Численность
Основная масса коренных алтайцев проживает в РФ (67-79 тыс. человек) и незначительное количество в Казахстане (220-680 чел). Среди российских городов этот народ встречается:
- Республика Алтай (62 — 70 тыс);
- Алтайский край (1,8 — 3,1 тыс);
- Кемерово (530 чел — 3,3 тыс);
- Новосибирск (350 чел).
Среди диаспор небольшое количество представителей народа есть в таких странах (из данных последних переписей населений):
- Узбекистан (190 чел);
- Киргизия (115 чел);
- Таджикистан (60 чел);
- Украина (40 чел);
- Белоруссия (30 чел);
- Туркмения и Грузия (по 25 чел);
- Молдавия и Литва (по 20 чел);
- Азербайджан (15 чел);
- Латвия, Эстония, Армения (единичные случаи).
https://youtube.com/watch?v=FOSGMugu8wU
Влияние туризма на духовную практику алтайцев
Туризм имеет значительное влияние на духовную практику алтайцев, так как приток туристов на Алтайский регион способствует сохранению и развитию их культуры и традиций. Встреча с путешественниками позволяет алтайцам поделиться своими знаниями, верованиями и духовным опытом.
Сохранение и передача традиций
Туризм стимулирует алтайцев сохранять и передавать свои традиции и обычаи следующим поколениям. Встречи с туристами дают возможность алтайцам продемонстрировать свои ремесла, национальные песни и танцы, рассказать о своей истории и верованиях. Это помогает сохранить и укрепить идентичность алтайского народа.
Развитие экотуризма
Туризм на Алтае часто связан с природой и экологией. Многие туристы приезжают на Алтай, чтобы насладиться его уникальной природой и духовной атмосферой. Это стимулирует алтайцев заботиться о своей природе и развивать экотуризм. Они создают экологически чистые маршруты, проводят экологические образовательные программы и пропагандируют бережное отношение к окружающей среде.
Взаимодействие с другими культурами
Туризм также способствует взаимодействию алтайцев с представителями других культур. Встречи с туристами из разных стран позволяют алтайцам узнать о других культурах, традициях и обычаях. Это расширяет их кругозор и помогает им лучше понять и принять различия между культурами.
Экономическое развитие
Туризм является важным источником дохода для алтайцев. Приход туристов создает новые рабочие места и способствует развитию местной экономики. Это позволяет алтайцам сохранять свою культуру и традиции, так как они могут заниматься своими ремеслами и духовной практикой, не отказываясь от своего наследия в пользу экономического прогресса.
Таким образом, туризм играет важную роль в сохранении и развитии духовной практики алтайцев. Он способствует сохранению традиций, развитию экотуризма, взаимодействию с другими культурами и экономическому развитию региона. Встречи с туристами помогают алтайцам сохранить свою идентичность и продолжать практиковать свою духовность в современном мире.
Пища
Наиболее распространенной и традиционной для алтайцев является мясная, а также молочная пища, представлявшая собой различные стадии переработки кислого и створоженного молока. Молочную пищу употребляли с ячменным толокном (талкан) или крупой и кореньями съедобных растений. Наиболее распространёнными видами молочной пищи были сыры: кислый курут и пресный пыштак, а также сквашенное молоко чегень (айран). Из кобыльего молока приготовляли кумыс. Мясо употребляли в основном в варёном виде, готовили мясные супы кючо из разных круп, в основном из перловой крупы. Употребляли в пищу внутренности овец и лошадей, из которых готовили различные блюда, употребляемые в пищу в варёном виде: жёргом, казы карта.
Это интересно: 195,Альбер Камю краткая биография: читаем суть
Туристические маршруты и экскурсии для познания духовности Алтая
Маршрут «Священные озера и горы»
Этот маршрут предлагает путешественникам познакомиться с основными священными местами Алтая, где алтайцы проводят свои ритуалы и практики. Маршрут начинается с посещения озера Телецкое, которое считается одним из самых красивых озер на Алтае. Здесь вы сможете насладиться прекрасными видами гор и воды, а также посетить близлежащие храмы и монастыри.
Далее маршрут ведет к озеру Чаган-Узун, которое считается священным местом силы. Здесь вы сможете пройти по древним тропам и посетить местные храмы и святилища. Затем маршрут продолжается к горе Белуха, самой высокой горе Сибири, которая также является священным местом для алтайцев. Здесь вы сможете подняться на вершину горы и насладиться потрясающими видами окружающей природы.
Маршрут завершается посещением горы Уч-Энме, которая считается местом силы и духовной силы. Здесь вы сможете пройти по древним тропам и посетить местные храмы и святилища, а также насладиться красотой окружающей природы.
Маршрут «Духовные практики и ритуалы»
Этот маршрут предлагает путешественникам погрузиться в духовную атмосферу Алтая и познакомиться с духовными практиками и ритуалами алтайцев. Маршрут начинается с посещения духовного центра, где вы сможете познакомиться с местными шаманами и узнать больше о их практиках и верованиях.
Далее маршрут ведет к священным родникам и источникам, где алтайцы проводят свои ритуалы очищения и исцеления. Здесь вы сможете принять участие в ритуалах и практиках, а также насладиться красотой природы.
Маршрут завершается посещением священных гор и пещер, где алтайцы проводят свои медитации и практики. Здесь вы сможете пройти по древним тропам и посетить местные храмы и святилища, а также насладиться тишиной и спокойствием, которые царят в этих местах.
Маршрут «Традиционные ремесла и культура»
Этот маршрут предлагает путешественникам познакомиться с традиционными ремеслами и культурой алтайцев. Маршрут начинается с посещения мастерских, где вы сможете узнать больше о традиционных ремеслах, таких как изготовление национальных костюмов, изготовление украшений и резьба по дереву.
Далее маршрут ведет к местным селам и поселениям, где вы сможете познакомиться с традиционной культурой алтайцев, их обычаями и традициями. Здесь вы сможете посетить местные музеи и выставки, а также попробовать национальную кухню.
Маршрут завершается посещением национальных фестивалей и праздников, где вы сможете увидеть национальные танцы, песни и ритуалы, а также познакомиться с местными художниками и ремесленниками.
Верования алтайцев
Культура алтайцев находится в неразрывной связи с древними верованиями. И сегодня во многих алтайских селениях живут шаманы, ведуны и маги, к которым относятся со всем почтением. Алтайцы верят, что душа есть у всего – даже у тех предметов, что мы называем неодушевлёнными. Кроме того, своё уважение следует демонстрировать стихиям.
Один из самых распространённых обрядов – одаривание мясом огня. Алтайцы верят, что такие подарки огненным духам способны привлечь здоровье и богатство, отпугнуть злые силы. С огнём следует обращаться по-особому. Возле него нельзя шуметь, браниться, плевать в пламя, бросать в него мусор. Запрещается и переступать через огонь. Присутствует костёр и на алтайских свадьбах. Для счастливой жизни жених и невеста должны бросить в огонь жир, плеснуть чай и араку.
Алтайский шаман с бубном на фоне традиционного жилища в начале XX векаФотограф: Сергей Иванович Борисов
Не меньшим почтением пользуется иная стихия – вода. На Алтае верят, что она способна исцелить от всех недугов. Священными местами считаются аржаны, а именно – источники, вода в которых имеет лечебные свойства. Приходить к ним следует в сопровождении целителя, что проводит соответствующие ритуалы, помогая человеку справиться с болезнью.
Советуем к просмотру интересное видео от телеканала Моя Планета о том, что индейцы пришли в Америку с Алтая.
Алтайский народ славится своей самобытностью и приверженностью старинным обычаям. Культура племён Алтая – особая “изюминка” этого края, ради которой стоит посетить чудесные места.
Любуясь природой этого уголка земли, поневоле начинаешь осознавать, почему её обожествляют местные жители. Алтайцы неспроста считают окружающий мир частичкой священного духа или самих себя, ведь этот народ и природу объединяет вечная гармония.
Этнические и этнографические группы[править | править код]
Выделяются две различных по происхождению этнографические группы алтайцев, между которыми исторически существовали резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии. Эти различия постепенно сгладились лишь к середине XX века.
Южные алтайцы (алтай-кижи, в переводе алтайский человек) или собственно алтайцы, говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойротским). Проживают в бассейне реки Катуни и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков.
Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке. Выделялись тубалары (левобережье реки Бии и северо-западное побережье Телецкого озера), кумандинцы, телеуты и челканцы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков. По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков.
В советские годы все эти этногруппы считались субэтносами алтайцев. Однако, начиная с 2000 года, в нормативно-правовых актах и переписях кумандинцы и телеуты стали учитываться как отдельные народы[источник не указан 372 дня ()].
Литературный алтайский язык сформировался на основе южно-алтайского языка (в двух вариантах — собственно алтайском и телеутском)[источник не указан 372 дня ()]. Для северных разрабатывается тубаларский литературный язык.
Генетика
У алтайцев выявлено 18 Y-хромосомных гаплогрупп: C3xM77, С3с, DxM15, E, F*, J2, I1a, I1b, K*, N*, N2, N3a, O3, P*, Q*, R1*, R1a1 и R1b3. Наиболее распространенной Y-хромосомной гаплогруппой у алтайцев является R1a, которая составляет около 51,1—53 % у южных алтайцев и 29,8—38 % у северных алтайцев. У алтай-кижи гаплогруппа R1a-M198 достигает 58 %, у тубаларов — 51 %, у теленгитов — 44 %, у челканцев — 15 %. Гаплогруппа Q-М242 у северных алтайцев достигает 25,6 %, у челканцев — более 50 %. Гаплогруппа R1b1b1-М73 у северных алтайцев достигает 18,1 %, у кумандинцев — 49 %. Гаплогруппа N1b у северных алтайцев достигает 8,5 %, у южных алтайцев — 4,6 %. Гаплогруппа С-M130 у южных алтайцев достигает 12,0 %, гаплогруппа D-M174 — 9,7 %. Гаплогруппа I-M170 у северных алтайцев достигает 17 %, у южных алтайцев — 11 %. Гаплогруппа O-M175 у южных алтайцев достигает 5,9 %.
Наличие у алтайцев и западных и восточных евразийских гаплогрупп объясняется присутствием в генофонде алтайцев европейских и монгольских компонентов и древнего генетического субстрата.
Различия в структуре генофондов северных и южных алтайцев по гаплогруппам Y-хромосомы
Гаплогруппы | Частота встречаемости % | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Северные | Южные | |||||
Горно-Алтайск (N = 20) | Курмач-Байгол (N = 11) | Турочак (N = 19) | Бешпельтир (N = 43) | Кулада (N = 46) | Кош-Агач (N = 7) | |
C3 x M77 | – | – | – | – | 2,17 (1) | 14,28 (1) |
C3c | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
D x M15 | – | – | – | – | 10,87 (5) | 14,28 (1) |
E | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
F* | – | – | – | 6,98 (3) | 2,17 (1) | – |
I1a | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
I1b | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
J2 | 5,00 (1) | – | – | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
K* | – | 18,18 (2) | 10,53 (2) | – | 2,17 (1) | – |
N* | – | – | – | – | 10,87 (5) | – |
N2 | 10,00 (2) | – | – | 4,65 (2) | – | 28,57 (2) |
N3a | – | – | 15,79 (3) | 2,33 (1) | 2,17 (1) | – |
O3 | – | – | 10,53 (2) | 9,30 (4) | 4,35 (2) | 14,28 (1) |
P* | – | – | – | 2,33 (1) | – | – |
Q* | 20,00 (4) | 63,64 (7) | 26,32 (5) | 4,65 (2) | 4,35 (2) | – |
R1* | 15,00 (3) | – | – | – | – | – |
R1a1 | 50,00 (10) | 18,18 (2) | 36,84 (7) | 58,14 (25) | 52,17 (24) | 28,57 (2) |
R1b3 | – | – | – | – | 2,17 (1) | – |
H | 0,7105 ± 0,0848 | 0,5818 ± 0,1420 | 0,7895 ± 0,0573 | 0,6545 ± 0,0801 | 0,7111 ± 0,0682 | 0,9048 ± 0,1033 |
0,7510 ± 0,0406 | 0,6941 ± 0,0518 | |||||
H YSTR | 0,9368 ± 0,0354 | 0,8909 ± 0,0918 | 0,9542 ± 0,0301 | 0,9415 ± 0,0301 | 0,9691 ± 0,0125 | 1,0000 ± 0,0764 |
0,9281 ± 0,0290 | 0,9554 ± 0,0123 |
В соответствии с новым исследованием российских генетиков, генетическая обособленность северных и южных алтайцев несомненна. У южных алтайцев доминируют такие варианты гаплогруппы Y хромосомы, как Q и R1a, есть также I и O. У северных же алтайцев доминирует гаплогруппа R1a, редко встречается Q, а I и O вообще не обнаружены.
Священные места алтайцев
Алтайцы, как и многие другие народы, имеют свои священные места, которые играют важную роль в их религиозной практике и культуре. Эти места считаются особыми и святыми, они связаны с духовными и заповедными преданиями алтайского народа.
Одним из самых известных священных мест алтайцев является гора Белуха, которая находится на территории Республики Алтай. Гора Белуха считается духовным центром Алтая и является одним из самых высоких пиков Сибири. Алтайцы считают эту гору священной и возвещают ее «матерью мира». Здесь проводятся различные ритуалы, обряды и церемонии, связанные с духовными практиками алтайского народа. Гора Белуха также является популярным местом паломничества для людей, интересующихся культурой и религией алтайцев.
Еще одним из значимых священных мест алтайцев является Катунская долина, которая тоже находится в Республике Алтай. Катунская долина считается священным местом исторического и культурного значения для алтайцев. Здесь расположены многочисленные памятники природы и истории, а также священные источники и озера. В Катунской долине также проводятся различные ритуалы и обряды, связанные с духовностью и верованиями алтайского народа. Многие алтайцы считают это место особенным и посещают его для проведения духовных практик и ритуалов.
Название священного места | Расположение | Описание |
---|---|---|
Гора Белуха | Республика Алтай | Считается духовным центром Алтая, проводятся ритуалы и обряды |
Катунская долина | Республика Алтай | Считается местом исторического и культурного значения, проводятся ритуалы и обряды |
Это лишь небольшая часть священных мест, которые имеют особое значение для алтайцев. Они являются символом истории и культуры алтайского народа, а также местом, где можно почувствовать связь с духовным миром и традициями предков.
Духовная практика и верования алтайцев
Алтайцы, народ, проживающий на Алтае — горном регионе в Центральной Азии, имеют богатую духовную практику и верования, которые тесно связаны с природой и окружающей средой. Они считают, что все живое и неживое обладает духом и силой, и взаимодействуют с этими силами через различные ритуалы и обряды.
Одним из основных аспектов духовной практики алтайцев является вера в тотемные животные. Каждый человек имеет своего тотемного животного, которое считается его духовным проводником и защитником. Алтайцы верят, что тотемное животное передает им свои качества и помогает им в жизни.
Алтайцы также практикуют шаманизм — древнюю форму религии, основанную на вере в существование духов и возможность общения с ними. Шаманы, священные люди, играют важную роль в духовной практике алтайцев. Они обладают способностью вступать в контакт с духами и проводить различные церемонии и обряды для лечения, предсказания будущего и общения с предками.
Одним из наиболее известных ритуалов алтайцев является обряд огня. Они верят, что огонь обладает очищающей и обновляющей силой, и проводят различные церемонии с использованием огня. Эти церемонии проводятся в особых местах, таких как горные вершины или берега озер, и сопровождаются песнями, танцами и молитвами.
Верования алтайцев также связаны с поклонением природным объектам, таким как горы, реки и озера. Они считают, что эти места обладают особыми духами и силами, и проводят различные обряды и церемонии, чтобы почитать их. Эти священные места стали популярными туристическими достопримечательностями, привлекающими путешественников со всего мира.
Духовная практика и верования алтайцев играют важную роль в их культуре и образе жизни. Они помогают им поддерживать гармонию с природой и окружающей средой, а также обеспечивают им духовную поддержку и направление в жизни.
Духовная культура и традиционные верования
Русская православная церковь считала алтайцев православными и стремилась к усилению своего влияния в населённых ими районах. Алтайцы усвоили православные праздники (Крещение, Пасху, Троицу), некоторые обычаи, характерные для народной православной культуры (напр., обычай вешать на Троицу в доме свежие цветы и хранить их целый год). Православные молитвы были переведены миссионерами на алтайский язык; служба в православных храмах ведется на алтайском и русском языках. Православные священники-миссионеры на Алтае нередко выступали просветителями: они изучали алтайский язык, обучали алтайцев русской грамоте. Протоиерей В. И. Вербицкий (1827—1890) посвятил свою жизнь изучению языка и культуры алтайцев. Он составил первую «Краткую грамматику алтайского языка» (1869), «Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка» (1884). В его книге «Алтайские инородцы» (1893) собраны сотни записей фольклорных произведений, описаны обычаи алтайцев. Однако древние верования и обряды отступали очень медленно. У алтайцев существовало представление о том, что мир управляется множеством добрых и злых духов, которыми повелевают два божества: добрый создатель мира Ульгень и злой подземный владыка Эрлик. Им обоим в жертву приносили лошадей, мясо которых поедалось участниками церемонии, а шкура растягивалась на шесте и оставлялась на месте жертвоприношения. Алтайцы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву — берёзе. Значительное место в верованиях алтайцев занимают представления о духах-хозяевах природы (ээзи). Хозяева воды (суг ээзи), как правило, безобидны, но те, кто увидит такого духа, нередко вскорости умирает. Дух-хозяин Алтая (Алтай ээзи), представляющийся в образе старика или девушки, покровительствует охоте. Охотник, добившийся его милости, возвращается с богатой добычей. Дух горы (таг ээзи) также может давать охотничью удачу, если его почтительно попросить. Существует представление о том, что духи-хозяева любят слушать песни, сказки и героические сказания, горловое пение (кай). Обычай брать в охотничью артель искусного сказителя бытовал во многих районах Алтая до недавнего времени. Духи-хозяева, являющиеся в образе молодых прекрасных женщин, нередко брали охотников себе в мужья. Пока дух-хозяйка жила с охотником, он добывал много зверя. Если же, вернувшись домой, он рассказывал кому-л. о встрече с духом, вся добыча пропадала. Злые духи — алмысы, шулмусы — опасны и вредоносны. Нередко они в облике женщин соблазняли охотников, отнимая у них удачу. Когда алмыска принимала свой настоящий облик, ее можно было зстрелить из ружья. Алмысы в мужском обличье соблазняли женщин и сводили их с ума. Особый пласт верований составляют представления о шаманах как о людях, наделенных сверхъестественной силой. Шаманы спускаются в подземное царство, к владыке Эрлику, чтобы вернуть душу больного человека, изгоняют вселившихся в людей злых духов. Шаманам приписывается способность предсказывать будущее, летать, превращаться в живых существ и неживые предметы. Если потревожить могилу умершего шамана, взять какие-л. его вещи, это вызовет несчастья. На традиционные верования алтайцев оказали влияние не только православие, но и буддизм. Представления о помощниках верховного творца, покровительствующих людям, связаны по происхождению с Майтреей, Шакьямуни. История ряда местностей на Алтае связывается с огромной птицей Кереде, образ которой восходит к инд. Гаруде.
У алтайцев существовал культ тёсов — семейных и родовых покровителей, воплощением которых считались их изображения. Этим изображениям молились и, чтобы задобрить тёсов, имитировали их кормление. Большинство обрядовых действий совершалось при участии ка́ма (шамана). Обряды совершались под звуки священного бубна, в который кам бил специальной колотушкой. На кожу бубна было нанесено изображение Вселенной и населяющих её существ. Рукоять считалась духом-хозяином инструмента, у алтайцев она представляла человеческую фигуру.
В начале XX века среди алтайцев начал распространяться бурханизм (от заимствованного у монголов слова «бурхан» — «будда») — разновидность шаманизма в сочетании с элементами христианства и тибето-монгольского буддизма.
Перспективы развития вероисповедания у алтайцев
1. Сохранение и возрождение традиционных алтайских верований
- Сохранение и передача знаний и обрядов от старшего поколения к молодому
- Организация культурных и религиозных мероприятий для алтайской общины
- Создание и развитие храмов и святынь, где можно проводить ритуалы и совершать обряды
2. Взаимодействие с другими религиозными течениями
- Диалог и взаимопонимание с представителями других вероисповеданий
- Исследование общих и различных черт алтайской традиционной веры и других религий
- Участие в межрелигиозных форумах и конференциях для обмена опытом и межконфессионального диалога
3. Адаптация к современным реалиям
- Использование современных средств коммуникации для распространения информации о вероисповедании и обрядах
- Разработка и издание учебных материалов о традиционной вере для молодежи и широкой общественности
- Участие в религиозных и культурных мероприятиях, организуемых в современном обществе
4. Укрепление правового статуса алтайской веры
- Взаимодействие с государственными и местными органами власти для получения поддержки и защиты прав алтайских верующих
- Активное участие в создании законов и нормативных актов, регулирующих религиозную деятельность
- Защита основных принципов и ценностей алтайской веры в правовом поле
5. Расширение границ алтайского вероисповедания
- Миссионерская деятельность среди неалтайских народов для пропаганды традиционной веры
- Обмен опытом и взаимное влияние с другими народами, имеющими сходные верования
- Международное сотрудничество для популяризации алтайской веры и представления ее на международной арене
В заключение, перспективы развития вероисповедания у алтайцев тесно связаны с сохранением и уважением традиций старших поколений, налаживанием диалога с представителями других религий, адаптацией к современным реалиям и расширением границ вероисповедания. Правовое признание и защита традиционной веры также играют важную роль в развитии алтайского вероисповедания.
Вероисповедание алтайцев
Алтайцы, народ, проживающий на территории Алтайского края и Республики Алтай, имеют свою традиционную веру, которая основана на шаманизме и тотемизме. Вероисповедание алтайцев основано на поклонении природе и духам предков.
Для алтайцев каждая природная форма жизни и элементы окружающей среды обладают своим духом. Духам природы и предков они приносят жертвы и молятся, чтобы получить благосклонность и поддержку.
Центральное место в верованиях алтайцев занимает шаман. Шаман воспринимается как посредник между миром людей и духами. Он способен вступить в контакт с духовным миром и общаться с ними, а также лечить и предсказывать будущее.
Шаманская церемония, называемая «боо», является основным способом общения с духами. Во время церемонии шаман входит в транс и путешествует с духами, чтобы получить нужные знания и указания. Шаман действует под воздействием барабана и иногда использует экстатическое наркотическое состояние для достижения контакта с духами.
Алтайцы также практикуют тотемизм, то есть верят, что многие животные и предметы могут послужить символом и принести защиту и удачу. К тотемам относятся различные животные, такие как волк, медведь, олень и другие.
Основные принципы вероисповедания алтайцев:
- Поклонение природе: алтайцы верят, что природа обладает духами, которым нужно поклоняться.
- Шаманизм: шаман играет важную роль в обществе и связан с духовным миром.
- Тотемизм: алтайцы считают, что различные животные и предметы могут быть символами удачи и защиты.
- Церемонии и ритуалы: алтайцы проводят церемонии и ритуалы, чтобы общаться с духами и получить их поддержку.
Вероисповедание алтайцев является важной частью их культуры и традиций. Оно отражает глубокую связь народа с природой и уважение к предкам
Вероисповедание алтайцев продолжает существовать и развиваться в современном мире, сохраняя свою уникальность и значимость.
Праздники алтайцев
Праздничные традиции Алтая очень разнообразны и по-настоящему уникальны, и поэтому привлекают внимание многочисленных туристов. Самыми важными национальными праздниками у алтайцев считаются:. Чага-Байрам ― праздник поклонения Солнцу
Он отмечается в период февральского новолуния массовыми гуляниями и ритуалом подношения духам Алтая угощения, которое оставляют на тагыле ― сложенном из дикого камня алтаре
Чага-Байрам ― праздник поклонения Солнцу. Он отмечается в период февральского новолуния массовыми гуляниями и ритуалом подношения духам Алтая угощения, которое оставляют на тагыле ― сложенном из дикого камня алтаре.
- Эл-Ойтын ― праздник национальной культуры, проводится раз в два года. Многочисленные гости Эл-Ойтын могут ознакомиться с культурным наследием алтайцев, посетив концерты народной музыки, конные спортивные состязания.
- Курултай сказителей ― своего рода конкурс певцов кайчи. В соревнованиях принимают участие только мужчины, исполняя свои сказания под аккомпанемент щипковых музыкальных инструментов.
Дьылгаяк ― алтайский вариант Масленицы. На этом имеющем языческие корни празднике, который проходит в конце февраля — начале марта, устраивают ярмарки и аттракционы, проводят конкурсы, и как символ прощания с зимой, сжигают соломенное чучело.
На Алтае также ежегодно проводится ряд фестивалей, как общероссийского масштаба, так и региональных:
- «Ах! Фест!». Этот популярный во многих странах гастрономический фестиваль на Алтае проводится в один из летних месяцев. В программе развлекательные и деловые мероприятия: ярмарка изделий народного промысла, дегустация национальных блюд, кулинарные конкурсы и мастер-классы, концертные программы.
- «Сырная деревня». Ежегодный праздник сыра проходит в августе в селе Куяган, где находится старейший сырзавод края. Мероприятие включает ярмарку продукции местных фермеров ― производителей сыра, меда, препаратов из пантов алтайского марала. Здесь можно послушать концерты оркестров народных инструментов, побывать на аттракционах, посмотреть интересные спортивные состязания, где местные богатыри бьются мешками с сеном, тягают груженые телеги и отжимают штанги с надетыми на них головками сыра.
- «Цветение маральника». Этот фестиваль открывает туристический сезон. Он проходит в начале мая, когда предгорья Алтая покрываются лиловым ковром цветущего полувечнозеленого растения, которое в народе называют сибирской сакурой. В программе фестиваля ― демонстрация фильмов об Алтайском крае, музыкальные концерты, показательные выступления мастеров казачьих боевых искусств.
По традиции, Алтай ежегодно в июле месяце чествует своего знаменитого земляка — актера и писателя Василия Макаровича Шукшина. Кинофестиваль «Шукшинские дни» стартует в Барнауле и продолжается еще в нескольких городах Алтайского края. Каждый из участников праздника, а среди них известные актеры, кинорежиссеры, писатели, считает своим долгом побывать на горе Пикет, расположенной вблизи села Сростки.
В этих местах, на берегу реки Катуни, любил сидеть Шукшин. В 2004 году здесь был установлен 8-метровый бронзовый памятник Василию Шукшину.