Общее содержание «Русской Правды»
В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.
Документ содержал также немало сведений о процессе судопроизводства. «Русская Правда» определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. «Русская Правда» предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.
Еще одна сторона, описанная в «Русской Правде», — социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди — крестьяне, смерды, холопы и многие другие, находящиеся во власти феодалов или князя.
Исторический контекст принятия Русской Правды
В XI веке Киевская Русь находилась в период политического и правового развития. На территории Руси существовало множество различных правовых традиций и обычаев, каждый князь имел свое законодательство и судебную систему. В этот период возникла необходимость в объединении и систематизации законодательных актов.
В 1016 году великим князем Киевской Руси стал Ярослав Мудрый, который решил приступить к созданию единого кодекса законов для всей Руси. С этой целью были собраны и систематизированы различные законодательные акты и обычаи, а также использованы некоторые элементы права Византийской империи.
В 1054 году был окончательно создан и принят Ярославом Мудрым кодекс, который получил название Русская Правда. Этот кодекс стал первым законодательным актом, который охватывал всю Киевскую Русь и объединял ее под одним правовым документом.
Русская Правда включала в себя нормы уголовного, гражданского и процессуального права. Она определила основные принципы правосудия и наказания, а также регламентировала обязанности и права различных социальных групп. Этот кодекс был написан на старославянском языке и имел длинную историю влияния на последующие законодательные акты Руси.
Спор о терминах: кто такой князь?
Для историка слова источников не менее важны, чем описываемые ими факты, — спасибо лингвистическому повороту в философии, а затем и в исторической науке, случившемуся в ХХ веке. Он показал, что у ученых нет прямого доступа к прошлому: исторический источник — не «склад» имен, обстоятельств и дат, а самостоятельная реальность, сложившаяся в том числе благодаря процессам, которые сформировали язык той эпохи. Поэтому современные историки много внимания уделяют терминам: они рассматривают, как слова возникают, меняются со временем и уходят в прошлое
Это очень важно и при переводе текстов с древних языков, особенно если языки источника и перевода — не ближайшие родственники
Кристиан Раффенспергер в книге «Королевство Русь» (The Kingdom of Rus, 2017, переведена на русский в 2021-м) сосредоточился на трудностях перевода термина «князь» на английский. Исследователь отмечает, что это слово со временем не только меняло значение, но и оказывалось встроено в принципиально разные иерархии титулов.
В XVI–XVII веках британские купцы вели торговые отношения со страной, управляемой царем, которому подчинялись его многочисленные родственники-князья. Далеко не все они находились на вершине властной иерархии. Вот что писал о некоторых князьях британский дипломат Джайлс Флетчер:
Флетчер называет этих людей либо kniaz, либо duke (герцог), и последний термин англичане использовали еще несколько столетий. В ХХ веке термин duke встречается реже, теперь русский «князь» — prince. Это слово успело пройти собственную эволюцию: до XII века в западных источниках prince нередко был суверенным правителем, но после термин мог обозначать и сына правителя, и вассала.
Может быть интересно
Раффенспергер считает, что и duke, и prince не в полной мере описывают функции древнерусского князя домонгольской эпохи и его позицию в обществе. С точки зрения историка, древнерусский титул «князь» был гораздо ближе к древнеанглийскому cyning и скандинавскому konungr. Первый на современный английский переводят как king (король), второй — либо как king, либо как chief (вождь). Титулы konungr и cyning принадлежали правителям, которые выступали одновременно как военные лидеры, законодатели и сборщики налогов со своей земли.
Исполнители проекта
Общее руководство проектом:
А.И. Алексеев, заведующий Отделом рукописей Российской национальной библиотеки
Оперативное руководство реализацией проекта:
М.А. Шибаев, зав. Сектором информационно-библиографического обслуживания ОР РНБ
Разработка концепции проекта:
М.А. Шибаев, Е.А. Ляховицкий, зав. ЛКИиНТЭД ОР РНБ
Подготовка текстов и комментариев:
М.А. Шибаев
Техническая подготовка материалов проекта для веб-представления:
Б.Л. Исаев, н.с. ЛКИиНТЭД ОР РНБ, Е.А. Ляховицкий
Оцифровка рукописей:
Е.А. Ляховицкий
Координация технических работ:
С.В. Горбунов, заведующий Отделом информатизации;
А.Л. Пашкова, заведующая Отделом интегрированых библиотечных систем;
А. А. Варгузов, заведующий группой интернет технологий;
П.А. Дременков, заведующий группой администраторов
Web-мастер:
В.А. Черноусова, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ.
Web-дизайн:
И.В. Подопригора, ведущий программист группы интернет технологий Отдела информатизации РНБ
Значение для развития государства
Русская правда, как источник правовых норм и принципов, имела огромное значение для развития государства в средневековой Руси. Она служила основой для формирования исторической правовой системы, определяла правила поведения и регулировала отношения между людьми.
Перенягь, как правило, был обязан платить деньгами или натуральными продуктами своему господину. Вследствие этого он, конечно, не хотел иметь судное дело на свое имя, будь то в категории гривнѣ, кобылу или роба-кормилица. Вирные ярославичей находятся в зависимости от последнего, в литературного свода Ярославова судного повиновения вообще в этом своем виде, в казне своей иметь соборное сопротивление в последнюю местью и не положенное в Русской повести частью. Судиться с князьями в кровную местью имело томь в Ярославовой Руси свою частично обоснованное положение, гривнѣ кобылу особенно в казне своей не полагается и против своей кровной местью последнего, убитый в казне своей господина, должен мести и не проверь от нестоящего батогом на его княжеском коню имея в пшена судом Русской Руси его пользовался.
Более высокий статус в обществе позволял князьям использовать Русскую правду в своих интересах. Они могли обвинить своих противников в нарушении Княжеских клятвы и условиях зависимости, в результате чего те могли быть лишены своих земель и имущества. Однако, батыр, который не мог доказать свою невиновность, подлежал наказанию батогом.
Крестьяне и куны, как низшие слои общества, обладали ограниченными правами и не всегда могли рассчитывать на защиту своих интересов в судебных процессах. Они часто были принуждены платить штрафы и иные санкции по приказу своих господ. Однако, в Русской правде были определены их права и обязанности, что в определенной степени обеспечивало их социальную защищенность.
Таким образом, Русская правда играла важную роль в формировании и развитии государства. Она определяла правовые нормы и принципы средневековой Руси, регулировала отношения между людьми и обеспечивала социальную защиту низших слоев общества.
Текст и рукописная традиция Русской Правды
По летописной легенде возникновение Русской Правды связано с драматическими событиями 1016 г., когда будущий киевский князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым, пытался заручиться поддержкой новгородцев в борьбе за великое княжение. Реальные обстоятельства возникновения этого важнейшего памятника остаются дискуссионными. Однако огромное значение Русской Правды в истории древнерусской культуры очевидно, поскольку сохранилось большое количество рукописных копий – более сотни списков.
Все дошедшие до нас списки Русской правды подразделяются на три основные редакции – Краткую, Сокращенную и Пространную. В подавляющем большинстве списков содержится Пространная Правда. Именно ее текст будет представлен в рамках электронного ресурса. В рукописях Пространная правда разделена на две части. Первая часть начинается заголовком «Суд Ярославль Володимеричь. Правда Русьская» и содержит законодательство Ярослава Мудрого и его сыновей. Вторая озаглавлена «Устав Володимерь Всеволодича» и содержит законодательство Владимира Мономаха. В древнерусской письменности текст Русской Правды существует не сам по себе, а в составе более крупных памятников письменности – летописных сводов и правовых сборников (Кормчих книг и пр.).
В основание настоящей электронной публикации Русской Правды положен текст, содержащийся в Толстовском списке Софийской 1 летописи Младшей редакции (ОР РНБ, F.IV.211). В состав публикации списка входят фотографическое воспроизведение списка, транслитерация древнерусского текста с комментариями и перевод, в основу которого положен перевод А.А. Зимина, опубликованный в первом томе серии «Памятники Русского права». Статьи, отсутствующие в переводе А.А. Зимина, переведены М.А. Шибаевым. При транслитерации все вышедшие из употребления буквы заменены современными.
В качестве дополнительных материалов публикуются также текст Русской Правды из Кормчей книги (ОР РНБ, Соф. № 1173), отражающий традицию воспроизведения Русской Правды в правовых сборниках. Также приводится изготовленный известным фальсификатором русских древностей А.А. Бардиным список XIX в., который является свидетельством высокого общественного интереса к памятнику (ОР РНБ, Погод. № 75б).
Значение для истории
Первый письменный законодательный сборник стал основой для многих нормативно-правовых актов современности. Это можно проверить, полистав любой используемый сегодня кодекс. Свод позволил упорядочить категории проживавших на территории Руси людей и определить правила взаимоотношений между ними. В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.
Отдельно стоит отметить и положительное воздействие на религиозную сферу жизни общества. Недаром историки считают, что документ отчасти связан с крещением Руси. Сборник составлен и регламентирован с соблюдением христианских традиций и обычаев. Это послужило толчком к сплочению славян в одно государство. Найденные древние конспекты Ярослава Мудрого, на основании которых впоследствии был составлен полный документ, свидетельствует о намерении князя направить Русь на развитие по пути цивилизации.
Основные источники «Русской Правды»
- Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
- Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
- Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
- Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.
Термины
Правда Ярослава – первая часть Русской правды, создание которой было начато Ярославом Мудрым в 1016 году, где были прописаны основные положения относительно кровной мести, избиений и краж.
Кровная месть – обычай на Древней Руси, согласно которому семья убитого имела право на «ответное» убийство члена семьи убийцы.
Лествичный порядок престолонаследия – система передачи власти в Древнерусском государстве, согласно которой престол передавался от отца к старшему представителю рода.
Правда Ярославичей – вторая часть Русской правды, созданная при детях Ярослава Мудрого, в которой отменялась кровная месть и заменялась на виру, а также были прописаны некоторые положения насчёт избиений и краж.
Устав Владимира Мономаха – третья и завершающая часть Русской правды, созданная при Владимире Всеволодовиче Мономахе в начале XII века, в которой были прописаны основные положения относительно долгов, ростовщичества и облегчения положения низших слоев населения.
Ростовщичество – предоставление денежных займов, в результате выплаты процентов по которым кредиторы получают большое, часто аморальное, количество средств.
Люди – полностью свободное население Древней Руси.
Смерды – полузависимое население Древнерусского государства, находящееся в определенной зависимости от другого человека.
Закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»).
Рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор и станут свободны только по выполнению или истечению срока договора.
Ряд – название договора в Древнерусском государстве.
Челядь – бывшие военнопленные, которые были переведены в категорию холопов.
Долговые холопы – бывшие смерды, которые не выполнили договор или не выплатили долг, посему были переведены из категории полузависимого в полностью зависимого населения.
Огнищанин – управляющий вотчиной, а также ближайший советник представителей высшего сословия.
Тиун – управляющий вотчиной.
Вотчина – земельное держание, передаваемое по наследству.
Внешняя политика Владимира
Крещение Руси
Принципы и нормы русской правды
Основные принципы и нормы, закрепленные в русской правде, имели общий характер и являлись основой правосудия на территории Древней Руси. Судебными делами занимались князья и их представители, которые основывались на нормах русской правды при вынесении справедливых решений.
Русская правда запрещала насилие и устанавливала общие правила для разрешения споров и конфликтов. В ней были указаны последствия различных преступлений и способы наказания, которые должны были соответствовать содеянному.
Принципы русской правды включали принципы равенства всех перед законом, справедливого установления вины и доказательств, учитывая обстоятельства преступления. Важным принципом было также обеспечение мира и безопасности в обществе.
В русской правде прописаны нормы, касающиеся семейных конфликтов, деловой деятельности, аренды и наследования земли, экономических вопросов и торговли. Нормы охраняли права граждан на их собственность и свободу, а также принижение роли рабов и смердей в обществе.
Взяточничество, воровство и другие преступления также запрещались русской правдой. Для них были установлены конкретные наказания, которые соответствовали совершенному преступлению.
Одной из важных норм русской правды была заповедь хранения мира между различными князьями и их представителями. Она запрещала убийство и насилие между ними, а также устанавливала ответственность в случае нарушения этой заповеди.
Русская правда имела большое значение для развития государства, поскольку она способствовала установлению порядка и справедливости в обществе. Она была основой для регулирования экономических и социальных отношений, а также предотвращения конфликтов и насилия.
Русская правда, несмотря на свою древность, не потеряла свою актуальность и в настоящее время. Она по-прежнему является важным источником исторической и правовой информации, используемой в современном правоприменении и изучении истории.
Термины | |
---|---|
Смердѣ | Крестьянское население, свободное, но без права покинуть землю, принадлежащую князю или другому владельцу. |
Воровство | Преступление, связанное с кражей имущества или незаконным завладением чужими вещами. |
Общее вирах | Совокупное имущество, принадлежащее всей семье или общине. |
Роба-кормилица | Женщина, работающая в качестве няни или гувернантки. |
Гривна | Древняя русская денежная единица, изготовленная из серебра или золота. |
Заповѣсть | Распоряжение, оставленное умершим, касающееся распределения его имущества после смерти. |
Запашет | Описание участка земли с указанием его границ, предназначенного для обработки и посева. |
Князья | Высшие представители княжества, занимающиеся управлением и правосудием. |
Настия | Оплата производимая господином своим подчиненным за использование их услуг. |
Умреть или свободен | Выражение о том, что человек может выбрать жизнь в рабстве или смерть, если его достоинство было оскорблено. |
Ярославец | Член княжеского рода Ярославичей, по происхождению родственник князя. |
Убийство | Преступление, связанное с причинением смерти другому человеку. |
Причины убийства | Основания, по которым может быть совершено убийство, например, оскорбление чести или нанесение вреда. |
Русин | Уроженец Древней Руси или просто русский человек. |
Передавался по воде и по земле | Был передан по различным путям, включая реки и дороги, для доставки на место назначения. |
Платити гривнами | Оплата услуг или товаров древней русской денежной единицей — гривной. |
Морская гривна | Древняя денежная единица, используемая при торговле и обмене товарами на морских путях. |
Русская правда содержала в себе все необходимые принципы и нормы, которые позволяли решать вопросы судебного процесса и разрешать конфликты справедливым образом. Ее значимость и влияние на правовую систему были значительными и продолжают существовать до сегодняшнего дня.
Законодательство Киевской Руси и Русская Правда Ярослава
Происхождение Русской Правды
До появления Русской правды (и даже некоторое время после) порядок в Киевской Руси строился главным образом на основе:
- Исконных обычаев, принятых у славян
- Княжеских указах
- Церковном праве (после принятия христианства)
Обычаи всегда являлись древнейшим видом закона, на Руси они решали почти все вопросы, к примеру – кровную месть. По ним же проходил суд. Он начинался с поиска ответчика, который не мог за себя объясниться, и считался преступником. Главным аргументом были показания свидетелей, а при отсутствии таковых назначались ордалии (испытания огнём и водой). «Правда» составлялась по большей части исходя из таких исторически появившихся норм поведения.
На протяжении своего правления, князи, отдавая земли дружинникам, устанавливали в них некоторые законы и правила; завоёвывая новые территории – устанавливали размер дани. Например, «уставы» Ольги, которые контролировали хозяйственную жизнь Руси. Княжеские указы устанавливать лишь устно, до появления Краткой редакции (XI в.), которая и строилась за счёт сбора всех устных указов прошлого. Множество пунктов Устава Владимира Мономаха были внесены в Пространную редакцию.
После принятия христианства в 988 г. возникает и церковное право, которое составляло закономерную часть Правды. В письменных источниках наблюдается сильное влияние византийского права. Однако на практике применялись русские церковные законы, издаваемые местными князьями. Таковыми являлись Церковные Уставы Ярослава и Владимира, составленные в начале XI в.
https://youtube.com/watch?v=7fN8ZdNRRKM
Детство Ярослава Мудрого
Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.
Владимир Святославич. (Wikimedia Commons)
Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке: его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.
В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.
