Изучение темы «право на образование в российской федерации» в пропедевтическом курсе права

Классный час в 5 классе коррекционной школы по правовому воспитанию «наши права и обязанности»

Содержание и структура правового образования в школе

Правовое образование не может реализовываться только в рамках учебного курса. Гораздо эффективнее включать компоненты правового образования в тематику разных школьных предметов и внешкольных мероприятий, а также определенный уклад школьной жизни.

Специфика содержания правового образования дает возможность реализовывать его в следующих формах:

  • предметная, ее основа – курсы граждановедения, а после – обществознания;
  • межпредметная, в которой основное содержание гражданско-правового образования включено в серия предметов общего образования. Сюда включена история, литература, естественно-математический цикл, ОБЖ, физкультура и пр.;
  • воспитательная;
  • институциональная, то есть тип организации школьного сообщества, в котором реализовано гражданско-правовое образование.

На основании программы развития, профиля и реальных возможностей образовательного учреждения, курс права с 1 по 11 класс можно выстраивать следующим образом:

  • в качестве систематического курса;
  • в качестве модульного курса, вместе с другими социально-гуманитарными курсами или интегрированным курсом обществознания;
  • в качестве части интегрированного курса.

Достижение общих целей правового образования может обеспечиваться, если право выделено в самостоятельный предмет в учебном плане в основной и старшей школе.

Предпочтительнее использовать различные форматы построения курса на каждой ступени общего образования, например:

  • начальная школа – в качестве части интегрированного курса или небольшого модульного курса;
  • 5-6 класс – в качестве интегрированного курса пропедевтического характера, которым закладываются основы для изучения в последующие годы не только правового, но и других курсов обществоведческого цикла;
  • 7 класс – вводный правовой курс – понятия морали, права, справедливости, равенства, прав человека, несовершеннолетних и пр.;
  • 8-9 класс – систематический курс «Основы правовых знаний»;
  • 10-11 класс – в зависимости от профиля школы, класса и индивидуального учебного плана обучающегося права может быть представлено курсами разного объема и сложности, например, самостоятельный курс «Правоведение», специализированные курсы «Право и экономика», «Право и демократия» и пр.

Цель, задачи, содержание и условия правового воспитания учащихся

Юридическое образование — это целенаправленный процесс правового воспитания и обучения. Теория и методология юридического образования выделяет троичную иерархию целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизни:

непосредственной целью является формирование системы правовых знаний;

Промежуточная цель — формирование правовых убеждений;

Конечная цель — формирование мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения.

Целью юридического образования является формирование правовой культуры студентов.

Цель юридического образования сегодня — подготовить студентов к ответственной, осмысленной жизни и деятельности в условиях гражданского общества и верховенства закона. Это достигается путем формирования у них глубокого и устойчивого понимания мира, общества и государства. Развитие личностных мотивов и установок, которые соответствуют универсальным, социально принятым ценностям, способствуют участию личности в управлении страной, решению проблем на разных уровнях — от национального, государственного до семейного и повседневного.

Основными задачами правового воспитания детей в начальных классах являются:

  1. понимание учащимися ценностей человеческой жизни.
  2. формирование и развитие у детей правосознания, гражданской ответственности и сознательной дисциплины.
  3. формирование правового поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно и выбирать способы поведения, знание правовых норм должно помочь ему. Таким образом, учебный план первого класса способствует адаптации учащихся, в том числе социальной адаптации, к условиям жизни в школьном сообществе

Очень важно прививать детям культуру поведения и обучения с самых первых шагов. Самое главное для меня на этом этапе — сформировать у детей такие навыки и привычки, которые способствуют установлению контактов, сохраняют естественность во взаимодействии детей друг с другом и помогают создать атмосферу доброжелательности и товарищества

В обеспечении правового образования учащихся существует три уровня, соответствующие существующей структуре школы: первый уровень — классы I-IV; второй уровень — классы V-IX; и третий уровень — классы X-XI.

Отбор содержания правового образования для каждого уровня должен основываться на сочетании классной работы и внеклассной деятельности.

Правовое образование на начальном уровне ведется с помощью учебников: «Азбука прав человека» (под ред. Т.М. Каракаш), «Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых» (А. Усачев), «Твои права» (Е.С. Шабельник и Е.Г. Каширцева), «Изучаем права человека. Рабочая тетрадь» (В.В. Антонов), «Повседневные права» (Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева). (Е.С. Шабельник и Е.Г. Каширцева), Права на всякий случай (Е.С. Шабельник и Е.Г. Каширцева), Всеобщая декларация прав человека для младших школьников (З.К. Шнекендорф). Эти курсы знакомят студентов с правами человека, основанными на Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Изучение прав человека и прав ребенка должно стать неотъемлемой частью общего содержания юридического образования.

В современной России, на фоне низкой политической и правовой культуры, — пишет Азаров, — воспитание демократических ценностей и прав человека должно охватить все население, все социальные слои

Особое внимание должно быть уделено школам»

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска
  2. Задачи воспитания в вузе
  3. Классификация методов и форм воспитания
  4. Методика Реджио Эмилия
  5. Методы обучения по ФГОС
  6. Организация компьютерных игр с детьми дошкольного возраста
  7. Современные образовательные технологии
  8. Воспитание в гуманистической педагогике
  9. Технология коррекционной педагогики
  10. Нравственное воспитание студентов

Нарушения прав ребёнка в школе

Пока ребёнок находится в школе, за соблюдение его прав и свобод отвечает школьная администрация, а за исполнение обязанностей — родители. 

В штате каждой школы должен быть уполномоченный по правам ребёнка, который должен предотвращать нарушение прав учеников, рассматривать жалобы, а также рассказывать школьникам и их родителям о правах и обязанностях. На практике, к сожалению, такой специалист есть не везде.

Важно отметить, что о нарушении прав можно говорить, только если имело место самоуправство со стороны школы, и ребёнка действительно заставили что-то сделать. Большинство родителей не видит ничего плохого в том, чтобы дети помыли класс, в котором учатся, и понимают, что забрать гаджет на время урока — порой необходимая дисциплинарная мера. 

История развития права: от Древнего Рима до современности

История права имеет древние корни, простирающиеся на протяжении тысячелетий. От древних цивилизаций до современного общества, право играло и продолжает играть важную роль в установлении порядка и справедливости. В этом разделе мы рассмотрим основные этапы развития права с Древнего Рима до наших дней.

1. Древний Рим

Правовая система Древнего Рима стала основой для многих современных правовых систем. Римское право развивалось на протяжении веков и проникло в различные сферы жизни общества. Главными источниками римского права были законы, судебные решения и обычаи, из которых сложились основные правовые принципы и понятия.

2. Средневековая Европа

В период Средневековья в Европе сформировались особые правовые системы, основанные на религиозных принципах. Религиозные законы и каноны имели первостепенное значение и определяли нормы поведения членов общества.

3. Возникновение современного права

В эпоху Просвещения и последующих революций в Европе произошли крупные изменения в правовой системе. Принципы государственного суверенитета, гражданские свободы и права человека стали основой для разработки современного права.

4. Развитие права в современном мире

В современном мире право стало все более сложным и многоаспектным. Развитие науки и технологий, глобализация и различные вызовы времени привели к появлению новых правовых проблем и гарантий. Сегодня право охватывает множество областей жизни, от гражданских и уголовных дел до международных отношений и кибербезопасности.

В заключение, история развития права свидетельствует о постоянных изменениях и адаптации правовых систем к условиям современного общества. Понимание и знание истории права помогает современным юристам и гражданам строить справедливое и гармоничное общество на основе законов и правовых принципов.

Права ребёнка в школе

Вот какими правомочиями обладают дети на территории учебного заведения. 

Право на получение бесплатного среднего образования 

Статья 43 Конституции России.

Обучение в общеобразовательных государственных школах должно быть бесплатным. В школе должны быть классы для занятий, гардероб, санузлы, библиотека, столовая, спортзал, которыми дети могут пользоваться бесплатно.

Школа не может заставить родителей скидываться на ремонт, учебные пособия и другие нужды. Но если родители проявят инициативу, учебное заведение вправе принять помощь.  

Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность 

Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Применение к ребёнку физического и психологического насилия недопустимо.  Границы психического насилия чётко не определены, но обычно это оскорбления, угрозы, критика, выводящую ребёнка из душевного равновесия.

<<Перелинковка>>

Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык 

Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Ученики вместе с родителями могут выбрать любую образовательную организацию. Например, можно в любой момент сменить школу или перейти на семейное образование. Но нельзя прийти в школу во дворе и потребовать, чтобы ребёнка учили китайскому, если этот предмет не предусмотрен учебным планом этого заведения. 

<<Форма демодоступа>>

Право не посещать кружки и факультативы 

Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Любые дополнительные занятия в школе — дело добровольное. Преподаватели не могут занижать оценки или психологически давить на детей, которые не ходят на факультативы.

Право не участвовать в благоустройстве школы  

Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».

Школа может проводить субботники и приглашать на них учеников. Но школьник с письменного согласия родителей может отказаться. Помогать школе с уборкой и благоустройством — право, а не обязанность. 

Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке

Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Школа должна бесплатно обеспечить учеников учебниками, рабочими тетрадями и другими необходимыми пособиями по всем предметам. Покупать учебную литературу самостоятельно родителям нужно только на факультативы и в случае, если ребёнок испортил школьный учебник.

Право на бесплатную медицинскую помощь в школе 

Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».

В школе обязательно должен работать медпункт с квалифицированным медицинским работником, оборудованный всем необходимым для оказания первой помощи.

Право на неприкосновенность имущества

Статья 35 Конституции Российской Федерации.

Учитель не имеет права отбирать у ребёнка смартфон и любые другие вещи, если в уставе школы нет запрета на использование гаджетов во время занятий или на территории школы. 

<<Форма семейного образования>>

Основные направления программ обучения праву в школе

Изучение правовых основ начинается в школе с целью формирования у учеников понимания основных принципов права и правовой культуры. В программе обучения праву на различных уровнях школы обычно присутствуют следующие направления:

  1. Основы законодательства — ученикам представляется общая информация о правовой системе государства, принципах создания и иерархии законов. Они знакомятся с основными правовыми актами, такими как Конституция, Уголовный и Гражданский кодексы, трудовое законодательство и т.д.

  2. Гражданское право — ученики изучают основы гражданского законодательства, которое регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, включая права и обязанности граждан.

  3. Уголовное право — ученикам объясняют основы уголовного права, которое регулирует противоправное поведение, преступления и наказания.

  4. Конституционное право — ученики изучают основы конституционного права, которое определяет структуру и организацию государства, основные права и свободы граждан.

  5. Трудовое право — ученики знакомятся с основами трудового законодательства, которое регулирует отношения между работниками и работодателями.

  6. Процессуальное право — ученикам объясняют основы процессуального законодательства, которое определяет порядок рассмотрения и разрешения правовых споров в суде.

Помимо теоретического изучения, программы обучения праву в школе также включают практические задания, например, проведение судебного заседания в классе или написание эссе на актуальную правовую тему. Такой подход способствует формированию навыков анализа, критического мышления и понимания правовых принципов.

Цель программ обучения праву в школе — не только предоставить базовые знания о правовой системе страны, но и развить правовую культуру учеников, чтобы они могли осознанно и ответственно действовать в жизни, соблюдая законы и уважая права других людей.

Кто имеет право на обучение

Получение образования осуществляется в интересах человека, общества и государства. Если учёба будет платной, не каждый взрослый сможет дать своему ребёнку не только среднее, но и начальное образование. Именно потому что обучение бесплатно, все дети могут спокойно учиться в государственном учреждении.

Что такое начальная школа? Дети идут в первый класс для получения знаний. Перед тем как учить ребёнка разным наукам, учителя обязаны разъяснить школьникам все права, обязанности и правила поведения в образовательном учреждении. Для начала давайте разберёмся, кто же имеет право на получение среднего образования. Только российские граждане или нет?

В Конституции РФ в статье 43 сказано: каждый человек имеет право на образование. Независимо от возраста, нации, религиозного воспитания или пола, любой индивидуум, проживающий в России, обязан учиться и получить среднее образование. Если человек не владеет русским языком, он не сможет участвовать в учебном процессе.

Согласно ч. 4. ст. 43, каждый человек обязан освоить общую школьную программу. После того как ребёнок получил среднее образование, он имеет право поступать в высшее учебное заведение на конкурсной основе для того, чтобы получить профессию. Образование направляется на развитие личности каждого человека. По окончании учёбы каждый ученик должен иметь знания в определенном объеме. Каждый ребёнок обязан перед выпуском из школы сдать экзамены, которые оценивают его знания. Только потом выдаётся аттестат, служащий основанием для поступления в вуз.

Важно! Право на образование в России имеет только гражданин нашей страны

Гуманитарное направление в изучении права

Гуманитарное направление в изучении права включает в себя изучение основных понятий и принципов права, а также его влияние на общество и человека. Гуманитарный подход к изучению права подразумевает анализ его социокультурного контекста и формирование юридической грамотности через рассмотрение социальных, этических и моральных аспектов права.

В рамках гуманитарного подхода, учащимся предлагается рассмотреть вопросы справедливости и равенства перед законом, обсудить моральные и этические дилеммы в правовых ситуациях, а также анализировать влияние правовых норм на формирование ценностей общества.

Ученики изучат основные принципы и стандарты права, такие как презумпция невиновности, справедливое судебное разбирательство, и неприкосновенность частной жизни. Они также изучат основные права и свободы человека, такие как право на жизнь, свободу выражения, и свободу совести.

Одной из целей гуманитарного направления в изучении права является формирование учащихся как активных граждан, умеющих критически мыслить, анализировать юридические случаи и принимать обоснованные решения на основе знания законов и норм права.

Стратегии, используемые в гуманитарном подходе, могут включать дискуссии, ролевые игры, анализ юридических случаев из реальной жизни, и исследовательские проекты. Эти методы позволяют учащимся углубленно изучать темы и применять свои знания в контексте реальной жизни.

Изучение права в гуманитарном направлении помогает учащимся:
Развить умение анализировать и оценивать социальные проблемы с точки зрения права;
Понять важность соблюдения прав и свобод каждого человека;
Развить навыки решения конфликта с использованием юридических принципов;
Осознать значение законов и норм права в обществе;
Стать активными гражданами и участниками правовой системы.

Гуманитарное направление в изучении права помогает учащимся развить критическое мышление и понимание юридических аспектов жизни. Оно способствует формированию у них устойчивых ценностей и принципов, которые помогут им принимать обоснованные решения и вести себя в соответствии с нормами права.

Право ребенка: учиться по месту жительства

Нормативно-правовая база:
,

Родители могут выбрать сад рядом с домом или рядом с работой

Важно только то, чтобы учреждение находилось в том же муниципальном образовании, где живет ребенок.  Для школ у нас действует территориальный принцип: для каждой школы определены дома, которые к ней относятся. Дети, которые в них живут, имеют право поступить в первый класс именно в эту школу.

В детский сад принимают без конкурса, но нужно дождаться своей очереди. Для первоклассников также нельзя проводить конкурс или какой-то иной отбор. Это возможно только для среднего и старшего звена.

Принимать по конкурсу могут только школы, лицеи и гимназии с углубленным или профильным изучением предметов. Это правило регулирует законодательство субъектов РФ, поэтому по регионам что-то может различаться

Обратите внимание! Рядом с таким профильным учреждением обязательно должна быть альтернативная обычная школа, куда можно поступить без конкурса.

Первые шаги в изучении права: начальные классы

В начальных классах изучение права проходит в рамках комбинированного курса, который объединяет материалы из различных областей: истории, граждановедения, этики и правоведения. Ученикам предлагается изучать такие темы, как правила поведения в обществе, отличие прав и обязанностей, права и свободы человека и т.д.

Чтобы разнообразить учебный процесс и сделать его более интересным, в школьных программах также предусмотрены практические задания, игры и ролевые моделирования. Это помогает ученикам применить полученные знания на практике и развить навыки самостоятельной оценки и аргументации.

Необходимо отметить, что изучение права в начальных классах является основой для дальнейшего обучения данному предмету в старших классах. Учащиеся, овладевшие базовыми понятиями и принципами права, смогут лучше понимать юридическую литературу, участвовать в дебатах и анализировать судебные решения, а также применять свои знания в повседневной жизни.

Изучение права в начальных классах способствует формированию у учащихся гражданской позиции, осознанности своих прав и обязанностей и готовности к активному участию в общественной жизни

Поэтому важно, чтобы школы создавали условия для интересного и практически значимого изучения данного предмета

Обязанности школьников на уроке

Каждому ученику нужно не только в школе придерживаться всех норм и правил, но и на уроках. Всё-таки педагог передает знания, и чтобы их усвоить, необходимо придерживаться некоторых правил.

В каждой школе имеется по этому поводу устав для ученика, с которым он может ознакомиться в свободное время.

Обязанности ученика на уроке:

  1. Каждый школьник обязан добросовестно выполнять домашнее задание по каждому предмету.
  2. Ребёнок обязан предъявить дневник учителю по первому требованию.
  3. Ученик должен внимательно слушать всё, что говорит педагог на уроке.
  4. Школьник обязан приносить все необходимые принадлежности на занятия: ручку, линейку карандаш, книги и тетради.
  5. У ребёнка не должно быть лишних предметов и игрушек в рюкзаке.
  6. Ученик обязан по указанию учителя подойти к доске или отвечать с места, не пререкаясь.
  7. Пройденную тему каждый школьник обязан выучить и сдать учителю тогда, когда тот потребует.
  8. Ученик обязан приходить на урок вовремя, без опозданий.
  9. Во время занятий школьник должен вести себя тихо. Если у него есть желание ответить на уроке, необходимо поднять руку.
  10. Ученик обязан слушаться учителя.

Все права и обязанности школьника должны быть не только известны ученикам и сотрудникам школы, но и беспрекословно исполняться.

Сравнительный анализ программ обучения праву в школе

Изучение права является важной частью школьной программы и варьируется в зависимости от страны и уровня образования. В данной статье мы рассмотрим сравнительный анализ программ обучения праву в различных странах

Россия

В России изучение права начинается со средней школы, в 8-9 классе. В рамках учебного предмета «Основы права» ученики изучают основные понятия права и его принципы, правовой статус личности, гражданские правоотношения, права и обязанности несовершеннолетних, основы уголовного права, семейное право и другие темы. Программа включает как теоретические материалы, так и практические кейсы для анализа и обсуждения.

Соединенные Штаты Америки

В США изучение права начинается в средней школе, однако подход и содержание программы отличается от российской. Здесь в качестве предмета изучения права обычно выступает «Гражданские права и право», «Уголовное право» или «Право и общество». Ученики изучают Основной Закон США (Конституцию), историю права, гражданские права и обязанности, уголовное право, систему юридических профессий и другие темы. Программа включает дебаты, ролевые игры и анализ реальных случаев.

Франция

Во Франции изучение права начинается в старшей школе, в 10-11 классе. Учебный предмет «Гражданское право» или «Экономика и право» предлагает ученикам ознакомиться со структурой и функционированием французского правового общества. Программа включает изучение гражданского права, административного права, уголовного права и трудового права. Учащиеся также изучают основы права Европейского Союза и знакомятся с особенностями судебной системы Франции. Программа предполагает как теоретическое обучение, так и практические упражнения.

Великобритания

В Великобритании изучение права начинается в старшей школе, в 12-13 классе. Учебный предмет «Право» или «Юриспруденция» позволяет учащимся ознакомиться с основными принципами права в Великобритании и перечислить основные права и обязанности граждан. Программа включает изучение гражданского права, уголовного права, конституционного права и права Европейского Союза. Учащиеся также учатся анализировать судебные случаи и создавать свои собственные аргументы.

Итоги сравнительного анализа

Сравнивая программы обучения праву в различных странах, можно отметить, что они включают общие темы, такие как гражданское и уголовное право, правовое образование, права и обязанности граждан. Однако каждая страна имеет свои особенности, например, изучение основного закона страны (Конституции) или права Европейского Союза. Также программы различаются по формату обучения, включая использование дебатов, анализа судебных случаев или ролевых игр

В общем, изучение права в школе является важной составляющей образования и помогает учащимся понять принципы права и свои права и обязанности в обществе

Итоги изучения права в школе: значимость для будущей профессиональной деятельности

Изучение права на школьных уроках является одним из важных компонентов образовательной программы. Оно позволяет школьникам приобрести базовые знания в области права, которые они смогут применять не только в повседневной жизни, но и в будущей профессиональной деятельности.

Знание основ права помогает школьникам развить понимание своих прав и обязанностей гражданина

Это важно для формирования правомерных отношений, уважения к закону и соблюдения правил в обществе. Школьный курс права знакомит учеников с основными нормами права, правовыми институтами и основными правовыми понятиями

Это позволяет им быть информированными о своих правах и искать защиты в случае их нарушения.

Знания, полученные на уроках права, могут быть полезными в различных сферах будущей профессиональной деятельности. Например, юридические навыки пригодятся при выборе юридической профессии, работе в правоохранительных органах или государственных учреждениях. Они также могут быть полезными для предпринимателей при осуществлении своей предпринимательской деятельности и решении юридических вопросов. На практике школьники могут осуществлять малые юридические консультации или помогать людям в решении правовых проблем.

Изучение права в школе также способствует развитию у школьников таких качеств, как логическое мышление, умение аргументировать свою точку зрения, критическое мышление, умение работать с информацией и анализировать данную ситуацию. Эти навыки могут быть полезными в любой профессии, ведь способность к анализу и аргументации своих решений является ключевым навыком.

Таким образом, изучение права в школе имеет большую значимость для будущей профессиональной деятельности. Оно позволяет школьникам получить базовые знания в области права, развить правовую культуру и приобрести навыки и умения, которые будут полезными для их дальнейшего успеха в жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: