Музыка средневековья: какой она была?

Список средневековых музыкальных инструментов - list of medieval musical instruments

Введение в средневековую музыку

Католическая церковь была центром средневековой музыки. Несмотря на то, что духовная музыка начала развиваться в средние века, большинство существующих средневековых композиторов сочиняли религиозную средневековую музыку.

Духовная и культурная музыка Центральной Европы на протяжении всего средневековья, примерно с шестого по 15 века, называется теорией музыки высокого средневековья. Это первая и самая продолжительная важная эпоха западной классической музыки, сопровождаемая музыкой эпохи Возрождения; композиторы вместе называют эти две эпохи старинной музыкой, поскольку они происходят до стандартного периода практики.

Основа для нотной записи и теоретических методов, которые превратили бы западную классическую музыку в условности, которые сформировались на протяжении всей Стандартный стиль периода мировой практики написания музыки, охватывающий эпохи классицизма и романтизма, сформировался в средневековье. период.

Важнейшим из них является изобретение тщательного метода нотной записи, позволившего средневековым музыкантам выводить свои музыкальные мелодии, известного как письменная ритмическая система. Песни и партии нужно было разучивать «на слух» до введения ритмической записи через одного человека, который понимает мелодию для другого. Это сильно сократило количество людей, которых можно было обучить и исполнить средневековую музыку, и распространение музыки в другие регионы мира.

Нотная запись значительно упростила распространение песен и музыкальных композиций среди более широкой аудитории и в более широком географическом регионе. Гипотетические достижения, особенно в области ритмических режимов (частоты нот) и полифонии. (одновременное использование нескольких переплетающихся мелодий), одинаково важны для эволюции западной Музыка.

История средневековой музыки

Средневековая музыка охватывает период времени с примерно 500-го по 1400-й год. Это было время, когда западноевропейская культура прошла через значительные изменения, включая формирование христианства и рост католической церкви, а также миграцию народов и создание новых государств.

Так как средневековье было временем без грамотности, большинство музыкальных композиций с того времени не сохранились. Однако, некоторые источники искусственно восстановлены и некоторая музыка нашей эры была сохранена до наших дней.

В раннем средневековье в основном музицировали только духовные люди, такие как монахи и монахини. Они исполняли музыку в церковных объединениях, таких как хоралы или службы. Эта музыка основывалась на греческой и римской музыкальных традициях.

В XII веке средневековая музыка начала развиваться в области частной, неклерикальной музыки. В этот период появляются различные инструменты, например, многоголосие, что позволяет исполнителям играть несколько партий одновременно.

В XIII веке средневековая музыка достигает своего расцвета с появлением трубадуров и труверов. Они были поэтами и музыкантами, которые исполняли свои произведения на дворах благородных дам и господ. Они пели о любви, рыцарстве и религиозных темах.

В XIV веке, средневековая музыка начала двигаться в сторону более сложных гармоний и ритмов. Развитие музыкальной нотации дало возможность точнее записывать музыку и передавать ее плательщикам.

В разных странах Европы средневековая музыка имела свои особенности и стили. Некоторые известные примеры включают григорианскую хораловую музыку в Католической церкви, английскую полифоническую музыку и французский трубадурский стиль.

Средневековая музыка имеет особое место в истории музыки, так как она является изначальной формой западной музыки и служит основой для развития музыки в последующие века.

Музыкальные инструменты и техники

В музыке средневековья использовались различные музыкальные инструменты, которые помогали создавать характерный звук того времени. Некоторые из них до сих пор используются в современной музыке, в то время как некоторые были забыты и не используются уже много лет.

Среди наиболее распространенных инструментов того времени можно выделить:

Шалмей: это был деревянный музыкальный инструмент с двумя отверстиями для пальцев и одним отверстием для губ

Шалмей был важной частью средневековой музыки и использовался для сопровождения песен и танцев.

Псалтирь: это струнный инструмент, похожий на гарпу или цимбалы, который игрался с помощью пальцев или кистей рук. Псалтирь использовался для исполнения музыки в церквях и дворцах.

Барабан: это был один из самых простых инструментов того времени

Барабаны использовались для создания ритмического сопровождения в песнях и танцах.

В средневековой музыке также использовались различные техники исполнения, которые помогали создать характерный звук

Например, пение было очень важной частью музыки того времени, и исполнители использовали различные методы для передачи эмоций и выражения

Одной из таких техник было использование многоголосия. Многие средневековые песни исполнялись в нескольких голосах, что создавало гармоничный звук и усиливало выразительность произведений.

Кроме того, исполнители могли использовать различные ритмические приемы, такие как затягивание нот или изменение темпа, для создания разнообразия и эффектности.

Музыкальные инструменты и техники играли важную роль в средневековой музыке, помогая создать уникальную атмосферу и передать эмоции слушателям.

Жанры средневековой музыки

Средневековая музыка представлена различными жанрами, которые отражают культурные и исторические особенности того времени. Несмотря на то, что некоторые из этих жанров уже давно ушли в прошлое, они оставили свой след и в дальнейшем влияли на развитие музыкальных направлений.

1. Григорианский хорал

Это один из самых известных жанров средневековой музыки. Григорианский хорал был разработан в эпоху средних веков в монастырях Западной Европы. Он представляет собой набор мелодий, исполняемых монахами с почти певучими голосами. Григорианский хорал не имеет аккомпанемента и характеризуется медленным темпом и монодической мелодикой.

2. Трубадуры и труверы

Трубадуры и труверы – это поэты-музыканты, которые жили и творили во Франции и других странах Западной Европы в 11–13 веках. Они изображали любовь, рыцарские и героические темы в своих произведениях, исполнявшихся с собственным аккомпанементом на инструментах, таких как лютня, гусли и виола да гамба.

3. Арс антикуа

Арс антикуа – это жанр средневековой полифонии, возникший в 12–14 веках. В этом жанре композиторы стали использовать новые приемы в музыке, такие как мензурация, которая позволяла создавать различные длительности нот. Также в арс антикуа были открыты новые гармонические сочетания и музыкальные формы.

4. Месса

Месса – это жанр религиозной музыки, исполняемый в христианских церквях. Он состоит из различных частей, таких как кирье (просьба о помиловании), глория (хвала Богу), кредо (вероисповедание), санктус (свят, свят, свят) и агнцево пение. Мессы исполнялись на латыни и были написаны для хора и оркестра.

5. Танцевальная музыка

В средневековье танцевальная музыка играла важную роль на придворных и народных торжествах. Она включала в себя различные танцы, такие как павана, галлиард, бранль и многое другое. Танцевальная музыка сопровождалась аккомпанементом с различными инструментами, такими как виолы, шалмеи и труба.

Это лишь некоторые из жанров средневековой музыки, которые отличались своей уникальной атмосферой и характерными особенностями. Вместе они создавали неповторимый звук и волшебство того времени, которые вдохновляют и захватывают до сих пор.

Скрипка герцога Дорсета

На аукционе, на котором продавались вещи, принадлежавшие покойному герцогу Дорсета и лорду-наместнику Кента Чарльзу Сэквиллу (1711–1769), была выставлена удивительная старинная скрипка необычной формы, богато декорированная резьбой. Своим видом она поражала воображение. Купил ее владелец музыкального магазина, затем она неоднократно переходила из рук в руки, пока наконец в 1806 году не оказалась в Уорикском замке, откуда и была приобретена Британским музеем в 1963-м.

«Скрипка герцога Дорсета», Британский музей, наши дни

Первое ее небольшое описание дал Джон Хокинс в 1776 году, назвав скрипкой очень необычной формы. В начале XX века этот музыкальный инструмент стали называть «виолой королевы Елизаветы». На инструменте находились гербы английской королевы Елизаветы I (1533–1603) и ее фаворита Роберта Дадли, графа Лестера (1532–1588), а также серебряная табличка с их инициалами и годом — 1578. Связь с королевой была несомненной.

Музыковед и собиратель старинных инструментов Фрэнсис Галпин (1858–1945), вероятно, первым обратил внимание, что «виола королевы Елизаветы» — по всей видимости, средневековый музыкальный инструмент, лишь переделанный в скрипку в XVI веке. Галпин счел этот инструмент гиттерном, поскольку считал таковыми средневековые гитары с плоской задней декой и изгибающимися обечайками

На противоречия и ошибки в классификации Галпина указывали не единожды, но его авторитет в Великобритании был настолько велик, что на протяжении почти всего XX века «скрипку герцога Дорсета» называли «гиттерном Уорикского замка» (Warwick Castle gittern). Под таким названием этот инструмент и был выставлен в Британском музее.

Интересно, что на ошибку Галпина в классификации этого инструмента указали его же последователи. Основанное в 1946 году Общество Галпина (The Galpin Society) стало издавать журнал (The Galpin Society Journal), посвященный вопросам органологии — изучения музыкальных инструментов. В 1977 году в нем появилась статья Лоренса Райта «Средневековый гиттерн и цитоль: случай ошибочного отождествления» (The Medieval Gittern and Citole: a Case of Mistaken Identity). Райт привел пример из копии XIV века трактата De planctu naturae Алана Лилльского (ок. 1128–1202), на полях которой слово «лира» из основного текста было объяснено как особый вид кифары или цитоль и к пояснениям приложен небольшой рисунок:

Фрагмент рукописи De planctu naturae (Ms. Brussels, Bibliothèque royale de Belgique, 21069, fol. 39r). Lira est quoddam genus cithare vel est sitola alioquin deficeret hic instrumentum illud multum vulgare. («Лира — это определенный вид кифары, или это цитоль; в противном случае здесь будет не доставать этого широко распространенного инструмента».)

Хотя не все исследователи соглашались с трактовкой Райта, позже нашлись еще как минимум две рукописи, в которых цитоли не только изображены, но и упомянуты.

Например, в одной из рукописей книги Li livres dou tresor учителя Данте Брунетто Латини (ок. 1220–1284) (эта рукопись находится сейчас в Российской Национальной библиотеке в Санкт-Петербурге) текст la premiere cantoit mieruilleuzement · car liplusieur dient qui elles cantoient les unes endroite uois de feminine · Lautre en uois de flaut et de canon · La terce de cistole («первая из них пела чудесно, и говорили, что она пела голосом, подобным голосу женскому, другая — голосом флейты и канона, третья — ци(с)толи») сопровождался чудесной иллюстрацией:

Конечно, до нас дошли еще многие десятки изображений цитоли и ее упоминаний. Британский музей же в XXI веке не только сменил табличку у своего уникального экспоната (ведь это единственная дошедшая до нас цитоль начала XIV века, хоть и несколько измененная в XVI веке и превращенная в скрипку!), но и провел дополнительное исследование инструмента (включая сканирование и обмер) и международную конференцию, ему посвященную.

Цитоль Британского музея (фото — с сайта Британского музея)

Что-то мы говорим о музыке, а самой музыки давно не было. Давайте послушаем средневековую цитоль за пределами Средневековья.

Влияние средневековой музыки на современность

Средневековая музыка имеет огромное влияние на современность и оставляет свой след в различных музыкальных жанрах и стилях. Это влияние проявляется в нескольких аспектах:

  1. Использование средневековых инструментов: многие современные музыканты используют инструменты, которые имеют свои корни в средневековье. Например, гитара варган, гусля, духовые инструменты, такие как флейта и многие другие. Это создает аутентичное средневековое звучание и добавляет к музыке оригинальность и уникальность.
  2. Элементы средневековой музыки в популярных жанрах: в некоторых популярных жанрах, таких как рок, металл и фолк, можно услышать отголоски средневековой музыки. Это может быть использование средневековых мелодий или гармоний, а также эпических и военных тематик, которые были популярны в средневековье.
  3. Тексты и тематика: многие современные музыканты черпают вдохновение для своих текстов и музыкальных тематик из средневековой литературы и истории. Это может быть романтическая поэзия, рыцарские легенды или религиозные тексты. Такие элементы создают атмосферу и вкладывают дополнительную глубину в музыку.

Средневековая музыка также является важным источником вдохновения для современных композиторов и музыкантов. Ее особенности, такие как модальность, простота и выразительность, могут служить источником идей и новых подходов к созданию музыки. Благодаря средневековой музыке современная музыка получает дополнительные средства самовыражения и возможности для экспериментов.

Примеры современных музыкальных жанров с элементами средневековой музыки:
Жанр
Примеры групп и исполнителей

Неофольк
Omnia, Faun, Wardruna

Неомедиевал
Garmarna, Corvus Corax, Qntal

Средневековый металл
In Extremo, Subway to Sally, Saltatio Mortis

Средневековая музыка оказывает большое влияние на современность не только в музыкальном аспекте, но и в культурном. Она помогает сохранить и продолжить традиции и историческую память, а также создает мост между прошлым и настоящим. Благодаря средневековой музыке мы можем узнать о мире, который существовал много веков назад, и понять его влияние на современность в разных сферах жизни.

Период средневековой музыки: обзор

Григорианское пение, названное в честь Папы Григория, известного тем, что представило григорианское пение на Западе, было, пожалуй, самым популярным типом церковной музыки в эпоху позднего Средневековья. Он был религиозным, что указывало на то, что священники исполняли его как традиционный аспект причастия в римском католицизме, а также известен как самая ранняя средневековая музыка.

Для ранней светской музыки не существовало системы обозначений. Песни были в основном музыкой средневековых инструментов и передавались из уст в уста. С другой стороны, этот тип записи использовался исключительно как средство обучения для певцов, которые уже знали мелодию. Принятие многочисленных сигналов, напечатанных над текстом пения, известных как neumes, было первым шагом в решении этой проблемы в светской музыке.

Основание неймов неизвестно и вызывает споры; тем не менее, большинство ученых считают, что их ближайшими предшественниками являются древнегреческие и римские грамматические знаки, которые записывали подъемы и спады звука, чтобы выделить важные моменты пения.

Инструменты, используемые в средневековой музыке

Многие из инструментов, которые использовались для создания средневековой музыки в средние века, все еще находятся в эксплуатации. широко используются в начале 21 века, но имеют другую структуру и, как правило, гораздо более продвинутые формы. Средневековая флейта была сделана из дерева, а не из серебра или других металлов, и на ней можно было играть как с торцом, так и с боковым выдуванием.

В отличие от современных симфонических флейт, которые обычно изготавливаются из стали и имеют сложные механизмы. и закрытые подушечки, средневековые флейты имели щели, которые музыкант должен был скрывать своими пальцы. Записывающее устройство было первоначально сделано из дерева в эпоху средневековья, и хотя сейчас его можно сделать искусственного переработанного пластика в двадцать первом веке, он в основном сохранил свой первозданный вид. форма.

Драгоценный рог выглядит как записывающее устройство, потому что у него есть отверстия для большого пальца спереди, но он принадлежит племени окарина. Флейта Пана, еще одна предшественница флейты, была известна в средние века и, как полагают, имеет греческое происхождение. Трубы этого устройства были сделаны из дерева и имели разную высоту для создания различных тонов.

В средневековой музыке использовались более щипковые струнные устройства, в том числе лютня, щипковый инструмент с полым миндалевидным корпусом, который появился раньше современной гитары. Мандор, цитол, гиттерн и гусли были одними из самых используемых щипковых музыкальных инструментов. Цимбалы, похожие по форме на цитру и гусли, изначально были щипковыми, но в 14 веке певцы стали бить на цимбалах молоточками.

Смычковая лира Древней династии действительно была самым ранним зарегистрированным европейским смычковым струнным средневековым музыкальным инструментом. Музыкант издавал звук, проводя смычком с натянутой кистью по натянутым струнам, подобно настоящей скрипке. Шарманка — это механический скрипичный инструмент, который «сгибает» свои струны с помощью колеса из твердой древесины, покрытого канифолью, соединенного с рычагом. Еврейская арфа, например, была известным инструментом без звукового ящика. Также использовались духовые органы, скрипки и предшественник нынешнего тромбона (известный как мешок).

Образы и метафоры в средневековой лирике и музыке

Средневековая лирика и музыка содержат множество образов и метафор, которые отражают особенности и характеристики эпохи. Эти образы и метафоры помогают передать глубокий смысл, эмоции и идеи с помощью музыки и слов. В средневековой лирике и музыке нашли отражение различные образы и метафоры, которые стали известными и классическими.

Рыцарский образ

Одним из наиболее распространенных образов в средневековой лирике и музыке является рыцарь. Рыцарский образ символизирует доблесть, честь, отвагу и преданность. Рыцарь предстает как герой, защищающий слабых и борющийся за высокие идеалы. Воздвигнутое вокруг его образа рыцарство стало причиной множества поэтических образов и метафор, связанных с рыцарскими турнирами, воинскими подвигами и поиском приключений.

Сад и цветы

В средневековой музыке и лирике великое значение придавалось образу сада и цветов. Сад и цветы символизировали красоту, чистоту и утонченность, а также были метафорой для изобилия и жизни. Часто в средневековых песнях и стихах упоминались розы, лилейники, фиалки и другие цветы, отражая разнообразие и богатство природы.

Шипы и боль

В противоположность образу сада и цветов, средневековая музыка и лирика часто использовали образы шипов и боли. Эти образы и метафоры символизировали страдания, горе и муки, которые были неразрывно связаны с жизнью в средневековом обществе. Шипы также могли быть метафорой для испытаний, трудностей и преград на пути к благородным целям.

Бог и религиозные образы

Бог и религиозные образы занимали важное место в средневековой музыке и лирике. Религиозные образы служили способом выражения и постижения духовного опыта и веры

В песнях и стихах встречались образы ангелов, святых, молитв и церковных обрядов, которые помогали передать глубину и силу религиозного опыта.

Природа и времена года

Природа и ее изменения в течение года также являлись важными образами и метафорами в средневековой музыке и лирике. Времена года отражали смену временной перспективы и характеризовали эмоциональное состояние и настроение. Особенно часто встречались образы весны, которая символизировала обновление и возрождение.

Примеры образов и метафор в средневековой музыке и лирике:
Образы и метафоры
Значение

Рыцарь
Доблесть, честь, отвага

Сад и цветы
Красота, чистота, утонченность

Шипы и боль
Страдание, горе, трудности

Бог и религиозные образы
Духовный опыт, вера

Природа и времена года
Смена настроения, временная перспектива

Образы и метафоры в средневековой лирике и музыке играли важную роль в передаче эмоций, идей и глубинного смысла. Они позволяли создать уникальную атмосферу и передать особенности и характеристики средневековой эпохи. Эти образы и метафоры до сих пор остаются актуальными и вдохновляют современных композиторов и поэтов.

История происхождения

История происхождения лютни имеет неоднозначный характер. Первые прототипы современного инструмента активно использовались в Египте, Греции и Болгарии. Также некоторые вариации встречались в Персии, Армении и Византии. Тем не менее, определить личность первого лютье историкам так и не удалось.

Распространяться по миру древняя лютня начала благодаря болгарам, которые сделали ее особо популярной в пределах балканского полуострова. Далее руками мавров инструмент был перенесен в Испанию и Каталонию. А уже в XIV веке он распространился по всей территории Испании и начал переходить в немецкоязычные страны.

Старинные музыкальные инструменты:

1. Виола да гамба

Виола да гамба — это струнный инструмент, который происходит от средневекового гамба. У него есть шесть струн, и он играется с помощью смычка. Инструмент использовался для выражения различных эмоций и мог создавать глубокое и меланхоличное звучание.

2. Шальмы

Шальмы — это деревянные духовые инструменты с двумя режущими кромками. Они имели множество различных размеров и форм, и издавали звуки, схожие с звуками современных кларнетов и гобоев. Шальмы активно использовались в религиозных и мирских музыкальных композициях средневековья.

3. Семиструнная лира

Семиструнная лира — это струнный инструмент семейства лир, который в основном играется с помощью смычка. Он имеет семь струн и использовался для аккомпанемента вокалистов или для сольных музыкальных произведений. Семиструнная лира имеет глубокое и теплое звучание, и она часто использовалась в церковной музыке.

4. Псалтирь

Псалтирь — это струнный инструмент, похожий на арфу. Он имеет множество струн, которые растянуты над плоским резонатором из дерева или кости. Псалтирь игрался путем перебора струн пальцами или маленькими палочками. Инструмент использовался для аккомпанемента пения или для сольных выступлений.

5. Духовые рожки

Духовые рожки — это латунные инструменты, которые производят звуки с помощью дыхания музыканта. Они имеют длинную трубу с расширяющимся воронком на конце. Духовые рожки использовались для передачи сигналов или для игры в оркестре в музыке эпохи средневековья.

6. Ударные инструменты

Средневековые ударные инструменты были широко использованы в различных музыкальных композициях. К ним относятся барабаны, тимпаны и кастаньеты. Ударные инструменты использовались для создания ритмической основы в музыке и для привлечения внимания слушателей.

7. Флейта

Флейта — это деревянный духовой инструмент с отверстием для дыхания и отверстиями для пальцев. В средневековой музыке флейта использовалась как сольный инструмент, а также для аккомпанемента пения и других инструментов.

Струнные инструменты средневековья:

В музыке средневековья струнные инструменты занимали важное место. Они использовались для создания мелодических линий, аккомпанемента и сольных выступлений

Некоторые из них были популярными в течение всего периода, другие уступили место новым инструментам по мере развития музыки. Ниже представлены некоторые из самых значимых струнных инструментов того времени:

Лютня:
Одним из наиболее популярных струнных инструментов средневековья была лютня. Это инструмент с плоским корпусом и различным количеством струн. Лютня играла важную роль в музыке того времени и использовалась как сольный инструмент, так и в составе ансамблей. У нее была особая элегантность в звуке, что делало ее незаменимой для музыкантов.

Гусля:
Гусля — это однострунный инструмент, который играли, разрывая или перетягивая струну смычком или пальцами

Важной особенностью гусли были их возможности для импровизации, что позволяло музыкантам проявлять свое мастерство и творчество. Гусля была популярна во многих странах Европы и Руси в средние века.

Арфа:
Арфа — инструмент с большим числом струн, которые обычно играли пальцами или использовали специальные нейлоновые или оленьи кожику струны

Арфу использовали как в церковной, так и в светской музыке. Она обладала красивым и мягким звуком и была одним из самых популярных и престижных инструментов в средневековой Европе.

Ребек:
Ребек был струнным инструментом, похожим на скрипку или виолу, с наклонным набок корпусом и треугольной головкой. Он имел три струны и игрался с помощью смычка. Ребек был популярным инструментом в средневековой Европе и использовался как в церковной, так и в светской музыке.

Это лишь небольшой перечень струнных инструментов средневековья, которые использовались в музыке этого времени. Каждый из них имел свои особенности и вносил свой вклад в общий звуковой ландшафт музыки того периода.

Романская четра или итальянская цитоль?

Вы, вероятно, обратили внимание, что в рукописи Брунетто Латини цитоль названа cistole? В рукописях XIII–XV веков можно встретить десятки вариантов — еще и sitole, zitol, sytholle, и добрый десяток других версий. Американская исследовательница и лютье Элис Маргерум в диссертации, посвященной цитоли, объединяет все эти слова под возможными корнями c*t*l и z*t*l

Тогда не было необходимости в стандартизации написания, знающие понимали, о чем идет речь. Да и какого-то общего стандарта размеров и точных форм инструментов не имелось: музыкальные ансамбли были невелики, и двум, реже трем музыкантам-инструменталистам было легко подстроиться, чтобы играть вместе. Процесс настройки упоминается неоднократно в средневековой прозе, его же можно найти на миниатюрах того времени

Миниатюра одной из рукописей Cantigas de Santa Maria (RBMECat b-I-2, так называемая Рукопись E)

Элис Маргерум и Кроуфорд Янг также отметили небольшое число упоминаний цитоли в Италии по сравнению с Испанией, Францией, Англией или Германией — гораздо чаще там встречалось слово cetra/cetera, да и сама форма итальянских инструментов отличалась. Маргерум предложила называть их итальянской разновидностью цитоли, Янг пошел дальше и счел их совсем другим инструментом.

Кроуфорд Янг исполняет на лютне произведение первой четверти XV века

До предложений Янга основное различие между разными струнно-щипковыми музыкальными инструментами с грифом производилось по форме корпуса: небольшие инструменты с грушевидным и каплевидным корпусом назывались гиттерном, а с иной формой корпуса и плоской задней декой — цитолью

Маргерум и Янг обратили внимание на то, что большая часть неитальянских изображений цитоли показывает либо двойной гриф, либо толстый гриф с отверстием для большого пальца (как цитоль Британского музея), или же намекает на удвоенную форму грифа сильным его изгибом, который выделяется даже на довольно схематичных изображениях

Музыкант с цитолью. Псалтирь Питерборо, ок. 1320Ангелы с цитолью и виелой. Прюмский миссал, начало XIV века

Итальянские (довольно редкие) средневековые изображения цитоли представляют несколько иной инструмент — с лопатообразным корпусом и одинарным грифом. Такова, например, итальянская цитоль у скульптуры работы Бенедетто Антелами (ок. 1150 — ок. 1230), украшающей Пармский баптистерий (конец XII века).

Скульптура Бенедетто Антелами

Кроуфорд Янг предложил называть такие инструменты романскими четрами или латинскими гитарами. Термины guitarra latina и guitarra moresca / guitarra sarracena нередко встречаются в средневековых рукописях, но по поводу того, что именно они означают, согласия у исследователей пока нет.

А звучит инструмент этого итальянского типа примерно так:

Прямым потомком этого инструмента стала ренессансная четра — очень интересный музыкальный инструмент, о котором рассказывает Марк Левон, руководитель ансамбля Leones, профессор Schola Cantorum Basiliensis и ученик Кроуфорда Янга.

Цитоли Британского музея потребовалось больше столетия, чтобы обрести свое нынешнее название. Но и сейчас границы определения того, что такое цитоль, не до конца ясны. Считать ли итальянскую ее разновидность лишь особой формой или же отдельным инструментом? Если отдельным инструментом, то как ее назвать — проточетрой? романской четрой? латинской гитарой? Исследователи пока не пришли к единому мнению.

Влияние средневековой музыки на современные жанры

Средневековая музыка, несмотря на свою древность, оказала значительное влияние на развитие современных жанров и стилей музыкальной культуры. Ее особенности и инструменты стали источником вдохновения и музыкальных приемов для многих композиторов и исполнителей.

Одним из самых ярких примеров влияния средневековой музыки на современные жанры является жанр фолк-музыки. Используя традиционные инструменты и мотивы средневековой эпохи, музыканты создают атмосферу и аутентичность в своих произведениях. Органы, волынки, гусля и другие инструменты, популярные в средневековье, часто встречаются в современных фолк-композициях.

Интересным примером является также жанр средневекового металла, сочетающего тяжелые гитарные риффы и экстремальные вокальные партии с элементами средневековой музыки. Исполнители этого жанра активно используют инструменты, такие как лютня, шалмей и виола да гамба, чтобы создать атмосферу таинственности и мистики, характерную для средневековья.

Также многие современные композиторы в своих произведениях экспериментируют с хоральным пением и полиритмическими структурами, что является отсылкой к музыке Григорианского хорала и другим средневековым жанрам.

Влияние средневековой музыки прослеживается и в популярной музыке. Многие современные певцы и певицы используют элементы средневековой мелодики и гармонии в своих песнях. Также в средневековом стиле оформляются некоторые музыкальные видео клипы и сценические выступления.

В области саундтреков к фильмам и видеоиграм, средневековая музыка стала популярным источником вдохновения. Ее уникальная атмосфера и мелодические решения помогают создать эффект погружения в мир средневековья и подчеркнуть драматические моменты в сюжете.

Примеры современных жанров с влиянием средневековой музыки
Жанр
Примеры исполнителей

Фолк-музыка
Группа «Corvus Corax», солистка Лорейн Маккенит

Средневековый металл
Группа «Eluveitie», группа «Opeth»

Поп-музыка
Леди Гага, Бьянка, Билли Айлиш

Саундтреки
Ханс Циммер, Райан Гослинг, Хаусса Эйдус

Таким образом, средневековая музыка оказала значительное влияние на современные жанры и стили музыки. Ее уникальные инструменты, мелодические решения и характерные для средневековья атмосферы стали источником вдохновения для многих музыкантов и композиторов, помогая им создать новые и интересные произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: