Пожарные автомобили общего применения
Проверить надежность установки автомобиля на
место и безопасность его от воздействия огня.
При подаче воды из водоема проверить положение
всасывающих рукавов и всасывающей сетки.
Всасывающие рукава не должны иметь
резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и,
находиться
ниже уровня воды не менее 300
мм.
При работе насоса через каждый час смазывать
его подшипники и сальники поворотом на 2 — 3 оборота крышек колпачковых
масленок при открытых краниках.
Периодически проверять утечку воды через
соединения и сальники насоса, вентили, а также из системы охлаждения двигателя
(основной и дополнительной); утечку масла из двигателя, коробки передач и
коробки отбора мощности.
Следить за температурой воды в системе
охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80-95 С. В
летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора.
При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать
вентилями линии теплообменника.
Следить за давлением масла в системе смазки
двигателя и других контрольно-измерительных приборов.
По
окончании работы на пожаре или учении:
В случае подачи пены промыть чистой
водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;
наполнить цистерну водой:
открыть краник и выпустить воду из
рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.
С наступлением холодов напорные
патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при
работе насоса и проверке его на герметичность.
Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля
проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих
мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается
самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной
коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без
выключения сцепления при малых оборотах двигателя.
Ножной тормоз должен одновременно
действовать на все колеса.
Полное торможение происходит при
одноразовом нажатии на педаль тормоза.
Ручной тормоз обеспечивает надежное
торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.
Примечание: Дефекты, выявленные в
процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без
перерыва подачи воды или пены, устраняются на месте, остальные дефекты
устраняются по приезде в пожарную часть перед постановкой автомобиля в боевой
расчет.
Пожарно-техническое вооружение
Проверить состояние соединительных головок,
прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.
Проверить наличие, комплектность пожарных
напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок,
прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.
Проверить состояние корпуса всасывающей сетки,
наличие и целостность веревки, работу обратного клапана, состояние
соединительной головки и прокладки.
Проверить качество заточки граней и угол
загиба крюка для открывания крышек гидрантов.
Проверить состояние маховиков, целостность
корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.
Проверить наличие и состояние соединительных
переходных головок и прокладок.
Проверить состояние корпуса водосборника,
клапана, соединительных головок и прокладок.
Проверить наличие и исправность ручных
пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу
крановых механизмов, состояние оплетки, ремня, соединительных головок и
прокладок.
Проверить состояние корпуса пеногенератора,
пакета сеток, соединительной головки и прокладки.
Проверить наличие и состояние рукавных зажимов
и рукавных задержек.
Определить внешним осмотром состояние
трехколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы-палки.
Проверить укладку спасательной веревки, ее
влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.
Проверить наличие пожарного крюка, ломов и
багров, их заточку.
Проверить состояние деревянных и металлических
частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.
Внешним осмотром проверить пригодность к
работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки
электропроводов.
Проверить наличие и исправность рукавных
мостиков.
Проверить состояние корпуса, ремня,
оптического элемента, выключателя группового и индивидуального фонарей,
определить степень заряженности аккумуляторных фонарей по свечению нити накала.
При наличии на пожарном автомобиле специальных
агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.
Проверить наличие и работоспособность
мобильных и носимых радиостанций.
Примечание. По окончании проверки
пожарно-техническое вооружение должно быть надежно закреплено на автомобиле.
Пожарные автомобили общего применения:
Проверить на ощупь нагрев ступиц
колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки,
ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается
нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони. Тормозные барабаны при
правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться.
Проверить, нет ли подтекания топлива, масла,
воды, пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей.
Проверить надежность затяжки гаек крепления
колес, а также состояние шин по их осадке. Удалить посторонние предметы,
застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.
Проверить состояние рессор и крепление
амортизаторов.
Проверить люфт рулевого управления, состояние
крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф,
состояние шкворней и стопорных шайб-гаек.
Проверить состояние и герметичность трубопроводов
и приборов тормозной системы, слить конденсат из воздушных баллонов
пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке
главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.
Протереть двигатель, насос и приборы, расположенные
на них, стекла кабины, фары, подфарники, стоп-сигнал, регистрационные и другие
знаки.
Проверить уровень масла в картере двигателя и
охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить эти емкости.
Заправить при необходимости автомобиль
топливом и огнетушащими веществами.
Заправить смазкой масленки насоса и при
необходимости долить масло в корпус насоса.
Проверить состояние, исправность и очистить
все пожарное оборудование, бывшее в употреблении во время пожара или учения.
Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов
автомобиля.
Укомплектовать автомобиль сухими напорными
рукавами взамен применяемых на пожаре или учении.
Боевую одежду и снаряжение, испачканные
на пожаре или учении вымыть и просушить.
Устранить все дефекты автомобиля и ПТВ,
выявленные во время работы на пожаре или учении, в пути и при
ТО автомобиля.
Поставить автомобиль в гараж пожарного депо.
Пожарно-техническое вооружение:
Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов, исключающей
попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствием
заломов. При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях
исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить
снегом, замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей
водой, паром или нагретыми газами.
При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить
засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана.
При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при
необходимости подтянуть уплотнение.
При работе с разветвлением в зимнее время
утеплить его снегом, при возможности установить в помещении.
При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые
предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав.
При подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за
полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы.
При работе со спасательной веревкой не
допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения
с острыми углами строительных конструкций.
Дополнительные работы по ТО специальных пожарных автомобилей
Пожарные автолестницы и
автоподъемники:
Очистить от грязи и протереть все механизмы
пожарной надстройки.
Проверить герметичность соединений
трубопроводов и концевых выключателей.
Проверить состояние рамы автомобиля, опорной
рамы, карданной передачи привода насосов, исправность гидрозамков
опор, механизмов захвата, цилиндров подъема, механизма аварийного торможения
лифта (при наличии), состояние и фиксацию колен в транспортном положении.
Проверить целостность электропроводки и ее
крепления, состояние клемм аккумуляторной батареи резервного питания.
Автомобиль дымоудаления:
Очистить установку от пыли и грязи, рукава и
трубопроводы просушить и продуть сжатым воздухом.
Автомобили газодымозащитной
службы, связи и освещения:
Очистить от грязи и просушить кабели,
кабельные катушки, распределительные коробки и специальное оборудование, бывшее
в употреблении. Генератор продуть сжатым воздухом.
Произвести контрольное включение генератора
электросиловой установки и выносного оборудования. Проверить исправность
защитно-отключающего устройства.
Проверить комплектность и работоспособность
сигнально-переговорного устройства (СПУ).
Кабели электрооборудования и электроинструментов
сложить, избегая резких перегибов и изломов. Надежно закрепить штепсельные
разъемы.
Автомобиль рукавный:
Промыть при необходимости коммуникации и
лафетный ствол водой. Проверить перемещение лафетного ствола и надежность его
фиксации в транспортном положении.
Произвести чистку, мойку и сушку
использованных рукавов.
Укомплектовать автомобиль рукавами.
Пожарные автомобили целевого применения:
Автомобили газодымозащитной
службы, связи и освещения.
Следить по приборам за параметрами работы
электросиловой установки. Не допускать превышения установленных норм.
Контролировать температуру корпуса генератора
и его подшипников. Не допускать их перегрева.
Принимать меры по исключению механических
повреждений электрических кабелей. Не допускать попадания влаги в разъемные
соединения.
В случаях частого срабатывания
защитно-отключающего устройства, поступления сигнала о снижении сопротивления
изоляции ниже допустимого уровня принять меры по обеспечению безопасности
работы личного состава (применение ковриков, диэлектрических перчаток) и
устранению неисправностей.
Защитно-отключающее устройство должно быть
защищено от атмосферных осадков, механических повреждений и от прямого
воздействия солнечной радиации.
Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей целевого применения.
Автомобиль воздушно-пенного
тушения
Проверить уровень масла в баке и
рабочее давление в гидросистеме привода водопенными коммуникациями.
Автомобиль комбинированного
тушения
Проверить действие запорной арматуры
системы пневмопроводов.
Проверить наличие и количество
порошка, раствора пенообразователя в сосудах и величину давления воздуха в
баллонах.
Проверить комплектность, состояние и
укладку пожарного оборудования.
Проверить исправность
контрольно-измерительных приборов, работу сирены и дополнительного
электрооборудования.
Пожарная насосная станция
Проверить наружным осмотром состояние
щитка приборов, двигателя, пожарного насоса, наличие масла в баке, плотность
завинчивания пробки в горловине для залива масла.
Проверить легкость и плавность хода
рукоятки подачи топлива, двигателя привода пожарного насоса.
Проверить плотность присоединения воздушных
фильтров.
Произвести пуск двигателя привода насоса и
прогревать его до рабочей температуры (до 5 минут), проверить исправность
контрольно-измерительных приборов и правильность их показаний.
Пожарные автолестницы и
автоподъемники
Проверить внешний вид, убедиться в отсутствии
деформации пакета колен, опор, платформы; состояние тросов, направляющих
роликов и блоков, лифта, люльки (при наличии).
Произвести пуск двигателя, проверить включение
коробки отбора мощности, пульта управления.
Проверить величину рабочего давления в
гидросистеме, герметичность соединений трубопроводов, уровень рабочей жидкости
в баке.
Проверить работоспособность гидроцилиндров
опор и блокировки рессор, легкость перемещения рукояток кранов управления, их
фиксацию в нейтральном положении, концевых выключателей (при наличии).
Проверить работоспособность механизмов
автолестницы: подъема-опускания, поворота, выдвигания — сдвигания, выравнивания
бокового наклона. Убедиться в легкости перемещения рукояток управления и их надежной
фиксации в нейтральном положении.
Проверить работу световой, звуковой и
аварийно-предупредительной сигнализации, переговорного устройства.
Проверить герметичность гидравлической
системы. Проверить работу аварийного привода от ручного насоса и запасного — от
электрического (при наличии).
Проверить исправность дистанционного пуска и
управления работой двигателя (при наличии)
Автомобиль дымоудаления
Проверить наружным осмотром состояния
установки дымоудаления, жестких воздуховодов, пеносмесителя, рукавов и их
замков.
Произвести пуск двигателя и включение коробки
отбора мощности.
Автомобиль газодымозащитной
службы
Проверить внешним осмотром изоляцию кабеля,
кабельных разъемов, корпусов электрооборудования.
Проверить работу электросиловой установки,
сигнально-переговорного устройства и универсального комплекта механизированного
инструмента.
Автомобиль связи и освещения
Проверить внешним осмотром изоляцию кабеля,
кабельных разъемов, корпусов электрооборудования.
Произвести пуск двигателя и проверить
работоспособность коробки отбора мощности.
Проверить включение обмотки возбуждения
генератора.
Проверить работу контрольно-измерительных и
сигнальных устройств блока управления.
Проверить работу защитно-отключающего
устройства (ЗОУ).
Проверить включение стационарного прожектора.
Автомобиль рукавный
Проверить наружным осмотром и на слух
плотность соединений трубопроводов системы подвода воздуха к подъемнику
рукавных скаток в кузов.
Проверить состояние задних дверей кузова,
запоров в дверях и фиксацию дверей в открытом положении.
Проверить укладку напорных рукавов.
Проверить перемещение лафетного ствола и
надежность его фиксации в транспортном положении.
Проверить состояние деревянных трапов,
откидных поручней на крыше фургона.
Проверить состояние приборов освещения и
звуковой связи с оператором для выкладки рукавов.