Таблица влияния температуры на плотность керосина, кг/м3
Использованы температурные поправки, чтобы вычислить изменения объёма для разных марок керосина при различной температуре.
-20°C | -10°C | 0°C | 10°C | 30°C | 40°C | 50°C | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ТС1 | 811 | 803,76 | 795,84 | 787,92 | 772,08 | 764,16 | 756,24 |
РТ | 810,2 | 802,15 | 794,1 | 786,05 | 769,95 | 761,9 | 753,85 |
Т1 | 849,08 | 841,56 | 834,04 | 826,52 | 811,48 | 803,96 | 796,44 |
Т2 | 788,24 | 779,93 | 771,62 | 763,31 | 746,69 | 738,38 | 730,07 |
Т6 | 869,48 | 862,36 | 855,24 | 848,12 | 833,88 | 826,76 | 819,64 |
Осветительный | 868,48 | 861,36 | 854,24 | 847,12 | 832,88 | 825,76 | 818,64 |
КО30 | 821,12 | 813,34 | 805,56 | 797,78 | 782,22 | 774,44 | 766,66 |
КО22 и 25 | 835,6 | 827,95 | 820,3 | 812,65 | 797,35 | 789,7 | 782,05 |
КО20 | 859 | 851,75 | 844,5 | 837,25 | 822,75 | 815,5 | 808,25 |
Нагрев всегда вызывает расширение. Это значит, что то же самое вещество займёт больше места. Приводятся справочные величины, опираясь на поправочный коэффициент.
Если более точно нужно посчитать, то можно использовать указанные ниже поправочные коэффициенты. Они показывают, насколько меняется объём 1 куба, когда температура меняется на 1 градус Цельсия.
- ТС1 — 0,792
- РТ — 0,805
- Т1 — 0,752
- Т2 — 0,831
- Т6 — 0,712
- Осветительный — 0,712
- КО30 — 0,778
- КО22 и 25 — 0,765
- КО20 — 0,725
Важно помнить, что если температура падает, то прибавляем значение умноженное на число падения температуры, если растёт то убавляем умноженное значение. Почему так? При охлаждении вещество сжимается, при расширении увеличивается в объёме
Предположим куб керосина Т6 при +30 градусах весит 833 кг. Сколько куб станет весить при 0°C?
Падая до 0°C он потеряет 30°C, значит нужно 30 умножить на коэффициент и прибавить к 833. Помним, коэффициент это число которое меняет объём куба при смене его температуры на 1 градус.
Как именно?
Температура падает:Вес куба + (Температура * коэффициент) = 833 + (30 * 0,712) = 854 кг керосина Т6 в кубе, при температуре 0 градусов.
Если температура с +30 вырастет на ещё 30, значит нужно будет вычитать. Поскольку расширится вещество и займёт больше места, а значит в куб влезет уже меньше керосина.
Возможно возникнет путаница с непривычки рассчитывая эти значения, но просмотрев несколько раз расчёты, ясности станет больше.
Баррель керосина
- Баррель это 158 литров. Известно что масса керосина в среднем составляет 0,8 кг на литр.
- Значит:
- 158 литров керосина в среднем весят 126 кг (158*0,8).
- Что является 0.126 от 1 тонны.
- В тонне 7,9 баррелей керосина.
По примеру этих расчётов можно посчитать для конкретной марки керосина, опираясь на данные таблиц выше.
Плотность масел
Реальная плотность моторных масел находится в пределах от ρ = 0,68…0,89 г/см³ до ρ = 0,95…1,03 г/см³. Поэтому принято их разделять:
- на легкие (до ρ = 0,88 г/см³);
- средние, ρ = 0,89…0,93 г/см³;
- тяжелые, ρ = 0,95…1,03 г/см³.
Легкие обычно имеют низкий показатель вязкости µ = 5…7 сСт (характеристика кинематической вязкости). У тяжелых смазок значение может составлять µ = 12…17 сСт.
Низкая вязкость позволяет проникать в самые мелкие отверстия, но несущая способность подобных смазочных материалов невысокая. Она может выдавливаться, допуская сухое трение.
Минеральные масла
В результате крекинг-процесса производится разделение фракций нефти по плотности. После отделения топливных фракций, используемых для сжигания в цилиндрах мобильной техники, остаются тяжелые составляющие. Их используют для производства смазочных материалов.
Для придания определенных свойств моторных масел в них добавляют присадки:
противопенные присадки снижают возможность образования тонких пленок. Наличие подобных компонентов не дает возможность транспортировать по системе смазки смесь жидкости и газа. Поэтому при выжигании этих компонентов ухудшаются характеристики масла. Теряя противопенные составляющие, масляная основа увеличивает плотность; противопригарные присадки работают дольше всех. В их составе используют соли редкоземельных металлов. Эти же присадки понижают адгезионные свойства. Несущая основа меньше прилипают к поверхности металла (чугуна, стали и алюминия). По мере срабатывания компонентов несколько снижается плотность масла; моющие присадки содержат соли натрия и калия. Их наличие в составе смесей помогает вымывать пригоревшие остатки из небольших щелей и отверстий
Самое важное – это удаление остатков масла и замена новой порцией на коренных и шатунных шейках. По мере выгорания моющих составляющих наблюдается рост плотности
Для этих типов моторных смазок важно то, что они имеют наибольшую плотность. При нагрузке на сопрягаемые детали КШМ при невысокой частоте вращения коленчатого вала (до 4000-5000 об/мин) несущая способность масляной пленки удовлетворительная
Синтетические масла
В результате переработки пропана получают псевдоожиженные составляющие. Они являются основой для создания смазочных материалов. В зависимости от давления и температуры, создаваемых в процессе формирования длинных полимеров, образуются разные несущие жидкости. Они используются в качестве основы для моторных масел.
Большинство производителей использует в качестве основы одни и те же компоненты. Различия формируются только за счет используемых присадок. Отечественные и зарубежные производители разрабатывают свои типы присадок. У большинства из них применяют аналоги. Различия незначительные.
Для большинства современных автомобилей применяют универсальные масла. У них в маркировке указывается W (winter – зимний вариант использования), а также второе число, указывающее на работу в летний период.
Класс моторного масла по SAE | Плотность, г/см³ | ||
при 20 ⁰С | при 100 ⁰С | при 120 ⁰С | |
5w30 | 0,863…0,868 | 0,781…0,786 | 0,762…0,770 |
5w40 | 0,867…0,872 | 0,775…0,781 | 0,751…0,757 |
10w30 | 0,865…0,868 | 0,801…0,808 | 0,792…0,800 |
10w40 | 0,865…0,870 | 0,810…0,817 | 0,801…0,804 |
15w40 | 0,910…0,915 | 0,863…0,871 | 0,853…0,860 |
20w50 | 0,872…0,880 | 0,835…0,842 | 0,822..0,831 |
Показатели кинематической вязкости | |||
Класс моторного масла по SAE | Кинематическая вязкость, сСт | ||
при 20 ⁰С | при 100 ⁰С | при 120 ⁰С | |
5w30 | 12,3…12,7 | 8,8…9,3 | 7,8…8,3 |
5w40 | 12,7…13,2 | 9,4…9,8 | 8,5…9,1 |
10w30 | 14,4…15,0 | 9,1…9,6 | 8,8…9,4 |
10w40 | 15,3…15,6 | 9,6…9,9 | 9,1…9,4 |
15w40 | 16,7…17,2 | 10,6…11,0 | 9,9…10,3 |
20w50 | 18,3…18,8 | 11,3…11,8 | 10,8…11,1 |
Плотность и вязкость сохраняется на приемлемом уровне в широком диапазоне температур.
Полусинтетические масла
При производстве полусинтетики производители добавляют примерно 60…70 % по объему минеральные составляющие, остальная часть представлена в виде синтетики. По своим характеристикам такие смазки являются промежуточными по показателям. Для тяжелой техники чаще применяют именно этот тип материалов.
Образцы отечественного автопрома, выпущенные до нулевых годов, рекомендуется эксплуатировать именно на этих видах моторного масла.Плотность полусинтетики на 3…7 % выше, чем у чистой синтетики.
Классификация по октановому числу
В зависимости от октанового числа по исследовательскому методу устанавливают четыре марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98» (см. табл. 1.2). Бензин «Нормаль-80» предназначен для грузовых автомобилей наряду с бензином АИ-80. Бензин «Регуляр-92» предназначены для эксплуатации автомобилей вместо этилированного А-93. Автомобильные бензины «Премиум-95» и «Супер-98» полностью отвечают европейским требованиям и конкурентоспособны на нефтяном рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей, эксплуатируемых в России.
Классификация автомобильных бензинов по октановому числу
Метод исследования | Марки | |||
«Нормаль-80» | «Регуляр-92» | «Премиум-95» | «Супер-98» | |
Октановое число, не менее: | ||||
моторный метод | 76,0 | 83,0 | 85,0 | 88,0 |
исследовательский | 80,0 | 92,0 | 95,0 | 98,0 |
Как измеряется плотность бензина
Плотность бензина — это физическая характеристика, которая указывает на массу данного вещества в единице объема. Измерение плотности бензина позволяет определить его качество и соответствие требованиям стандартов.
Существуют различные методы измерения плотности бензина:
- Гидростатический метод. Данный метод основан на принципе Архимеда, согласно которому плотность жидкости определяется взаимодействием этой жидкости с погружающимся в нее телом. Для измерения плотности бензина в этом случае используют специальные гидростатические густомеры.
- Пикнометрический метод. Для измерения плотности бензина в этом случае используют приборы, называемые пикнометрами. Пикнометр — это стеклянная емкость с узким горлышком, в которую помещается определенное количество бензина. Затем измеряется масса этого бензина, и на основе его объема и массы рассчитывается плотность.
- Другие методы. Кроме вышеуказанных методов, существуют и другие способы измерения плотности бензина, такие как электронные датчики плотности, ультразвуковые приборы и др. Эти методы основаны на использовании современных технологий и устройств.
Измерение плотности бензина является важным этапом в производстве и контроле качества данного топлива. Полученные данные помогают определить его плотность, что в свою очередь позволяет оценить такие важные показатели, как энергетический потенциал, степень окурочного осадка и т.д.
Как рассчитать плотность нефтепродуктов
Когда нет специального приспособления, тогда следует производить расчеты исходя из информации в паспорте продукта и показателей в таблице средних температурных поправок. Чтобы получить необходимые данные, достаточно выполнить следующие элементарные вычисления:
- В документации находим его показатель плотности при +20 по Цельсию.
- Производим замеры температуры продукта.
- Высчитываем разницу между полученным результатом и +20 по Цельсию.
- Округляем полученное значение до целого числа.
- В таблице находим поправку на отклонения в соответствии с паспортным значением при +20 по Цельсию.
- Высчитываем произведение поправки на разницу температур.
- Итог слаживаем с паспортным значением плотности при +20 или отнимаем, если температура выше.
Ничего сложного нет. Все математические операции – школьная программа, прибегать к лабораторным исследованиям не нужно.
Из чего делают бензин?
Производство топлива, которое производится из нефти, условно можно распределить на три фазы:
- Первичная переработка. Специалисты разделяют нефть на различные группы в зависимости от температуры кипения. Сама процедура довольно сложная, чтобы добиться определенного результата от химического процесса при нагревании молекул разных по весу, нужно повысить температуру нефти до 370 градусов (единица измерения Цельсий). Самые тяжелые молекулы оседают на дно — это так называемые битумные молекулы, а вот как раз легкие, которые поднимаются наверх и есть те, из которых делают бензин.
- После сортировки производится вторичная обработка сырья, полученного на первой фазе. Это уже подготовка сырья для последующей продажи. Каждая полученная группа проходит несколько этапов очистки, а непосредственно в бензин еще добавляют специальные компоненты для увеличения октанового числа.
- На конечной фазе производятся проверки полученного материала. Нефтеперерабатывающий завод имеет лабораторию, которая проверяет каждую партию, которая проходит многочасовую проверку. Изучают внешний вид бензина — он должен быть прозрачным, в отличие от того же дизеля. Имеется еще очень много дополнительных параметров, по которым технологи оценивают качество сырья. Очень интересно то, что из одной тонны нефти в итоге получается всего лишь 300 литров бензина, не стоит удивляться, данный расчет произведен исходя из примерной плотности и разнице в единицах измерения. Весь остаток приходится на мазут, дизель, авиационное топливо, которые также идут на продажу.
Для чего измерять плотность бензина
Измерением плотности бензина определяется его марка, а также такой показатель, как вес объемный — расчетное значение, зависящее от комбинации показателей веса и объема бензина. Плотность учитывается при сдаче-приемке топлива на АЗС, где сдаваемое перевозчиком количество топлива измеряется по весу, а принимаемое на АЗС — по объему. При различных температурах одно и то же количество топлива по весу будет различаться по объему, в результате могут появляться расхождения в количестве топлива отгруженного завода и оприходованного на АЗС.
С целью стандартизации процесса измерения плотности топлива, ФНС России опубликовала Письмо «О порядке пересчета количества нефтепродуктов из объемных единиц в весовые». Данным письмом установлены средние значения плотности по маркам бензина.
Таблица плотности бензина (среднее значение)
Марка бензина | Среднее значение плотности г/см3 |
А 76 (АИ 80) | 0.700-0.750 |
АИ 92 | 0.715-0.760 |
АИ 95 | 0.720-0.775 |
АИ 98 | 0.730-0.780 |
Плотность бензина АИ-92
АИ-92 – это бензин достаточно высокого качества с октановым числом 92, определенным исследовательским методом. Это самая популярная маркировка бензина на российских АЗС. Обладает сильными антидетонационными свойствами.
За исходную температуру берется показание в +15 градусов. В таких условиях плотность бензина АИ-92 составляет 740-770 кг/м3.
Обращаем внимание, что удельная плотность бензина не связана с октановым числом. Октановое число напрямую зависит от химического состава жидкости, плотность зависима от внешних условий, меняется при разных температурах и давлении
Горючее с низким числом, такое как АИ-80, может обладать высокой плотностью, и наоборот. Самый оптимальный способ определить плотности топлива – независимое измерение.
АИ 95 технические характеристики
Заправка бензина Рон 95. Мужская рука держит заправочный пистолет. Бензин АИ 95 предназначен для использования в иномарках. Он имеет октановое число не менее 85 по моторному методу исследования и по крайней мере 95 по исследовательскому методу. Плотность продукта при температуре 15 ° С 725-780 кг / м3. Индукционный период не менее 360 мин. Никакого содержания марганца не ожидается. Содержание свинца, регламентированное ГОСТом, не более 0,010 г / дм3. Однако для бензина, произведенного на российском рынке и соответствующего стандарту EURO 4, допустимое содержание свинца и марганца практически сведено к нулю. Массовая доля серы не более 0,05%. Содержание смолы не более 5 мг / 100 см3. Объемная доля бензола не более 5%. По результатам теста на медной пластине, определяющей коррозионную активность бензина, он соответствует классу 1. При визуальном наблюдении вид бензина четкий и прозрачный. Топливо этой марки отличается повышенными эксплуатационными характеристиками. Для его производства используются ароматические компоненты, бензин и другие высокотехнологичные компоненты. Особенность бензина марки АИ 95 «Экстра» — полное отсутствие свинца.
Следует отметить, что технические характеристики бензина во многом зависят от технологических возможностей производителя нефтепродуктов. При этом государственные стандарты обеспечивают соблюдение минимальных стандартов, необходимых для конкретной марки бензина.
Условия, при которых определяют плотность бензина
Прямой зависимости между качеством бензина (это распространяется также и на плотность солярки или плотность керосина) нет, поскольку все измерения должны происходить при определённой температуре. Ныне действующий ГОСТ Р 32513-2013 устанавливает такую температуру 15ºС, в то время как прежний стандарт – ГОСТ 305-82 – считал такой температурой 20ºС. Поэтому, приобретая бензин, не лишне поинтересоваться, согласно какому стандарту производилось определение плотности. Результаты, как и для всех углеводородов, будут заметно отличаться. Удельный вес бензина равен значению его плотности, когда последняя измеряется в кг/л.
Плотность бензина в кг/м 3 часто служит камнем преткновения во взаимоотношениях между производителем и оптовым потребителем горючего. Проблема заключается в том, что с уменьшением плотности масса бензина в партии уменьшается, в то время как его объём сохраняется на прежнем уровне. Разница может достигать сотен и тысяч литров, однако при покупке бензина в розницу это не особо критично.
По плотности можно устанавливать также вид нефти, их которой производился бензин. Для тяжёлых нефтепродуктов, в которых содержится больше серы, плотность выше, хотя на большинство эксплуатационных показателей бензина состав исходной нефти мало влияет, просто используется соответствующая технология перегонки.
Виды и свойства присадок
Присадки помогают изготавливать смазки требуемого производителями автомобилей уровня качества. По характеру взаимодействия с узлами ДВС различают следующие виды присадок:
- противоизносные;
- антифрикционные;
- противозадирные;
- моюще-диспергирующие;
- противокоррозионные;
- депрессионные;
- вязкостные;
- антипенные.
Широкий ассортимент моторных присадок
Высокая температура вспышки горючей смеси приводит к тому, что частицы газообразной взвеси сгорают, оставляя после себя золу. В настоящее время ведется борьба за повышение экологической чистоты масел, в частности, изучается такой параметр, как сульфатная зольность. В соответствии с нормативными документами данная характеристика не должна превышать:
- 2% от общего объема для мощных дизелей грузовых автомобилей;
- 1,8% для малолитражных дизельных моторов;
- 1-1,5% для бензиновых агрегатов.
Если при испытаниях лабораториями сульфатная зольность оказывается больше вышеприведенных значений, выпуск новой разработки запрещается.
Перед производителями антифрикционных составов для ДВС стоят две задачи:
- Увеличить количество присадок, придающих изделию свойства, удовлетворяющие все возрастающим требованиям разработчиков современных моторов.
- Придерживаться норм экологической чистоты при эксплуатации автомобиля на изготовленных смесях.
Во время воспламенения топлива резко увеличивается температура в рабочем объеме, которая является катализатором окислительных процессов. Кислоты, возникающие при сгорании частиц масляного тумана и горючей смеси, вызывают коррозию деталей мотора и снижают вязкость смазки. Нейтрализовать влияние агрессивной среды производители стараются при помощи введения добавок на основе щелочных металлов. Сульфатная зольность конечного продукта увеличивается пропорционально доле вводимых антикоррозийных примесей. С одной стороны, введение синтетических добавок улучшает характеристики антифрикционного средства. В то же время это ухудшает его экологичность и приводит к риску образования излишней зольности, ведущей к устойчивому отложению сажи на узлах агрегата.
В результате антиокислительных реакций снижается количество нейтрализующих примесей в начальном продукте и, соответственно, щелочное число изделия. По достижении минимального значения данного параметра лавинообразно возрастают коррозионные процессы, но зольность выхлопа сильно снижается.
Высокая температура вспышки приводит не только к сжиганию полезных присадок, она вызывает незначительную деформацию головки блока цилиндров. Это может привести к поломке агрегата и потере герметичности изолированных систем. Неисправность ДВС значительно влияет на такие качества смазывающего нефтепродукта, как вязкость и плотность.
Государственные стандарты, применяемые к бензинам
До конца девяностых годов производство нефтепродуктов в России, в частности производство бензина, регулировалось стандартом ГОСТ 2084 и ТУ 38.001165. Эти стандарты регулировали производство бензинов марок от А 76 до АИ 96 на основе их октанового числа. В те времена мировая топливная промышленность бурно развивалась, автомобили имели мощные двигатели, а вопросы экологии и охраны окружающей среды только начинали подниматься отдельными странами. Соответственно и экологическим стандартам топлива не уделялось большого внимания.
Позднее на смену устаревшим ГОСТ, вместе с техническим прогрессом, пришли более новые стандарты качества, соответствующие современным требованиям к экологичности. Так в 1999 году был внедрен ГОСТ Р 51105-97, регламентирующий соответствие бензинов требованиям стандарта ЕВРО 2. Однако в Европе в это время все более актуальным становился вопрос защиты окружающей среды. Уже в 2000 году в Европе был введен более современный экологический стандарт качества ЕВРО 3, значительно снижающий допустимые нормы содержания в бензине соединений металлов, в том числе тяжелых металлов.
Вслед за европейскими экологическими, в России с 1 июля 2002 года был принят новый стандарт ГОСТ Р 51866-2002 (EH 228-2004). Этот стандарт уже распространял свое действие на марки высококачественных высокооктановых бензинов Премиум Евро 95 и Супер Евро 98, а также на их виды.
Еще через несколько лет в Евросоюзе на смену стандарту ЕВРО 3 пришел новый экологический стандарт ЕВРО 4. Вслед за этим, в России с 1 января 2015 года принят ГОСТ 32513-2013 и ТУ 0251-001-12150839-2015. Оба эти документы устанавливают стандарты качества современных бензинов, с октановым числом не ниже 80 по исследовательскому методу.
После введения в действие нового стандарта ЕВРО 5, экологические требования к качеству топлива значительно ужесточились. В России стандарт ЕВРО 5 принят с 1 января 2021 года. Фактически, в настоящее время все импортные автомобили, ввозимые в Россию и производимое топливо соответствуют этому стандарту. На сегодняшний день технический регламент регулирует более двадцати характеристик бензина, в том числе доли бензола, который повышает октановое число бензина, но наносит значительный вред окружающей среде. Кроме того, в соответствии с требованиями ЕВРО 5, в составе бензина не допускается содержание металлосодержащих компонентов, образующих ядовитые соединения и серьезным образом влияющих на окружающую среду.
Определение плотности вещества
Вышерассмотренные свойства веществ, из которых состоят тела, объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность.
Рассмотрим два тела объемом $1 \space м^3$ каждое. Если они будут состоять из разных веществ, то их массы тоже будут разными.
Итак, алюминий такого объема будет иметь массу 2700 кг, а свинец такого же объема ( $1 \space м^3$) будет имеет массу 11 300 кг.
На рисунке 3 приведены другие примеры тел равного объема, но состоящих из разных веществ.
Рисунок 3. Тела равного объема, состоящие из разных веществ
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме $1 \space м^3$ (или $1 \space см^3$). Чтобы найти плотность вещества, нужно массу тела разделить на его объем.
По какой формуле можно рассчитать плотность вещества? Дадим определение.
{"questions":[{"content":"Укажите верное определения понятия <b>плотность</b>`choice-1`","widgets":{"choice-1":{"type":"choice","options":,"answer":}}},{"content":"Укажите, какой буквой обозначается <b>плотность</b>.`choice-14`","widgets":{"choice-14":{"type":"choice","options":,"explanations":,"answer":}}}]}
АИ 95 технические характеристики
The refueling gasoline Ron 95. Man’s hand holding the filling gun.Бензин марки АИ 95 предназначен для использования в легковых автомобилях иностранного производства. Имеет октановое число не ниже 85 по моторному методу исследования, и не ниже 95 по исследовательскому методу. Плотность продукта при температуре 15°С составляет 725-780 кг/м3. Индукционный период не менее 360 мин. Содержание марганца не предусмотрено. Содержание свинца, регламентированное ГОСТ, не более 0.010 г/дм3. Однако для бензинов, выпускаемых на российский рынок и отвечающих стандарту ЕВРО 4, допустимое содержание свинца и марганца фактически сведено к нулю. Массовая доля серы не более 0.05 %. Содержание смол не более 5 мг /100 см3. Объемная доля бензола не более 5 %. По результатам испытания на медной пластине, определяющего коррозионную активность бензина, соответствует 1 классу. При зрительном наблюдении вид бензина чистый и прозрачный. Топливо этой марки отличается повышенными эксплуатационными характеристиками. Для его производства используются ароматические компоненты, газовый бензин и другие высокотехнологичные компоненты. Особенность бензина АИ 95 марки «Экстра» состоит в полном отсутствии свинца.
Нужно отметить, что технические характеристики бензина в значительной степени зависят от технологических возможностей завода-изготовителя нефтепродукта. При этом государственные стандарты гарантируют соблюдение минимальных норм, предусмотренных для той или иной марки бензина.
Cколько весит 1 литр дизельного топлива?
Но это факты, а что можно узнать о бензине, если взглянуть на цифры. Например, сколько весит литр бензина? И можно ли его измерить? Безусловно, знание этих чисел может открыть взгляд на эту жидкость совсем по-другому.
Как известно бензин делиться на несколько категорий, а именно: А-76, А-80, А-92, А-95 и А-98. Следует заметить, что вес одного литра бензина в каждом случае может отличаться. Итак, нам известны некоторые данные по весу жидкости в объеме одного литра, каждой из марки бензина.
- В среднем вес одного литра бензина А-76 составляет 0,730 кг. Но это при температуре +20°С.
- В среднем вес одного литра бензина А-80 составляет 0,730 кг.
- В среднем вес одного литра бензина А-92 составляет 0,760 кг.
- В среднем вес одного литра бензина А-95 составляет 0,750 кг.
- В среднем вес одного литра бензина А-98 составляет 0,780 кг.
Итак, мы узнали, сколько же будет весить литр бензина каждой из вышеперечисленных марок. Но известно и о другой характерности бензина. Так, вес одного литра бензина напрямую будет зависеть от температуры окружающей среды. Более того, чем выше температура на градуснике, тем легче имеет вес литр бензина. В некоторых лабораториях осуществляют специальные измерения бензина. Например, при температуре +16°С плотность бензина А-92 имеет 0,765 г/л. Если отталкиваться от измерений, приведенных выше, то получаем вес одного литра бензина тяжелее. Почему? Все дело зависит как раз таки от температуры окружающей среды. По этой причине в каждом отдельном измерении вес может отличаться. Совсем другое дело, если осуществлять такие измерения, следовательно, по мере повышения или понижения температуры. Тогда мы сможем знать точную плотность бензина.
Но сегодня никто не покупает бензин по одному литру. Например, некоторые сразу заправляют полный бак своего авто. При этом аппетит того или иного автомобиля бывает разным. Другие же покупают бензин в канистрах. Например, если у вас есть канистра вместительностью 19 литров, то можно точно рассчитать вес пустой канистры и полной. Канистра, заполненная бензином, имеет вес 16,325 килограмм. Соответственно пустая канистра без содержимого имеет массу 2,550 килограмм. При этом, если брать из расчета что один литр весит 0,725 кг, то следует выполнить простое вычисление. От суммы веса канистры с бензином (16,325 кг) отнимаем сумму пустой канистры (2,550 кг). В результате мы получаем сумму 13,775 кг бензина в девятнадцати литровой канистре. Проверить эту сумму легко, если совершить следующий расчет:
13,775 кг / — 0,725 кг = 19 литров.
Итак, при помощи таких математических действий можно в точности вычислять массу бензина в той или иной канистре.
Но кто-то, возможно, возразит, зачем переводить единицу измерения литр в килограммы или даже в тонны? На самом деле это осуществляется непросто ради забавы. Для большого количества потребителей горюче-смазочных веществ это является одной из важных задач, а особенно для бухгалтеров того или иного предприятия. В процессе учета хранения то ли сыпучих, то ли жидких веществ, в нашем случае бензин зачастую возникает потребность в конвертации. Итак, пересчет объема в массу крайне важен и даже необходим для того, чтобы легче было осуществлять заполнение отчетной документации, финансовых расчетов, а также осуществления платежей при оптовых продажах топлива. Главным образом это связано с тем, что общепринятой формой поставки ГСМ и топлива является цистерна, которая имеет фиксированную вместимость. Но, учет всегда осуществляется в единицах массы! Тем более, если осуществляется оптовая продажа бензина, то вести подсчет в тоннах гораздо легче. Вот такая получается арифметика с подсчетом веса бензина!
Для начала хотелось бы уточнить, что понимается под удельным весом (далее УВ) в физике и химии, а уже потом перейти к удельному весу дизельного топлива или как его еще называют – удельный вес солярки.
Пробежимся по теории.
Зависимость плотности бензина от температуры
Что такое плотность бензина?
Плотность бензина — это физическая величина, которая определяет, насколько масса данного объема бензина отличается от массы такого же объема воды. Плотность обычно измеряется в г/см3 или кг/м3.
Зависимость плотности бензина от температуры:
Плотность бензина зависит от его температуры. При повышении температуры плотность бензина обычно уменьшается, а при понижении — увеличивается. Это связано с тем, что при нагревании бензин расширяется и его объем увеличивается, но масса остается практически неизменной. Следовательно, плотность уменьшается.
