Аккумулятор автомобильный: основные характеристики и их значение

Как проверить заряд автомобильного аккумулятора мультиметром

Что можно проверить мультиметром

Каждый владелец автомобиля получит пользу от этого измерительного прибора. Его можно использовать в полевых условиях для быстрого и надежного определения многих вещей. Идея заключается в том, чтобы узнать, работает ли батарея правильно или с ней что-то не так.

Заряд

Самые современные автомобильные батареи — это литий-ионные (Li-Ion) батареи. Используя мультиметр, можно легко проверить, заряжен аккумулятор или нет. Это делается следующим образом:

  1. Отсоедините аккумулятор и дайте ему «отдохнуть» в течение 5 — 6 часов.
  2. Мультиметр переходит в режим вольтметра (измерение напряжения).
  3. Литиевые батареи имеют диапазон тока от 12,7 до 13,2 В, поэтому измерительный прибор покажет 20 В. Напряжение будет измеряться от этого значения и ниже.
  4. Подключите мультиметр к батарее: красный — к «плюсу», черный — к «минусу». Если кабели одинакового цвета, обратитесь к маркировке.

На дисплее мультиметра должны появиться цифры. Это хороший индикатор состояния батареи:

  • 12,7 — 13,2 В — питание в норме;
  • 12,1 — 12,4 В — зарядка примерно наполовину, т.е. требуется дозарядка;
  • 11,6 — 12 В — «разряженная» батарея, которая уже вряд ли сможет служить источником питания;
  • до 11 В — разряженная батарея, которую можно отправить на переработку.

Таблица для определения состояния заряда батареи по напряжению.

Проверить батарею с помощью мультиметра и сразу убедиться в ее исправности несложно, но это занимает некоторое время.

Ток утечки

Ток утечки — это показатель количества энергии, используемой для поддержания работы подключенного бортового оборудования. Каждая батарея имеет определенное минимальное значение тока утечки. В среднем этот показатель составляет от 55 до 80 мА.

Именно эти токи «расходуются» на поддержание работы радио, системы впрыска топлива, сигнализации и т.д. Общая утечка не должна превышать 70 мА. При превышении этого значения батарея будет разряжаться быстрее, сокращая срок ее службы.

Проверка тока утечки:

Проверьте ток утечки с помощью мультиметра.

  1. Отключите все потребители электроэнергии.
  2. Снимите минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Установите мультиметр на диапазон постоянного тока до 10 A.
  4. Подключите «плюсовой» провод прибора к «плюсу» батареи.
  5. Минусовой вывод тестера подключается к снятому минусовому выводу.
  6. Прочтите прочитанное.

Плотность

Обычно уровень электролита проверяют с помощью специальной стеклянной трубки с градуированной шкалой — ареометра. Но мультиметр также справится с этой задачей. Инструкции:

  1. Переключите тестер в режим «Напряжение», подключите к нему провода с «крокодилами».
  2. Переключатель установлен на 20 вольт — все, что ниже, будет показано.
  3. Черный провод подключаем к «минусу», красный — к «плюсу».
  4. Посмотрите на значение напряжения и сравните со стандартом. Полностью заряженная батарея имеет напряжение 12,7 В. Если 12,1 — 12,4 заряжены наполовину, то плотность не верна.

Рекомендуется проверять плотность электролита каждые 15 — 20 000 км.

Плотность электролита при различных температурах.

Емкость

Емкость можно определить, проверив разряд батареи. Для начала аккумулятор полностью заряжен. Чтобы убедиться, что он полностью заряжен, проверяется напряжение и плотность электролита.

Затем подключается нагрузка, например, лампочка на 24 В, и фиксируется время. Когда напряжение падает до 50%, лампочка выключается. Энергоемкость, измеряемая в ампер-часах (Ah), определяется путем умножения тока в цепи с подключенной нагрузкой на количество часов, затраченных на разрядку теста. Если это значение близко к номинальному, то батарея в порядке.

Напряжение

Напряжение батареи в норме.

Это можно сделать при выключенном двигателе. Напряжение батареи от 13,5 до 14 вольт является нормальным. Батарея с таким напряжением считается находящейся в хорошем состоянии.

Если измерительный прибор показывает более 14,2 В, аккумулятор заряжен не полностью. Генератор переменного тока в это время напряженно работает, чтобы обеспечить питание всех потребителей. Зимой аккумулятор замерзает и разряжается, поэтому тест может не показать правильные значения с первого раза.

Если вы проверяете при работающем двигателе и выключенных потребителях, а прибор показывает менее 13 вольт, генератор работает нестабильно, т.е. не может полностью зарядить аккумулятор.

Определение и назначение аккумулятора

Аккумулятор автомобиля – это электрохимическое устройство, основная функция которого заключается в накоплении и предоставлении электрической энергии для питания электрооборудования автомобиля.

Аккумулятор представляет собой контейнер, заполненный электролитом и содержащий одну или несколько секций с электродами. Внутри аккумулятора происходит химическая реакция, позволяющая превратить химическую энергию в электрическую.

Основным назначением аккумулятора является:

  • запуск двигателя автомобиля;
  • питание электрооборудования автомобиля во время работы двигателя;
  • поддержание заряда аккумулятора, пока двигатель не работает.

Аккумулятор является важной составляющей автомобильной электросистемы, поскольку обеспечивает стартовую мощность для запуска двигателя, а также поддерживает работу приборов и систем автомобиля при выключенном двигателе

Преимущества аккумулятора Недостатки аккумулятора
  • Простота и доступность использования;
  • Высокая энергоемкость;
  • Быстрая зарядка;
  • Широкий температурный диапазон работы.
  • Ограниченный срок службы;
  • Требуют особого ухода и обслуживания;
  • Возможность саморазряда;
  • Опасность утечки электролита.

Таким образом, аккумулятор является неотъемлемой частью автомобиля, обеспечивающей его электрооборудование и работу двигателя. Для долгой и надежной работы аккумулятора необходимо следить за его состоянием и правильно выполнять обслуживание.

Как проверить заряд АКБ по индикатору?

На многих необслуживаемых аккумуляторах установлены индикаторы заряда, позволяющие визуально определить состояние батареи. Эта опция впервые появилась на японской продукции и быстро завоевала популярность благодаря удобству и доступности.

Гидрометр, как называют индикатор, представляет собой прозрачное окошко на крышке батареи. Цвет окошка меняется в зависимости от состояния АКБ:

  • Зеленый — полный заряд.
  • Серый либо белый — нужно зарядить.

У некоторых индикаторов окошко краснеет при потере емкости.

Принцип действия прибора основан на изменении плотности электролита при разном уровне заряда. Работает это так:

К окошку прикреплена трубка с зеленым поплавком.

  • При зарядке аккумулятора плотность электролита растет и поплавок поднимается, приближаясь к окошку.
  • Если АКБ разряжена, плотность падает и шарик тонет в электролите. В результате окошко индикатора меняет цвет на серый или черный.

В некоторых моделях индикаторов имеется красный шарик, который всплывает при снижении плотности электролита. Этим обеспечивается красная индикация разряда.

При падении уровня электролита через окошко будет виден не шарик, а непосредственно электролит. Чтобы предотвратить разрушение пластин, в банки нужно долить дистиллированную воду и зарядить аккумулятор.

Достоинство индикатора в том, что устройство позволяет определить состояние батареи без применения специальных приборов. Это удобно при покупке аккумулятора или в дорожных условиях, когда нужно быстро проверить состояние АКБ. Однако индикация при помощи поплавка не всегда позволяет сделать точные выводы о работоспособности аккумулятора. Поэтому в случае сомнений нужно использовать мультиметр или нагрузочную вилку. Они пригодятся и в случае, когда нужно проверить батарею, не оснащенную индикатором.

Сила тока АКБ – важный параметр, определяющий эффективность работы автомобиля

Сила тока АКБ может быть выражена в амперах (А). Чем выше значение этого параметра, тем больше электрического тока способна выдерживать аккумуляторная батарея. Обычно сила тока указывается на корпусе или в техническом паспорте аккумулятора.

При выборе АКБ важно учитывать потребности автомобиля в энергии, чтобы не приобретать аккумулятор с недостаточной силой тока. Если сила тока недостаточна, это может привести к проблемам с пуском двигателя, а также к неполадкам в работе электронных систем автомобиля

Влияние силы тока на автомобиль

Сила тока АКБ имеет прямое влияние на эффективность работы автомобиля. Если сила тока недостаточна, автомобиль может испытывать проблемы при запуске. Недостаточное напряжение может не обеспечить достаточный ток для зажигания двигателя, что может привести к неудачному пуску или полной невозможности его запуска.

Кроме того, недостаточная сила тока может привести к проблемам с работой электронных систем автомобиля. Например, слабый ток может вызвать нестабильность в работе световых приборов, включение и выключение систем без вмешательства водителя или отказ системы инициации в аварийной разблокировке.

Выбор аккумулятора с необходимой силой тока

Для выбора аккумулятора с нужной силой тока необходимо знать требования автомобиля. Информацию о необходимой силе тока можно найти в техническом паспорте автомобиля или обратиться к руководству по эксплуатации.

При покупке аккумулятора обратите внимание на значение силы тока, чтобы выбрать модель, которая обеспечит эффективную работу автомобиля

Важно: при подключении аккумулятора обязательно соблюдайте полярность и следуйте инструкции производителя, чтобы избежать поломок и неисправностей в автомобильной электронике

Важно: при подключении аккумулятора обязательно соблюдайте полярность и следуйте инструкции производителя, чтобы избежать поломок и неисправностей в автомобильной электронике. Сила тока АКБ – важный параметр, определяющий эффективность работы автомобиля

Правильный выбор аккумулятора с необходимой силой тока обеспечит надежный запуск двигателя и стабильную работу электронных систем автомобиля

Сила тока АКБ – важный параметр, определяющий эффективность работы автомобиля. Правильный выбор аккумулятора с необходимой силой тока обеспечит надежный запуск двигателя и стабильную работу электронных систем автомобиля.

Оптимальное сопротивление для нормального функционирования

Оптимальное сопротивление на клеммах автомобиля без аккумулятора является важным параметром для его нормального функционирования. Неправильное или слишком низкое сопротивление может привести к нестабильному работе электрической системы автомобиля или даже повреждению электрооборудования.

Сопротивление на клеммах автомобиля без аккумулятора измеряется в омах (Ω). Оптимальное значение может различаться в зависимости от модели и марки автомобиля, но обычно рекомендуется следовать указаниям производителя.

Прежде чем продолжить обсуждение оптимального сопротивления, необходимо понимать, что при отсутствии аккумулятора, автомобиль не будет запускаться и работать таким образом, как при наличии аккумулятора. Отсутствие аккумулятора приводит к отключению питания электрической системы автомобиля, и весь электрооборудование будет работать от другого источника питания, например, с подключенной зарядной станции или генератора.

При отсутствии аккумулятора сопротивление на клеммах автомобиля должно быть достаточно высоким, чтобы избежать перегрузки электрической системы. Оптимальное сопротивление на клеммах обычно составляет от 10 до 100 ом. Это позволяет установить безопасную нагрузку на электрооборудование автомобиля и предотвратить его повреждение.

При слишком низком сопротивлении на клеммах автомобиля может произойти перегрузка электрической системы, что может привести к выходу из строя компонентов или даже пожару

Поэтому крайне важно подобрать оптимальное сопротивление для нормального функционирования автомобиля без аккумулятора

Самым надежным и рекомендуемым способом определения оптимального сопротивления на клеммах автомобиля является обращение к производителю. В руководстве по эксплуатации автомобиля можно найти информацию о рекомендуемых параметрах электрической системы без аккумулятора.

Использование оптимального сопротивления на клеммах автомобиля без аккумулятора обеспечит его нормальное функционирование и защитит от повреждений электрооборудования. Проверка и поддержание оптимального сопротивления на клеммах автомобиля должны быть включены в регулярное техническое обслуживание для обеспечения безопасности и долговечности автомобиля.

Возможные проблемы при недостаточном сопротивлении

Если на клеммах автомобиля отсутствует или недостаточно сопротивление, это может привести к различным проблемам и негативным последствиям. Вот некоторые из них:

  • Перенапряжение электрической системы. Если сопротивление на клеммах автомобиля недостаточно, то это может привести к увеличению тока, который протекает через систему. Это может вызвать перегрузку электрической системы автомобиля и повредить различные компоненты, такие как реле, предохранители или провода.
  • Потеря заряда аккумулятора. Если на клеммах автомобиля отсутствует сопротивление, то аккумулятор может разрядиться быстрее из-за тока, который будет непрерывно протекать через систему. Это может привести к нехватке энергии для запуска двигателя или работы других электрических устройств автомобиля.
  • Повреждение электронных компонентов. Если на клеммах автомобиля отсутствует корректное сопротивление, то это может повредить электронные компоненты, такие как блок управления двигателем или электронные системы автомобиля. Это может привести к поломке различных функций, таких как система зажигания или система топливного впрыска.
  • Низкое напряжение на электрических устройствах. Если сопротивление на клеммах автомобиля недостаточно, то это может привести к пониженному напряжению на электрических устройствах автомобиля, таких как фары, радио или кондиционер. Это может снизить эффективность работы этих устройств или даже повредить их.

В целом, недостаточное сопротивление на клеммах автомобиля может вызвать серьезные проблемы с электрической системой и повредить различные компоненты автомобиля. Поэтому рекомендуется периодически проверять сопротивление на клеммах и при необходимости проводить соответствующие ремонтные работы или замену компонентов.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.

Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.

Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.

Как определить напряжение по встроенному индикатору

Современные автомобили уже оборудованы встроенными индикаторами, которые могут помочь хозяину авто узнавать в любой момент о текущем состоянии заряда.

Впервые такие аккумуляторы вышли с конвейеров японских автоконцернов. Определить степень зарядки помогает специальное «зелёное окошко», которое и является индикатором.

Другое его название гидрометр. Цвет окошка зависит от степени заряженности:

  • зеленый – заряжен;
  • серый либо белый – емкость потеряна;
  • черный – АКБ разряжена до конца, уровень электролита ниже критического.

Если в машине стоит аккумулятор с индикатором, то делать замер заряда мультиметром или «нагрузочной вилкой» нет смысла.

Стоит отметить, что аккумуляторы такого типа стоят недешево. В некоторых случаях цена увеличивается примерно на треть. Не каждый автолюбитель готов переплачивать за такую батарею.

Тогда подойдут другие методы измерять заряд аккумулятора.

Эксперты предупреждают об опасностях вождения с неисправным автомобильным аккумулятором

Автомобильный аккумулятор отвечает за подачу энергии для запуска двигателя и работы электрических систем автомобиля. Его поломка может привести к целому ряду проблем, которые могут поставить под угрозу вашу безопасность, а также других водителей на дороге. В статье рассказываем об опасностях вождения с неисправным АКБ и приводим рекомендации о том, как определить признаки поломки аккумулятора и назовём их основные причины.

Причины, по которым АКБ выходит из строя

Чтобы продлить жизненный цикл автомобильного аккумулятора, стоит следить за его правильной эксплуатацией, заряжать батарею только с использованием специальных зарядных устройств и избегать длительных простоев авто без периодической подзарядки АКБ. Определим одни из основных причин выхода его из строя:

Перезарядка аккумулятора
Это может произойти, если аккумулятор оставлен на зарядке в течение длительного времени или если используется неправильное зарядное устройство. Для предотвращения этой проблемы следует использовать только рекомендованные производителем зарядные устройства и следить за временем заряда.

Повреждение корпуса
Корпус может быть поврежден в результате падения или удара. Это может привести к проблемам с электродами и к короткому замыканию, а также к течи электролита. Электролит содержит серную кислоту, которая может вызвать ожоги, а также повредить внутренние части автомобиля. Для того чтобы предотвратить эту проблему не допускайте повреждений корпуса аккумулятора.

Срок службы
Аккумуляторы имеют ограниченный срок службы, который зависит от типа и модели аккумулятора, а также от способа его использования и зарядки. Как правило, срок службы составляет несколько лет, после чего его производительность начинает снижаться. Для продления срока службы аккумулятора следует использовать его в соответствии с рекомендациями производителя, не допускать сильной разрядки и эксплуатации при очень низких температурах.

Неисправность зарядного устройства
Неправильно работающее зарядное устройство может привести к перезаряду или недозаряду аккумулятора, что может повредить его ячейки и пластины. Для предотвращения этой проблемы следует использовать только качественные зарядные устройства, соответствующие типу аккумулятора.

Неправильное хранение
Хранение аккумуляторов в неподходящих условиях, таких как низкая или высокая температура, влажность могут привести к снижению их производительности и повреждению. Если в зимнее время автомобиль долго не используется, следует отключать аккумулятор и хранить его сухом месте при комнатной температуре.

Признаки, которые указывают на то, что АКБ неисправен

Если вы заметили какой-либо из них, необходимо принять меры, так как это может вызвать целый ряд проблем, включая остановку или полную невозможность завести автомобиль, что особенно опасно, если вы едете в условиях интенсивного движения, на отдаленной трассе или при неблагоприятных погодных условиях.

Запах сероводорода из-под капота
При замыкании одной из банок аккумуляторной батареи сильно повышается нагрузка на генератор, что может вывести его из строя. Оставшиеся исправными 5 из 6 банок аккумуляторной батареи испытывают перезаряд и выделяют вредные и взрывоопасные газы.

Медленный запуск двигателя
Если вы заметили, что запуск вашего автомобиля занимает больше времени, чем обычно, это является самым распространённым симптомом того, что аккумулятор теряет способность удерживать заряд.

Приглушение фар
Яркость фар или внутреннего освещения может свидетельствовать о том, что батарея не обеспечивает достаточной мощностью электрические системы вашего авто.

Коррозия
Коррозия на клеммах аккумулятора является еще одним признаком его неисправности. Это может помешать и правильной зарядке АКБ и вызвать проблемы с электрооборудованием.

Контрольная лампа
Индикатор заряда батареи на приборной панели является очевидным признаком проблемы с аккумулятором. Если загорается этот индикатор, рекомендуется немедленно посетить сервисный центр.

Обратите внимание
Эксперты рекомендуют заменять автомобильный аккумулятор каждые три-пять лет, в зависимости от условий эксплуатации и климата

Важно выбрать правильный размер и тип для вашего транспортного средства

Зарядка при постоянстве напряжения

При заряде этим методом степень зараженности АКБ по окончании заряда напрямую зависит от величины зарядного напряжения, которое обеспечивает зарядное устройство. Так, например, за 24 часа непрерывного заряда при напряжении 14,4 В 12-вольтовая батарея зарядится на 75 — 85 %, при напряжении 15В — на 85-90% , а при напряжении 16 В — на 95-97%. Полностью зарядить батарею в течение 20 — 24 часов можно при напряжении зарядного устройства 16,3 -16,4 В.

В первый момент включения, зарядный ток может достигать большой величины, в зависимости от внутреннего сопротивления (ёмкости) батареи. Поэтому зарядное устройство снабжают схемными решениями, ограничивающими максимальный ток заряда.

По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока, соответственно, снижается и приближается к нулю в конце заряда (если величина зарядного напряжения выпрямителя ниже напряжения начала газовыделения). Это позволяет производить заряд без участия человека в полностью автоматическом режиме. Обычно критерием окончания заряда в подобных устройствах является достижение напряжения на выводах батареи при её заряде, равного 14,4 + 0,1 В. Однако, для удовлетворительного (на 90 — 95 %) заряда современных необслуживаемых батарей с помощью выпускаемых промышленностью зарядных устройств, имеющих максимальное зарядное напряжение 14,4 — 14,5 В, потребуется более суток.

Несомненно, этот способ очень удобен, так как регулировать зарядный ток и следить за состоянием батареи при заряде не нужно, газовыделения из батареи нет. Но зарядить батарею полностью этим способом нельзя. Поэтому, используя в основном способ заряда батареи при постоянстве напряжения, старайтесь периодически сочетать его с полным зарядом при постоянстве силы тока.

Примечание: методы зарядки при постоянном токе и при постоянном напряжении равноценны с точки зрения их влияния на долговечность батареи. С точки же зрения глубины и полноты заряда первый способ лучше. Но этот способ требует большего времени и постоянного контроля за процессом заряда.

Заряд при постоянстве напряжения хотя и не обеспечивает полного заряда батареи, позволяет поддерживать её в рабочем состоянии. Этим способом батарея заряжается и на автомобиле.

Какой способ применить — это, конечно, дело вкуса, но лучше не пожалеть времени и зарядить батарею при постоянстве силы тока или чередовать эти способы.

В процессе эксплуатации пластины автомобильных аккумуляторов постепенно сульфатируются, это всё больше снижает ёмкость батареи. Наиболее эффективные способы борьбы с сульфатацией — поочередный заряд-разряд аккумулятора или пропускание через него так называемого «асимметричного» зарядного тока.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?

Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.

Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам. Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее. На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.

Показания нужно снимать при заведенном и заглушенном моторе. В первом случае получится проверить состояние АКБ и проводки, во втором — только аккумулятора.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

  1. Плохой контакт.
  2. Поломка генератора.
  3. Неисправность регулятора напряжения.

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Диагностика аккумулятора мультиметром при заглушенном моторе

В этом состоянии нормальные показатели напряжения на АКБ составляют 12,5-13 вольт. Более низкие показания прибора говорят о разряде.

Показания вольтметра под нагрузкой >12,7 В 12,5 В 12,3 В 12,1 В <11,9 В
Процент заряда 100% 75% 50% 25% 0%

Измерения проводятся при отключенных энергопотребителях после стоянки в течение часа или более. Иначе показания могут быть завышены.

Полезно проверить и записать показатели до и после длительной стоянки. Так вы узнаете скорость саморазряда батареи.

Какие параметры можно проверить

При помощи данного измерителя электрических характеристик можно узнать емкость аккумулятора, напряжение (разность потенциалов) между его полюсами, внутреннее сопротивление, ток утечки.

Как измерить напряжение

Измерение значения данной характеристики на перезаряжаемом источнике питания при помощи мультиметра производится следующим образом:

  1. Измеритель переключается на диапазон замеров постоянного напряжения до 20 В;
  2. Наконечники щупов прикладываются к одноименным полюсам (выводам) питания;
  3. Спустя несколько секунд, текущее значение напряжения акб высвечивается на дисплее.

На заметку. Если на дисплее рядом с цифрами высвечивается знак « — » то это означает, что при подключении зажимов или наконечников щупов произошла «переполюсовка»: щупы приложены не к одноименным, а к разноименным полюсам (минусовой черный щуп приложен к плюсовому полюсу, красный плюсовой – к минусовому. Особой опасности данная ситуация не несет, но для нормальной работы измерителя ее лучше избегать и следить за соблюдением полярности подключения щупов.

