлением в несколько атмосфер. При этом молекулы тяжёлых углеводородов, находящихся в сырой нефти в больших количествах, расщепляются до более коротких, среди которых много непредельных. Первую в мире установку по крекингу жидкой нефти запатентовали в 1891 году российские инженеры В.Г. Шухов и С. Гаврилов. Процесс каталитического крекинга ведут в присутствии катализатора.
Термический и каталитический крекинги используют для увеличения выхода легких фракций из нефти. Исходным сырьем служит соляровая фракция, представляющая собой смесь углеводородов с числом атомов углерода от 16 до 20. При ее нагревании до 450-550 ºC, в присутствии катализатора (алюмосиликат) или без него, происходит расщепление углеводородов.
Сырьем для термического крекинга является полугудрон – остаток после недостаточно полного отгона масляных фракций. При этом выход бензина составляет 30-35%. Термический крекинг сопровождается образованием ненасыщенных углеводородов, поэтому бензины термического крекинга характеризуются низкой химической стабильностью и невысокой детонационной стойкостью. На современных заводах термический крекинг не применяется.
Гидрокрекинг происходит при давлении до 20 МПа и температуре 480-500 °С в среде водорода с катализатором, благодаря чему ненасыщенные углеводороды не образуются, и полученный бензин имеет высокую химическую стабильность. Сырьем служит полугудрон.
Для улучшения качества бензина прямой перегонки используют каталитический риформинг, который протекает в присутствии водорода при температуре 460-510 ºC и давлении 4 МПа. При этом происходит перестройка молекул, что ведет к образованию ароматических углеводородов (бензола, толуола, ксилолов и др.) из алканов и нафтенов и повышению детонационной стойкости.
Риформинг (от английского reform – преобразовывать, улучшать) проводят в присутствии катализаторов, способствующих ароматизации насыщенных углеводородов и повышающих долю ароматических углеводородов с 10 до 60%. Раньше в качестве катализаторов применяли оксиды молибдена и алюминия, сейчас используют катализаторы, содержащие платину (поэтому такой процесс называют платформингом). У бензина, получаемого путем каталитического риформинга, октановое число еще выше и состаляет 77-86.
Коксование тяжелых фракций процессов крекинга проводится при температуре 550 ºC и атмосферном давлении. При этом образуются кокс, газообразные углеводороды и жидкая фракция, из которой извлекается бензин.
Синтезирование побочных газообразных продуктов крекинга и коксования направлено на получение высокооктановых компонентов: изооктана, алкилата, алкилбензола и других нефтепродуктов, которые используются в качестве добавок при получении технических сортов бензина.
Очистка автомобильных топлив является заключительной стадией подготовки базовых продуктов. Их необходимо очистить от избытка сернистых соединений, органических кислот и смолисто-асфальтеновых веществ. Для удаления сернистых соединений применяют метод гидроочистки при температуре до 300-430 ºC и давлении 5-7 МПа в присутствии катализатора и водорода. Карбоновые кислоты нейтрализуют щелочью с последующей промывкой водой и сушкой. Зимние сорта дизельного топлива получают удалением из жидкой фазы растворенные твердые углеводороды. Этот процесс называется депарафинизацией. Он обеспечивает понижение температуры застывания дизельного топлива.
Определение физических свойств нефти на месторождениях
Основными физическими свойствами нефти, определяемыми на промыслах, являются:
- Содержание воды в нефти.
- Вязкость.
- Плотность.
- Содержание серы в нефти.
Содержание воды в нефти колеблется от десятых долей до 60 %. Методы определения содержания воды в нефти делятся на две группы: количественные и качественные. Качественные методы позволяют определить только наличие растворенной или эмульсионной воды в сырье. К ним относятся пробы на прозрачность, пробы на реактивную бумагу, пробы на протрескивание. Основным из них является проба на протрескивание. Количественные методы позволяют определить количество воды в нефти. Они делятся на прямые (титрование реактивом Фишера, метод Старка и Дина и т.п.) и косвенные (кондуктометрический, колометрический и т.п.). Приборы для измерения вязкости нефтепродуктов и нефти называются вискозиметрами. Самое широкое распространение получили ротационные и вискозиметры истечения. Визскозиметры истечения определяют вязкость нефти по объему жидкости, который протекает через капиллярную за определенный промежуток времени. Самые известные вискозиметры истечения были разработаны Панкевичем, Оставльдом и Каннон-Убеллоде. Ротационные вискозиметры включают в себя системы, которые оборудованы конусами, осными цилиндрами и т.п. Самым широко применяемы ротационным вискозиметром является вискозиметр Реотеста. Он позволяет измерять не динамическую вязкость, а предел текучести, пластичность, структурную вязкость и тиксотропию. Он может функционировать при температуре от – 60 до 3000 градусов по Цельсию.
Плотность нефти и нефтепродуктов определяется двумя основными способами: при помощи пикнометра и при помощи аэрометра. Определение плотности с использованием пикнометра подразумевает определение относительной плотности, то есть отношение массы испытуемого сырья к массе воды, которая взята в том же объеме. Суть способа определения плотности нефти при помощи аэрометра заключается в его погружении в продукт и снятии показаний по его шкале. Пример использования аэрометра изображен на рисунке ниже.
Рисунок 1. Пример использования аэрометра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
1 – аэрометр; 2 – мерный цилиндр; 3 -нефть.
Основными методами определения содержания количества серы в нефти относятся испытание на медную пластину, метод сожжения в калориметрической бомбе, метод энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии, ламповый метод, а также ускоренный метод. Ускоренный метод подразумевает сжигание нефти или нефтепродукта в потоке воздуха и улавливание серных ангидридов растворами перекиси водорода с серной кислотой.
Геохимические и генетические классификации
Хроматограммы нефтей различных геохимических типов
Геохимические и генетические классификации делят нефти, основываясь на их геолого-геохимической истории и теории нефтеобразования. Однако разработку подобных классификаций затрудняет тот факт, что до сих пор точно не известно, что именно оказывает наибольшее влияние на процесс нефтеобразования. Поэтому при подразделении нефтей по этому принципу, авторы опираются на какие-либо конкретные наиболее достоверные факторы, не учитывая другие, что является значительным недостатком.
В 1948 году была разработана генетическая классификация А.Ф. Добрянского, основанная на представлениях о составе нефти как о функции её превращения. Ввиду того, что основным направлением превращения нефти является её метанизация, классификация подразделяла нефть по содержанию в ней метановых углеводородов, причем она не затрагивала фактический состав нефти, а опиралась только на принципы превращения, а также не учитывала присутствие гетероатомных соединений. Поэтому широкое применение данная классификация не нашла.
В 1958 году А.А. Карцевым было предложено разделение нефтей на два класса: палеотипные нефти и кайнотипные. К первым относились нефти, в составе дистиллятов которых было > 30 % парафинов, а у бензинов — > 50 %. Ко вторым относились нефти, в составе дистиллятов и бензинов которых было 30 % и 50 % парафинов соответственно. Данное разделение описывало только общие черты геохимической истории нефтей, поэтому такая классификация была недостаточной. В 1960 году Карцевым была сформирована эволюционная геохимическая классификация, основанная на связи состава нефтей с геолого-геохимическими условиями катагенных превращений (возрастом и глубиной залегания, геотектонической обстановкой). Было выделено восемь классов нефтей, в каждом из которых были подклассы нефтей «чистой линии», окисленных, осерненных и нефтей — продуктов физической дифференциации. Однако, первичные факторы состава нефтей, которые связаны с неоднородностью нефтеобразующих веществ, в классификации не учитывались. Это повлияло на неполную обоснованность систематизации, что объясняло отсутствие её применения.
Наиболее корректной и законченной является геохимическая классификация А.А. Петрова, основанная на содержании в нефти реликтовых углеводородов. Были введены следующие критерии:
где i — сумма высот пиков пристана и фитана по хроматограмме нефти; Р — сумма высот пиков н-гептадекана и н-октадекана по той же хроматограмме, Nf — циклоалкановый фон хроматограммы («горб» неразделенных углеводородов, на котором проявляются пики i и P). Данная классификация подразделяет нефть на четыре типа по значениям этих критериев (в скобках — наиболее предпочтительные значения):
Тип нефти | Ki | if | Рf |
---|---|---|---|
А1 | 0,95—2,5 (0,2—1) |
0,2—20 (3—10) |
4—70 (6—15) |
А2 | 2,5—100 (5—50) |
3—20 (5—10) |
0,1—6 (0,5—4) |
Б1 | — | — | — |
Б2 | — | 0,1—15 (0,5—8) |
— |
Классификация нефти
Нефть, подготовленная к поставке потребителю в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, называется товарной нефтью. Согласно ГОСТ Р51858-2002 товарную нефть подразделяют на классы, типы, группы, виды по физико-химическим свойствам, степени подготовки, содержанию сероводорода и легких меркаптанов.
В зависимости от массовой доли серы нефть подразделяют на классы:
- класс 1 — малосернистая — содержание серы до 0,6% масс.;
- класс 2 — сернистая — содержание серы от 0,61 до 1,8% масс.;
- класс 3 — высокосернистая — содержание серы от 1,81 до 3,5% масс.;
- класс 4 — особо высокосернистая — содержание серы свыше 3,5% масс.
По плотности, выходу фракций и массовой доле парафина нефть подразделяют на 5 типов: 0 — особо легкая, 1 — легкая, 2 — средняя, 3 — тяжелая, 4 — битуминозная.
По степени подготовки к транспортировке и переработке нефти делятся на 3 группы: группа 1, группа 2, группа 3.
В зависимости от содержания сероводорода и легких меркаптанов нефть подразделяют на виды: вид 1, вид 2, вид 3.
Условное обозначение нефти состоит из четырех цифр, соответствующих обозначениям класса, тина, группы и вида нефти. При поставке нефти на экспорт к обозначению типа добавляется индекс ”э”.
Это интересно: Российские и зарубежные месторождения нефти
Определение качества нефти
Дистилляционная модель качество нефти и ее стоимость связывает с потенциалом светлых фракций нефти. Попытка привести качество отечественной нефти к мировым стандартам привела к тому, что в 1989 г. в нашей стране впервые в дополнениях к ГОСТ 9965 «Нефть для нефтеперерабатывающих предприятий. Технические условия» основными показателями, характеризующими потребительские свойства нефти, были предложены плотность и массовое содержание серы. Позже в в качестве наиболее значительно влияющих на потребительские свойства нефти указаны следующие физико-химические свойства нефти:
- плотность нефти p;
- выход фракций при температурах до 200, 300 и 350 градусов;
- массовая доля серы S;
- концентрация хлористых солей С.
Плотность нефти в значительной степени зависит от количества содержащихся в ней асфальтосмолистых веществ, способствующих образованию стойких водонефтяных эмульсий, увеличивающих стоимость ее переработки. Выявляются и другие негативные последствия при переработке тяжелых смолистых нефтей. В частности, увеличение затрат при транспортировке и переработке такой нефти. Повышенное содержание серы в нефти приводит к интенсивной коррозии аппаратуры, необходимости защелачивания продуктов переработки, гидроочистке бензиновых фракций, «отравлению» катализаторов. А вот увеличение содержания светлых фракций, приводящее к снижению затрат при производстве топлив, повышает качество нефти. Концентрация хлористых солей отражает загрязнение нефти при разработке залежи, в процессе добычи.
В определен комплексный показатель качества К для оценки товарной нефти. Поскольку нет аналогичного комплексного критерия для определения качества нефтей в залежах разных месторождений и нефтегазоносных провинций (НГП), в работе предпринята попытка использовать показатель К. При этом технологический показатель С принимается равным 100 мг/л. Рассматриваемая в методика определения комплексного показателя качества нефти K предполагает расчет по формуле:
К = 0,04S + 0,00054C + 1,74p — 0,0087Ф200 — 0,0056Ф300 — 0,0049Ф350, (1)
где:
S — содержание общей серы в нефти (%),
С — концентрация хлористых солей (мг/л),
p — плотность нефти (г/см3),
Ф200, Ф300, Ф350 — содержание фракций при температуре до 200, 300 и 350°С соответственно (% объемный).
Используемая информация из БД не имеет данных по содержанию фракции Ф350, но эта величина, как показано в , может быть определена по формуле:
Ф350 = 286,6 — 273с, (2)
С учетом (2) упрощенный аналог выражения (1) может быть представлен в виде :
Ку = 0,0029S + 0,00039C + 2,696с — 1,003, (3)
Отклонение комплексного показателя качества, полученного по уравнению (1), от единицы в сторону увеличения означает ухудшение качества нефти (удорожание ее переработки), в сторону уменьшения — улучшения качества нефти (удешевление ее переработки).
Следовательно, критерий классификации нефти по комплексному показателю качества заключается в следующем:
— если К < 1 — нефть высокого качества;
— при К ≥ 1 — нефть низкого качества.
Моторные виды топлива
именно эта категория считается наиболее востребованной в современном мире в связи с повсеместным распространением автомобильного транспорта. Принципом классификации товарных нефтепродуктов этой группы является тип двигателей, в которых они используются. Традиционно топливо подразделяется на бензин, реактивный двигатель и дизельное топливо. Кроме того, у первого из вышеперечисленных также есть два подвида — авиационный (керосиновый) и автомобильный.
В каждой стране может быть свое обозначение бензинового топлива. В России для этого используется буква «А» и указание рядом с ней через дефис октанового числа, например, А-76, А-80, А-92, А-95 и А. -98. Водители хорошо знают, что им нужно заправляться только определенными видами топлива для конкретного автомобиля. Октановое число не должно быть ниже рекомендованного производителем, иначе двигатель изнашивается намного сильнее и постоянная эксплуатация обязательно приведет к поломкам.
В некоторых сценариях также применяются другие виды топлива для классификации нефти. Например, реактивный двигатель предназначен только для реактивных двигателей. Третий вид — дизельный — начинает завоевывать сердца автомобилистов всей страны за счет более дешевого потребления, чем любой вариант бензина. К тому же раньше этот вариант был еще и дешевле, но изначально необходимо покупать машину с правильным двигателем.
В честь Урала и Сибири
Около 55% добываемой в России нефти перерабатывают внутри страны. В то же время РФ — один из крупнейших экспортеров. Наиболее массовый российский сорт, реализуемый на внешних рынках, — Urals. Это смесь нефти Башкортостана, Пермского края, Самарской области, Татарстана, ХМАО и ЯНАО. Свою лепту в нее вносят почти все крупнейшие отечественные нефтегазовые компании.
Urals — нефть сернистая, серы в ней 1,4–1,7%. По плотности она относится к средним сортам, но ближе к тяжелым — 30,6–32 градуса API.
Еще один значимый отечественный сорт — Siberian Light. Его можно рассматривать как «легкую» составную Urals. Плотность сорта 35 градусов API, содержание серы 0,57%.
В некоторых источниках в качестве крупного российского экспортного сорта называют легкий малосернистый CPC Blend (смесь Каспийского трубопроводного консорциума). Хотя сорт экспортируется с территории РФ, он скорее международный: его образует нефть не столько российского, сколько казахстанского происхождения.
Сорта ОПЕК
В «корзине» сортов, реализуемых импортерам объединением ОПЕК, пребывают 12 наименований:
- Saharan Blend, производимая в североафриканском Алжире, плотностью (далее — пл.) 45 (здесь и далее — градусов API) и с сернистостью до 0,1%;
- Es Sider, разведываемая тоже на севере Африки, в Ливии, с низким показателем сернистости, пл. до 40, полностью привязывается по ценовым параметрам к Brent;
- Arab Light — популярный сорт, качают в Саудовской Аравии, с пл. до 33 и сернистостью максимум 2%;
- Basra Light извлекают из залежей Ирака, пл. этого сорта где-то 30, сернистость высокая — 2,9%;
- Bonny Light поставляют из Нигерии, данная марка имеет влияние на нефтеторговые цены, формируемые в регионе Персидского залива;
- Iran Heavy, согласно наименованию производимая в Иране, отличается пл. не выше 30 и сернистостью до 1,75%;
- Kuwait Export с пл. до 30 и сернистостью до 2,7% экспортируется Кувейтом и так же, как Bonny Light, влиятельна относительно нефтеторгового ценоформирования в Персидском регионе;
- Murban пл. 39 качают в ОАЭ;
- Qatar Marine, которую экспортируют из Катара, с долей серы до 1,5%, пл. 35,8;
- Girassol — сорт, получаемый в южноафриканской Анголе;
- Merey — марка, поставляемая из Венесуэлы;
- Oriente — нефть из другой южноамериканской страны Эквадора.
Из сказанного можно сделать вывод, что марки нефтяного сырья, реализуемого миру странами ОПЕК, весьма похожи по своим параметрам. Поэтому они имеют схожую цену.
Полезно знать
До 1973 года оптовая цена нефти не превышала 3 американских доллара. Позднее увеличилась в 4 раза в результате запретительных мер в отношении поставок из арабского мира. В начале восьмидесятых цена держалась в промежутке 15 — 35 USD.
Нефть с малой долей серы еще зовут «сладкой», с большой — «кислой». Это объясняется тем, что в девятнадцатом столетии нефтеразведчики и нефтедобытчики пробовали сокровище из недр буквально на язык. Ранее упоминалось, что расходы на нефтепереработку кислой разновидности существенно больше по сравнению с изготовлением нефтепродуктов и иных товаров из сладкой, потому больше ценится последняя.
Фьючерсные нефтяные контракты заключаются на нескольких всемирных биржах, в большинстве — на Нью-Йоркской и Лондонской. В РФ действует собственная площадка РТС, «прописанная» в Москве.
У Нью-Йоркской нефтеторговой платформы есть примечательная особенность: цена на сырье устанавливается за баррель, а на нефтепродукты — за галлон.
Реальные поставки натурально существующей нефти делаются всего-навсего по 1% биржевых фьючерсных договоров.
«Черное золото» составляет фундамент национальной экономики множества стран — не только «третьего мира», но и передовых. Всего насчитывается свыше 20 марок, и у каждой свой уникальный химсостав, включающий разные примеси.
Рейтинг: /5 —
голосов