Философское учение аристотеля

Аристотель: биография, идеи и труды греческого философа

Формальное первоначало

Форма в понимании Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Введение идеи формы — начало собственно аристотелевской онтологической концепции материи и формы.

Понятие формы у Аристотеля не имеет довольно точного ответа. Однако эта идея схожа с идеей Платона в плане понимания формы. Различие заключается в том, что форма не может существовать самостоятельно, она существует только в вещи.

Ниже представлены четыре основополагающие характеристики формы: 1)форма – это одно из первоначал, согласно которому у вещи нет собственной природы, если у нее нет формы; 2)форма – это внешний образ вещи; 3)форма обеспечивает действительность вещи. Если вещь возникает из другой вещи, то она наделяется новой формой. Это и есть принцип энтелехии ; 4)форма – это суть бытия вещи.

Идея формы Аристотеля не подходит ни к одному из этих определений. Его понимание формы можно достичь только путем синтеза и совокупности всех определений.

Главная онтологическая идея Аристотеля состоит в выявлении главенствующей роли формы, а также в ее активности в определении вещи. «Материал, из которого состоит или возникает вещь … не способен к оформлению и к изменению собственной своею силою». Именно поэтому «форма, стоит впереди материи … и впереди того, что слагается из них двоих».

Биография кратко для детей: о юношеских годах

В 384 году до н. э. в Стагире, греческой колонии поблизости Афона, появился на свет Аристотель — один из великих философов всех времен и народов.

Родители будущего ученого, которого часто именовали Стагиритом, имели благородное происхождение. Никомах, отец будущего ученого, потомственный лекарь, служил придворным врачом и обучал своего наследника азам врачебного искусства и философии, на то время нераздельной с медициной. Аристотель с детских лет был тесно связан с македонским двором и прекрасно знал своего ровесника, сына царя Аминты III, Филиппа.

Еще ребенком Аристотель осиротел и находился на воспитании родственника Проксена. Последний возложил на свои плечи заботы о юноше: помогал в получении образования, всячески поощрял любознательность подростка, тратил деньги на приобретение книг, являвшихся по тем временам очень дорогим удовольствием, практически роскошью. Благоприятствовало таким расходам состояние, оставшееся после смерти родителей. Биография Аристотеля, краткое содержание которой вызывает неподдельный интерес у современной молодежи, поистине внушает глубокое уважение к этому человеку, возложившему на свои плечи ответственность за просвещение остальных людей, заинтересованных в благоприятном будущем своей страны.

Учение Аристотеля о форме и материи

Согласно учению Аристотеля, форма — это то, что делает предмет или сущность уникальной и определяет ее характеристики и свойства. Форма представляет собой фундаментальные качества или сущность предмета, его «что-то такое».

Материя, с другой стороны, представляет собой неопределенность и потенцию. Это то, что позволяет предмету быть конкретным, занимать определенное место в пространстве и времени. Материя может принимать различные формы и становиться разными предметами. Она служит основой для воплощения формы и становления реальным и конкретным.

Взаимодействие формы и материи — это процесс, который позволяет предмету стать тем, чем он является. Форма актуализирует потенцию материи и делает ее реальностью. Форма дает материи определенность и структуру, а материя предоставляет среду, в которой форма может существовать.

Учение Аристотеля о форме и материи имеет применение в современном мире. Оно может быть использовано для объяснения процесса превращения и развития в природе, а также для построения систем и организаций. Например, в биологии форма и материя помогают объяснить процесс эволюции и адаптации живых организмов. В технологии форма и материя играют важную роль в разработке новых материалов и технологий.

Метафизика Аристотеля

См. также статьи Метафизика Аристотеля – кратко и Критика метафизики Аристотеля

Главное содержание метафизики («первой философии») Аристотеля сводится к критике платоновского учения об обособленности мира идей от мира вещей. Аристотель доказывает, что «идея» – лишь конкретная форма материи, которую последняя приобретает при помощи «движения» (то есть, любого изменения). Материя и форма нераздельны, они не могут существовать друг без друга. В природе нет ни чистой, бесформенной материи, ни нематериальной, неовеществлённой идеи. Материя каждого предмета содержит в себе возможность (потенцию) его существования, а форма даёт этой возможности осуществление. Материи всегда присуще внутреннее (а не получаемое извне) стремление воплотить содержащиеся в ней возможности – получить тот или иной конкретно-предметный вид. Эта присущая материи внутренняя тяга к «оформлению» в философии Аристотеля именуется энтелехией.

В некоторых сочинениях Аристотеля учение о материи и форме получает расширенную трактовку. Понятие «формы» рассматривается там с трёх различных сторон: не только как идея предмета «в настоящем времени», но и как совокупность возможностей, которые могут реализоваться из неё в будущем, а также как итог некоего создавшего её творческого акта. Таким образом, получается, что реальная вещь, с учётом ещё и её материи, имеет не два, а целых четыре основополагающих начала – «четыре причины», по выражению самого Аристотеля.

Аристотель. Голова Статуи работы Лисиппа

Любой переход возможности в действительность, в осуществление, по философии Аристотелю, есть движение. Благодаря порождаемому энтелехией движению, из простых материальных форм создаются всё более и более сложные, постепенно восходя к первоисточнику всякого движения – «Первому двигателю», Богу. Бог есть «форма форм» – чистое мышление, чьим предметом может быть только высочайшее и совершеннейшее, то есть только он сам. Мышление Бога о самом себе не сопровождается никаким развитием, ибо он – законченная «высшая форма», последняя ступень совершенства, которую уже невозможно превзойти. Деятельность Бога, таким образом, состоит лишь в блаженном теоретическом самосозерцании, без практических актов. Бог Аристотеля, по сути, безличен. Он является не столько источником, сколько конечной целью природного движения, которое создается не его собственным деятельным усилием, а лежащей внутри материальных вещей тягой обрести более высокую идею и тем самым приобщиться к красоте и блаженству Божественного Разума. В философии Аристотеля Вселенная стремится к Божеству, но оно само относится к этому стремлению бездейственно

Важно, что как никакая форма не может существовать без материи, так, по мнению Аристотеля, и Бог не может существовать без материального мира

Аристотель, величайший из древнегреческих философов

Аристотель, величайший из древнегреческих философов, ученик и ярый противник Платона, родился в 384 году до н.э. в Стагире, городе на северо-западном побережье Эгейского моря.

Аристотель оставил великое наследие — более 150 работ. Самые известные из них — «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие. Основой всего сущего Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего сущего. Самые простые определения первоматерии — это земля, огонь, вода и воздух. Вещи представляют собой комбинацию этих элементов и возникают под влиянием формы как активной причины. Поэтому реальный мир представляет собой единство материи и формы. Формой всего является Бог, «перводвигатель», который задает цель для дальнейшего движения и развития вещей и явлений. Аристотель различал несколько форм движения: Создание, разрушение, изменение качества (трансформация), изменение количества (уменьшение, увеличение), движение. Каждая вещь имеет свое «естественное место», то есть пространство как предел «вместилища тела». Время также связано с движением; это «исчисление движения в начале и потом», оно течет непрерывно, так что мы его не замечаем. Мир первичен по отношению к человеку и познаваем. Первая ступень познания — чувственная; с ее помощью человек познает единичное. Разум познает общее с помощью восприятий. Аристотель рассматривает познание как процесс перехода от простых форм к сложным, от низшего к высшему: восприятие, представление, опыт, искусство, наука. Наука — это высшая форма познания, поскольку она является знанием всеобщего. Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, существенной чертой которого является разум. Поэтому все моральные действия человека основаны на разуме. Человек — социальное животное, для него естественно жить в государстве. Аристотель видит основную цель государства в обеспечении максимальной степени счастья для наибольшего числа людей.

Общество свободных граждан состоит из трех классов: Богатые, средний класс и бедные. Необходимым условием стабильного и процветающего государства является наличие широкого среднего класса, а экономической основой государства является частная собственность, что способствует заинтересованности в хорошей работе. Философ считает, что главная задача государства — не допустить чрезмерного накопления богатства и власти в руках отдельных людей и держать рабов в повиновении.

Аристотель различает три правильные формы правления — монархию, аристократию и политию — и три неправильные формы — тиранию, олигархию и демократию.

Творчество Аристотеля стало кульминацией развития древнегреческой философии, поскольку он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф.Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».

Дошедшие до нас произведения Аристотеля относятся в основном к ликийскому периоду, но в них сохранились идеи и прямые отрывки из более ранних работ, что свидетельствует об определенной целостности его взглядов после того, как он покинул Академию. Некоторые фрагменты сохранились и от первого, платонического периода его развития. Вопрос о хронологической последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно сложен, поскольку они несут на себе печать современности. Но несомненно, что ранние произведения проникнуты платонизмом. Например, фрагментарно сохранившийся диалог «Евдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, схожие с аргументами платоновского «Фидона». Следуя Платону, он, с другой стороны, «объявляет душу формой (эйдосом), и поэтому здесь восхваляет тех, кто считает ее вместилищем идей». Опять же, в согласии с Платоном, он пишет, что «жизнь без тела кажется естественным состоянием для души, тогда как связь с телом — это болезнь».

Этика Аристотеля: основы морального поведения

Аристотель, древнегреческий философ, считал, что этика является важной составляющей жизни и позволяет достигнуть счастья. В его этике есть несколько основных концепций, которые определяют моральное поведение

  1. Понятие ценности: Аристотель утверждал, что все действия и стремления людей основаны на поиске счастья. Он считал, что счастье является самой высшей целью и настоящей ценностью в жизни. Поэтому моральное поведение должно быть направлено на достижение этой цели.
  2. Средний путь: Аристотель верил в концепцию золотой середины. Он считал, что моральное поведение заключается в нахождении оптимального равновесия между крайностями. Например, щедрость является добродетелью, но если она превосходит разумные пределы, то может стать расточительностью.
  3. Добродетели: В этике Аристотеля основную роль играют добродетели. Он считал, что добродетели — это характеристики, которые помогают людям вести моральную жизнь и достигать счастья. Он выделял такие добродетели, как справедливость, мудрость, мужество, умеренность и дружелюбие.
  4. Привычка и образы поведения: Аристотель утверждал, что моральное поведение не является врожденным, а приобретается через привычки и образы поведения. Он считал, что нужно развивать добродетели через практическую деятельность и постоянное упражнение.
  5. Социальный аспект: Аристотель также подчеркивал социальный аспект этики. Он считал, что моральное поведение не может быть рассмотрено в отрыве от общества и сообщества. Счастье достигается не только через индивидуальные действия, но и через участие в жизни сообщества и выполнение своих гражданских обязанностей.

Таким образом, этика Аристотеля основана на стремлении к счастью и включает в себя концепции ценности, среднего пути, добродетелей, привычек и социального аспекта. Она призывает людей к моральному поведению и развитию добродетелей, чтобы достичь настоящего счастья.

Материальное первоначало

Понятие материи не было введено Аристотелем. В те времена первые натурфилософы считали, что материя является единственным первоначалом. Однако Аристотель считал их идею признания материи единственным первоначалом недостаточной, потому что она: 1)не объясняет разнообразия вещей; 2)не объясняет движения (возникновения и уничтожения); 3)не объясняет совершенства в мире.

Основываясь на этих принципах, Аристотель выдвигает свое понятие материи и дает три основополагающие идеи: о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей.

         У первых философов взгляды на материю были онтологическими. Поначалу Аристотель сам придерживался этой концепции, однако потом он переосмысляет понятие материи.

         Он отошел от «физикализма» в понимании материи. Суть его заключалась в том, что под материей понимали вещество, характеризовавшееся наличием массы покоя. Это было основной идеей первых философов, которую отверг Аристотель.

         Также он предлагает абстрактное формальное уточнение материи. «Под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее».

         В-третьих, он выдвигает идеи, которые приводят его к мысли о существовании материи и формы как двух первоначал. К этим идеям относится идея относительности понятия материи. В природу вещи входит первая материя: «первая при этом — в двух смыслах, или как первая по отношению к данной вещи, или как первая вообще».

         В его учении понятие «первой материи» видоизменено. Отвечая на вопрос о том, из чего состоят вещи, он утверждает, что у каждой вещи есть своя материя.

Александр Великий

Александр Великий

Александр III Македонский, известный также как Александр Великий, был королем Македонии, государства на севере Древней Греции. Он родился в Пелле (Греция) в 356 году до нашей эры. До 16 лет Александра обучал Аристотель. К тридцати годам он создал одну из величайших империй античности, которая протянулась от Ионического моря до Гималаев. В бою Александр был непобедим, а в историю он вошел как один из самых успешных полководцев.

Александр взошел на трон в 336 году до нашей эры, придя на смену своему отцу, Филиппу II Македонскому, после того, как тот был убит. После смерти Филиппа Александр унаследовал сильное королевство и искусную армию. Он получил звание генерала и пользовался своими полномочиями для осуществления захватнических планов своего отца. В 334 году до нашей эры он вторгся в Малую Азию, которая тогда находилась под контролем Персов. Эта борьба продолжалась десять лет. Персы были повержены в серии решающих боев, самими известными из которых являются битва при Исси и битва при Гавгамелах. Впоследствии он сверг персидского царя Дария III и полностью разгромил Персидскую державу. С того времени империя Александра протянулась от Адриатического моря до реки Инд.

Стремясь достичь «края света и Великого Моря», он вторгся в Индию в 326 году до нашей эры, но был вынужден отступить по требованию своих войск, уставших от бесконечных сражений и отказавшихся дальше следовать за царем. Александр умер в Вавилоне в 323 году, не воплотив в жизнь ряд своих планов (например, он собирался захватить Аравию). Уже после его кончины серия гражданских войн разрушила созданную им империю, а ее частями стали управлять диадохи (выжившие военачальники и наследники).

Наследие Александра включает порожденное его завоеваниями распространение культуры. Он открыл порядка 20 городов, которые получили его имя, самый известный из них — Александрия в Египте. Поселение греческих колонистов и, следовательно, распространение греческой культуры на восток дало начало новой эллинистической цивилизации, элементы которой просматривались и в традициях Византийской империи до середины XV века. Александр стал легендарной личностью, сопоставимой с классическим героем Ахиллом, и занял видное место в истории и мифологии греческой культуры, а также культур других стран. Он стал мерой, по которой военачальники всего мира оценивали себя, а военные академии до сих пор учат тактике на его примере.

Дополнительные статьи

Интересные факты о Древней Греции

10 древнегреческих писателей, которых нужно знать

Древняя Греция

Древнегреческие вазы

Древнегреческие суда

Древняя Агора

Загадочный Антикитерский механизм: древний компьютер, обогнавший время

8 изобретений древних греков, используемых по настоящее время

Лекарственные препараты древних греков

Скульптура Древней Греции

Галерея Аттала — один из крупнейших Торговых центров древности

Мифы Древней Греции

Легендарные герои греческих мифов

Битва при Саламине

Архестрат – отец гастрономии

Александрии: города, названные в честь великого древнегреческого полководца — Александра Македонского

Диолк — древняя дорога-волок через Коринфский перешеек

Что означает знаменитая фраза Солона: «Никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти»

Кабирские мистерии: когда Филипп Македонский влюбился в Олимпиаду

Возвращение в Афины

После Македонии Аристотель в возрасте 50 лет в сопровождении жены, дочери и воспитанника Никанора вернулся в родной город Стагир. Он был полностью разрушен во время греко-македонских войн. Стагир восстановили на деньги Александра Македонского, отец которого и приказал сравнять Стагир с землей. За это жители города построили здание для Аристотеля, чтобы он тут учил своих сторонников. Но Аристотель отправился дальше – в Афины. Здесь философ открыл собственную философскую школу, которая находилась за чертой города, поскольку Аристотель не был полноправным гражданином этого греческого полиса. Школа находилась в Лике, где занимались афинские гимнасты. Школа располагалась на территории рощи и сада, в котором были построены специальные крытые галереи для прогулок. Такое строение в Древней Греции называлось перипатос, отсюда, скорей всего, и возникло название школы Аристотеля – перипатическая.

В Афинах, вскоре после переезда, умерла Пифиада, что стало ударом для философа. В ее честь он построил мавзолей, куда приходил оплакивать почившую супругу. Спустя два года он снова женился на рабыне Гарпимиде, в браке с которой у него родился сын Никомах.

Занятия в школе Аристотель проводил два раза в день – по утрам, беседуя с учениками о самых трудных предметах и философских проблемах, и по вечерам, обучая тех, кто находился только в начале философского познания. Были в школе банкеты, куда ученики приходили только в чистой одежде.

Именно в Афинах были написаны основные произведения и сочинения Аристотеля, который получил прекрасный шанс излагать свои идеи ученикам.

В конце правления Александра Македонского произошло охлаждение в его отношениях с Аристотелем. Македонский царь провозгласил себя богом и требовал соответствующих почестей от приближенных. Не все соглашались делать это, и Александр казнил их. Среди жертв гордыни Александра был и Каллисфен, который после отъезда дяди в Афины стал личным историографом царя.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах восстание, философа обвинили в неуважении к греческим богам. Над греком должен был состояться суд, но его Аристотель не дождался и уехал в Халкид. Здесь он скончался в 322 году через два месяца после приезда. Управление школой в Афинах перед путешествием философ оставил Теофрасту.

Практически сразу после кончины Аристотеля появился слух о том, что грек совершил самоубийство. Эта неправдоподобная версия возмутила учеников философа, которые знали, что Аристотель всю жизнь выступал против самоубийства.

Похоронили философа в Стагире, где местные жители построили выдающемуся земляку шикарный мавзолей. К сожалению, здание до наших дней не сохранилось. Никомах – сын Аристотеля – готовил сочинения отца к изданию, но умер в молодом возрасте. Пифиада три раза была замужем, воспитывала троих сыновей, младшего из которых звали Аристотель. Именно он длительное время возглавлял школу своего знаменитого деда, заботился об учениках, сторонникахи сочинениях Аристотеля-старшего.

Основные концепции философии Аристотеля

Философия Аристотеля представляет собой одну из важнейших философских систем западной культуры. Она объединяет в себе множество концепций и теорий, которые до сих пор оказывают значительное влияние на философскую мысль.

Одной из основных концепций философии Аристотеля является его учение о причине. По Аристотелю, все происходящее в мире имеет свою причину, которую он делит на четыре вида: формальную, материальную, эффективную и целевую. Формальная причина связана с определенной структурой или формой предмета, материальная причина – с его материалом, эффективная причина – с причиной движения или изменения, а целевая причина – с конечной целью или назначением предмета.

Еще одной важной концепцией является учение Аристотеля о сущностях или формах. Он полагал, что каждая вещь имеет свою сущность, которая определяет ее характеристики и свойства

Сущность представляет собой некую объективную реальность, существующую независимо от нашего сознания.

Также Аристотель выделял в своей философии учение о мировой душе, которая является причиной движения и развития всех вещей. Мировая душа представляет собой некую божественную сущность, которая проникает все вещи и обладает разумом и разумными способностями.

Кроме того, Аристотель разработал учение о теле и душе, согласно которому тело и душа являются неотделимыми составляющими человека. Тело – это материальная сторона, а душа – его духовная и разумная сущность. Такая дуализм взглядов на природу человека оказал огромное влияние на последующую философию и медицину.

Наконец, важной концепцией философии Аристотеля является его учение о этике и добродетели. Он считал, что целью человеческой жизни является достижение счастья через развитие в себе добродетелей

Добродетели – это качества души, которые позволяют человеку жить по законам разума и морали и достичь гармонии и благополучия.

Таким образом, основные концепции философии Аристотеля связаны с учением о причине, сущности, мировой душе, теле и душе, а также этике и добродетели. Они являются основой его философской системы и имеют глубокое значение для понимания мира и роли человека в нем.

Искусство и эстетика в философии Аристотеля

Эстетика как наука о красоте и прекрасном

Аристотель был убежден, что эстетика – это наука о красоте и прекрасном. Он считал, что человеку свойственно стремление к прекрасному, и всему, что мы делаем и чему мы радуемся, должен присутствовать красотный характер.

Он отмечал, что прекрасное воспринимается не только чувствами, но и умом, поэтому эстетика должна изучать не только внешние проявления красоты, но и ее принципы и законы.

Искусство как способ достижения счастья

Для Аристотеля искусство – это не просто красота, но и способ достижения счастья. Он считал, что искусство помогает нам лучше понимать мир и человека, и открывает взгляд на новые смыслы и ценности.

Искусство, по его мнению, позволяет человеку осознать свои эмоции и чувства, а также создавать красоту и гармонию вокруг себя. Оно может помочь нам стать лучшими людьми, объединить нас в общих ценностях и дать нашей жизни большую глубину и смысл.

Применение идей в современном мире

Сегодня идеи Аристотеля по эстетике и искусству актуальны, как никогда ранее. В современном мире мы сталкиваемся с быстро меняющейся реальностью, где нет места для гармонии и красоты. Однако, именно наука о красоте и прекрасном может помочь нам создавать уют и гармонию в нашей жизни.

Искусство играет важную роль в современном мире, помогая нам расслабиться, насладиться красой мира и объединиться в окружающей нас реальности. Оно помогает нам переживать эмоции и чувства, понимать окружающий мир и создавать новые ценности.

Этика Аристотеля: контрактный подход и нравственное поведение

Аристотель — один из наиболее влиятельных философов в истории, а его этика оставила глубокий след в мировой мысли. Одним из ключевых элементов этой этики является контрактный подход к нравственному поведению. Контрактный подход Аристотеля заключается в том, что нравственность не является чем-то абсолютным и неизменным. Вместо этого она основывается на соглашениях между людьми, которые определяют то, что является правильным или неправильным поведением. Таким образом, каждый человек должен прийти к соглашению со своим окружением относительно того, как он будет действовать. Однако контрактный подход Аристотеля не означает полного отказа от универсальной морали. Например, он верил в то, что все люди стремятся к счастью и благополучию. Поэтому если действия человека приводят к большей радости для всех заинтересованных сторон — это может быть признано хорошим поведением

Наряду с контрактным подходом Аристотель также выделял важность нравственного образа жизни. Он считал, что человек должен стремиться к достижению добродетели и развитию своих характерных черт

Только тогда он сможет действительно принимать правильные решения и жить по-настоящему моральной жизнью. Интересный факт о Аристотеле заключается в том, что он был учеником Платона, одного из самых известных философов Древней Греции. Однако его мысли отличались от мыслей своего учителя — например, он не верил в то, что мир материален и реальность можно познать только через интуитивное понимание.

Биография: краткие сведения

Биография Аристотеля ещё во времена античности вызывала некоторые споры. Касались они места рождения Аристотеля. Известно, что это был город Стагира, по которому он получил своё прозвище – Стагирит. Однако где именно находилась Стагира, в точности неизвестно. По одним данным, она располагалась у подножия горы Афон, по другим – во Фракии.

Известно, что Стагира была захвачена и разрушена македонским царём Филиппом II, когда Аристотель находился в Афинах, в школе Платона. Позже Аристотель попросил Филиппа восстановить город и сам написал для него новые законы.

Существенную роль в ранней биографии Аристотеля сыграл его отец – Никомах. Он был греком с острова Андрос и являлся так называемым асклепиадом – якобы потомком медицинского бога Асклепия. Асклепиады, согласно семейной традиции, занимались медициной. Врачебное искусство у них было принято передавать по наследству, поэтому Никомах стал для сына первым учителем. Судя по всему, ещё будучи мальчиком, Аристотель помогал отцу лечить людей, благодаря чему у него пробудился интерес к биологии.

Аристотель довольно рано потерял отца и мать, и его дальнейшим воспитанием занимались родственники. В семнадцатилетнем возрасте он прибыл в Афины, однако не сразу поступил в школу Платона (которого тогда не было в городе). Сначала он, как повествуют некоторые источники биографии Аристотеля, изучал ораторское искусство у Исократа – знаменитого ритора. В пользу этого говорит и то, что Аристотель всегда испытывал интерес к риторике и посвятил ей немало своих работ. Его учение о логике берёт начало именно в основах ораторского искусства, которые подразумевали умение убеждать публику.

После обучения у Исократа Аристотель наконец поступил в Академию Платона, где пробыл двадцать лет, вплоть до самой смерти учителя. Отношения двух великих философов были весьма непростыми. С одной стороны, они были очень дружны и близки. С другой стороны, Аристотель часто совершал в отношении Платона дерзкие и нелицеприятные поступки. Однажды он попросту прогнал его с территории школы, упрекая в разных пороках. Платон с тех пор не выходил за пределы своего сада, однако ученики его не забыли и каждый день посещали его дом, где слушали лекции.

В тот момент Платон был уже глубоким стариком, благодаря чему пользовался всеобщим почтением; и только Аристотель, как казалось окружающим, этого почтения не проявлял. В Академии он фактически самовольно занял место изгнанного учителя. Впрочем, вскоре в школу вернулся влиятельный её деятель Ксенократ, который вынужден был до этого временно покинуть Афины. Ксенократ вернул Платона на предназначавшееся ему место в Академии, а Аристотеля прогнал.

Известно, что Аристотель во многом не соглашался с идеями своего учителя. Однако, несмотря на всё перечисленное, он отзывался о Платоне весьма достойно, называя его своим другом и близким человеком. Впоследствии Аристотель сблизился и с Ксенократом.

В дальнейшем Аристотель начал преподавательскую деятельность, учительствуя в разных городах и местностях. Его учениками были в том числе и влиятельные правители, такие как тиран Гермий и юный Александр Македонский. Философ пользовался у правителей большим почтением; так, Гермий позволил ему взять в жёны свою приёмную дочь Пифиаду.

После того, как Филипп II был убит и Александру пришлось взять управление государством на себя, Аристотель отправился в Афины. Там он основал собственную школу, получившую название Ликей, или Лицей. Её также называли «перипатетической» школой, то есть «прогулочной», поскольку философ вместе с учениками во время преподавания нередко прогуливался

Не очень ясно, почему современники обратили внимание именно на этот факт, ведь прогуливаться во время чтения лекций любили многие философы того времени

После смерти Александра Македонского в Афинах вспыхнуло антимакедонское восстание. Одним из его жертв стал и Аристотель, который был близок с македонскими царями и преподавал им. Философ был изгнан из города и отправился в Халкиду Эвбейскую, где жил в доме своей матери со своей семьёй.

В 322 году Аристотель умер от болезни желудка (или от отравления). Его тело было отправлено на историческую родину – в Стагиру, где жители воздвигли для него склеп. В честь своего знаменитого согражданина жители Стагиры организовали ежегодные празднества, его именем даже был назван один из месяцев в году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: