Ингибиторы коррозии в антифризе
Теперь по присадкам, используемым в составе охлаждающих жидкостей для автомобилей. Одной из самых важных присадок являются ингибиторы коррозии. Данный тип присадок, как понятно из названия, предназначен для предотвращения появления очагов коррозии внутри системы охлаждения.
Сейчас используется несколько типов таких добавок к жидкости и каждый из них имеет свое обозначение.
Первыми идут присадки, которые называются традиционными, поскольку они первыми начали применяться в составе антифризов. Жидкости с таким типом ингибиторов не имеет дополнительного обозначения.
Ингибиторы традиционного типа состоят из неорганических веществ – силикатов, фосфатов, нитритов, боратов, а также их соединений. Такие присадки образуют по всей внутренней поверхности системы тонкий защитный слой, предотвращающий прямой контакт жидкости с металлом.
На данный момент изготовители жидкостей стараются отказаться от ингибиторов такого типа. Причиной тому является непродолжительность срока службы их – не более двух лет. Дополнительным негативным качеством является слабая переносимость высоких температур, они начинают разрушаться при температуре свыше +105°С.
Второй тип ингибиторов коррозии, которые применяются в охлаждающих жидкостях – органические вещества на карбоновой основе. Жидкости с такими добавками получили название карбоксилатных антифризов, их обозначение – G12, G12+.
Особенностью таких ингибиторов является то, что они не образуют защитный слой на всей поверхности. Такие ингибиторы химически взаимодействуют уже с очагом коррозии. В результате взаимодействия поверх этого очага и образуется защитный слой, не затрагивая поверхности без коррозии.
Особенностью такого типа ингибиторов является большой срок службы – более 5 лет, при этом они невосприимчивы к высоким температурам.
Третий тип ингибиторных добавок – гибридные. Они включают в себя и карбоксилатные элементы, и традиционные неорганические. Интересно, что по стране-производителю можно выяснить, какие неорганические элементы содержит гибридный ингибитор. Так, европейские производители используют силикаты, американские – нитриты, японские – фосфаты.
Срок службы ингибиторов выше, чем традиционных, но уступают они карбоксильным присадкам – до 5 лет.
Недавно появился еще один тип ингибиторов – тоже гибридных, но у них основой выступают органические материалы, а дополнением к ним – минеральные вещества. Данный тип ингибиторов еще не получил полного определения, поэтому везде они фигурируют как лобриды. Антифризы с такими добавками обозначаются G12++, G13.
Следует отметить, что эта классификация является не совсем общепринятой, ее ввел в обиход немецкий концерн VAG, но пока другого ничего не придумали, и все пользуются данным обозначением.
Почему пенится антифриз в радиаторе на дизельном двигателе и как решить проблему?
Пенение антифриза может свидетельствовать о различных проблемах, связанных с работой двигателя, таких как перегрев, наличие воздуха в системе охлаждения или повреждение уплотнительных элементов.
Одной из наиболее распространенных причин пенения антифриза является перегрев двигателя. Увеличение температуры приводит к образованию паров в жидкости, которые, под давлением системы охлаждения, могут формировать пену. Для решения этой проблемы необходимо провести проверку системы охлаждения и очистить ее от возможных препятствий, таких как загрязнения радиатора или забитые воздухом шланги.
Еще одной причиной пенения антифриза может быть наличие воздуха в системе охлаждения. Воздух может попадать в систему при неаккуратной заливке жидкости или в результате повреждения уплотнительных элементов. Для решения этой проблемы необходимо провести проверку системы охлаждения на наличие утечек и воздуха, а также произвести ее прокачку.
Наконец, повреждение уплотнительных элементов, таких как прокладки или уплотнительные кольца, может привести к пенению антифриза в радиаторе. В этом случае необходимо выполнить замену поврежденных деталей и дополнительно проверить систему охлаждения на наличие других проблем.
В любом случае, при пенении антифриза в радиаторе необходимо своевременно обратиться к специалистам, чтобы определить причину проблемы и принять меры по ее устранению. Не следует игнорировать данное явление, так как это может привести к серьезным последствиям для работы двигателя и его долговечности.
Стандартизация антифризов в мире
Сейчас существует единый стандарт, который соответствия таких жидкостей, это ASTM (для этиленгликоля) и SAE (пропиленгликоль) – эти нормы ввели Соединенные Штаты Америки, после они распространились по всему миру.
Однако у некоторых стран до сих пор есть свои стандарты:
BS – Англия
CUNA – Италия
ONORM – Австралия
AFNOR – Франция
ГОСТ – Россия
Про наш стандарт хочется заметить, что антифризы у нас называются ТОСОЛЫ, разработаны еще в 1971 году. Регулируют их сейчас ГОСТ 28084-89. Есть две жидкости ОЖ-40 (до минус 40 градусов), ОЖ-65 (до минус 65).
Как видите антифриз, это действительно не такая простая жидкость как может показаться на первый взгляд, да и с цветом не все так однозначно. Выбирайте правильно, самое главное меняйте его через установленный вашим техническим регламентом срок, и ваш авто будет служить вам верой и правдой многие километры.
Вот такая вот статья получилась, думаю, была вам полезна. Читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.
Как выбрать и какой антифриз лучший?
Теперь назрел вопрос: как же выбрать антифриз. В любом магазине уже столько их разновидностей, что можно сойти с ума, пока поймешь, какой нужен. Да и сосед по гаражу советует одно, а продавец в магазине – другое… Куда бежать?
Бежать домой, находить сервисную книжку своего автомобиля и читать, что рекомендует автопроизводитель. Как правило, требования к спецификации антифриза в ней указаны четко и недвусмысленно. Это единственный источник истины, поскольку даже на одинаковые модели автомобилей могут рекомендоваться разные антифризы, в зависимости от комплектации. Так что можно поблагодарить соседа за советы, но сделать так, как рекомендует производитель автомобиля.
От того, правильно ли выбран антифриз, зависит многое: как быстро будет прогреваться двигатель и насколько эффективно охлаждаться, как будет жидкость взаимодействовать с металлом радиатора и двигателя, как поведут себя эластичные уплотнители.
Если же сервисной книжки катастрофически нет, можно подбирать антифриз по листам допусков от автопроизводителя. Это тоже неплохой способ найти подходящую жидкость и не ошибиться.
После того, как прояснилась ситуация с допуском и спецификацией антифриза, можно выбирать бренд
И тут лучше обратить внимание на качественные торговые марки антифриза, давно зарекомендовавшие себя на мировом рынке. Те же Swag или Hepu заслужили репутацию надежных производителей автохимии, товары которых всегда оправдывают вложенные средства
Можно, конечно, рискнуть и приобрести продукцию какой-нибудь малоизвестной фирмы, если о ней есть хорошие отзывы знакомых автолюбителей. Но за таким антифризом придется регулярно «приглядывать»: нет ли пены в расширительном бачке, не появляется ли осадок, не меняется ли цвет и т.д.
Ну а самым шикарным вариантом будет оригинальный (ОЕМ) антифриз. Да, стоимость у него немаленькая, но это гарантия высокого качества и долгого срока службы!
Состав и свойства антифриза тип D
Антифриз тип D — это охлаждающая жидкость, которая применяется в системах охлаждения двигателей автомобилей и другой техники с крупным радиатором. Он получил свое обозначение в соответствии с немецким стандартом DIN 51524.
Самое важное свойство антифриза типа D — высокая температурная стабильность. Он может функционировать при температурах выше 110 ° C, что делает его идеальным для использования в современных высокотемпературных двигателях
Основной компонент антифриза типа D — моноэтиленгликоль, который является эффективным охлаждающим и противокоррозийным агентом. Большинство производителей добавляют к нему дополнительные присадки, такие как ингибиторы коррозии и антиокислители, чтобы обеспечить дополнительную защиту от ржавчины и накипи.
Одним из важных свойств антифриза типа D является его низкая электропроводность. Это позволяет предотвратить коррозию и электролиз в системе охлаждения автомобиля, который может повредить различные металлические элементы.
Антифриз типа D также обладает высокой степенью устойчивости к окружающей среде, так как он не содержит токсических и вредных веществ, таких как амин и нитриты.
Преимущества антифриза типа D:
- Высокая температурная стабильность;
- Эффективное охлаждение деталей двигателя;
- Противокоррозионная защита;
- Низкая электропроводность;
- Безопасен для окружающей среды.
Важно отметить, что антифриз типа D не является универсальным раствором и предназначен только для определенных автомобилей и систем охлаждения. Перед применением рекомендуется ознакомиться с рекомендациями производителя и убедиться, что антифриз типа D подходит для вашего конкретного двигателя или системы охлаждения
Причины пузырей воздуха
К основным возможным причинам возникновения бурления в расширительном бачке автомобиля специалисты относятся такие проблемы, как:
- Недостаточный уровень объема антифриза. Если его объем недостаточный, осуществляется значительный перегрев. Он приводит к закипанию жидкости, что характеризуется в свою очередь возникновением пузырьков воздуха в системе охлаждения. Причина недостаточного уровня антифриза может заключаться либо в длительном его использовании без замены, либо же в недоливе.
- Неисправность термостата. Именно этот прибор отвечает за регуляцию температурных показателей антифриза. Если ОЖ чрезмерно нагревается, открывается клапан, выпускающий жидкость из малого круга охладительной системы в большой. Здесь же она проходит сквозь радиатор, что существенно снижает ее температуру. Если термостат заклинило в зарытом положении, то весь объем антифриз двигается по малому кругу системы охлаждения, сильно при этом нагреваясь. Вследствие этого появляется воздух с пузырьками в расширительном бачке.
- Прорыв выхлопных газов в систему охлаждения. Это происходит преимущественно вследствие двух основных причин. К ним относит прогорание прокладки ГБЦ или возникновение трещины в головке. Такие проблемы возникают из-за механических или химических повреждений. К тому же определенную роль в этом плане может сыграть чрезмерное термическое влияние на данные детали.
- Некачественный антифриз. Как правило, это касается довольно дешевых материалов. Их цена зачастую обусловлена наличием в составе веществ, способных загрязнять систему охлаждения и водяную помпу. Вследствие этого и закипает антифриз, так как водяной насос теряет свою производительность. К тому же последний в таких условиях быстро ржавеет.
- Поломка вентилятора. Он запускаются после того, как температура антифриза в охладительной системе достигает 90 градусов по Цельсию. Если устройство не работает, может возникнуть перегрев, приводящий к бурлению жидкости.
- Воздушная пробка. Они возникают либо вследствие замены антифриза, либо при осуществлении подсоса.
Диагностика неисправности
Для того чтобы устранить кипение антифриза или тосола в расширительном бачке транспортного средства, первоначально необходимо осуществить диагностику возникшей проблемы.
Для этого нужно выполнить следующий перечень действий:
- Сначала следует проверить уровень объема антифриза или тосола в охладительной системе.
- Дальше необходимо удостовериться в корректной работе термостата. Для этого нужно заглушить мотор, открыть капот, проверить температуру патрубков между собой. Если она существенно отличается, значит проблема именно в поломке термостата.
- Нужно осмотреть целостность прокладки и головок блока цилиндров.
- Если решение проблемы не найдено, стоит проверить исправность водяной помпы и вентилятора. Если они неисправны, двигатель внутреннего сгорания транспортного средства работает сравнительно тихо.
- Также нужно осуществить диагностику герметичности всех элементов системы охлаждения. Они могут быть каким-либо образом повреждены.
В конце при отсутствии явной причины повышения температуры антифриза нужно его слить, очистить систему и наполнить новой качественной охладительной жидкостью
При этом необходимо выполнять работу максимально осторожно, чтобы не появились воздушные пробки
Способы устранения
Решение проблемы с появлением газов в расширительном бачке автомобиля напрямую зависит от того, что стало ее причиной:
- В случае недостаточности антифриза в системе охлаждения транспортного средства, его необходимо долить. Для этого нужно использовать именно тот материал, который уже присутствует машине. Если его нет, старую жидкость нужно слить, заполнив весь объем системы новым охладителем.
- Если возникла поломка термостата, независимо от того, с чем она связана, необходимо полностью менять это устройство. Осуществить ремонт его какой-либо детали невозможно.
- Если в трубопроводе системы охлаждения произошло засорение, необходимо в обязательном порядке осуществить его промывку или же полную замену. Провести данную работу возможно на станции технического обслуживания.
- Если в системе охлаждения постоянно возникают воздушные пробки, необходимо заехать автомобилем на возвышенность таким образом, чтобы его передняя часть оказалась выше задней. После этого следует открутить пробки с радиатора и расширительного бачка и завести двигатель внутреннего сгорания. Дайте машине поработать 10-20 минут с прогазовкой и доливкой ОЖ. Как пузырьки исчезнут, значит система очистилась от воздуха.
- Если повреждена прокладка ГБЦ или головка, нужно поменять эти элементы на новые, не имеющие каких-либо недостатков.
Выброс охладителя из бачка
Еще одна проблема, которая вызывает вопросы — выброс охладителя из расширительного бачка. Что этому способствует? Причин несколько, но ключевая – износ системы охлаждения. Патрубки и соединительные шланги в процессе работы испытывают ощутимое давление горячей жидкости, поэтому при длительной работе опустошение бака может начаться не совсем запланировано – он станет выталкиваться наружу, а не распространяться по ключевым системам.
Однако проблема преследует не только транспорт с пробегом. Причиной может стать и неисправный бак на новом автомобиле. Всему виной низкое качество комплектующих, или заводской брак. Заусенцы на горловине свидетельствуют о том, что крышка навинчивается не плотно и через зазор начнет «выплевывать» содержимое.
Еще одна причина — сам бачок, а точнее пластик, из которого он отлит. Низкокачественная пластмасса элементарно не выдерживает внутреннего давления и рвется. Антифриз при этом щедро поливает двигатель и околомоторные компоненты. Может и свечи залить при особом везении.
Присадки
Все составы автомобильных антифризов, включая новые составы органических кислот (антифризы ОАТ), опасны для окружающей среды из-за смеси присадок (около 5%), включая смазочные материалы, буферы и коррозию. ингибиторы. Поскольку добавки в антифризы являются собственностью компании, в паспортах безопасности (SDS), предоставленных производителем, перечислены только те соединения, которые считаются серьезными опасностями при использовании в соответствии с рекомендациями производителя. Обычные добавки включают силикат натрия, динатрийфосфат, молибдат натрия, борат натрия, бензоат денатония и декстрин (гидроксиэтилкрахмал).
Динатрий флюоресцеин краситель добавляется к обычным формулам этиленгликоля, чтобы визуально отличить количество вытекшего от других жидкостей носителя, а также в качестве маркера типа, чтобы отличить его от несовместимых типов. Этот краситель флуоресцирует ярко-зеленым светом при освещении синим или УФ-светом дневным светом или лампами для тестирования.
Автомобильный антифриз имеет характерный запах из-за присадки, ингибитора коррозии. Неприятный запах при промышленном использовании толитриазола возникает из-за примесей в продукте, которые образуются из изомеров толуидина (орто-, мета- и пара-толуидин) и мета-диаминотолуола, которые являются побочными продуктами при производстве толуидина. Эти побочные продукты обладают высокой реакционной способностью и производят летучие ароматические амины, которые вызывают неприятный запах.
Способы удаления пены
Рассмотрим 3 ключевых проблемы:
- некачественный продукт;
- износ прокладок;
- проблема с ГБЦ и двигателем
Некачественный охладитель
Если пенится антифриз, ситуация исправляется довольно легко, при этом не требуется серьезного вмешательства со стороны сервисного центра и автомехаников. Достаточно слить ту бурду, которая заливалась ранее, после чего залить дистиллированную воду с лимонной кислотой и провести несколько циклов запуска, чтобы состав полностью очистил трубы, радиатор и ключевые узлы, в которых мог образоваться налет.
Далее заливается уже качественный антифриз, который соответствует паспортным показателям двигателя вашего автомобиля. Весь процесс занимает где-то полдня.
Изношенные прокладки
Пена в антифризе может появиться и в случае, если прокладкам ГБЦ не уделять внимания. Многие думают, что это не существенная деталь, которая «работает и ладно». Только выход из строя этого элемента заставляет многих хвататься за голову и бежать на СТО.
Прокладка (продувка) между ГБЦ и блоком играет далеко не последнюю роль. Почему пенится состав из-за этого? Какие вообще функции выполняет незначительная на первый взгляд резинка? Она препятствует попадание излишней влаги из ГБЦ в сами блоки. Как только появляется порча, прокладка превращается в место для свободного прохождения жидкостей и воздуха в расширительный бачок.
А если добавить к этому рабочую силовую и повышенные температуры, то исходя из законов физики, пены не миновать. Пена в антифризе появляется не сразу и в малых количествах.
Если не пресечь сразу, то пузыри станут все крупнее, а состав превратится в одну сплошную пенную массу. Сопутствующим моментом становится появление дыма и скачки температур. Забавно, что автомобиль при этом демонстрирует на датчиках правильные температуры.
Проблема с блоком цилиндров
Образование пены в бачке из-за проблем с блоком цилиндров имеет лишь одно решение – ремонт, причем капитальный. Зачастую замене подвергается не только головка блока, а то и весь блок цилиндров. Порча прокладки провоцирует перегрев частей мотора, а пена дополнительно вызывает риск появления трещин, которые становятся дополнительными путями распространения вспененного антифриза. Ничем хорошим это не заканчивается.
Стоимость капитального ремонта может варьироваться в пределах 30-50% итоговой стоимости самого транспортного средства. Медлить с проблемой категорически нельзя, а самостоятельному решению это не поддается.
По применяемому в работе составу антифризы бывают
- карбоксилатными;
- силикатными;
- гибридными.
Все вышеназванные типы антифризов имеют определенные особенности для использования и отличаются друг от друга по многим свойствам. Например, силикатные виды антифризов для мотора имеют в себе много неорганической кислоты. Такой тип антифриза является наиболее популярным в использовании и имеет множество добавок.
- Отрицательной компонентой этого типа смеси для охлаждения является — склонность к появлению налета. Далее по ходу использования такого антифриза, соли в его составе создают собой аккуратную пленочку налета, которая может оседать и не позволяет мотору стабильно работать. Это провоцирует чрезмерное нагревание двигателя автомобиля, а также приводит к еще более значительному потреблению мотором смазки и бензина.
- Карбоксилатные типы антифризов имеют отличные антикоррозионные, а также антикавитационные характеристики.
- Гибридные виды антифризов имеют в себе как различные органические, так и всевозможные неорганические виды кислот. Данный вид антифриза имеет обозначение – G11. Этот вид антифриза сочетает в себе как отрицательные, так и положительные характеристики двух описанных ранее типов антифризов.
- Новым в списке среди всех охлаждающих антифризов можно назвать лобрид антифриз — G12 плюс и последний антифриз G13. Он имеет в своем составе естественную природную основу и многочисленные присадки. Благодаря своему продуманному составу данная смесь может служить до 100 тысяч километров пробега.
- Самой известной и в то же время доступной по стоимости, но все же не особо качественной является классическая охлаждающая смесь. Время ее службы не больше двух лет. Этот вид охлаждающей смеси не способен выдерживать максимальную температуру в работе и переходит в фазу кипения при 105 градусах.
Решение проблемы
Кавитацию позволяет уменьшить повышение температуры кипения охлаждающей жидкости, поскольку пузыри формируются из пара. Если вода кипит при температуре в 100 градусов по Цельсию, то у антифриза этот порог достигает 108 градусов, а у этиленгликоля, который входит в состав последнего наряду с водой, температура кипения составляет 197 градусов.
Помимо того, немного повысить температуру кипения жидкости можно за счет герметизации системы охлаждения, когда при функционирующем моторе давление жидкости в ней будет выше, чем атмосферное.
Минимизировать процесс кавитации также позволяет ввод специальных присадок непосредственно в антифриз, который должен эффективно выполнять две основные задачи:
- отводить избыточное тепло от цилиндров;
- выравнивать температуру различных частей двигателя.
Современный антифриз представляет собой смесь воды с этиленгликолем. Такая жидкость замерзает при температуре ниже −40 градусов по Цельсию. При замерзании антифриз кристаллизуется постепенно, а потому даже в таких условиях он не повреждает силовой агрегат автомобиля.
Чтобы антифриз характеризовался оптимальными эксплуатационными параметрами, в него добавляют присадки, объем которых не может превышать 3% от общего объема охлаждающий жидкости. Эти присадки могут быть разными и выполнять различные функции. К примеру, они:
- защищают металлические детали от коррозионных процессов;
- предотвращают формирование отложений и накипи;
- минимизируют образование пены;
- подавляют кавитацию.
При создании антифриза для грузовых транспортных средств производители руководствуются регламентом ASTM D6210. Это мировая спецификация на охлаждающие жидкости для тяжело нагруженных дизельных ДВС. Помимо того, в антифриз дополнительно вводят красители, которые позволяют быстро обнаружить течь в системе охлаждения, а также могут указывать на состояние самой охлаждающей жидкости.
Указанный международный стандарт регламентирует количество молибдатов и нитритов в антифризе, которые и подавляют кавитацию. Использование данных присадок дает возможность продлить срок службы ДВС, поскольку они обеспечивают образование защитного слоя на металле, который противодействует ударным волнам от схлопывания кавитационных пузырей. После разрыва пузырька такая пленка восстанавливается моментально, что и гарантирует высокую эффективность защиты металлических деталей.
Чем грозит вспенивание антифриза
Следы пены на охлаждающей жидкости свидетельствуют о том, что она уже выработала свой ресурс или это произойдет вскоре. Ведь образование воздушных пузырьков указывает на происходящие в системе реакции, снижающие характеристики антифриза. Падает качество теплоотвода, утрачиваются смазывающие, антикоррозионные и антиокислительные показатели. Через определенный пробег, в среднем равный 50000 км, антифриз уже не может обеспечивать ни полноценную защиту двигателя от перегрева, ни его оптимальные мощностные и динамические параметры.
Если же появление пены вызвано изношенной прокладкой, то несвоевременное устранение неисправности чревато широким спектром последствий:
Среди других неприятностей – сбой в работе отопителя салона, возможность перегрева двигателя.