Святые князья Борис и Глеб. (Wikimedia Commons)
Древнерусское право. Русская Правда
Социально-экономические отношения на Руси регулировала Русская Правда — первый сборник юридических законов. Он объединил правовые обычаи Древней Руси, узаконил изменения, произошедшие в обществе и сознании людей. Основным объектом защиты стали жизнь и личная неприкосновенность человека. Обычай кровной мести был существенно ограничен, а впоследствии и вовсе отменён. Кодекс предусматривал защиту жизни и имущества княжеских дружинников и слуг, правовое положение феодальнозависимой части населения, право наследования и др.
Оригинал Русской Правды обнаружен не был, зато до наших дней дошло немало её списков, датированных XIII-XVIII вв. Всего их известно около 100. История составления Русской Правды и её последующих списков, которые разделяют на три редакции (краткую, широкую и сокращённую), до сих пор освещена в исторической науке фрагментарно. Краткая редакция Русской Правды открыта В. Татищевым в 1738 г. во время изучения им текста Новгородской летописи, относящейся к 40-м годам XV в. Впервые её напечатал А. Шлецер в 1767 году.
Основу Русской Правды составляют: Правда Ярослава Мудрого (1016), Правда Ярославичей (1060-70-е), Устав Владимира Мономаха (1110-е). Что касается времени появления первой редакции Русской Правды, то мнения исследователей расходятся. Одни считают, что годом её издания мог быть 1016-й, другие склонны датировать её 1030-ми. Большинство положений старейшей редакции уходят корнями в VIII-IX вв., а то и к более древним временам, о чём свидетельствует наличие института кровной мести, после принятия христианства частично заменённой системой денежных штрафов
В законах Ярослава основное внимание уделялось разрешению споров свободных людей, преимущественно в среде дружины князя. Они уравнивали в правах новгородских мужей с киевскими
Основы краткой редакции Русской Правды составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Есть также разделы, посвящённые охране жизни, здоровья и имущества. Наиболее жёстким наказанием считался «поток и разграбление», которые не исключали убийства либо изгнания осуждённого и проведения полной конфискации его имущества. Следующим по тяжести наказанием была «вира» — штраф за убийство. За большинство же иных преступлений предусматривалось взимание различных штрафов — «продаж».
Правду Ярославичей составили сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, Всеволод и Святослав во время своего съезда в Вышгороде (1072). Её нормы ревностно оберегают интересы князя, его земли, чиновников и имущество. Разные нормы денежных штрафов за убийство определялись общественным положением убитого, что указывало на процессы социальной и имущественной дифференциации в среде славян.
Выдающимся историко-правовым памятником 1-й половины XII в. стал Устав Владимира Мономаха — обобщение законов, изданных во времена правления великого князя киевского. Устав состоял из 69 статей и регулировал правовое положение зависимых крестьян, определяя более справедливый порядок взыскания ростовщических процентов с должников и существенно уменьшая долговые проценты. Были установлены правовые основания охраны прав обанкротившихся купцов и крестьян-закупов, которые физическим трудом отрабатывали долги своим заёмщикам.
Светское право дополняли церковные уставы. Параллельно с Русской Правдой существовал кодекс церковного права — Номоканон, или Кормчая книга. В компетенции церковных судов находились дела о преступлениях против религии (богохульстве), нарушении нравственности и семейных норм (блуде), а также связанные с вопросами о передаче наследства.
Передовой опыт Русской правды в сравнении с другими правовыми системами своего времени
Русская правда, старейший русский судебный сборник, имела некоторые передовые черты в сравнении с другими правовыми системами своего времени.
1. Публичность и доступность
Русская правда была доступна широкому кругу людей. Судебные заседания проводились на публичных местах, например, на городских площадях или набережных, чтобы все желающие могли присутствовать и наблюдать ход разбирательства. Это отличало Русскую правду от многих современных систем правосудия, где судопроизводство происходит в закрытых залах.
2. Равенство перед законом
Русская правда придерживалась принципа равенства перед законом и справедливого разбирательства. В суде каждой стороне предоставлялась возможность представить свои аргументы и доказательства, а затем судья исходил из них при принятии решения. Это ценное достоинство Русской правды, которое отличало ее от систем, где приоритет отдавался статусу и привилегиям.
3. Отсутствие смертных наказаний
В Русской правде не предусматривалось использование смертных наказаний, таких как казнь или пытки. Вместо этого, основными санкциями были денежные штрафы и градостроительные работы. Такой подход был отличительной чертой Русской правды и на тот момент был достаточно прогрессивным, поскольку во многих современных правовых системах смертная казнь и пытки использовались в качестве основного средства наказания.
4. Гласность и учет обычаев
Судопроцесс в Русской правде включал обсуждение дела насыщенным обсуждением в присутствии граждан. Каждая из сторон имела возможность высказать свои аргументы, а также представить свидетелей и экспертов для оказания поддержки своей позиции. Это позволяло более активно вовлекать граждан в судопроизводство и гарантировало учет обычаев и мнений населения.
5. Охрана прав и свобод
Русская правда содержала некоторые нормы, направленные на защиту прав и свобод граждан. Она предоставляла защиту собственности, правила относительно наследования и защиты против произвольного ареста и несправедливых обвинений. Эти нормы были соответствующими для своего времени и отражали стремление установить закон и порядок в обществе.
Таким образом, Русская правда имела передовые черты по сравнению с другими правовыми системами своего времени, обеспечивая равенство перед законом, открытость и доступность, а также защиту прав и свобод граждан.
Приход Владимира Святого к власти и первые шаги
Структура Русской Правды
Списки Русской Правды делятся на три разные редакции:
- Краткая. Большая часть историков считает её наиболее древней, относится к XI в. Она имеет 43 статьи.
- Пространная. Хорошо сохранившаяся и распространённая редакция документа, создана в XIII-XV в. и имеет в себе 121 статью.
- Сокращённая. Создана примерно к XVI-XVII в., сформирована из Пространной (её сокращение). Включает 50 пунктов.
Краткая редакция состоит из «Правды Ярослава» («Древнейшая Правда»), которая заканчивается 18-ой статьёй и связана с самим Ярославом Мудрым, и «Правды Ярославичей» (статьи с 19 по 43), составленной сыновьями Ярослава Мудрого.
Пространная же делится на Устав Ярослава Мудрого и Устав Владимира Мономаха. Создана на основе Краткой редакции и дополнена разными актами.
Княжеский суд
С развитием общественного строя восточных славян всё большую власть начинают концентрировать в своих руках племенные вожди — князья. Первоначально заведуя лишь военными делами, князья расширяют свои административные функции — особенно это актуально для союзов и суперсоюзов племён. На местах всё ещё оставалось общинное самоуправление, однако более крупные и трудоёмкие дела вели князь и его дружина, проживавшие в административном центре — «граде».
Тем не менее князь не вершил правосудие самостоятельно. Он оставался одним из авторитетных лиц, однако не мог единолично принять то или иное решение. В целом княжеский суд был очень похож на местный общинный. Различие состояло в том, что если на местах реализация вынесенного решения обеспечивалась давлением старейшин, то при княжеском дворе это отдавалось целиком и полностью на откуп проигравшей стороне. Авторитет князя был настолько велик, что моральный «дамоклов меч» в случае неисполнения предписаний работал хорошо.
С течением времени княжеская власть, в том числе и судебная, усилилась. Князья, ощущая своё особое положение в общественной жизни государства (или протогосударства) могли принимать решения, шедшие вразрез с установленными нормами, или же, наоборот, слишком дотошно следовать устоявшимся традициям, вплоть до серьёзных перегибов. В этой связи можно вспомнить знаменитую историю мести княгини Ольги древлянам за смерть своего мужа.
Категории населения
Русская правда впервые прописала, что на Руси существуют определенные категории населения. Их можно разделить на два типа: высшие сословия и низшие сословия.
К высшему сословию относятся:
- прежде всего князь, который является высшим лицом в государстве;
- служители культа или, проще говоря, представители духовенства, которые делились на два типа: белое духовенство – священнослужители (работники церквей) и черное духовенство – монахи (люди, полностью отказавшиеся от мирских благ и посвятившие себя служению богу);
- бояре, которые являлись богачами и владельцами крупных размеров земли;
- дружинники, которые являлись воинами при князе, а также иногда участвовали в управлении государством.
К низшему сословию относятся:
- люди – полностью свободное население Древней Руси;
- смерды – полусвободное население, которое находится в определенной зависимости от другого человека. Делятся на два типа:
- закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»). Зависимость закончится тогда, когда долг будет выплачен. Закупов можно сравнить с людьми, которые имеют кредиты, ведь они тоже в какой-то степени зависят от банка-кредитора.
- рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор (например, договор о найме для обработки земли), который в Древней Руси назывался ряд. С завершением действия договора, рядович становился свободным и переходил в категорию людей. Егор Крид – это типичный рядович. Да-да, ведь он по факту находился в зависимости от своего музыкального лейбла и лишь с расторжением договора Егор Крид стал “свободным”.
- горожане, то есть жители городов, которые делились на ремесленников и купцов;
- холопы, то есть полностью зависимое население, которое делилось на два типа:
- челядь – военнопленные, ставшие зависимыми и перешедшие в категорию холопов;
- долговые холопы, в которые можно было превратиться, если закуп не выплатит свой долг или рядович не выполнит условия договора.
Также стоит упомянуть об огнищанине и тиуне. Оба эти термина означают человека, который занимался управлением вотчиной (землей боярина, имеющей свойство переходить в наследство). Огнищанин также часто являлся ближайшим советником представителей высших сословий, поэтому был более высоким званием, чем тиун.
Чтобы лучше запомнить категории населения, обратите внимание на предлагаемую майнд-карту:
Русская правда – история изучения
Русская Правда привлекала пристальное внимание исследователей с самых первых моментов научного осмысления отечественной истории. Уже В.Н. Татищев, обнаруживший «Русскую Правду» (ее Краткую редакцию), описал данный памятник как древнейший русский правовой кодекс и подготовил его к изданию
Обращался к Русской Правде и Н.М. Карамзин. Основной движущей силой в изучении Русской Правды в науке XIX в. стали представители историко-юридического направления дореволюционной науки (И.Ф. Г. Эверс, Л.К. Гетц, Н. В. Калачов, В. И. Сергеевич, М. Ф. Владимирский-Буданов и др.). Как издания, так и исследования, и комментарии к законодательным памятникам, выполненные ими, характеризуются, прежде всего, вниманием к внутренним связям и отношениям между правовыми нормами.
Уже во второй половине XIX в. обозначается тенденция к все более органичному рассмотрению правовых норм в общеисторическом контексте, благодаря чему история права становилась средством изучения истории общественных отношений. Одной из характерных черт развития исторической науки становится обращение к проблематике истории государственных институтов в связи с развитием общественных отношений. Данная тенденция ярко проявилась, в частности, в творчестве В.О. Ключевского, посвятившего отдельный курс лекций рассмотрению социальных реалий Русской Правды. Тем не менее, в дореволюционной науке так и не были осуществлены полноценные критические издания основных правовых памятников.
Подъем интереса к истории России в 1930-х гг., связанный в первую очередь с интересом к развитию ее социально-экономического строя, вызвал настоятельную потребность в появлении критических изданий памятников права, в раскрытии их социально-экономического подтекста и социально-политического значения. В авангарде этого процесса стоял целый ряд учебных изданий, в том числе снабженных постатейными комментариями таких специалистов, как Б.А. Романов, Г.Е. Кочин, М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков. Важнейшим событием в изучении Русской Правды стало ее Академическое издание, подготовленное под редакцией акад. Б.Д. Грекова при участии таких исследователей, как В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, Г.Л. Гейерманс, Б.А. Романов, М.Н. Тихомиров, В.Г. Гейман, Г.Е. Кочин, Б.В. Александров и др. В дальнейшем Русская Правда была также опубликована в составе серий «Памятники Русского Права» и «Российское законодательство X – XX вв.». К изучению Русской Правды так или иначе обращались многие исследователи допетровской Руси — А.А. Зимин, Л.В. Черепнин, М.Б. Свердлов, И.Я. Фроянов, Л.В. Милов.