Внутренние колодки тормозной системы: особенности изнашивания
Внутренние колодки тормозных систем чаще всего расположены на задних колесах автомобиля. Они имеют особенности изнашивания, отличные от наружных колодок. Внутренние колодки тормозной системы работают в условиях повышенной температуры и воздействия агрессивной окружающей среды, так как они ближе к тормозному барабану.
Основной фактор, влияющий на износ внутренних колодок, — это трение. При торможении внутренние колодки прижимаются к тормозному барабану, создавая трение, которое замедляет движение автомобиля. Это трение приводит к постепенному износу колодок. Таким образом, внутренние колодки тормозной системы изнашиваются быстрее, чем наружные.
Внутренние колодки также имеют особенность изнашивания на неровной дороге. При пересечении ям или вмятин, колодки подвергаются более сильному нагружению, что может привести к их более быстрому износу.
Для того чтобы увеличить срок службы внутренних колодок тормозной системы, рекомендуется регулярно проверять состояние системы и своевременно производить замену изношенных колодок
Также важно соблюдать правила эксплуатации автомобиля, не превышая допустимую нагрузку на тормозную систему и не совершая резкого начала и остановки
Внимание к состоянию и обслуживание тормозных колодок является залогом безопасности на дороге и сохранности всей транспортной системы
Классификация тормозных систем автомобиля
Тормозная система автомобиля состоит из нескольких видов механизмов, каждый из которых выполняет определенные функции.
Одни из них взаимосвязаны между собой, другие могут выполнять несколько функций одновременно.
Но в целом, тормозная система включает в себя такие их виды:
- Рабочий механизм;
- Стояночный;
- Запасной;
- Вспомогательные.
Рабочий тормоз является основным.
Именно при помощи него осуществляется замедление движения вплоть до полной остановки во время движения.
Управляется он за счет педали, установленной в салоне. Нажимая на нее ногой с разным усилием, водитель регулирует скорость замедления автомобиля.
Для исключения повышения оборотов силовой установки с одновременным замедлением, управление педалями акселератора и тормоза осуществляется одной ногой — правой. То есть, водитель либо управляет мотором, либо тормозами.
Предназначен для обездвиживания автомобиля во время стоянки и предотвращения самовольного его передвижения.
Организована работа этого типа тормозов так, что при стоянке водитель блокирует вращение колес.
Для этого также можно задействовать трансмиссию автомобиля (включенная передача не дает свободно вращаться колесам), но при постановке машины под уклоном трансмиссия не всегда может удержать автомобиль.
Используя же трансмиссию в паре со стояночным тормозом, можно достаточно эффективно обездвижить автомобиль, особенно если ручник послаблен и «не держит» автомобиль.
Дополнительно ручной тормоз является вспомогательным средством при начале движения на подъем.
Поскольку водитель не может одновременно управлять двумя педалями – газом и тормозом, то высока вероятность, что при попытке тронуться с места на подъем автомобиль откатиться назад.
В случае же использования ручника, машину можно удерживать, пока двигатель не сможет сдвинуть авто с места, а после тормоз отпустить, тем самым исключив вероятность отката назад.
Реализуется далеко не на всех автомобилях. Предназначен он для обеспечения торможения автомобиля в случае отказа рабочего механизма.
Может быть реализован как отдельная автономная система, воздействующая на тормозные механизмы колес, или же запасной тормоз может быть частью контура рабочей системы.
Зачастую этот тип на легковые авто не устанавливается, а его роль выполняется стояночный тормоз.
Встречаются на грузовых автомобилях и позволяют разгрузить рабочий тормоз при движении на затяжных спусках.
Также к вспомогательным механизмам относятся контуры системы, отвечающие за срабатывание тормозных механизмов прицепов.
Тормозная система с барабанными тормозами
Самой старой и наиболее распространенной тормозной системой является система с барабанными тормозами. Она состоит из двух барабанов, которые находятся на каждом колесе, и тормозных колодок, которые прижимаются к поверхности барабана, чтобы замедлить вращение колеса.
Одним из преимуществ такой системы является ее простота и низкая стоимость. Она также может работать в самых разных условиях, включая сухую и мокрую погоду.
Однако, барабанные тормоза имеют свои недостатки. Они не очень эффективны при быстрой езде или при остановке тяжелых автомобилей, так как не могут быстро отводить тепло. Также они склонны к перегреву, что может привести к потере тормозной мощности.
Рекомендации о замене тормозных колодок
Фрикционный наполнитель состоит из различных составляющих — каучука, графита, минеральных волокон, смол. Чтобы они прослужили долго, надо соблюдать технический регламент. На спортивных авто срок эксплуатации тормозных колодок не превышает 5–7 тыс. километров пробега.
С другой стороны, российским водителям не стоит фанатично следовать правилам регламента, так как на износ расходников влияет множество сторонних факторов:
- автомобиль часто нагружается выше нормы — чем тяжелее груз, тем активнее проходит работа тормозов, а значит, износ усиливается;
- манера езды водителя чересчур агрессивна — при таком стиле вождения, когда неизбежны частые и резкие торможения, ресурс колодок сокращается в разы быстрее;
- плохое качество дисков (барабанов) — наполнитель соприкасаются с ними постоянно, поэтому поверхности этих деталей обязаны соответствовать нормам.
- условия эксплуатации — постоянное передвижение по грунтовке и бездорожью ускоряет износ не только накладок, но и дисков с суппортом.
Отсюда вытекает реальный срок службы тормозных колодок, колеблющийся в пределах 5–40 тыс. километров. Свою лепту вносит конструкция автомобиля, модификация. На премиальных машинах расходники ходят дольше, так как сделаны из более качественного материала, снабжены пискунами и системами контроля изношенности. Кроме того, здесь предусмотрены датчики износа колодок — когда система считывает неисправность, то на приборной панели загорается лампочка.
Предупреждающая надпись на приборной панели
Напоследок, пара рекомендаций по выбору. Желательно покупать изделия с высокой прогрессией торможения, гладкой металлической подложкой и толстым наполнителем без царапин/трещин/мусора
Обратите внимание также на крепление фрикционного материала к подложке — никакого шатания быть не должно!
Выбирая новые расходники, обращайте внимание на наполнитель — то, что наносится на металлическую часть колодки. Сейчас на рынке продается много китайского, низкосортного товара по низким ценам
Покупать такие модели не стоит, так как налицо ложная экономия денег — через некоторое время запчасти придут в негодность, придется менять их снова.
Таким образом, водительская манера ездить, качество покупаемых элементов и климат региона прямо влияют на состояние и «жизнь» тормозных колодок. Установка новых деталей в этом случае может понадобиться гораздо раньше намеченного срока
Важно не забывать, что накладки нуждаются в регулярном осмотре на предмет трещин, сколов и других разрушений. Поэтому не ленитесь проверять детали, а если нет времени — отвозите машину на диагностику в СТО.
Различия между внутренними и наружными колодками
1. Расположение:
Внутренние колодки расположены внутри барабана и соприкасаются с его внутренней поверхностью. Наружные колодки находятся снаружи барабана и соприкасаются с его внешней поверхностью.
2. Износ:
Внутренние колодки обычно изнашиваются медленнее, так как барабаны защищают их от воздействия пыли, гравия и осадков. Наружные колодки более подвержены износу, так как на них напрямую воздействуют все внешние факторы.
3. Монтаж:
Установка внутренних колодок более сложная, так как требует специальных инструментов. Наружные колодки более легко устанавливаются и заменяются без особых затруднений.
4. Эффективность:
Внутренние колодки обычно обеспечивают более плавную и равномерную остановку автомобиля. Наружные колодки могут давать более резкое торможение, но более склонны к заклиниванию.
5. Цена:
Внутренние колодки обычно стоят дороже наружных, так как монтаж их требует больше времени и усилий. Однако, частое замещение наружных колодок может в конечном итоге обойтись дороже.
Когда следует производить замену тормозных колодок
Каждый рачительный хозяин своей машины регулярно перед выездом проводит ее осмотр, проверяя уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкости. Но о периодической проверке такой «мелочи», как тормозные колодки (планки) многие автовладельцы даже не задумываются, а зря. В вопросе безаварийной езды не может быть мелочей, ведь от их состояния напрямую зависит безопасность, а в некоторых случаях жизнь людей. Понятно, что демонтировать каждый раз колесо, чтобы проверить состояние планок нет смысла, есть определенные признаки, подсказывающие водителю о приближающихся сроках их замены. В этой статье мы рассмотрим, как определить износ тормозных колодок. А также какого типа планки бывают, какие из них чаще приходится менять: передние или задние
Сколько тысяч км пробега они могут выходить и на что в общем надо обращать внимание
Типы фрикционного покрытия колодок
- Колодки с нанесенным на них полуметаллическим фрикционным слоем, в котором встречается до 65% составляющих из меди, стальной проволоки или порошка железа, смешанных для лучшего трения с графитом. Их плюс – высокая теплоотдача, а минусы – быстрый износ и шум.
- Планки с приклеенным к ним материалом из органических составляющих: высокотемпературной смолы, резины, стекла, кевлара и углерода. К их положительным качествам можно отнести менее шумную работу и мягкость, а к отрицательным – меньший срок службы и достаточное количество выделяемой ими пыли.
- Колодки с небольшим содержанием металлических элементов, не более 30%, с добавлением органических (вышеописанных) веществ. Что способствует неплохому теплообмену, но сказывается на их шумности.
- Керамические планки, считающиеся на данный момент лучшим вариантом. Их фрикционный слой изготовлен из керамических волокон с добавлением наполнителя, включающего в себя небольшое количество меди. Обладая небольшим весом, эти колодки в эксплуатации более долговечны и производят меньше шума.
Факторы, влияющие на износ колодок
- Режим поездок. Когда машина двигается в городе, часто приходится останавливаться через короткие промежутки, что способствует быстрому износу планок.
- Стиль езды. Неагрессивная манера вождения способствует меньшей нагрузке на тормозной механизм и увеличивает промежуток, через который потребуется менять колодки.
- Характер загрузки машины. При постоянной загрузке багажника уменьшается нагрузка на передние тормозные планки, соответственно и менять их нужно будет реже.
Сроки замены и признаки
- Появился звук при остановке авто. Этот звук возникает, при определенном проценте износа фрикционного материала, когда он стирается до металла.
- При резкой остановке слышится звук и ощущается биение в районе колес. Причиной этому служит неравномерный износ колодок или трещины и сколы, которые могут возникать на диске или фрикционном слое. При этом может не сработать даже индикатор при его наличии. Неравномерный износ фрикционного слоя опасен тем, что через определенное количество км пробега придется менять не только планки, но и диск или барабан колеса.
(Осторожно! Громкий звук.)
https://youtube.com/watch?v=UmbxgHWfsK0
- Вырос тормозной путь и время, затраченное на остановку авто. Это случается когда происходит неравномерный или полный износ планок, в этом случае нужно срочно их менять.
- Занос из-за неравномерного срабатывания тормозов, когда одно из колес схватывается быстрее, а второе, на котором износились колодки, медленнее.
https://youtube.com/watch?v=lWHzN5YZp8A
«Питер — АТ»
ИНН 780703320484
ОГРНИП 313784720500453
Уход за тормозной системой автомобиля
Тормозная система играет одну из основных ролей в обеспечении безопасности при движении на автомобиле.
Поэтому в обязательном порядке необходимо следить за ее состоянием и своевременно проводить техническое обслуживание.
