Учебные предметы в 5 классе в 2019-2020 учебном году – полный список
Список школьных предметов в российских школах составляется на основе ФГОСов (федеральных образовательных стандартов) и другой правовой базы – от федерального закона “Об образовании” до различных приказов и писем Минобрнауки (сейчас – Минпросвещения) и региональных органов образования.
Современная концепция школьного образования предполагает, что ученики должны получить знание двух иностранных языков на выходе из школы. При этом один из них должен изучаться более глубоко, а на второй даётся чуть меньше часов. Однако не каждая школа, особенно в маленьких городах и сельской местности, имеет возможность пригласить учителя второго иностранного языка. Если такой возможности нет, отдаётся больше часов на единственный иностранный, чтобы изучение второго не стало профанацией. В некоторых школах, например, просто изучалась культура той или иной страны за неимением возможности преподавать её язык.
Понятно, что не везде изучаются родной язык и родная литература. Эти предметы – типичные для национальных республик России.
Разумеется, существует определённый “костяк” учебного плана – дисциплины, которые должны преподаваться обязательно. Математика или русский язык не могут преподаваться на усмотрение руководства школы, как и ещё десяток дисциплин.
Школьные предметы сгруппированы в предметные области. Например, русский язык, литература, иностранные языки, а также родной язык и родная литература (там, где изучаются) составляют большую предметную область филология.
При переходе в 5 класс вместо такой дисциплины, как природоведение, вводится два разных предмета: биология и география. Причём они даже относятся к разным предметным областям. Биология входит в число естественнонаучных предметов, а география относится к общественно-научным дисциплинам.
А вот математика как единый предмет в 5 классе ещё существует. Разделение на алгебру и геометрию произойдёт чуть позже.
Полный список учебных предметов, которые будут преподаваться в 5 классе в 2019-2020 учебном году, выглядит так:
- Русский язык.
- Литература.
- Родной язык – не во всех школах.
- Родная литература – не во всех школах.
- Иностранный язык.
- Второй иностранный язык – не во всех школах.
- Математика.
- Информатика – не во всех школах.
- История.
- Обществознание – не во всех школах.
- География.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России – не во всех школах.
- Биология.
- Музыка.
- Изобразительное искусство.
- Технология.
- Физическая культура.
Оригинал статьи на нашем сайте: https://newsment.ru/context/uchebnye-predmety-v-5-klasse-v-2019-2020-uchebnom-godu-polnyj-spisok/
Обязательные предметы в 10 классе
Несмотря на профильную направленность, в 10 классе есть некоторые предметы, которые будут преподаваться в обязательном порядке.
Это, наверное, самое главное, что беспокоит учеников и их родителей, поскольку от количества обязательных дисциплин будет зависеть и учебная нагрузка , тут следует учесть и наличие факультативных занятий.
При расчете учебной нагрузки учитываются и вариативный и инвариативный компонент, в расписании обязательно должны быть такие предметы, как:
- Исторические дисциплины.
- Математика (алгебра и геометрия).
- Иностранный язык (возможно два и три).
- Физическая культура.
- Русский язык и русская литература.
- Основы безопасности жизнедеятельности.
Во многих школах, где преподавание ведется на русском языке язык и литература – две разные дисциплины. НО в региональных учебных заведениях, где преподавание ведется на родном языке, количество дисциплин меняется, а русский язык и литература являются одним учебным предметом.
Остальные дисциплины выбираются в зависимости от выбора профиля, по которому работает данное учебное заведение. Порой в одной и той же школе могут быть два или три профиля, но все пять встречаются крайне редко.
Изменения в 2023-2024 году для 10 классов
В 2023-2024 учебном году войдут в силу новые правила, которые контролируют существующие минимальные и максимальные границы учебных дисциплин и позволительную нагрузку в течение одной учебной недели.
Причем неважно, пятидневная или шестидневная рабочая неделя утверждена в данной школе, учебная нагрузка в старших классах не может превышать 37 академических часов. Особых изменений в сфере образования на 2023-2024 учебный год не предвидится
Так, поступая в образовательное учреждение, учащийся должен опираться на территориальный признак: вначале будут зачислены все, прописанные в данном районе учащиеся, и только после этого при наличии свободных мест, будут допущены к учебе в данном учреждении все остальные
Особых изменений в сфере образования на 2023-2024 учебный год не предвидится. Так, поступая в образовательное учреждение, учащийся должен опираться на территориальный признак: вначале будут зачислены все, прописанные в данном районе учащиеся, и только после этого при наличии свободных мест, будут допущены к учебе в данном учреждении все остальные.
ФГОС-это федеральный государственный образовательный стандарт, то есть основной документ, по которому функционируют все учебные заведения, будет обновлён в 2023 году в соответствии с мировой практикой.
Но следует помнить, что количество учебных уроков и сроки изучения каждого отдельного предмета во ФГОС не учитываются, решение по этим вопросам принимаются в каждом отдельном учебном учреждении строго индивидуально, причем решения эти принимаются по всем уровням обучения: начальному, основному и среднему, а также и по параллелям.
Развитие творческих навыков с помощью изо
Уроки изобразительного искусства играют важную роль в расширении творческого потенциала детей. Они способствуют развитию сочинительства, воображения, чувственности и визуального мышления. Участие в занятиях по изо помогает детям проявить свои эмоции, мысли и чувства через рисунок или живопись.
Занятия по изо способствуют развитию мелкой моторики рук, улучшают координацию движений и обучают детей точности и аккуратности
Они учат детей обращать внимание на детали, наблюдать и анализировать окружающий мир. В результате, дети становятся более наблюдательными и аналитическими
Кроме того, занятия по изобразительному искусству развивают воображение и творческое мышление детей. Они учат детей мыслить нестандартно, искать различные решения и воплощать свои идеи в жизнь. Это помогает развить инновационные способности и подготовить детей к будущим технологическим вызовам.
При изучении изобразительного искусства дети узнают о разных художественных стилях, видят примеры их применения и учатся ценить искусство. Они развивают свои эстетические вкусы и научаются оценивать и критически анализировать произведения искусства.
Занятия по изобразительному искусству также могут быть использованы как средство для изучения истории и других предметов. Дети могут создавать проекты, которые связаны с изучаемыми темами, и использовать художественные техники для визуализации своих знаний.
- Преимущества уроков изобразительного искусства:
- Развитие творческого мышления и воображения
- Развитие мелкой моторики рук и координации движений
- Умение наблюдать и анализировать окружающий мир
- Развитие эстетических вкусов и критического мышления
- Использование искусства в качестве средства обучения других предметов
Задачи уроков изобразительного искусства:
- Развитие творческого потенциала
- Улучшение моторики рук и координации движений
- Стимулирование воображения и мышления
- Развитие навыков наблюдения и анализа
В целом, уроки изобразительного искусства являются важной частью образования, которая помогает развивать творческий потенциал и прививает любовь к искусству у детей. Эти уроки вносят вклад не только в развитие творческих навыков, но и в формирование личности и эстетического восприятия мира
С какого класса заканчивается изо и музыка и технология
В большинстве школьных программ в России и Украине предметы изо и музыка и технология изучаются в начальной и средней школе, как правило, до 9-го класса. В некоторых случаях они могут продолжаться до 10-го или 11-го класса, но это зависит от конкретной школы и учебной программы.
Изо и музыка и технология играют важную роль в развитии детей. Они помогают раскрыть творческий потенциал, развить музыкальный слух, артистические и ручные навыки, а также развить эстетическое восприятие и чувство прекрасного.
После окончания учебы в классах изо и музыка и технология, ученики могут выбрать продолжить изучение этих предметов в художественных учебных заведениях или специализированных школах и колледжах. Там они смогут углубить свои знания и навыки в этих областях и, возможно, продолжить связанную с ними карьеру в будущем.
Таким образом, изо и музыка и технология изучаются в школе до определенного класса, но их значение и влияние на развитие личности остаются незаменимыми.
Ключевые функции 273-ФЗ об образовании
- определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
- законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
- гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
- формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
- определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
- дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
- описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
- определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
- полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
- правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
- регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания
Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.
Что насчёт предметных результатов
Из перечня предметов, обязательных для изучения в 10–11-х классах, исключили сразу шесть дисциплин — это:
- астрономия;
- экономика;
- право;
- естествознание;
- «Россия в мире»;
- экология.
Правда, это не значит, что их совсем перестанут изучать. Как объяснили в Минпросвещения, такие предметы, как право и экономика, интегрировали в углублённую программу по обществознанию. А астрономия в полном объёме вошла в программы по физике, причём как базовые, так и углублённые. Естествознание и экологию, в свою очередь, включили в такие предметы, как биология, физика и химия. Содержание предмета «Россия в мире» вошло в программы по истории и обществознанию.
«Важно отметить, поскольку такие предметы, как право, экономика, естествознание, «Россия в мире», астрономия, экология, выбирались школьниками самостоятельно, то темы, изучаемые в их рамках, не включались в контрольно-измерительные материалы всероссийских проверочных работ и Государственной итоговой аттестации. Знания по этим учебным предметам не проверялись
Благодаря утверждению обновлённого ФГОС СОО эта работа будет систематизирована и содержание всех обозначенных во ФГОС учебных предметов будет проверяться в рамках контрольно-измерительных процедур», — уточнили в ведомстве.
Там добавили, что в настоящее время проходит апробацию новый предмет «Россия — моя история» для старшеклассников. Напомним, о грядущем введении этой дисциплины стало известно в июне.
Уроки биологии, географии, истории и информатики
Список предметов в школе не заканчивается основными предметами. Очень интересными и увлекательными могут стать такие науки, как биология, химия, физика, история и обществознание или уроки географии, где можно узнать про всю планету: на занятиях дети изучают виды почв, полезные ископаемые, климат и население земного шара, материки, страны и многое другое.
Благодаря таким предметам ученик все больше понимает, чем бы он хотел заниматься после получения основного образования, куда бы он хотел пойти учиться после школы. Русский язык и математика выявляют гуманитариев и людей с точным складом ума, а дополнительные обязательные предметы помогают найти направление.
Например, если ребенок полюбил «Окружающий мир», потом биологию и химию, то, возможно, он захочет стать врачом или пойдет учиться на фармацевта, чтобы создавать новые лекарства.
Технология
По этой дисциплине в аттестат идет балл за 9 класс. Если у младшеклассников упор делается на творчество, то в среднем звене за основу берут практическую составляющую этого урока. Независимо от уровня обучения дети проходят теорию и практику, по которым осуществляют оценивание. В младших классах по технологии не проводятся контрольные и не промежуточный срез знаний. В средних предусмотрены все виды контроля, как и по другим дисциплинам.
Педагог использует устные проверки:
- «Пять» получают при полностью усвоенном материале и последовательном изложении темы. Высказывание дополнено примерами и ответами на вопросы учителя по теме.
- «Четыре» ставится, если тема усвоена полностью, но при ответе допущены ошибки и возникают затруднения при ответах на вопросы.
- «Тройку» обучающийся заслуживает при посредственном ориентировании в теме, не понимает ее значения, не может комментировать наводящие вопросы педагога.
- «Двойка» грозит тому, кто при устном ответе показывает минимум знаний, не приводит примеры и не вступает в диалог с учителем.
Критерии оценивания практической части:
- Высшая отметка – творческий подход к проекту, аккуратное исполнение без помощи взрослых, использование дополнительных источников знаний (книги или видеоматериал).
- «Четыре» – спланированная работа по шаблону. Ученик полностью показывает знания программного материала, умеет пользоваться дополнительными источниками, выполняет задание самостоятельно и аккуратно.
- «Тройка» – наличие ошибок при планировании, несамостоятельность исполнения, невладение навыком подбора дополнительной информации.
- «Неуд» по технологии ставят в среднем звене для оценивания учащегося, который абсолютно не умеет планировать свою деятельность, допускает грубые ошибки даже по шаблону.
Список предметов для изучения в 6 классах в 2023-2024 учебном году
Школьная программа предполагает, что в пятом и шестом классах школьники проходят практически одни и те же дисциплины. В абсолютном большинстве случаев изменение всего одно — если в школе изучаются основы духовно-нравственной культуры народов России, то при переходе в шестой класс этого предмета не будет. Его проходят только пятиклассники.
Окончательный список предметов, которые изучаются в 6 классах, зависит от конкретного учебного заведения. Некоторые дисциплины допускается исключать из расписания, если школа не имеет возможности качественно их преподавать.
Один из наиболее ярких примеров — второй иностранный язык. Современные образовательные стандарты придают большое значение изучению иностранных языков. Экзамен по ним скоро станет обязательным (сегодняшних шестиклассников это точно касается). В какой-то момент возникла идея, что все школьники страны должны изучать сразу два иностранных языка.
На практике это оказалось непросто. Если учителей английского языка в стране более, чем достаточно, то преподавателей французского или испанского совсем немного. Даже преподаватели немецкого языка не могут закрыть все потенциальные вакансии в учителях-предметниках по второму иностранному. В итоге с 2019 года эта норма смягчена — если школа не может обеспечить преподавание второго иностранного, она увеличивает часы на изучение единственного.
Ещё один яркий пример дисциплин, которые могут существовать в обязательном расписании, а могут быть совершенно неактуальными — родной язык и родная литература.
Такие предметы прежде всего значимы и актуальны в национальных республиках. А в исторически русских областях России попросту нет необходимости преподавать в школах языки коренных народов. Особенно если таких народов нет или они крайне малочисленны.
Наконец, список предметов может зависеть и от программы. Если какая-то школа даёт углублённое изучение каких-то предметов, они начинают преподаваться детям раньше, чем в общем случае.
С учётом всего этого примерный список предметов, которые изучаются в 6 классах в 2023-2024 учебном году, выглядит так:
- Русский язык.
- Литература.
- Родной язык – не во всех школах.
- Родная литература – не во всех школах.
- Иностранный язык.
- Второй иностранный язык – не во всех школах.
- Математика.
- Информатика – не во всех школах.
- История.
- Обществознание.
- География.
- Биология.
- Музыка.
- Изобразительное искусство.
- Технология.
- Физическая культура.
Для того, чтобы уточнить список изучаемых дисциплин в конкретной школе (иногда требуется уточнение для конкретного класса, если шестиклассники делятся на классы с разным уклоном), нужно запросить учебный план на 2023-2024 учебный год для вашего учебного заведения. Как правило, предварительная или окончательная его версия уже размещена на официальном сайте самой школы.
Изображение: mlsh.ru
Понравился материал? Расскажите о нём друзьям!
Профили обучения
Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.
Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).
- ;
- ;
- ;
- ;
- .
Естественно-научный профиль
— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:
- математика и начала математического анализа;
- геометрия;
- химия;
- биология.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
физика
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- основы медицины;
- биофизика;
- оказание первой медицинской помощи;
- химия и здоровье человека и пр.
Гуманитарный профиль
Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:
- русский язык;
- литература;
- иностранный язык;
- обществознание;
- история;
- право.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
второй иностранный язык.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
- деловой русский язык;
- основы журналистики;
- избранные страницы российской истории и т.д.
Социально-экономический профиль
ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:
- математика и начала математического анализа;
- экономика;
- право;
- география;
- геометрия.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- обществознание;
- география.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
- введение в социологию;
- основы философии;
- основы финансовой грамотности;
- право и жизнь и т.д.
Технологический профиль
ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:
- алгебра и начала математического анализа;
- геометрия;
- физика;
- информатика.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
- русский язык;
- литература;
- история;
- физическая культура;
- ОБЖ.
Предметы, поддерживающие профиль:
- химия;
- черчение.
Выполнение индивидуального учебного проекта
Элективные курсы:
- алгоритмизация и программирование;
- мир кристаллов;
- графический дизайн;
- инженерная графика с элементами дизайна и т.д.
Универсальный профиль
— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.
Предметы для углубленного изучения:
отсутствуют.
Предметы, изучаемые на базовом уровне:
все предметы учебного плана.
Индивидуальный учебный проект
Элективные курсы:
по выбору обучающегося.
Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.
Место изо и музыки в образовании
Изобразительное искусство (изо) и музыка играют важную роль в образовании и всестороннем развитии учащихся. Они позволяют детям выражать свои мысли, эмоции и фантазии через творчество и самовыражение.
Предметы изо и музыка включены в программу общего образования и обучение проводится с начальной школы до определенного класса. Обычно изо и музыка изучаются до 9 или 11 класса в зависимости от учебного плана школы.
Учебный процесс в изобразительном искусстве включает изучение основных художественных приемов и техник. Ученикам предлагается рисование, лепка, живопись и другие виды изобразительной деятельности. Это помогает развивать воображение, креативность и моторику учащихся.
В музыке дети изучают основы музыкального искусства, нотную грамоту, а также учатся игре на музыкальных инструментах. Кроме того, школьники знакомятся с разными жанрами музыки, историей музыкального искусства и сохранением культурного наследия.
Изо и музыка помогают развивать у учеников воображение, творческое мышление, артистичность и эмоциональный интеллект. Они также способствуют формированию вкуса и эстетического восприятия мира.
Изобразительное искусство и музыка играют значимую роль в образовании, помогая детям раскрыть свой творческий потенциал и развиться как личность.
Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения
Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.
Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России
Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.
Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:
- гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
- определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
- в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
- оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота