Классификация опор по функциональному назначению
По конструктивному исполнению и своему технологическому назначению опоры ЛЭП разделяются на следующие типы:
промежуточные – наиболее популярный и массово востребованный вид изделий, который предназначен для поддержания проводников на проектной высоте. При конструировании и строительстве высоковольтных линий промежуточные опорные элементы составляют 80 – 90% от общего числа используемых изделий. При этом промежуточные опоры предназначены исключительно для поддержания проводов и не несут нагрузки от натяжения проводов. Величина допустимой нагрузки зависит от модели опорных элементов, которые принимаются к установке при индивидуальном расчете. Установка промежуточных опор производится на прямых участках прокладки линии. Стальные и железобетонные изделия могут использоваться при низких значениях отрицательных температур до – 65 ºС, допуская применение элементов в северных регионах страны;
переходные или анкерные – находят применение в точках, узлах сетей, где наличие преград естественного происхождения ил инженерных сооружений требует изменение топологии. В числе таковых могут быть водоемы, реки, овраги, возвышенности, объекты инфраструктуры и т. д. Опоры отличаются повышенными габаритами, которые позволяют им выдерживать значительные нагрузки, вызванные тяжением проводов. Конструкция таких изделий отличается повышенным значением жесткости;
- угловые – изделия установка которых производится в точках поворота высоковольтной линии. Угловые промежуточные элементы используются при малых углах поворота – до 30 градусов. Свыше задействуются полноценные угловые анкерные конструкции опорных изделий, позволяющие выдерживать силы постоянного натяжения проводов и тросов смежных пролетов;
- концевые – изделия, монтаж которых производится в начальной и конечной точке согласно проекта прокладки линии электропередач. Провода от них уходят на порталы подстанций. Элементы такого типа, как правило, воспринимают одностороннюю нагрузку от натяжения проводников;
- транспозиционные – опоры специального типа, которые используются в том случае, если появляется необходимость для организации ответвлений или изменения порядка проводников, проходящих в составе ВЛ. Также специальные изделия задействуются в том случае, когда линию необходимо усилить для повышения противоветровой нагрузки или при пересечении двух и более перекрестных линий электропередач.
Покрытие металлоконструкций
На сегодняшний день, одними из самых востребованных в строительстве и промышленности изделий, являются изделия из металла. Но воздействие окружающей среды приводит к самопроизвольному разрушению металла. Дополнительные меры обработки металла — антикоррозийная защита — исключают негативные факторы воздействия. При помощи специальных средств, формируется слой, предотвращающий негативные процессы разрушения металлических поверхностей.
Способ защиты конструкций от коррозии зависит от нескольких факторов:
- условий эксплуатации,
- марки металла,
- нагрузки,
- температурного воздействия,
- от контактов с агрессивными средами.
Различают пассивные и активные методы защиты металла от коррозии.
Пассивная защита — это когда на металлическую поверхность наносится какое-либо лакокрасочное покрытие препятствующее контакту металла с кислородом и влагой.
Активные методы защиты: горячее цинкование, электрохимическое (гальваническое) цинкование, термодиффузионное нанесение цинкового покрытия.
Заземлитель ЛЭП
Еще одно защитная конструкция – заземляющее устройство опор ЛЭП. Оно обеспечивает защиту линий электропередачи, различного оборудования от атмосферного, внутреннего перенапряжения. Также заземление создает безопасные условия труда для обслуживающего персонала. Его ставят на опоры, крюки, штыри фазных проводов на всех линиях напряжением от 0,4 кВ. Норма значения сопротивления заземляющего устройства составляет максимум 50 Ом.
Правило действительно для железобетонных опор в сетях с изолированной нейтралью. На линиях 6-10 кВ необходимо заземлять все металлические, ЖБИ-стойки, деревянные опоры, на которых установлены устройства громозащиты. То же относится к силовым и измерительным трансформаторам, разъединителям, предохранителям, другим элементам высоковольтной сети.
Таблица 3. Наибольшее сопротивление заземляющих устройств опор ВЛ
Удельное эквивалентное сопротивление земли, Ом*м | Наибольшее сопротивление заземляющего устройства, Ом |
до 100 | 10 |
более 100 до 500 | 15 |
более 500 до 1000 | 20 |
более 1000 до 5000 | 30 |
более 5000 | 6*10-1 |
Сопротивление заземляющих устройств выбирается исходя из условий, указанных в таблице. Если речь идет о не населенной местности в грунтах с удельным сопротивлением до 100 Ом*м оно должно составлять оно должно составлять не более 30 Ом. На грунтах с высоким сопротивлением, более 100 Ом*м – не более 0,3 Ом. При использовании на ЛЭП 6-10 кВ изоляторов ШФ 10-Г, ШФ 20-В, ШС 10-Г сопротивление заземления в не населенной местности никак не регламентируется.
Передача электроэнергии от поставщиков к потребителям производится при помощи специальных сооружений – ЛЭП, включающими в себя кабели, опоры, изоляторы, устройства защиты от короткого замыкания, арматуру. Все перечисленные элементы выпускаются и устанавливаются с учетом определенных нормативов вроде ГОСТ 13109-97, ГОСТ 24291-90, ГОСТ Р 58087-2018, СТО 70238424.29.240.20.001-2011.
Опоры связи
Они представляют собой специальные вышки, которые обладают повышенной несущей способностью и увеличенной высотой. Их предназначение состоит в размещении комплектов антенного оборудования, обеспечивающего связь. Производство металлических конструкций такого вида осуществляется в 2-х разновидностях – мачты и башни.
Наиболее востребованными из них являются мачты. Их изготавливают из трубного проката и окрашивают в белый или красный цвета. Среди них опоры для сотовой и радиолинейной связи, уличного освещения, мачты для телевидения и радиовещания. Наиболее часто используют трехсекционные конструкции. Монтаж радиомачт выполняется в несколько этапов с помощью специальной техники.
Установка опор
Для каждого вида столба присуща своя технология укрепления на месте монтажа. Деревянные опоры устанавливаются либо непосредственным погружением в грунт, либо с использованием железобетонного пасынка. При установке столба в грунт лучше использовать такой вид древесины, как лиственница, чтобы снизить риск быстрого гниения в месте соприкосновения изделия с почвой. Металлические конструкции устанавливаются на железобетонные фундаменты. Связано это с тем, что металлические опоры имеют большую высоту, массу, поэтому должны быть прочно связаны с землей. Железобетонные столбы крепятся к специальным анкерам, которые вмонтированы в основание. Крепления чаще всего производится посредством болтового соединения.
Особенности устройства и применения шинопровода в различных отраслях
Устройство и применение шинопровода могут различаться в зависимости от отрасли, в которой он используется. Рассмотрим некоторые особенности устройства и применения шинопровода в различных отраслях:
- Электроэнергетика: В электроэнергетике шинопроводы используются для передачи электрической энергии между генераторами, трансформаторами, выключателями, распределительными щитами и другими устройствами. Шины электроэнергетики имеют большой размер и могут передавать высокие токи и мощности. Они могут быть выполнены из меди или алюминия. Шинопроводы в электроэнергетике также подвергаются строгим требованиям безопасности и надежности.
- Промышленность: В промышленности шинопроводы используются для передачи электрической энергии и сигналов между различными устройствами и машинами в производственных линиях и системах автоматизации. Шинопроводы в промышленности могут быть выполнены из меди или алюминия. Они могут быть покрыты изоляционным материалом для защиты от коротких замыканий. Шинопроводы в промышленности должны соответствовать требованиям безопасности и надежности.
- Электроника: В электронике шинопроводы используются для передачи сигналов и питания между различными компонентами устройств, таких как печатные платы, микроконтроллеры, датчики и другие. Шинопроводы в электронике могут быть выполнены из меди или алюминия. Они могут иметь различный диаметр и изоляционный материал в зависимости от применения.
- Солнечная энергетика: В солнечной энергетике шинопроводы используются для соединения солнечных панелей и передачи электрической энергии от панелей к инверторам и другим устройствам. Шинопроводы в солнечной энергетике могут быть выполнены из меди или алюминия. Они могут иметь различный диаметр и изоляционный материал в зависимости от требований.
- Транспорт: В транспорте шинопроводы используются для передачи электрической энергии и сигналов в различных транспортных средствах, таких как электрические автомобили, поезда и трамваи. Шинопроводы в транспорте должны соответствовать требованиям безопасности и надежности. Они могут иметь различное количество проводов и изоляционный материал в зависимости от применения.
- Крупные здания: В крупных зданиях шинопроводы используются для передачи электрической энергии и сигналов между различными этажами и зданиями, для соединения электрических щитов и других устройств. Шинопроводы в крупных зданиях могут быть выполнены из меди или алюминия. Они могут иметь различный диаметр и изоляционный материал в зависимости от требований.
- Машиностроение: В машиностроении шинопроводы используются для соединения электрических компонентов и устройств на промышленных машинах и оборудовании. Шинопроводы в машиностроении должны соответствовать требованиям безопасности и надежности. Они могут иметь различное количество проводов и изоляционный материал в зависимости от применения.
- Телекоммуникации: В телекоммуникациях шинопроводы используются для передачи сигналов и электрической энергии между различными устройствами в системах связи и телекоммуникаций. Шинопроводы в телекоммуникациях могут быть выполнены из меди или алюминия. Они могут иметь различный диаметр и изоляционный материал в зависимости от требований.
В целом, шинопроводы имеют широкий спектр применений в электротехнике и могут использоваться для передачи электрической энергии и сигналов между различными устройствами и компонентами системы во многих отраслях и сферах деятельности. Однако, при выборе шинопровода необходимо учитывать требования к надежности, безопасности и электрическим параметрам в соответствии с конкретным применением.
Классификация по материалам изготовления
Конструкции устанавливаются в различных климатических, геосейсмических условиях
При этом стоит обратить внимание, что многие типы опор предназначены для эксплуатации в условиях городской застройки. Таким образом в каждом из случаев требуется использовать подходящий материал для изготовления стоек
Деревянные опоры
Пересечение линий на деревянных опорах
Деревянные опоры ЛЭП широко распространены в условиях сельской местности, однако не стоит забывать, что соответствующие деревянные конструкции также применяются и на линиях вплоть до 220кВ.
Конструкции из дерева применяются чаще всего на линиях низшего напряжения, при этом они имеют ряд преимуществ:
- относительная долговечность (до 50 лет при соответствующей пропитке);
- небольшой вес;
- простота строительства и транспортировки;
- невысокая стоимость.
Железобетонные анкерные опоры
Железобетонные опоры устанавливаются на линиях напряжением менее 500 кВ. В основном это промежуточные опоры, не воспринимающие на себя нагрузку от тяжения проводов и тросов. В случае использования железобетонных стоек в качестве анкерных опор, их укрепляют укосами или оттяжками.
ЖБ опоры производятся из предварительно напряженного железобетона и имеют ряд преимуществ:
- несложные конструктивные особенности;
- не требуют сложной дополнительной сборки;
- не подвержены гниению, как деревянные опоры;
- в некоторых случаях возможна установка непосредственно в грунт;
- относительно несложное строительство линии.
Стальные опоры
Стальные опоры высокого напряжения
Стальные опоры на линиях 0,4-10 кВ ставятся крайне редко. Их прерогатива это линии среднего напряжения и выше. Опоры из металла в основном используются в качестве анкерных, однако при напряжении сети более 110 кВ применяются и промежуточные стальные опоры.
Конструкции могут быть изготовлены как из профиля и уголков, так и методом проката, так как в освещении зачастую используются металлические опоры на основе труб. Среди преимуществ опор такого типа можно отметить их износостойкость и долговечность, а также возможность изготовления очень высоких конструкция для обеспечения безопасного перехода через инженерные сооружения и естественные преграды.
Устройство проводов воздушных линий электропередач
Согласно правилам устройства (воздушных линий электропередач) допустимо использование трех типов кабелей – неизолированные или голые, изолированные и защищенные. Первый вариант проводов является самонесущим, изготовленным из нескольких жил, скрученным в жгут. Материал для них выбирается между алюминием, алюминиевым сплавом или сталеалюминевой конструкцией (прочность и другие параметры должны соответствовать ГОСТ 839-80).
Изолированные провода, как и «голые», подходят для высоковольтных линий с напряжением до 1 кВ. В составе такого кабеля обычно присутствует стальная жила, увеличивающая возможную длину пролета и прочность на разрыв-растяжение при механических нагрузках от обледенения или ветра. Такие марки называются самонесущими или СИП. Центральная жила бывает с изоляцией или без изоляции, токопередающие жилы однозначно должны быть изолированными. Однако отдельные жилы в проводе могут вибрировать, и передавая вибрацию проводам будет казаться, что трещат сами провода.
Защищенные провода предназначены для ВЛ, рассчитанные на передачу напряжения свыше 1 кВ, но до 20 кВ. Они чаще выполняются сталеалюминиевыми (маркируются аббревиатурой АС), чтобы, помимо электрических характеристик, придать конструкции повышенную прочность на разрыв-растяжение. При строительстве ЛЭП для передачи высокого напряжения свыше 20 кВ применяется алюминий. Материал обладает высокой электропроводностью и достаточной прочностью.
Таблица 2. Минимальные допустимые сечения проводов
Характеристика ЛЭП | Сечение проводов, кв. мм | ||
Алюминиевые | Сталеалюминиевые | Стальные | |
Без пересечений с коммуникациями, при толщине обледенения, мм: | |||
до 10 | 35 | 25 | 25 |
до 15 и более | 50 | 35 | 25 |
Переходы через судоходные реки и каналы при толщине обледенения, мм: | |||
до 10 | 70 | 25 | 25 |
до 15 и более | 70 | 35 | 25 |
Пересечение с инженерными сооружениями: | |||
с линиями связи | 70 | 35 | 25 |
с надземными трубопроводами | 70 | 35 | 25 |
с канатными дорогами | 70 | 35 | 25 |
Пересечение с железными дорогами, при толщине обледенения, мм: | |||
до 10 | — | 35 | не допускается |
до 15 и более | — | 50 | |
Пересечение с автомобильными дорогами, при толщине обледенения, мм: | |||
до 10 | 35 | 25 | 25 |
до 15 и более | 50 | 35 | 25 |
Также в ходу алюминиевые сплавы – термообработанные (АЖ) и нетермообработанные (АН). Такие провода прочнее «чистого» алюминия и одновременно сохраняют его электрические свойства. Если речь идет об относительно низком напряжении, допустимо использование кабеля из стали, которые имеют высокое сопротивление, низкую устойчивость к атмосферным осадкам, зато механически прочные. Маркируется стальной провод как ПС.
Редкий вариант – медь (с обозначением М). Это наилучший вариант в плане электропроводности, стойкостью к окружающей среде, высокой механической прочностью. Но медные провода слишком тяжелые и дорогие, поэтому практически не применяются. Слишком большой бюджет потребуется для строительства опор, изготовления арматуры, изоляторов.
Технические характеристики и защита ЛЭП
Важнейшие характеристики воздушных ЛЭП: $l$ – длина пролёта линии (расстояние между соседними опорами); $d$ – расстояние между соседними проводами (фазами) линии; $λ$ – длина гирлянды изоляторов; $H$ – полная высота опоры; $h$ – наименьшее (габаритное) допустимое расстояние от низшей точки провода до земли. Осн. конструктивные параметры воздушных ЛЭП 35–750 кВ, спроектированных до 2010 с применением унифицир. одноцепных и двухцепных промежуточных опор, приведены в таблице.
Основные конструктивные параметры воздушных ЛЭП
Номинальное напряжение, кВ | ||||||
35 | 110 | 220 | 330 | 500 | 750 | |
Пролёт l, м | 150-200 | 170-250 | 250-350 | 300-400 | 350-450 | 350-540 |
Расстояние d, м | 3,0 | 4,0 | 6,5 | 9,0 | 12,0 | 17,5 |
Длина гирлянды X, м | 0,7-1,0 | 1,3-1,6 | 2,2-2,7 | 3,0-3,5 | 4,5-4,9 | 6,7-7,9 |
Высота опоры Н, м | 10-21 | 13-31 | 22-41 | 25-43 | 27-32 | 38-41 |
Габарит линии h, м | 6-7 | 6-7 | 7-8 | 7,5-8 | 8-15,5 | 12-23 |
Число проводов в фазе* | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4-5 |
Диапазон сечений проводников, мм2 | 50-185 | 70-240 | 240-400 | 240-400 | 300-500 | 240-600 |
*В зарубежных странах приняты иные значения: 380 кВ — 4 (Германия, Франция, Швеция), 500 кВ -4 и 6 (Китай, компактные опоры). |
Для уменьшения количества аварийных отключений, обусловленных атмосферным электричеством при грозах, ЛЭП оснащаются молниезащитными тросами, закрепляемыми на опорах выше проводов и предназначенными для устранения прямых попаданий молнии в провода; представляют собой стальные оцинкованные многопроволочные канаты или спец. усиленные сталеалюминиевые провода небольших сечений с целью обеспечения работы высокочастотных каналов диспетчерской связи. Разработаны и применяются новейшие конструкции молниезащитных тросов с вмонтированными в их трубчатый сердечник оптико-волоконными пучками, обеспечивающими многоканальную связь. В районах с часто повторяющимися и сильными гололёдными отложениями возможны аварии из-за пробоев возд. промежутков при сближении провисших тросов и проводов, если отсутствует своевременное плавление осадка; в таких случаях применяют молниезащиту ЛЭП.
Проектирование ЛЭП выполняется с учётом требований ограничения радиопомех для приёмников радио- и телепередач и требований снижения влияния электромагнитного поля на людей и животных, находящихся под проводами действующих линий. Подземная ЛЭП состоит из одного или нескольких кабелей, стопорных, соединительных и концевых муфт (заделок) и крепёжных деталей, а ЛЭП, содержащая маслонаполненный или газонаполненный кабель, снабжается также подпитывающей системой и сигнализацией давления масла (газа). Протяжённость кабельных линий значительно меньше, т. к. их стоимость на порядок выше ВЛ, хотя ширина отчуждаемой под их трассу территории существенно меньше (последнее является решающим в тех случаях, когда трасса линии проходит по гор. территориям, где стоимость земли, как правило, высока и сооружение ВЛ нецелесообразно по экологическим и архитектурно-планировочным требованиям).
Промежуточные опоры
Где применяются
: на прямых участках дороги строго между двумя анкерными опорами.
Промежуточные опоры (обозначаются «П») — не принимают участия в натяжении проводов, а лишь поддерживают их. Из всех опор на трассе 85% — промежуточные.
В обычных условиях работы испытывают нагрузки только по вертикали и горизонтали. Конструкция этого типа опор является не такой жесткой, как в «А». Однако промежуточные опоры должны иметь определенный запас прочности, поскольку в непредвиденных ситуациях нагрузка на них может сильно увеличиваться. В аварийном режиме промежуточная опора должна выдерживать обрыв двух тросов или проводов.
При подвешивании ВЛ на промежуточные опоры используются поддерживающие гирлянды изоляторов.
Характеристики промежуточных опор ВЛ 220кВ
Данные опоры являются наиболее распространенным типом. По статистическим данным они составляют около 90% от всех подобных изделий при строительстве линии электропередач
При расчете их конструкции основное внимание уделяется вертикальным и горизонтальным нагрузкам. Первые – это вес самого изделия, проводов и арматуры
Вторые – природные явления, ветер. Они устанавливаются на прямолинейных участках трассы.
Анкерно-угловые опоры 220 кВ |
|
Номенклатура | Вес, кг |
Опора 1У220-4т+10 | 19 919,00 |
Опора 1У220-4т+15 | 24 062,00 |
Опора 1У220-4+5 | 16 551,00 |
Опора 1У220-4т+5 | 17 603,00 |
Опора 1У220-4+10 | 19 271,00 |
Опора У220-1 | 8 945,00 |
Опора У220-1+5 | 11 532,00 |
Опора У220-1+9 | 13 078,00 |
Опора У220-1+14 | 17 209,00 |
Опора У220-2 | 14 891,00 |
Опора У220-2+5 | 18 412,00 |
Опора У220-2+9 | 20 245,00 |
Опора У220-2+14 | 25 263,00 |
Опора У220-2т | 15 493,00 |
Опора У220-2т+5 | 18 924,00 |
Опора У220-2т+9 | 20 801,00 |
Опора У220-2т+14 | 25 890,00 |
Опора У220-3 | 7 350,00 |
Опора У220-3+5 | 10 108,00 |
Опора У220-3+9 | 11 680,00 |
Опора У220-3+14 | 15 840,00 |
Промежуточные опоры 220 кВ |
|
Номенклатура | Вес, кг |
Опора 2П220-2т-5,0 | 6 122,00 |
Опора 2П220-2т-11,5 | 5 012,00 |
Опора 2П220-2-5 | 5 969,00 |
Опора 2П220-2-11,5 | 4 861,00 |
Опора П220-3 | 4 881,00 |
Опора П220-3т | 5 066,00 |
Опора П220-2+5 | 7 940,00 |
Опора П220-3+5 | 6 088,00 |
Опора П220-3т+5 | 6 274,00 |
Опора ПС220-1 | 3 252,00 |
Опора ПС220-2 | 5 717,00 |
Опора ПС220-3 | 4 214,00 |
Опора ПС220-5 | 5 793,00 |
Опора ПС220-5т | 5 965,00 |
Опора ПС220-6 | 8 798,00 |
Опора ПС220-6т | 8 880,00 |
Опора ПС220-6+1,8 | 10 158,00 |
Опора ПС220-7 |
4 413,00 |
*вес изделий в таблицах указан с учетом метизов и цинкового покрытия
Защита ЛЭП
Чтобы продлить срок безремонтной эксплуатации линий ЛЭП ее оснащают различным защитным оборудованием. Например, популярны птицезащитные устройства, которые препятствуют рискам повреждения изоляции, чрезмерному провисанию из-за большого количества пернатых, сидящих на тросах-проводах. Защита срабатывает и «наоборот», чтобы исключить массовую гибель птиц от воздействия электрического тока (согласно Постановлению Правительства РФ №997 от 13.08.96 г.).
Также востребованы элементы защиты от:
- Атмосферных явлений вроде гроз, снега, ветра.
- Обледенения в межсезонье, когда активно образуется лед.
- Самовольного подключения к линии недобросовестных граждан.
Слишком большой объем льда способен приводить к обрывам проводов, которые рассчитаны лишь на определенный вес (плюсом к собственной массе). Поэтому с подветренной стороны вешаются ограничители гололедообразования. Эти же детали снижают вероятность возникновения вибраций, которая появляется в результате сильного ветра, особенно, резко меняющего направления, идущего рывками.
Защита от птиц также достаточно простая. Она выглядит как пластиковый чехол, надеваемый на участки стыков кабеля с изолятором. Такое простое устройство снижает количество отключений по выходу параметров за пределы нормы, когда срабатывает РЗА. И увеличивает срок службы деталей изоляционных гирлянд. На ответственных участках возможно применение отпугивателей птиц типа «Град А-16 Pro».
Такое оборудование способно охватывать территорию площадью порядка 5-7 тыс. кв. км. И везде обеспечивать отсутствие любых птиц (голубей, воробьев, ворон, чаек), т.е. оно приспособлено для эксплуатации практически в любых условиях, в степи, рядом с водоемами, рядом с лесополосами и рощами. Более привычными считаются устройства, выпускаемые в соответствии с ТУ 3449-001-52819896-2013.
Так, ПЗУ-6-10кВ-Т устанавливается на изоляторы штыревого типа для промежуточных опор. ЗП-Н2 – на горизонтальных полках уголков, ЗП-КП1 – применяется для кабеля диаметром до 22 мм, ЗП-КП2 – до 37 мм. Такие устройства подбираются под габариты птиц, которые проживают внутри определенного ареала, поэтому универсального решения по ним нет. Также они должны иметь совместимость с конкретным участком сети (подходить по креплениям к изоляторам).
Назначение, преимущества и недостатки видов опор
Деревянная анкерная опора используется при мощности до 110 кВ. Преимущества заключаются в низкой цене на изделие, потому что древесина, способ производства менее затратный по сравнению с иными. Недостаток, как любой деревянной конструкции, — подверженность гниению, образованию вредоносной плесенью, поражению древесных вредителей, птиц. Деревянная конструкция требует периодической обработки для сохранения своих несущих способностей.
Металлические опоры предназначены для напряжения от 35 кВ. Имеют несколько разновидностей, требуют периодической обработки поверхности, но отличаются прочностью, относительно легким весом.
Железобетонное изделие устанавливается на участках проведения трассы с мощностью до 500 кВ. Преимуществом является долговечность, отсутствие необходимости обслуживания в течение всего периода эксплуатации. В настоящее время производство железобетонных столбов имеет большие масштабы, спрос среди подрядных организаций, обслуживающих городские сети электроснабжения, а также относится к ряду недорогих железобетонных изделий.
Современные технологии по производству бетона позволили изготавливать опоры облегченного веса, что снижает трудозатраты, объем материала, себестоимость, затраты на транспортировку, уменьшает использование крупногабаритной (специфической) техники для их установки, но в то же время не снижает прочности изделия. Недостатком железобетонной опоры является ее хрупкость. Например, при ДТП, когда автомобиль врезается в столб, он ломается, падает, нарушая систему проводов, что может привести к замыканию и возгоранию.