Поскольку что в рабочем, что в стояночном тормозе составных элементов немного, то уход за всей системой не очень сложен.
В перечень работ по обслуживанию входит:
- Контроль уровня рабочей жидкости в бачке;
- Прокачка гидравлического привода для удаления воздуха из системы;
- Замена изношенных колодок;
- Проверка и регулировка ручника.
Помимо этого, также периодически следует осматривать состояние гидравлических магистралей, особенно их резиновых частей.
Что касается дисков и барабанов, то они тоже изнашиваются, но очень медленно, поэтому замене они подлежат очень редко, если, конечно, диск не покоробило от перепада температур.
Особенности ремонта элементов тормозной системы.
Следует отметить, что ремонт тормозов авто не является особо дорогостоящим, если он не оборудован дополнительно вспомогательными системами.
А вот если имеется та же АБС, да еще включающая в себя несколько систем (антиблокировка колес и система экстренного торможения) и на премиальном авто, к примеру, любой из современных Ауди, неисправности именно с этими системами могут обойтись очень дорого.
Какой бы тормозной системой не оснащался автомобиль, она требует постоянного контроля работоспособности, а также обслуживания и ремонта, поскольку это значительно влияет на безопасность движения.
Без определенных знаний все выше перечисленное сделать сложно, поэтому мы надеемся, что после прочтения данной статьи вы начали хоть немного разобраться в этих вопросах.
Источник
Когда менять колодки?
Мы знаем, как определить допустимый износ тормозных дисков
Но стоит уделить внимание и колодкам, так как данные элементы работают в паре и вместе влияют на эффективность торможения
Один из признаков износа колодок – это писк в процессе снижения скорости. Звук издает специальный датчик износа. Это специальная пластина. Когда фрикционный слой колодки стертый, пластина касается диска и заставляет датчик срабатывать.
Можно определить, что колодки изношены по работе тормозной системы. Чересчур слабые или слишком резкие тормоза могут свидетельствовать об износе. В первом случае торможение не интенсивное, хотя педаль нажата достаточно глубоко. Во втором колеса блокируются из-за отсутствия фрикционной накладки.
Как определить износ тормозных дисков и колодок? Это можно выяснить по вибрациям при торможении, а также при помощи визуального контроля и измерительного инструмента. Других вариантов не существует.
Уход за тормозной системой автомобиля
Как один из наиболее важных узлов, тормозная система автомобиля требует постоянного внимания и ухода. Здесь буквально любая неисправность может привести к непредсказуемым последствиям на дороге.
Некоторые диагнозы можно поставить, исходя из характера поведения тормозной педали. Так увеличенный ход или «мягкая» педаль свидетельствуют, скорее всего, о попадании воздуха в систему гидропривода в результате утечки тормозной жидкости. Поэтому необходимо периодически контролировать уровень жидкости в бачке.
Её повышенный расход может быть следствием повреждения гидрошлангов и трубок, а также обыкновенного испарения со временем. Это приводит к попаданию в систему воздуха и отказу тормозов.
Пришедшие в негодность детали необходимо заменить, а систему придется прокачивать, выпуская воздух из каждого рабочего цилиндра на колесах и доливая жидкость. Процесс длительный и нудный.
Уход автомобиля при торможении в сторону говорит о возможном выходе из строя одного из рабочих цилиндров или чрезмерном износе накладок на каком-то определенном колесе. При загрязнении тормозных механизмов может возникать характерный шум при нажатии на педаль.
Все эти неисправности легко устраняются самостоятельно или обращением в сервисный центр. А чтобы свести к минимуму вышеописанные неприятности, берегите тормоза, чаще используйте торможение двигателем, особенно на крутых и затяжных спусках. Продолжительное по времени включение основной рабочей системы ведет к перегреву деталей и служит причиной различных поломок.
Мне нравится3Не нравится
Периоды времени
Время реакции водителя (см. рис. «Время и замедление при торможении до полной остановки» ) — это время между обнаружением водителем условий, при которых необходимо тормозить, и моментом начала использования тормозной системы (t).
Время срабатывания органа управления — это затраченное время между моментом, когда орган управления управляющего устройства, на который действует управляющая сила, приходит в движение, и моментом, когда он достигает своего конечного положения, соответствующего прикладываемой управляющей силе. Это так же справедливо для нажатия и отпускания тормозов.
Время первоначального срабатывания тормозной системы t1-t— это время между моментом, когда орган управления устройства, на который начинает действовать управляющая сила, начинает движение, и моментом возникновения тормозной силы.
Время нарастания замедления t1‘-t1 — это время между моментом начала действия силы торможения и моментом достижения определенной ее величины (75% асимптотической величины давления в колесном тормозном цилиндре; определено в ЕЭС 71/32032.4, Приложение III/2.4).
Время активного торможения t4-t1 — это время между моментом начала действия тормозной силы и моментом прекращения ее действия. Если автомобиль остановился до прекращения действия тормозной силы, то момент окончания движения определяет конец времени активного торможения.
Время растормаживания — это время между моментом начала отпускания органа управления и моментом прекращения действия тормозной силы.
Время полного торможения t4-t — это время между моментом начала движения органа управления управляющего устройства и моментом прекращения действия тормозной силы. Если автомобиль остановился до прекращения действия тормозной силы, то момент окончания движения определяет конец времени активного торможения.
Тормозной путь s
Расстояние, проходимое автомобилем в течение времени полного торможения. Сумму тормозного пути и пути, проходимого за время реакции водителя, называют «остановочным путем».
Работа тормозных сил W
Это интеграл произведения мгновенной результирующей тормозной силы Ff и элементарного перемещения ds на участке тормозного пути s:
W = ∫s (Ff ds)
Произведение мгновенной результирующей тормозной силы Ff и скорости движения автомобиля v:
P = Ff v
Замедление при торможении
Уменьшение скорости под воздействием тормозной системы за рассматриваемый промежуток времени t. Различают:
Мгновенное замедление при торможении
a = dv/dt
Среднее замедление за промежуток времени: среднее замедление за промежуток времени от tB до tE равно
a = (vE—vB)/(tE-tB)
где vE и vB — скорость автомобиля в моменты времени tE и tB
Среднее замедление за пройденный путь: Среднее замедление за пройденный путь между точками sB и sE :
ams = (v2E—v2B)/ 2(sE — SB)
где:
vE и vB— скорости автомобиля при движении в точках sB и sE.
Среднее замедление за весь тормозной путь: среднее замедление при торможении вычисляется с помощью уравнения:
ams0 = -v2/ 2s
где v относится ко времени t (особый случай с ams, где sE= s)
Среднее установившееся замедление dm : это среднее установившееся замедление за пройденное расстояние определяется условиями vB = 0,8 v и vE = 0,1 v, следовательно,
dm = (v2B — v2E)/2(sE — SB)
Среднее установившееся замедление используется в Правилах ЕСЕ 13 в качестве меры эффективности тормозной системы. Поскольку здесь используются положительные значения dm, то математический знак в данном случае обратный. (Чтобы установить взаимосвязь между тормозным путем и замедлением при торможении, оно должно быть выражено в виде функции от пройденного пути.)
Тормозной фактор z
Отношение между тормозной силой Ff и допустимым статическим весом Gs, приходящимся на ось или оси автомобиля:
z = Ff/Gs
РЕКОМЕНДУЮ ЕЩЁ ПОЧИТАТЬ:
Пример HTML-страницы
Устройство тормозной системы
- сам привод — на легковых авто он бывает
преимущественно гидравлического типа; - главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
- накладки и диски;
- контуры(шланги, трубки);
- педаль привода (находится в салоне, между муфтой и
акселератором); - колесные цилиндры;
- регулятор давления — устанавливается на
автомобилях, где предусмотрена вспомогательная ABS, и в процессе резкого торможения
уменьшает давление в гидравлике (во избежание потери контакта задних колес с
дорогой, так как центр тяжести авто перемещается вперед); - блок
АБС; - вакуумный усилитель — отвечает за
увеличение общего давления, ставится в единый блок с ГТЦ.
Контуры управления тормозом бывают различного типа —
обычно устанавливаются по определенной схеме (параллельно или диагонально).
Разделяются они с помощью ГТЦ, что позволяет системе не утрачивать свою
работоспособность даже при неполадке с одним из контуров.
Подключение тормозных контуров
Схема подключения тормозных контуров
Внутренние колодки: преимущества и недостатки
Преимущества внутренних колодок | Недостатки внутренних колодок |
---|---|
1. Изнашиваются медленнее | 1. Меньшая эффективность торможения |
2. Лучше справляются с высокими температурами | 2. Большой размер и вес |
3. Обеспечивают более плавное торможение | 3. Более сложная конструкция |
4. Меньше изделяют шума | 4. Более высокая стоимость |
Внутренние колодки имеют ряд преимуществ в сравнении с наружными колодками. Они изнашиваются медленнее, что означает, что их нужно менять реже. Кроме того, внутренние колодки лучше справляются с нагревом, что делает их более долговечными при интенсивном использовании. Кроме того, внутренние колодки обеспечивают более плавное торможение и создают меньше шума.
Однако, у внутренних колодок есть и некоторые недостатки. Внутренние колодки имеют большой размер и вес, что может повлиять на общую массу автомобиля и потребление топлива. Кроме того, конструкция внутренних колодок более сложна, что может увеличить стоимость и время на их замену.
В целом, внутренние колодки имеют ряд преимуществ и недостатков. При выборе тормозных колодок необходимо учитывать особенности вашего автомобиля, условия эксплуатации и предпочтения водителя.
Тормозная система с электронным управлением
EBS является новым и более сложным типом тормозной системы, который работает в сочетании с другими системами управления автомобилем, такими как система управления двигателем и система стабилизации.
Одним из преимуществ EBS является ее эффективность и точность. Система использует электронику и датчики для контроля тормозной мощности, что позволяет обеспечить более точное торможение, уменьшить износ тормозных колодок и увеличить срок службы тормозной системы.
Однако, тормозная система с EBS может быть более дорогой в установке и обслуживании, чем другие типы тормозных систем. Также эта система требует высококвалифицированного персонала для диагностики и ремонта.
Какой тип является наиболее эффективным?
Хотя каждый из перечисленных выше типов тормозных систем имеет свои преимущества и недостатки, нет одного конкретного типа, который можно назвать наиболее эффективным для всех автомобилей и для всех условий езды. Выбор оптимального типа тормозной системы зависит от ряда факторов, таких как тип автомобиля, его масса и габариты, тип дороги, на которой ведется езда, и индивидуальных потребностей владельца автомобиля.
Однако, при выборе тормозной системы для автомобиля стоит учитывать не только ее эффективность, но и ее безопасность, надежность и удобство использования. Также необходимо убедиться, что тормозная система соответствует стандартам безопасности и правилам дорожного движения.
В целом, наиболее распространенными и эффективными типами тормозных систем являются гидравлическая тормозная система и тормозная система с ABS. Они предоставляют хорошую тормозную мощность и обеспечивают безопасность при экстренном торможении и на скользких дорогах.
Независимо от выбранного типа тормозной системы, важно следить за ее состоянием и регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля, чтобы обеспечить надежность и безопасность во время езды. Также необходимо правильно использовать тормозную систему и соблюдать правила дорожного движения, чтобы избежать возможных аварий и несчастных случаев
Как определить износ тормозных колодок
При фиксации признаков неисправности тормозных колодок, рекомендуется визуально оценить их состояние. Главным критерием является толщина фрикционного слоя. Минимально допустимая толщина прописана в мануале к конкретному автомобилю.
Необходимо оценивать состояние наружной, внутренней накладки и тормозного диска. Наличие на диске царапин, потемнений указывает на износ. Также замеряется толщина фрикционного слоя, используя штангенциркуль или линейку. Если отмечается критический износ, требуется менять колодки.
Дисковых
Для ответа на вопрос менять или нет накладки дисковых тормозов, проводится демонтаж колеса, отвод суппорта и замер толщины фрикционного слоя. При наличии доступа поднимать суппорт не требуется. Дополнительно оценивается состояние направляющих, пыльников и расположенных под ними рабочих поршней суппорта. По мере необходимости трущиеся элементы обрабатываются смазочным веществом.
Барабанных
Как уже отмечалось ранее, нагрузка на колодки барабанного типа значительно ниже. И первым критерием износа накладок тормозных барабанов станет проведение 2-3 смен колодок спереди. Но окончательный вывод менять или нет, делается после осмотра.
Оценить состояние накладок барабанного типа довольно проблематично. Наиболее простой вариант – использование смотрового окошка, расположенного спереди или сзади барабана под заглушкой из резины. Потребуется загнать автомобиль на смотровую яму или подлезть под него. Метод позволяет оценить состояние одной накладки. Вторая может отличаться степенью изношенности или вообще полноценно не прижиматься. Для системы торможения барабанного типа допускается остаток фрикционного слоя в полтора миллиметра. При визуальной фиксации стирания детали на половину – фактическая изношенность составит семьдесят процентов. Такие колодки рекомендуется менять.
Более трудоемкий, но эффективный вариант оценки барабанных накладок – демонтаж и разборка барабана. Помимо четкого замера толщины фрикционного слоя, попутно удастся проверить работоспособность механизма развода накладок, поршня и изношенность внутренней полости барабана. Успешное функционирование накладок подтвердит умеренный износ и металлический блеск поверхности по окружности внутри барабана.
Принцип работы стояночного тормоза
Как и в рабочей системе, стояночный тормоз состоит из двух составляющих – привода и исполнительного механизма.
Зачастую в стояночном тормозе используется механический тип привода, который обладает простотой конструкции и надежность.
В качестве исполнительных механизмов обычно используются барабанные тормоза, для чего в их конструкцию добавлены специальные рычаги.
Весь привод состоит из храпового механизма, установленного в салоне связанного с тросом, тянущимся под автомобилем к тормозным механизмам, где он соединяется с рычагами.
Принцип работы очень прост: поднимая рычаг в салоне, водитель задействует храповой механизм, исключающий самовольное опускание ручника.
В результате этого действия, водитель тянет трос, а тот в свою очередь обеспечивает перемещение рычага, который разводит колодки, прижимая их к барабану.
Для растормаживания водитель нажимает клавишу на рычаге, тем самым выводя из зацепления собачку из храпового механизма. Это позволяет опустить рычаг и привести весь механизм в исходное положение.
Недостатком такого привода ручного тормоза является надобность в периодическом регулирования натяжения троса. Также трос со временем может перепреть, и его придется менять.
В современных системах ручного тормоза применяются электрические приводы. Причем некоторые из них даже используются в качестве исполнительного механизма дисковые тормоза.
Также такой тип стояночного тормоза может блокировать не колеса, а трансмиссию.
Суть такого типа привода сводится к тому, что в рабочие механизмы устанавливаются электродвигатели, которые и воздействуют на колодки.
Но такие приводы считаются конструктивно сложными, что значительно повышает вероятность их поломки. Поэтому они пока не получили широкого распространения.
Многие автопроизводители продолжают отдавать предпочтение простому и дешевому тросовому ручному тормозу.
Виды тормозных систем автомобиля
Для реализации хорошего и стабильного торможения,
конструкторы предусмотрели в автомобиле несколько видов тормозов.
Рабочая
Первоочередная функция этого узла — снижать скорость
вращения колес машины вплоть до окончательной остановки. На автомобилях
современного образца рабочий тормоз состоит из нескольких компонентов
(подробнее ниже).
Схема тормозной системы автомобиля
Схема тормозной системы автомобиля
Работа тормозной системы основана на простейшем
принципе — при включении привода, гидравлическое давление повышается. Активируются
цилиндры, срабатывают колодки, вращение колес замедляется, и машина
останавливается.
Запасная
Служит для экстренной или аварийной остановки
машины, если главный тормоз отказал или неисправен. Практически выполняет аналогичную функцию блокировки колес.
Может работать как
самостоятельный узел или часть основной — например, реализуется один из
контуров привода.
Запасная тормозная система
Схема запасной тормозной системы
Стояночная
Эта часть тормоза выполняет другую функцию —
удерживает автомобиль на спусках и при длительных стоянках, блокируя задние
колеса. Также она поможет при аварийном/экстренном торможении, когда остальные
системы неисправны. Этот вид тормоза часто называют ручным, так как задействуют
его привод на многих автомобилях рукой (исключение, Мерседес-Бенц).
Стояночный тормоз
Схема стояночного тормоза
Компоненты тормозной системы
Энергоснабжающее устройство тормозной системы
Часть тормозной системы, служащая для регулирования и, если необходимо, увеличения усилий, требуемых для торможения. Она ограничена точкой, с которой начинается устройство передачи энергии по различным цепям тормозных систем, включая цепи вспомогательных устройств, если они установлены.
Источником энергии является та часть энергоснабжающего устройства, которая вырабатывает энергию. Он может быть расположен на некотором удалении от транспортного средства, например, при использовании пневматической тормозной системы для прицепа. Источником энергии также может служить мускульная сила водителя.
Управляющее устройство тормозной системы
Часть тормозной системы, от которой задается работа и управление этой системой. Управляющий сигнал может передаваться в рамках управляющего устройства различными средствами — например, механическими, пневматическими, гидравлическими или электрическими, включая использование вспомогательной энергии или не мускульной силы.
Содержит органы управления и срабатывает от:
- Непосредственного воздействия водителя рукой или ногой;
- Косвенного вмешательства водителя или без какого-либо его воздействия (только в случае отсоединения буксируемого прицепа);
- Изменения давления в соединительном трубопроводе или электрического тока в проводе, между тягачом и прицепом в момент, когда задействуется либо отказывает одна из тормозных систем тягача;
- Инерции транспортного средства или его массы, или инерции одной из его основных составляющих частей.
Управляющее устройство заканчивается в месте распределения энергии для торможения или ее преобразования.
Передающее устройство (тормозной привод)
Часть тормозной системы, которая передает энергию, распределяемую управляющим устройством. Оно начинается либо в точке, где заканчивается управляющее устройство, либо в точке, где заканчивается энергоснабжающее устройство. Соединяет управляющее или энергоснабжающее устройство с тормозными механизмами, в которых создаются усилия, направленные против движения автомобиля. Тормозной привод может быть механического, гидравлического, пневматического, вакуумного, электрического или комбинированного, например, гидромеханического, гидропневматического типа.
Тормозной механизм
Части тормозной системы, в которых создаются силы, противодействующие движению автомобиля или его тенденции к движению, такие как фрикционные тормоза (дисковые или барабанные) или тормоза-замедлители (гидродинамические или электродинамические замедлители, горные тормоза).
Вспомогательное устройство тягача для прицепа
Часть тормозной системы на тягаче, которая предназначена для передачи энергии к тормозным системам прицепа и для управления ими. Вспомогательное устройство содержит линии управления и передачи энергии с соединительными элементами для тормозной системы прицепа.