Данное явление объясняется принципом молекулярной диффузии и тепловым расширением вещества. Бензин состоит из различных углеводородов, и при нагревании его молекулы начинают быстрее двигаться и занимать больше пространства.
Температурные коэффициенты плотности бензина:
Температурные коэффициенты плотности бензина могут различаться в зависимости от его состава и марки. Например, у этилового бензина плотность увеличивается примерно на 0,16% на каждые 10 градусов Цельсия, а у бензина с октановым числом 92 — на 0,12% на каждые 10 градусов Цельсия.
Знание зависимости плотности бензина от температуры является важным для автомобилистов, поскольку плотность бензина может влиять на его качество и свойства
Также, это важно при хранении и перевозке бензина, так как изменение температуры может привести к изменению его объема. Поэтому, при необходимости, следует учитывать плотность бензина при его использовании и расчетах
Изменение плотности бензина на заправке и в баке автомобиля
Следует учитывать то, что какие бы документы ни были представлены на заправке, они могут не отражать фактического состояния бензина: его плотности и октанового числа. При возникновении проблем в работе топливной системы и автомобиля стоит провести минимальную проверку бензина на плотность.Как мы уже говорили ранее, существуют различные способы проверки. Самым простым и доступным способом является использование аэрометра. В этом случае можно воспользоваться формулой расчета плотности относительно массы и объема.Непосредственный контроль за качеством продукции осуществляют специальные органы контроля. За время от одной проверки до другой может быть нарушено хранение бензина или сделано умышленное разбавление. При проверке топлива частными лицами может быть установлен дополнительный контроль качества. В случае обнаружения факта порчи бензина необходимо обратиться в соответствующую службу.
Октановое число
Это основная эксплуатационная характеристика продукта, но не показатель его качества. Если не вспоминать школьный курс термодинамики и не обращаться к таким понятиям, как «адиабатный процесс», можно сказать проще. Чем сильнее сжать горючую смесь в цилиндре, тем меньше тепла рабочее тело передаст «холодильнику» (выхлоп будет холоднее). Снижается выброс энергии, больше теплоты идет «в дело». КПД двигателя возрастает, и на каждом литре топлива можно проехать дальше.
Но горючая смесь детонирует при сжатии. Если для дизеля это нормально, то для бензинового ДВС – нет. Октановое число показывает детонационную стойкость: какое давление смесь выдержит до самовоспламенения. Для бензина с высоким ОЧ можно создать более эффективный двигатель. Если залить АИ-98 в ВАЗ-2101, степень сжатия не изменится, и автомобиль не полетит. При обратной ситуации (ОЧ ниже требуемого) двигатель «застучит» и будет быстрее изнашиваться.
По ГОСТ выпускают бензин:
- АИ-80;
- АИ-92;
- АИ-95;
- АИ-98.
Октановое число не имеет отношения к процентам и может быть больше 100. Такие бензины производят по стандартам организаций.
Из чего делают бензин
Схема производства бензина
Горючее выпускается на мощностях нефтеперерабатывающих заводов. Сам производственный процесс очень сложен и делится на несколько циклов.
Сначала сырая нефть поступает на предприятие по трубопроводам, закачивается в огромные резервуары, после чего отстаивается. Далее начинается промывка нефти – в нее добавляется вода, а потом пропускается электрический ток. В итоге соли оседают на дно и стенки резервуаров.
Во время последующей атмосферно-вакуумной перегонки происходит подогрев нефти и ее деление на несколько типов. Осуществляются 2 этапа обработки:
- Вакуумная;
- Термическая.
По завершении процесса первичной переработки начинается каталитический риформинг, во время которого происходит очередное очищение бензина и извлечение фракций 92-го, 95-го и 98-го бензина.
Фото: aif.ru
Это процесс, который еще называют вторичной переработкой, включает 2 основных этапа:
- Крекинг – очистка нефти от примесей серы;
- Риформинг – наделение субстанции октановым числом.
По окончании данных этапов проходит контроль качества горючего, который занимает несколько часов.
Примечательно, что отечественные заводы (в большинстве) из 1 тонны нефти получают 240 литров бензина. Остальное приходится на газ, дизтопливо, мазут и авиационное горючее.