Это интересно
Танк отечественного производства Т-72Б3, характеристики которого указаны выше, создавался как бюджетный, но модернизированный вариант машины Т-72Б. Неудивительно, что у них много общего. Стоимость усовершенствования предшественника составила около пятидесяти двух миллионов рублей на одну единицу. Примерно половина из них идет на капитальную переделку машины, а вторая часть – на закупку и монтаж нового оборудования.
В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б получает ряд новых приборов. К основным из них относится:
- Многоуровневый прицел с оптическим и тепловизорным наведением «Сосна-У».
- Возможность использования лазерного дальномера и системы управления бронебойными ракетами.
- Многофункциональность операций наводчика.
- Улучшенный силовой агрегат.
К сожалению, при внедрении в жизнь проекта Т-72Б3, танкостроители применили неоднозначное техническое решение. Наружные части прицела «Сосна-У» расположены внутри легкобронированного кожуха, предохраняющего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой и фиксируется болтами, что предусматривает перед боем выход механика из кабины и отвинчивание крепления вручную. Стоит отметить, что существует несколько вариаций, позволяющих отбрасывать крышку, не покидая рабочего отсека. Они активно применяются как во всем мире, так и в России. Почему разработчики выбрали непрактичный вариант – остается только догадываться.
Южнокорейский танк К2 «Черная пантера»
Выпущенный южнокорейской компанией Rotem (подразделение Hyundai Motors) танк К2 «Черная пантера» был принят на вооружение в 2014 году
При разработке большое внимание было уделено электронной составляющей боевой машины. Все электронные системы танка были объединены в единую сеть — это стало возможным благодаря танковой информационно-управляющей системе (ТИУС)
Также появилась боевая информационно-управляющая система (БИУС), которая обеспечивает обмен боевой и разведывательной информацией с другой боевой техникой в реальном времени.
Корейский танк К2 «Черная пантера»
Боекомплект пушки составляет 40 выстрелов — танк может производить до 15 выстрелов в минуту. Защитная система способна обнаруживать вражеские снаряды на расстоянии до 150 метров и уничтожать их собственными снарядами. Масса боевой машины составляет 55 тонн, внутрь помещается до 3 человек. Скорость движения может достигать 50-75 километров в час.
Видео с танком К2 «Черная пантера»
Главным минусом К2 «Черная пантера» является его стоимость. Это самый дорогой танк в мире, который стоит 8,5 миллионов долларов. Известно, что армия Южной Кореи имеет около 260 таких танков.
Технические характеристики танка Т-90
1. Масса танка: около 46 тонн.
2. Длина танка: примерно 9,53 метра.
3. Ширина танка: около 3,78 метра.
4. Высота танка: примерно 2,22 метра.
5. Вооружение: основной калибр — 125 мм гладкоствольная пушка.
6. Боекомплект: примерно 45 снарядов для главной пушки и до 4000 патронов для пулеметов.
7. Мощность двигателя: примерно 1000 лошадиных сил.
8. Топливный бак: вместимостью около 1600 литров.
9. Расход топлива: приблизительно 1,2-1,4 литра на километр.
Таким образом, танк Т-90 обладает впечатляющими характеристиками как по вооружению, так и по размерам и весу. Из-за своей мощности двигателя, танк может оперировать на длительные расстояния без необходимости частой заправки.
Эпилог
Сегодня Т-90 продолжает служить верой и правдой и находится на стадии модернизации. Так, модификация Т-90СМ является своеобразным переходным этапом к новейшему Т-14 Армата и не уступает лучшим образцам западной бронетехники.
Т-90 экспортируется в Индию, Алжир, Азербайджан и Казахстан, где он пользуется большим спросом. Конечно, у него есть свои недостатки, но большинство из них характерны для ОБТ классической компоновки того времени.
Все эти недостатки могут быть устранены только созданием совершенно нового танка, такого как упомянутый выше Т-14 Армата. Однако на данный момент Т-90 успешно выполняет все свои задачи.
Челябинские «тридцатьчетверки»
В июле 1942 года перед ЧТЗ поставлена важная и ответственная задача – очень быстро наладить производство средних танков Т-34. Этот танк уже успел показать себя в деле – принес победу в боях за Москву и Сталинград.
В истории танкостроения не было таких примеров, чтобы всего за один месяц предприятие освоило новую машину. И это в самый разгар войны. Завод подвергся реконструкции: за несколько дней было установлено более тысячи новых станков, около 700 перенесли из одного цеха в другой. Нужно было успеть сконструировать и приготовить несколько тысяч штампов, инструментов, а тысячи специалистов обучить, как работать с ними. Чертежи деталей танка Т-34 цеха получают 22 июля 1942 года, а спустя месяц готова первая челябинская «тридцатьчетверка».
К концу 1943 года завод собирал по 25 танков Т-34 ежедневно. Кстати, один из них можно увидеть сегодня на склоне Мамаева кургана – знаменитый танк №18 «Челябинский колхозник».
Возможности уменьшения расхода топлива Т-90
Снижение расхода топлива у боевых машин, таких как танк Т-90, является актуальным вопросом военной инженерии. Большое количество топлива требуется для обеспечения мобильности и эффективности танка в боевых условиях. Однако существуют некоторые возможности уменьшения расхода топлива для повышения его экономичности.
1. Оптимизация двигателя:
- Установка более эффективного двигателя с меньшим расходом топлива, но при этом обеспечивающего необходимую мощность и скорость танка.
- Использование турбонаддува для повышения КПД двигателя и снижения его расхода топлива.
- Внедрение системы автоматического отключения двигателя во время простоя или при низкой нагрузке, что позволит сэкономить топливо.
2. Улучшение аэродинамических характеристик:
- Оптимизация формы корпуса и башни танка для снижения сопротивления воздуха и улучшения аэродинамики.
- Использование аэродинамических обтекателей и других устройств, способствующих более эффективному движению танка.
3. Использование энергоэффективного оборудования:
- Применение энергосберегающих систем освещения, вентиляции и других систем внутри танка.
- Внедрение электрических и гибридных систем для работы некоторых элементов оборудования вместо использования газотурбинных двигателей.
4. Обучение экипажа:
- Повышение квалификации экипажа танка для более эффективного управления техникой и оптимизации ее работы.
- Внедрение программ обучения, включающих различные методы экономии топлива и рационального использования ресурсов.
Введение этих мер по снижению расхода топлива поможет увеличить дальность хода танка и снизить затраты на его эксплуатацию во время боевых операций. Уменьшение расхода топлива является одним из важнейших аспектов разработки и модернизации военной техники, включая танки Т-90.
Боевые характеристики
- Основное отличие Т-90 от танков предыдущих поколений — это наличие всепогодного круглосуточного тепловизора, который позволяет в хорошем разрешении видеть цели днем и ночью на большом расстоянии;
- В танке есть электронная система управления боем, что позволяет танкистам не целиться в старые аналоговые приборы, рассчитывая дистанцию по дальномеру, танк вычисляет это всё сам. То есть система выстрела полностью автоматизирована, внутри танка стоит вычислительный комплекс, который позволяет автоматически вычислять дистанцию до цели и танкисту нужно только ткнуть пальцем на монитор и нажать одну кнопку;
- У него есть автоматическая система заряжания. Это значит, что нет члена экипажа, который подносит снаряды из боеукладки и вставляет их в ствол, это всё делается автоматически. Система заряжания в российских танках существует давно, еще, по-моему, езе с танка Т-64. Она одна из лучших в мире, позволяет ускорить темп стрельбы значительно, в отличие от того же танка Leopard, который периодически противостоит нам на фронте, там это всё делается вручную;
- Т-90 хорошо защищен во всех проекциях: там толстый слой брони и современные системы активной защиты танка и пассивной защиты танка. Это системы «Контакт», «Афганит» — специальные суббоеприпасы, которые устанавливаются на броне танка и в момент прилета боеприпаса срабатывают в его направлении и разрушают снаряд, защищая таким образом танк.
Конструктивные особенности Т-90
Танк Т-90 представлен в низкопрофильной компоновке с двухместной обитаемой башней: рабочие места командира и наводчика. Благодаря автоматической системе заряжания, скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. Мехвод располагается в передней части, ровно по центру. Машинное отделение изолировано от модуля экипажа. Гусеничный движитель строится на шести основных и трёх поддерживающих катках. Подвеска танка относится к торсионному типу. Рассмотрим конструкцию основных узлов более детально.
Бронирование
Броня Т-90 относится к композитному типу: состоит из нескольких слоёв броневой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса и башни обладают рациональными углами наклона в 35 градусов. Борта вертикальные, образованы за счёт установленных бронеплит и краёв днища. Башня Т-90 может быть сварной или литой в зависимости от модификации. Здесь нужно отметить, что сварная башня изготавливается из стальных сплавов со средними показателями твердости, поэтому по противоснарядной устойчивости, превосходит литой аналог в среднем на 15%. Дно штампованное, обладает сложное геометрической формой. Поверх основной брони, установлены блоки динамической защиты.
Возможности вооружения
Основное вооружение представлено 125-миллиметровым орудием 2А46М. Пушка комплектуется съёмным термозащитным кожухом. Размещается орудие в передней части корпуса на цапфе. Конструкция орудия позволяет вести огонь противотанковыми ракетами, кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойно-подкалиберными снарядами. ПТУР заряжается за 8 секунд, снаряд за 6.5. Чтобы сменить тип выстрела, уходит порядка 12 секунд. Чтобы полностью снарядить барабан потребуется около 14 секунд.
Дополнительное вооружение представлено:
- Танковым пулеметом Калашникова, калибра 7.62 мм;
- Зенитной установкой «Утёс» или «Корд», калибра 12.7 мм с электромеханической системой наведения.
Кроме этого, у всех членов экипажа имеется табельное оружие.
Танк Т-90
Мобильность
Первые модификации танка оборудовались 12-цилиндровыми двигателями В-84 с V-образным расположением цилиндров. Производительность этих агрегатов составляла 840 «лошадок». На последующие модели устанавливались двигатели В-92 и В-96 с заявленной мощностью 950 и 1250 л. с. соответственно. Благодаря 7-ступенчатой коробке и торсионной подвеске, танк демонстрировал отличные показатели проходимости и маневренности независимо от типа грунта.
По шоссе техника разгонялась до 65 км/час, дальность хода составляла 550-700 километров. Верхнее значение указано с учётом установки дополнительных топливных баков.
Средства связи
Штатной радиостанцией является Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Эта станция, дополненная 2-метровой штыревой антенной, обеспечивает дальность связи на дистанции 20-ти километров.
На командирские машины устанавливались коротковолновые радиостанции класса «арбалет-50К», обеспечивающей связь на 50-километровой дистанции. Когда танк стоит в точке постоянного/временного базирования, на него устанавливается 11-метровая мачта, что расширяет радиус связи до 350 км.
Комфортабельность
Внутри некоторых Т-90 работают системы кондиционирования. Жилой отсек экипажа изготовлен из износоустойчивых материалов, предусмотрены гидроусилители модулей управления.
Ремпригодность
Для поддержания функциональности узлов и систем Т-90 проводится плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Первое ТО выполняется после пробега в 2 500 километров, занимает порядка 12 часов. Второе — после 5 000 пробега, и на него отводится в среднем 30 часов. Текущий ремонт занимает в среднем 2 часа, работы выполняются непосредственно на месте поломки, если нет возможности доставить выведенную из строя машину в ремонтный бокс. «Капиталка» выполняется после 11 000 пробега, время проведения не регламентировано. Рабочий ресурс гусеничного движителя рассчитан на 6 000 км пробега.
Огневая мощь
Здесь используется система управления огнём, унифицированная с основным боевым танком Т-80-У, дополненная прицелом «Буран-ПА». В целом, комплекс продемонстрировал высокую эффективность стрельбы. Например, передвигаясь со скоростью до 30 км/час, Т-90 мог с высокой вероятностью уничтожения бронетехники противника первым снарядом с расстояния 5 километров.
В ходе проведения танковых испытаний из основного орудия было выпущено 24 противотанковые ракеты, и все они поразили установленные мишени. При этом стреляли необученные танкисты. Квалифицированный наводчик поразил 7 целей на дистанции 2-2.5 километра, потратив на это 54 секунды. При этом танк двигался со скоростью 25 км/час.
Варианты
Тип 69.
Прототипы
- Тип 69 — Опытный образец на базе корпуса Тип 59, оснащенный новым дизельным двигателем мощностью 580 л.с., 100-мм гладкоствольной пушкой Тип 69, ИК-прожектором и лазерным дальномером.
- Тип 69-I — Прототип, включающий в себя некоторые технологии захваченного советского ОБТ Т-62, такие как система прожекторов Luna IR, и улучшенный охрана.
Варианты производства
Тип 69-II.
Иракский Тип 69-II.
Тип 69
-
Тип 69-IIA — Первая серийная версия, выпущенная в 1982 году, оснащена:
- 100-мм гладкоствольная пушка Тип 69-II
- Новая система FCS с:
- 2-осевая стабилизация пушки TSFC
- Прицел наводчика Тип 70
- Лазерный дальномер TCRLA
- BCLA Баллистический вычислитель
- Радиостанция Тип 889
- Юбки бронированные гусеницы
- Стеллажи для хранения на башне
- Дымовые гранатометы
- 2 ромбовидные масляные крышки на наклонной пластине за моторным отсеком
Эта версия широко экспортировалась и производилась по лицензии в Пакистан от Heavy Industries Taxila (УДАР). Тип 69-II упоминается как Тип 30 в Королевской армии Таиланда.
- Тип 69-IIB / C — Командная версия Type 69-II с дополнительным оборудованием связи и вспомогательной силовой установкой. Имеет длинную радиоантенну и два ящика для хранения сзади, в которых хранятся кабели и полевой телефон.
- Тип 653 АРВ – Бронированная эвакуационная машина на базе шасси ОБТ Type 69. Тип 653 АРВ установлен без турели, но вместо этого имеет силовую структуру, управляющую бульдозерный отвал в передней части корпуса и кран с гидравлическим приводом. Кран может поднимать до 70 тонн.
Тип 79
Китайский Тип 79 (Тип 69-III, WZ-121D).
-
Тип 69-III (Тип 79) — Также получил обозначение WZ-121D, улучшенный тип 69-II, созданный по западным технологиям. На вооружении НОАК как ОБТ Type 79. В 1981 году первый прототип был модифицирован согласно спецификации как Type 69-III. В 1983 году были построены два официальных прототипа, оснащенных такими ключевыми компонентами, как лазерный дальномер. Тип 79 был запущен в производство в 1984 году и был показан публике на параде в честь 35-летия КНР в 1984 году. Среди улучшений:
- Гусеницы с резиновыми подушками
- Люки, которые автоматически закрываются при обнаружении агенты
- 105-мм пушка Тип 83 (улучшенный экземпляр L7) со сменным коренным термогильзом (Тип 79-II)
- Пассивные ИК-прицелы или тепловизионная система
- British Marconi FCS с:
- Лазерный дальномер TLRLA
- Баллистический вычислитель BCLA
- Прицел наводчика ТГСА
- Дизельный двигатель тип 79 с жидкостным охлаждением мощностью 730 л.с.
- Тип 79 оснащен Взрывная реактивная броня (ERA)
- GCZ-110: бронированная инженерная машина
Зарубежные варианты
Ирак
- Тип 69-QM — Также известен как Т-55Б внутри иракской армии. Тип 69-II со стандартной 100-мм нарезной пушкой, броня усилена на лобовом гласисе — смотровая мачта и на некоторых частях 60-мм миномет. Командные машины часто оснащены блоками аппликация разнесенная броня, аналогичная так называемой . Выпускался в 1986–1988 гг.
- Тип 69-QM1 — Тип 69-II модернизирован со стандартной 105-мм нарезной пушкой НАТО и лазерным дальномером. Выпускался в 1984–1988 гг.
- Тип 69-QM2 — Тип 69-II модернизирован со стандартной 125-мм гладкоствольной пушкой Варшавского договора (L80) и лазерным дальномером. Выпускался в 1986–1991 гг.
Бангладеш
Бангладеш Армия Тип 69-IIG ОБТ с участием реактивная броня
Тип 69-IIG ОБТ из Бангладеш Армия
Инженеры армии Бангладеш улучшили ее вооружение и систему брони, чтобы сделать ее более эффективной.
-
Тип 69-IIG — Модернизированный Бангладешский модель со следующими модификациями:
- Двухосная стабилизация Тип-83А (улучшен L-7 с увеличенным отверстием) 105 мм гладкоствольное ружье[нужна цитата ] (Совместимость с НАТО), с полуавтоматическим заряжающим, способный вести огонь ПТУР
- Новый система управления огнем (FCS), лазерный дальномер, тепловидение Достопримечательности & Боевой канал передачи данных
- 850 л.с. дизельный двигатель
- Китайцы 3-го поколения взрывоопасная реактивная броня (ERA) охрана, автоматическая система коллективного пожаротушения, Приемник лазерного предупреждения, .
- Новое оборудование связи и навигации (в том числе GPS получатель)
- Гусеница с резиновой подкладкой
Мьянма
Армия Мьянмы имеет ОБТ Тип-69 50 и Тип-69-2 ОБТ 80. Все они были модернизированы в мае 2007 года.
Гражданский вариант Type 69/79 использовался для разработки Китайский пожарный танк. В настоящее время только три пожарные команды в Китай приобрели такой автомобиль.
Плюсы и минусы
Главным плюсом применения кирзы в производстве армейской обуви являются износостойкость и минимальная себестоимость. Поэтому основным назначением материала является изготовление кирзовых ботинок и сапог.
- максимальная водоупорность;
- устойчивость на истирание и разрыв;
- стойкость к механическим повреждениям;
- способность накапливать статическое электричество минимальная.
- не выносит максимальных низких и высоких температур (поверхность может потрескаться);
- под воздействием тепла дает усадку;
- повышенная жесткость;
- скудная цветовая палитра (черный и темно-серый цвет, реже отбеленные и окрашенные образцы).
Сколько горючки «кушают» Т-80, Т-72, Т-90, «Леопард» и «Абрамс». Кто у нас главный проглот?
Первый раз танк Т-80 мне довелось увидеть в Казанском танковом училище. Я приезжал к брату. Он тогда был командиром курсантской танковой роты, а я приехал к нему в гости. Конечно, побывал с ним и в училище и на полигоне.
В то время уже шли разговоры, что у нас появился танк с «вертолетным» двигателем и что «носится» он как гоночная машина. И действительно, вид мчащегося вдоль дороги танка и необычный звук его двигателя поразил меня.
Ничего подобного я раньше не видел. Дело было зимой, и поднимаемая гусеницами танка снежная пыль создавала впечатление, что машина, буквально, летит. Не танк, а ласточка!
Брат, смеясь, сказал, что эта ласточку зовут Т-80, а зампотех называет ее «проглотом», потому как, топлива эта машина кушает немеряно.
И действительно, большинство нареканий к этому танку связаны именно с большим расходом топлива, который много выше, чем у обычных дизельных танков. Ведь это существенно снижает один из важнейших критериев боевой машины – запас хода.
Наверняка все знают, что на Т-80 установлен газотурбинный двигатель ГТД-1000Т . Другим танком, оснащенным газотурбинным двигателем, является американский «Абрамс».
И у этого танк та же самая проблема, что и Т-80 – повышенный расход топлива.
Давайте посмотрим данные по расходу топлива дизельных и газотурбинных двигателей согласно их технических характеристик.
Танки с дизельными двигателями
Двигатель В-46. Мощность 780 л.с
В техническом описании по эксплуатации этой машины сказано, что расход топлива на 100 км в литрах составляет:
По грунтовым дорогам 260 – 450
Двигатель В-84 Мощность 840 л.с
По грунтовым дорогам 280 – 460
Леопард 2 (Германия)
Двигатель MTU MB 873. Мощность 1500 л.с Р асход топлива на 100 км в литрах составляет: По грунтовым дорогам 500 По шоссе 300
Танки с газотурбинными двигателями
Двигатель ГТД-1000ТФ. Мощность 1100 л.с. Наиболее оптимальным топливом является авиационный керосин
расход топлива на 100 км в литрах составляет:
По грунтовым дорогам 460 — 790
По шоссе 430 -500
«Абрамс» М1
Двигатель AGT-1500 Мощность 1500 л.с. Наиболее оптимальным топливом является керосин
расход топлива на 100 км составляет от 455 литров
Мы видим, что по расходу топлива танки, имеющие дизельные двигатели, значительно выигрывают у машин оснащенных ГТД.
При этом не стоит забывать, что паспортный расход топлива может значительно отличаться от эксплуатационного, где многое зависит от квалификации механика-водителя, правил соблюдения эксплуатации и множества других причин.
И это характерная черта при эксплуатации любого двигателя.
Так, по информации независимого танкового эксперта Хлопотова, во время войсковой эксплуатации танк Т-80 расходовал в два-три раза больше топлива, чем указано в ТТХ машины.
Особенно это проявилось в Чечне, когда дизельные Т-72 совершали марши, а Т-80 вставали. Танкам требовалась дозаправка.
Связано это было с тем, что средняя скорость танковых колонн и Т-72 и Т-80 не превышала 25-35 км/ч. Эксплуатация скоростного танка Т-80 на подобных скоростях приводит к значительному перерасходу топлива.
Уточним, что 25-35 км/ч. это средняя скорость движения танковых колонн во всем мире.
Во время операции «Буря в пустыне» подобная ситуация сложилась и с американскими танками «Абрамс».
Как мы видим из ТТХ, его расход указан как 455 литров на 100 км. На самом деле, расход топлива составлял 1650 литров на 100 км, при общей емкости баков 1900 литров.
Танки, находящиеся в зоне боевых действий, необходимо было дозаправлять через каждые три-пять часов, поэтому свои машины американские танкисты заправляли в каждый удобный момент.
Темпы маневрирования танковыми подразделениями во время той операции зависели не от скорости танков, а от их заправки топливом.
Источник
Применение в боях и след в истории танкостроения
Есть заявления о Т-90, участвовавших в первой кампании в Чечне, но документальных подтверждений этому нет. А вот его участие в сирийском конфликте — факт. В Сирии применяются танки Т-90 российской армии.
За более чем два года были потеряны лишь 2 танка, и еще 2 выведены из строя.
Получило известность видео, запечатлевшее Т-90, оставшийся целым после попадания в его башню ракеты TOW. А вот опубликованное фото Т-90 с оторванной башней доказывает, что боеукладка остается его уязвимой зоной.
Пожалуй, правильно будет сказать, что Т-90 сам является “следом в истории танкостроения”. Следом, который оставили идеи, впервые материализованные в Т-64. Т-90 вобрал в себя все лучшее от предшественников — безотказность Т-72, техническую “продвинутость” Т-80.
Танк Т-90 стал лучшей и наиболее мощной машиной в этой лестнице развития. И одновременно ознаменовал ее завершение, когда был разработан полностью новый танк Т-14. При этом по своим боевым качествам Т-90 продолжает удерживаться на высоком уровне, и скорое снятие с вооружения ему не грозит.
Ирония: если бы за танком сохранилось обозначение Т-72БУ, никто бы и не заявлял, что старую машину выдают за новую.
Конечно, для контрпартизанских войн Т-90 не предназначался, но, во-первых, ни один из его конкурентов (за исключением, разве что, танк “Меркава”) тоже для этих целей не задумывался. Во-вторых, в Сирии Т-90 показывает себя достойно. А преемственность конструкции и обеспечила возможность выпуска танка в тяжелые для страны годы. На сегодняшний день он среди лучших образцов танков, и это бесспорно.
Секрет долголетия
Дизель Фау-2 ассоциируется с танком Т-34, хотя во время войны он использовался на многих других боевых частях, например, на другом танке-победителе — тяжелом ИС-2.
Со временем изменились обозначения лошадиных сил и двигателей. Так, классический двигатель В-2-34 на тридцать четыре развивал 500 л.с., вариант для ИС-2 назывался В-2ИС и выдавал 520 л.с., для танка КВ-2 этот же двигатель разгоняли до 600 л.с с участием.
Еще во время войны пытались увеличить мощность, в том числе за счет наддува, например опытный образец В-2СН с разработанным центробежным нагнетателем мощностью 850 л.с.
Но после войны к форсированию двигателей относились серьезно. Так, танк Т-72 получил безнаддувный вариант В-46 мощностью 700 л.с., а современные танки Т-90 — турбированный вариант двигателя Фау-2 мощностью 1000 л.с. (например, двигатели серии В-92).
Еще во время войны двигатель Фау-2 начали использовать в самоходках, тракторах и другой технике, а позже его активно использовали в мирных целях. Например, дизель-электрический трактор ДЭТ-250 получил модификацию Б-31.
В дополнение к классической V-образной форме с 12 цилиндрами, ряды двигателей с другим числом и расположением цилиндров были экстраполированы из семейства B-2, также для использования на кораблях. Для БМП были разработаны шестицилиндровые «плоские» варианты В-2 с большим углом развала цилиндров.
Конечно, у двигателя Фау-2 и его модификаций было много «конкурентов», пытавшихся вытеснить двигатель Т-34 из моторных отсеков более поздних танков. Можно вспомнить один из самых удивительных танковых двигателей 5ТДФ для Т-64 и Т-72. Пятицилиндровый двухтактный дизельный двигатель с десятью поршнями, двумя коленчатыми валами и двойным турбонаддувом поразил воображение своим конструктивным интеллектом, но эволюционную гонку выиграли потомки двигателя B-2.
Почему он был таким настойчивым? Его создатели «угадали» основные параметры и компоновку, что обеспечило эффективность дизайна и широкие возможности для роста. Возможно, так и проявляется технический гений: удовлетворять не только сиюминутные требования, но и думать о дальнейших шагах.
Т-34-85 образца 1944 года на постаменте в Курске:
Танки и бронетехника государств мира
Танки Австрии | |||
Танк SK-105 «Кирасир» | |||
Танки Аргентины | |||
Танк «Там» | |||
Танки Бразилии | |||
Танк «Озорио» | Танк «Тамойо» | ||
Танки Израиля | |||
Танки «Меркава» | Танк Merkava Мк.1 | ||
Танк Merkava Мк.2 | Танк Merkava Мк.3 | ||
Танк Merkava Mk.4 | Dor Dalet Танк «Меркава» Мк.3 |
||
Танки Индии | |||
Танк «Арджун» | |||
Танки Ирана | |||
Танки «Зульфикар» | |||
Танки Китая | |||
Танк «Тип 99» | Танк «Тип 80» | ||
Танк «Тип 79» | Танк «Тип 69» | ||
Танк «Тип 63А» | |||
Танки Пакистана | |||
Танк «Аль Халид» | |||
Танки Швейцарии | |||
Танк Рz68 (Panzer 68) | Танк Рz61 (Panzer 61) | ||
Танки Швеции | |||
Танк Strv-103 | |||
Танки ЮАР | |||
Танк «Олифант» | |||
Танки Южной Кореи | |||
Танк К1 (Тип 88) | |||
Танки Японии | |||
Танк «Тип 74» | Танк «Тип 90» | ||
Танк Type 10 (ТК-Х и МВТ-Х) |
Модификации
За линейными танками Т-90 последовал командирский вариант — Т-90К, оснащенный дополнительной радиостанцией и системой навигации. С 2004 года начались поставки Т-90А с более мощным двигателем, усиленной броней и улучшенными тепловизорами. В 2006 году и у этого танка появился командирский вариант Т-90АК, тоже с более мощным радионавигационным оборудованием.
Проект “Прорыв” привел к появлению серьезно переработанных танков Т-90. Башня модификации Т-90АМ получила отсек для размещения дополнительного боекомплекта, Среди других изменений — штурвал вместо рычагов управление и трансмиссия, автоматически переключающая передачи.
Отдельно стоит упомянуть танки, созданные специально для экспорта. Т-90С и Т-90СК были в целом аналогичны оригинальному Т-90, но прожекторы системы “Штора” на них не устанавливались. Специально для Алжира производились модели Т-90СА и Т-90СКА. Доработанный для лицензионной сборки в Индии Т-90 получил даже имя собственное “Бишма”.
Новейший танк для экспортных поставок получил индекс Т-90СМ, и соответствует по своим данным танку Т-90АМ. Шасси Т-90 применяли для постройки инженерной техники: артиллерийских “самоходок” и РСЗО. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная “Боевая машина огневой поддержки”, прикрывающая танки в бою.
Устройство танка Т-90
Корпус Т-90 сварен из листов брони, башня ранних образцов- литая. Длина корпуса (без пушки) составляет 6.8 м. У поздних модификаций башни стали сварные. Лобовая броня корпуса (верхняя деталь) выполнена из комбинированной брони, установлена под наклоном в 680. Борта толщиной 70-80 мм — вертикальные, без наклона. Это выше, чем у большинства аналогов (хотя от попадания бронебойного снаряда защищает одинаково плохо).
Борта закрыты резинотканевыми экранами, частично — блоками динамической защиты. Для дополнительной защиты возможна установка противокумулятивных решеток, широко распространившихся в последнее десятилетие.
Высота достигает 2.2 метра, а весит Т-90 около 46 тонн.
На Т-90 установили систему активной защиты “Штора”. Если его облучается лазером наведения, то “Штора” оповещает об этом экипаж и отстреливает аэрозольные гранаты. Получившаяся дымовая завеса не только маскирует танк визуально, но и рассеивает луч лазера.
Первая динамическая защита, появившаяся на Т-90 имела обозначение “Контакт-5”. От тандемных зарядов она не защищала и не работала на повышение стойкости против бронебойных снарядов. Новейшая модель комплекса защиты “Реликт”, которую получили Т-90АМ, снижает бронепробиваемость снарядов противника на 40% и защищает от тяжелых ПТУР с тандемным зарядом. Кроме того, модернизированные блоки для системы “Контакт” поднимают ее эффективность почти до “реликтового” уровня.
Негативно на живучести сказывается плотная компоновка — баки с горючим приходится размещать в боевом отсеке. Впрочем, на поздних модификациях их изолировали от экипажа стальными переборками. Уязвим остается автомат заряжания — он находится за слабозащищенным бортом прямо под экипажем. Можно сказать, что командир и оператор вооружения сидят на выстрелах.
Размещение экипажа неизменно со времен появления Т-64. Место механика-водителя расположено впереди по центру корпуса. Наводчик находится в левой половине башни, а командир танка – справа от пушки.
Это многотопливный 12-цилиндровый дизель В-84МС объемом 38,8 литров, развивающий 840 л.с. У модификации Т-90А мотор заменен на усовершенствованный вариант В-92, базирующийся на том же блоке. Его мощность доходит до 1000 л. с. Трансмиссия 7-ступенчатая, включает в себя отдельные планетарные коробки передач. Для облегчения управления применены гидравлические приводы. Подвеска у Т-90 торсионная, амортизаторы гидравлические.