Смещение компромисса в сторону эффективного софта
До сих пор мы предполагали статический компромисс: вы можете потратить деньги на оборудование или потратить время разработчика на написание более эффективного кода. Вы, оценивая эти две статьи расходов, выбираете ту, которая ниже в вашей ситуации, и пересматриваете компромисс, когда ситуация меняется.
Но есть и другой способ подхода к проблеме. При прочих равных более эффективная программа лучше, чем менее эффективная. Таким образом, несмотря на то, что более быстрое аппаратное обеспечение по-прежнему будет подходящим решением во многих случаях, также стоит подумать о том, как сделать ваше программное обеспечение более эффективным по умолчанию.
1. Не думайте, что аппаратное обеспечение — единственное решение
Очень легко предположить, что медленное или неэффективное программное обеспечение неизбежно и неминуемо. И если вы верите в это, вы можете даже не думать о том, как сделать ваше программное обеспечение быстрее.
Но во многих случаях вполне возможно значительное ускорение во время выполнения. Например, вот Gas уменьшили нагрузку Redis на CPU на 80%, а вот ученый, который ускорил вычисления в 50 раз, с 8 часов до 10 минут. Только в 2 раза из-за параллелизма, так что это 25-кратное улучшение для одного ядра. Еще один пример ускорения в 50 раз я привожу в своей статье о разнице между оптимизацией и распараллеливанием.
Точно так же программному обеспечению не нужно использовать много памяти для обработки больших наборов данных. Переключение на потоковый/пакетный подход может перевести использование памяти с линейного масштабирования в зависимости от размера данных на небольшой фиксированный объем использования памяти, часто без влияния на время выполнения.
2. Сокращение затрат на написание эффективного программного обеспечения
Если вы согласны с тем, что возможно более быстрое и эффективное программное обеспечение, возникает вопрос, как сделать это без дополнительных затрат на разработку. Как вы можете написать более эффективное программное обеспечение за то же время? И как вы можете сократить расходы на оптимизацию существующего программного обеспечения?
Совершенствуйте свои навыки
Ваша способность писать эффективный код не фиксирована — у вас есть возможность улучшить ее.
В качестве примера сосредоточимся на использовании памяти: если вы анализируете большой файл JSON, использование потокового анализа JSON значительно сократит использование памяти. И во многих случаях это даже не больше работы! Вы просто заменяете две строки кода на две другие строки и структурируете свой код немного по-другому. В большинстве случаев вам просто нужно знать, что решение существует.
И чтобы было ясно, до того, как я написал эту статью, я не знал о существовании потоковой библиотеки ijson. Но я точно знал, что искать, потому что пакетная/потоковая обработка данных — один из основных методов обработки больших наборов данных с эффективным использованием памяти. Тот же высокоуровневый метод применяется, например, для заполнения фреймов данных Pandas из запросов SQL, только с другими деталями и API.
И способность идентифицировать квадратичные алгоритмы может помочь вам избежать распространенных ошибок производительности с очень небольшими усилиями.
Вы найдете написанные мной статьи об оптимизации производительности и сокращении использования памяти, а также множество других ресурсов, доступных для улучшения ваших навыков. Небольшие затраты времени сейчас могут привести к значительной экономии времени и денег в будущем.
Повышение видимости во время выполнения
Помимо улучшения ваших навыков, также необходимо понимать, почему ваш код работает медленно или использует слишком много памяти. Отчасти это касается использования соответствующих инструментов во время разработки. Например, для программ Python:
- py-spy, pyinstrument, VizTracer и другие инструменты позволяют по-разному измерять производительность.
- Fil позволяет измерять пиковые объемы памяти, а memory-profiler может отображать построчное распределение и освобождение памяти.
Вы также должны улучшить понимаемость производительности в продакшене, поскольку многие проблемы с производительностью видны только с реальными данными или в реальной среде, в которой выполняется ваш код. Для конвейеров обработки данных Python я создал профайлер Sciagraph; для других доменов вы можете обратиться к APM или инструментам наблюдения или другим непрерывным профайлерам.
7. Замена подушек безопасности
В старых автомобилях не было подобных систем безопасности, а современные снабжены ими практически все. После того, как подушки безопасности сработали и раскрылись, их нужно будет заменить. Часто при срабатывании эйрбегов могут оплавиться разъемы пиропатронов, проводка. Это все требует замены, как и механизмы ремней безопасности.
При ремонте учитывается тип руля в конкретной комплектации машины. При этом модули управления эйрбегом одноразовые и подлежат замене. Следующий шаг – настройка датчиков и прошивка электроники, чтобы при подключении новых подушек они не выстрелили самопроизвольно.
Какие существуют программы для проверки ЭБУ
Работа по диагностике двигателя Газель может быть выполнена несколькими способами. Один из наиболее верных и надёжных — использование компьютерных программ, для чего необходимо прямое подключение ЭБУ к ПК. Работы проводятся с использованием специального диагностического кабеля, в комплекте с которым обычно идёт диск с нужным программным обеспечением. Разъем для подключения кабеля находится либо в моторном отсеке (с левой стороны на переборке), либо в салоне рядом с блоком предохранителей. Некоторые модели авто, к примеру, почти все Газель Бизнес, оборудованы разъёмом стандарта OBD-2, используемого на большинстве современных автомобилей.
Наибольшей популярностью пользуются следующие программы:
- KWP_D. Программа используется для работы с ВАЗовскими, УАЗовскими и ГАЗовскими двигателями. Используется кабель, соединяемый с ПК посредством COM-порта, от производителя K-line.
- GAZ-DIAGN. Применяется для диагностирования автомобилей ГАЗ и УАЗ, оснащённых контроллерами типа МИКАС-5.4, МИКАС-7, и различными модификациями на их базе. Работает с адаптером Сканматик, отличается информативностью и простотой.
- Автотестер 2.7. Программа используется не только для тестирования и определения ошибок, но и для регулировки некоторых параметров работы моторов авто ГАЗ и УАЗ.
- Программа OpenDiag используется для диагностики отечественных автомобилей всех марок, поддерживает большое количество ЭБУ различных модификаций. Работает с адаптерами K-line и ELM327 с подключением как по USB, так и по COM-порту.
- ЭБУ СОАТЭ. Программа используется только для работы с одноимённым блоком управления, устанавливаемым на ГАЗели и Волги. Используются различные виды тестеров от популярных производителей, в том числе и оригинальный от СОАТЭ.
Для автомобилей, оснащённых разъёмом OBD-2, можно использовать программный комплекс для мобильных устройств на базе Android TorquePro. Для подключения ЭБУ понадобится специальный bluetooth адаптер. Программа имеет весьма широкий потенциал и довольно удобный, гибко настраиваемый, интерфейс. С её помощью можно определить текущие параметры работы мотора, узнать коды ошибок и их расшифровку, стереть ошибки из памяти ЭБУ. Для надёжной работы рекомендуется использовать ELM 327 Bluetooth адаптер.
Если ноутбука под рукой нет, то можно обойтись штатными средствами. Для этого нужно перемкнуть контакты 10 и 12 на разъёме для диагностики, после чего включить зажигание. Значок «Check» на приборной панели начнёт вспыхивать с определённой периодичностью, тем самым указывая на код ошибки. Каждый код повторяется три раза.
Сервис Uremont.com поможет найти СТО, осуществляющую диагностику автомобилей всех типов и последующий их ремонт. С нами обслуживание вашего авто оперативно, качественно и всегда доступно.
Распиновка obd2 разъема — схема диагностического разъема
Распиновка obd2 разъема — все автомобили выпущенные в последние годы, оборудованы всевозможными электронными приборами. Одним из важных устройств считается система для выполнения диагностики установленного в автомобиле оборудования. Конструкция этого устройства включает в себя коннектор OBD2, который был сконструирован в девяностых годах. Основное его предназначение — возможность подключения сканера. Кроме этого, с его помощью можно измерять бортовое напряжение, температурную составляющую, скорость, а также другие параметры. Причем все это можно выполнять непосредственно во время эксплуатации автотранспорта.
Как правило, розетка коннектора obd2 устанавливается в автомобиле около рулевой колонки, (расстояние составляет примерно 180 мм). Параметрические характеристики коннектора позволяют создать обмен информационными данными, используя при этом промышленную цифровую CAN-шину. Именно с помощью протокола CAN можно осуществлять подключение различных управляющих устройств,всевозможных датчиков и механизмов. Причем можно одновременно принимать и передавать данные в цифровом формате с большой скоростью, также есть функция защиты от помех.
Конструкция соединителя
Функциональные возможности и распиновка obd2 разъема выполнена по двух компонентной схеме без симметрии и включат в себя шестнадцать ножевидных контактов. Располагаются эти контакты в колодке параллельно друг другу с направляющим ключом. Их нумерация в колодке выполняется с левой стороны направо, при этом верхняя линия контактов обозначена цифрами с 1-8, а другой ряд с 9-16. Конструкция разъема выполнена из прочного пластика, а сами контакты разделяет специальная продольная пластина.
Для осуществления правильной полярности при подключении разъема «папы» к розетке «мамы», предусмотрена конструкция в виде трапеции с несколько закругленными углами. Функции контактов в разъеме имеют две группы назначения. Одна из которых выполнена по стандартной схеме, а другую группу изготовитель вправе использовать по своему усмотрению, для выполнения определенных задач.
Распайка obd2 разъема с определением функции каждого контакта показана в таблице ниже:
1 | Фирменный |
2 | Шина J1850 |
3 | Фирменный |
4 | Заземление общее |
5 | Сигнальная земля |
6 | Шина CAN |
7 | Линия K по ISO 9141-2 |
8 | Фирменный |
9 | Фирменный |
10 | Шина J1850 |
11 | Фирменный |
12 | Фирменный |
13 | Фирменный |
14 | Шина CAN |
15 | Линия L по ISO 9141-2 |
16 | +12 В |
Отличительная черта в конструкции разъема obd2 заключается в том, что он имеет гнездо подключения бортовой сети. А это дает возможность задействовать сканеры не прибегая к использования дополнительной цепи силового питания. Со времен появления первых разъемов obd2, которые были способны только отображать информацию о существующей неполадке, многое изменилось. На сегодняшний день усовершенствованные коннекторы имеют возможность извлекать максимум информации о неполадках. Происходит это благодаря связи приборов диагностики с электронными модулями в авто.
Как самому изготовить соединительный кабель
Иногда возникает потребность в изготовлении соединительного провода, это может случится когда потребуется подключить к автомобильному компьютеру устройство для диагностики. Поэтому, как нельзя лучше, здесь помогут значения указанные в таблице.
OBD2 сканер на SsandYong New Actyon
A Масса B L-линия диагностики двигателя (в том числе линия считывания медленных кодов самодиагностики), ABS (8192-Baud Serial Data) (не всегда разведена) C AIR (не всегда разведена) D SES-Lamp — линия лампы самодиагностики (не всегда разведена) E K-линия диагностики (160-Baud Serial Data) F TCC (не всегда разведена). На некоторых моделях — питание +12В G Управление бензонасосом (не всегда разведена) J K-линия диагностики подушек безопасности (AirBag) (8192-Baud Serial Data) M K-линия диагностики двигателя, ABS16-ти контактный трапециевидный разъем OBD-II (lada Obd-2 16-pin) 2) J1850 Шина+ 4) Заземление кузова 5) Сигнальное заземление 6) Линия CAN-High, J-2284 7) К-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) 10) J1850 Шина- 14) Линия CAN-Low, J-2284 15) L-линия диагностики (ISO 9141-2 и ISO/DIS 14230-4) 16) Питание +12В от АКБ
12-ти контактный прямоугольный разъем (lada 12 pin) |
На них легче найти запчасти
Современные автопроизводители придерживаются принципа, популяризованного компанией Apple. Суть его в том, что товар должен быть максимально неремонтопригодным, по крайней мере, своими руками. Любая поломка должна устраняться в авторизованном сервисе. С одной стороны, это работает как защита от «дурака», не позволяя людям, которые ничего не смыслят в технике, совать в неё свои руки. С другой, это существенно ограничивает права пользователей и возможности самостоятельного ремонта и улучшения.
В те времена, когда создавались ретро-автомобили, такая философия была только в зачатке, и менеджеров ещё не успели допустить к «оптимизации» процесса производства. Кроме того, производители неплохо зарабатывали на запчастях, и поэтому с удовольствием выпускали на рынок как стоковые, так и улучшенные версии деталей.
Зачем нужна диагностика?
Необходимость диагностики, в первую очередь, определяется при появлении неисправностей в работе тех или иных систем. К примеру, поломки, которые могут произойти в моторах с электронной системой управления, во многом отличаются от неисправностей в карбюраторных двигателях. Соответственно, и поиск поломки будет происходить иначе. Как известно, управление функциональностью всех узлов и систем мотора осуществляется благодаря ЭБУ — блоку управления, который собирает данные от разных контроллеров, использующихся в двигателе.
Эта информация позволяет сформировать управляющие сигналы для антиблокировочной и топливной системы, а также зажигания и прочих блоков. Управляющее устройство также предназначено для формирования импульса о появившихся неисправностях в работе систем обслуживания силового агрегата. Благодаря умению считывания этих данных, а также их расшифровке, автовладелец сможет своими силами определить поломку и устранить ее (автор видео — канал РИО г).
Поэтому не нужно пугаться, если на приборной панели появится индикатор неисправности в моторе. Если эта лампочка стала гореть при запущенном двигателе, вам нужно просто произвести диагностику при помощи компьютера или любого другого девайса. Это позволит точно определить неисправность и устранить ее, причем в кратчайшие сроки. Причем даже если у вас нет компьютера, можно осуществить самодиагностику системы.
Итак, для чего нужно диагностировать систему:
- Если на щитке приборов появились индикаторы неработоспособности двигателя. Появившаяся лампочка может свидетельствовать о многих неисправностях, но тщательная проверка позволит точно определить поломку, которая произошла в работе.
- Если вы покупаете подержанное авто. С помощью диагностики вы сможете заранее узнать, с какими неисправностями предстоит столкнуться в ближайшем времени и, соответственно, сбросить цену на покупку машины.
- Если вы заметили, что одна из систем, механизмов или агрегатов стали неправильно работать. Например, начал троить двигатель, а видимых симптомов этой проблемы нет. Не факт, что нужно будет ремонтировать агрегат — вполне возможно, что из строя вышел какой-то датчик, и заменив его, вы сможете решить проблему. Проверка позволит более точно указать на неисправность.
- Для профилактики. Периодическая диагностика состояния узлов позволит своевременно определить неработоспособность того или иного механизма. Таким образом, вы сможете снизить возможные затраты на ремонт автомобиля в будущем. Оптимальным вариантом является проведение профилактической диагностики хотя бы раз в год (автор видео — Максим Тихонов).
У них лучше дизайн
Старые автомобили имеют разнообразный дизайн, часто вызывающие формы, на которые бы не решились сегодня. Всё потому, что они были построены в то время, когда у дизайнеров было больше свободы и меньше контроля со стороны «эффективных» менеджеров. Да, компании заботились о прибыли, но они же пытались и экспериментировать, чтобы нащупать ту самую нишу, где их дизайн точно выстрелит. Это было похоже на ранние мобильные телефоны, которые сильно отличались друг от друга, и объединяло их только одно — наличие микрофона и динамика.
В те далёкие времена дизайнеры не были ограничены строгими требованиями к безопасности и количеству выбросов, и проектировали автомобили из соображений лучшего вида. Современные же автомобили очень похожи друг на друга. Просто поставь несколько кроссоверов разных фирм в ряд, сними с них логотипы и попробуй определить, что из этого Toyota, а что Opel.
Необходимые инструменты, материалы и программы для диагностики
Итак, что вам нужно будет подготовить для правильной проверки транспортного средства:
- Диагностический адаптер со шнуром. Покупая устройство, нужно точно выбрать адаптер, который подойдет для вашего разъема, поэтому точно узнайте, какой в вашем автомобиле используется разъем.
- Устройство для диагностики. Мы будем описывать пример проверки с ноутбуком. Если его у вас нет, то можно использовать стационарный компьютер, но это крайне неудобно, тем более, что вам потребуется бытовая розетка для его подключения. Самый оптимальный вариант — нетбук. Он может автономно работать, при этом его габариты очень удобны для диагностики.
- Софт для проверки. В данном случае у вас есть огромный выбор — в Интернете можно без проблем найти необходимое программное обеспечение для диагностики, вариантов множество. При этом программы имеют свои особенности и характеристики. Можно отдать предпочтение бесплатному софту — большинство таких программ также эффективно ищут ошибки, как и платные аналоги.
Основные преимущества покупки машины без электроники
В наше время современные автомобили стали полностью зависимыми от электроники. Однако, многие автолюбители предпочитают машины без электроники по ряду причин.
Простота обслуживания и ремонта. Машины без электроники обычно имеют более простую систему управления и механизмы, что делает их более доступными для обслуживания и ремонта. Владелец такой машины может самостоятельно справиться с многими поломками и не зависеть от сервисного центра.
Долговечность. Без электроники, автомобиль имеет меньше подверженных поломкам комплектующих, что ведет к его большей надежности и долговечности. Это особенно актуально для тех, кто путешествует в удаленные и труднодоступные места, где сложно получить помощь в случае поломки.
Снижение стоимости. Машины без электроники обычно стоят дешевле, чем их современные аналоги. Более низкая стоимость является привлекательным фактором для многих покупателей.
Безопасность в экстремальных условиях. В условиях сильных электромагнитных помех или взлома электронных систем, машины без электроники могут продолжать функционировать
Это важно при аварийных ситуациях или во время крупных стихийных бедствий.
Сравнение машин с электроникой и без
Критерий
Машины с электроникой
Машины без электроники
Обслуживание и ремонт
Требуется посещение сервисного центра
Возможность самостоятельного ремонта
Долговечность
Более подвержены поломкам
Более надежны и долговечны
Стоимость
Дороже
Дешевле
Безопасность
Уязвимы в экстремальных условиях
Продолжают функционировать
Машины без электроники имеют свои явные преимущества перед современными автомобилями с уймой электронных систем. Они обладают простотой в обслуживании и ремонте, большей долговечностью, нижей стоимостью и более высокой безопасностью в экстремальных условиях. Поэтому, при выборе автомобиля, стоит учитывать не только последние технологические новинки, но и преимущества классических машин без электроники.
Проверка работоспособности автомобиля с помощью ноутбука
Процедура диагностики в домашних условиях выглядит следующим образом:
- В первую очередь адаптер нужно подключить к ноутбуку или компьютеру. В комплекте с адаптером должны идти драйвера, вам нужно их установить. Зайдите в Диспетчер устройств (Правой кнопкой мыши по значку «Мой компьютер» — «Свойства» — «Диспетчер устройств») и убедитесь в том, что адаптер опознан компьютером. Если установка драйвера произведена успешно, то он будет прописан в системе, как виртуальный СОМ порт.
- Учтите, что большинство современных компьютеров работают с СОМ портами под номером 1. Поэтому на всякий случай зайдите во вкладку «Свойства» и выберите «Параметры порта», а затем нажмите кнопку «Дополнительно» и выберите первый порт.
- Затем вам нужно найти диагностический разъем — он может быть расположен в моторном отсеке в районе лобового стекла, за расширительным бачком омывателя, или под рулем, об этом мы писали выше. Подключите к разъему адаптер, на нем должен загореться индикатор. На этом процедуру проверки можно считать завершенной, переходим непосредственно к тестированию.
- Теперь вам нужно будет запустить программное обеспечение. Даже если вы скачали несколько программ, запускается только одна утилита, иначе диагностика не даст результатов. Если вы не уверены в одной программе, то можно проверить авто несколькими утилитами, но по очереди, а не одновременно. Программа должна увидеть порт, к которому подключен диагностический адаптер, если этого не произошло, то попробуйте его переподключить.
- Запускайте проверку и ждите результаты. В ходе диагностики на приборке может мигать соответствующий индикатор, в этом нет ничего страшного. Программное обеспечение должно выдать информацию касательно основных технических параметров транспортного средства, а также коды ошибок, если в работе авто есть неисправности. Параметры работы двигателя необходимо сверить с теми, которые указаны в сервисной книжке к автомобилю, это будет основной этап. Когда диагностика будет завершена, нужно будет расшифровать коды ошибок, если они есть, и произвести ремонт соответствующих узлов.
Они подходят для коллекционирования
Разумеется, под этот параметр попадает не всё ретро, но большая его часть. Купленная десятилетия назад машина, при должном уходе сегодня может стоить гораздо больше, чем в момент покупки. Просто посмотри на торговых площадках цены хотя бы на ГАЗ-М-20 «Победа». Цены на некоторые из них, в отреставрированном виде, могут превышать пару миллионов рублей. Современные же массовые автомобили в лучшем случае значительно подешевеют спустя пару десятилетий. Что более реально, они просто не будут никому нужны, так как не имеют никаких выдающихся деталей, которые бы отличали их от десятков других моделей своего времени.
Как упростить обслуживание автомобиля без электроники
Машины без электроники имеют свои преимущества перед современными автомобилями, в том числе и то, что обслуживание такого автомобиля может быть гораздо проще и дешевле. В данной статье мы рассмотрим несколько способов упростить обслуживание автомобиля без электроники.
1. Основные механические системы
Одним из преимуществ автомобилей без электроники является отсутствие сложных электронных систем, которые требуют специализированного оборудования и квалифицированного персонала для диагностики и ремонта. В таких автомобилях основные системы, такие как двигатель, трансмиссия и подвеска, основаны на механических принципах, что упрощает обслуживание и ремонт.
2. Простота диагностики
Автомобили без электроники не имеют сложных электронных датчиков и систем, что делает диагностику и поиск неисправностей гораздо проще. Часто достаточно визуального осмотра и простых инструментов для определения причины проблемы. Это позволяет владельцам автомобилей самостоятельно выполнять множество ремонтных работ без обращения к специалистам.
3. Дешевые запчасти
Машины без электроники часто используют простые и надежные механические компоненты, которые легко заменить. Более того, эти запчасти обычно стоят гораздо дешевле, поскольку не требуется использование сложных электронных систем. Владельцы таких автомобилей могут значительно сэкономить на запчастях и ремонтных работах.
4. Долговечность
Машины без электроники имеют меньше подверженных поломкам электронных элементов, что делает их более долговечными. Отсутствие сложных электронных систем, которые могут выходить из строя со временем, позволяет автомобилю без электроники прослужить своему владельцу дольше и требовать меньше ремонтных работ.
5. Простые инструкции по обслуживанию
Машины без электроники не требуют специализированных навыков для проведения обслуживания. Большинство процедур по обслуживанию может быть выполнено владельцем автомобиля самостоятельно с помощью простых инструкций и базового набора инструментов. Это позволяет сэкономить не только деньги, но и время, которое обычно требуется на поиск и посещение автосервисов.
6. Ручное управление
Автомобили без электроники обычно оснащены ручными системами управления, такими как ручной тормоз или ручной выбор передач. Это упрощает работу с автомобилем и позволяет водителю контролировать его поведение и производить ремонтные работы самостоятельно, без необходимости обращаться к специалистам или использовать специализированное оборудование.
7. Возможность самостоятельного улучшения
Машины без электроники оставляют больше места для творчества и внесения улучшений. Владельцы могут самостоятельно устанавливать различные дополнительные устройства или модифицировать механические компоненты, чтобы улучшить производительность или комфорт автомобиля. Это позволяет владельцам автомобилей без электроники создать уникальное транспортное средство, отвечающее их индивидуальным потребностям.
Итак, машины без электроники имеют множество преимуществ перед современными автомобилями, включая упрощенное обслуживание и ремонт. Но несмотря на все эти преимущества, владельцы таких автомобилей также должны быть готовыми к регулярному обслуживанию и уходу за своим транспортом, чтобы он мог служить им долгие годы.