Как измерить ёмкость

Узнать емкость батареи можно следующим образом:

  • Батарею полностью заряжают, после чего подключают к ней нагрузку с заранее известным током потребления, например, лампу накаливания;
  • Засекают время, в течение которого нагрузка будет нормально работать;
  • Одновременно с этим к полюсам подключают щупы (зажимы) мультиметра, переключая его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В. Данная операция необходима для того, чтобы следить за уровнем падения разности потенциалов, отключая нагрузку в тот момент, когда питание будет иметь минимально допустимое значение данной характеристики.
  • Фактическое значение характеристики находят, делая простой расчет: умножая ток, потребляемый нагрузкой, на время ее нормальной работы от полностью заряженной батареи. Полученный результат выражается в Амперчасах (А*час, Ah).

Помимо мультиметра, измеряется емкость перезаряжаемых элементов с помощью такого приспособления, как тестер.

Как проверить внутреннее сопротивление

Для проверки внутреннего сопротивления батареи производят следующие манипуляции:

  • К батарее подключают нагрузку: лампочку, моторчик или какой-либо инструмент;
  • Дают нагрузке поработать 5-10 секунд;
  • Замеряют напряжение питания (U1);
  • Отключают нагрузку;
  • Повторно замеряют напряжение на полюсах батареи (U2);
  • Находят разницу между двумя значениями U1 и U2, после чего делят ее на номинальную заявленную производителем питания разность потенциалов, затем переводят полученный результат в проценты. Если в процентном выражении полученное на основании расчетов значение меньше 0,4%, значит, внутреннее сопротивление нормальное.

Элементы с превышающим данное значение показателем считаются непригодными и даже опасными для дальнейшего использования.

Как проверить ток утечки

Ток утечки – опасное, нежелательное явление для любого перезаряжаемого питания. Проверка его наличия на автомобильном источнике питания производится следующим образом:

  • Выключают зажигание;
  • Отключают все работающие при выключенном зажигании потребители: магнитолу, охранную систему;
  • Отсоединяют минусовую клемму источника питания;
  • Переводят мультиметр в режим измерения постоянного тока силой до 10А;
  • При помощи зажимов крокодильчиков подключают плюсовой щуп мультиметра к одноимённому полюсу;
  • Минусовый щуп подключают к снятой с полюса батареи минусовой клемме;
  • Признаком наличия тока утечки будет изменяющееся число на дисплее измерителя: чем больше отображаемое на нем значение, тем выше ток утечки и самопроизвольный разряд элемента в нерабочем режиме.

В батареях, в которых тока утечки нет, на экране измерителя будут три нуля, разделенные одной точкой.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства? Для того чтобы при проверке различных характеристик акб при помощи мультиметра не повредить его внутреннюю начинку, необходимо устанавливать правильный диапазон измерений. Так, например, при замере разности потенциалов между полюсами у 12-ти вольтовой акб прибор устанавливают в диапазон измерения постоянного напряжения до 20 В.

На заметку. Измерения значений различных характеристик с использованием многофункционального измерителя производятся, начиная с самого высокого диапазона. Это необходимо для того, чтобы не сжечь внутреннюю начинку измерителя и не получить электротравму.

Проверка аккумулятора автомобиля тестером

Пример работы тестера для АКБ

Они измеряют и сообщают пользователю набор стандартных параметров, характеризующих состояние аккумулятора:

  • НРЦ, В
  • степень заряженности, %
  • омическую составляющую внутреннего сопротивления;
  • ток холодной прокрутки;
  • остаточную емкость;
  • итоговое заключение: исправна или нет батарея.

Очень важным являются значение тока холодной прокрутки, который характеризует способность завести двигатель на холоде. Его величина указывается на этикетке батареи, например EN 480. Это европейский стандарт, он означает, что при температуре -18°С стартер сможет обеспечить пусковой ток не менее 480 А течение 10 секунд, а напряжение на нем при этом не должно снизиться более, чем до 7,5 В.

Дисплей одного из тестеров, EN — ток холодной прокрутки

Перед измерением нужно ввести в тестер паспортные данные батареи, далее действовать согласно инструкции на прибор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: