Почему Apple?
В 1976 году Стив Джобс, один из трех основателей производства персональных компьютеров в Калифорнии, при регистрации компании предложил название Apple (яблоко), чтобы оно печаталось в алфавитном указателе телефонного справочника выше компании Atari, в которой ранее работал Стив. Фирма Atari занималась производством видеоигр. В этом же году другой основатель компании Apple нарисовал логотип, изображающий сэра Исаака Ньютона, сидящего под деревом, на котором висит яблоко. Логотип воспроизводил известную легенду о том, что Исаак открыл закон тяготения, когда ему на голову упало яблоко. Этот не имеющий отношения к реальности миф был создан одним из биографов сэра Ньютона, Уильямом Стокли, и популяризирован просветителем и борцом с религией Вольтером. Примечательно, что Ньютон был глубоко верующим человеком и священником. Вольтер же называл церковь «гадиной», а яркая иллюстрация величия человеческого разума нужна была для идейной борьбы с христианством.
Когда христианство как официальная государственная идеология для европейцев было повержено с помощью вспыхнувших одна за другой буржуазных революций, миф о Ньютоне и яблоке уже занял прочное место в умах людей, о чем свидетельствует, например, его широкое использование в иллюстрациях к учебной литературе для детей. Таким образом, во второй половине XX века к этому мифу можно было с успехом обращаться для того, чтобы вызвать необходимые ассоциации, которые в свою очередь должны побудить потребителя к покупке компьютера. Всё по законам создания бренда! Так название и логотип стали жить вместе ради коммерческой выгоды своих талантливых создателей.
Когда через год в 1977 году появился персональный компьютер Apple II, пришлось менять логотип, который уже не соответствовал принципу простоты и ультрасовременному виду нового компьютера. Партнеры наняли профессиональных маркетологов, которые разработали варианты нового логотипа. Графический дизайнер Роб Янов «оттолкнулся» от старого логотипа и упростил его до изображения одного яблока. На выбор было представлено несколько вариантов, в том числе целое и откушенное яблоко. Выбрали откушенное, так как целое можно было спутать с вишней, а откушенный кусок хорошо гармонировал со словом байт, которое в английском языке имеет два значения – глагол «кусать» и существительное «единица цифровой информации». Позднее в интервью изданию «The Cult of Mac» (говорящее название «Культ (продукции) Мак» Роб Янов утверждал, что никакого значения, связанного с плодом от древа познания, в логотип он не вкладывал. Точка!? Но, означает ли это, что логотип Apple не является символом грехопадения? Чтобы окончательно расставить точки над «ё», нам потребуется рассмотреть историю символов мифа об Адаме и Еве.
Догмат о грехопадении в христианстве
Остановимся здесь более подробно на догмате о грехопадении, необходимом в христианстве.
Наблюдаемый мир, хоть и красив, но полон несовершенства. Самое главное несовершенство состоит в том, что вне зависимости от прожитой жизни, каждый человек умирает. Это противоречит пониманию человека как образа Божия, поскольку Сам Бог является Жизнью и не подвержен смерти. Христианство утверждает, что с человеком так было не всегда. Родоначальники человечества — Адам и Ева — не были исходно подвержены смерти. Тогда, будучи ещё только сотворёнными Богом, они были поселены Им в рай — отдельное место на земле с особыми условиями. Хотя уже сразу после сотворения человек был назван Богом обладателем и владыкой всей земли и всего, что её населяло, в раю предполагался дальнейший физический, интеллектуальный и духовный рост человека. Для того, чтобы достигнуть этого роста, Адаму и Еве надо было выполнять заповеди, данные им Богом. Они должны были возделывать землю в раю (физический труд), давать имена животным (интеллектуальный труд) и до поры до времени воздерживаться от употребления плодов с дерева, называемого деревом познания добра и зла (духовный труд). Кроме того, первые люди также должны были дать потомство, которое в дальнейшем должно быть разрастись в целое человеческое сообщество. В этом состоянии Адаму и Еве, а также их потенциальным потомкам, смерть непосредственно не грозила.
Исполняя первые две заповеди, первая человеческая пара в какой-то момент решила не выполнять третью — плоды с дерева познания добра и зла были ими съедены. Мотив этого поступка состоял в том, что в результате съедения этих плодов человек получал новые духовные способности, ещё более возвышающие его над природой. Именно этот поступок и называется грехопадением, поскольку эти способности были получены человеком слишком рано. С учётом ещё не вполне окрепшего нравственного облика человека, их неразумное и ничем неограниченное использование гарантированно привело бы его к полному саморазрушению. В результате нормальное, т.е. запланированное Богом развитие человека было нарушено, и в силу вступил Его запасной план.
Этот запасной план, о существования которого Адам и Ева знали ещё с момента получения заповедей от Бога, состоял в том, чтобы ограничить срок жизни, или, что может быть вернее, срок активной деятельности каждого человека. Это делалось для того, чтобы дать каждому человеку дополнительный стимул стремиться к добру и делать добро, а не зло — ведь на совершение добрых дел отведено теперь только ограниченное время. А в случае, если он выбирает всё-таки зло, остановить его на этом пути. Теперь как целое человек оказался смертным, хотя его душа и остаётся неуничтожимой — однако существование души отдельно от разложившегося тела нельзя признать нормальным состоянием человека. Вместе с тем, изменился и весь материальный мир: апостол Павел говорит, что в результате грехопадения «… вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:22-23). Изменение человека и всей Вселенной называют последствиями грехопадения. То, что теперь человек стал смертным, что он подвержен влиянию внешних материальных и душевных воздействий, обозначают словом тление, которое вроде гнили распространилось по всей природе человека.
Когда запретный плод стал яблоком?
Вплоть до позднего Средневековья и начала Возрождения плод с дерева познания добра и зла не имел устойчивой ассоциации с конкретным фруктом. В римских христианских катакомбах начала нашей эры миф о грехопадении часто изображался вовсе без плода из-за грубости техники, не позволяющей прорисовывать мелкие детали. Художников, иллюстрирующих списки Библий или украшающих храмы мозаикой или фресками в Византии или в Европе, прежде всего, интересовала духовная и назидательная сторона мифа. Но уже с конца XIV в. в Европе художественная техника Ренессанса становится настолько реалистичной, что требует определенности в изображении плода. Было выбрано яблоко. С тех пор на протяжении шести веков Европа изображает запретный плод яблоком. Это изображение мы видим на картинах, иллюстрациях, фресках. Позднее яблоко Адама и Евы стало использоваться в театре и кино. Результатом постоянного использования яблока вместе с Адамом, Евой, деревом и змеем стало закрепление образа в массовом сознании в качестве архетипа, к которому стало возможно обращение на бессознательном уровне, например в рекламных целях.
В рекламе широко используется обращение к архетипам. Наиболее известный пример, это использование фаллического архетипа в рекламе Coca Cola через подсознательную ассоциацию. Использование этого архетипа запускает следующее подсознательное рассуждение:
В подобную рекламу рекламодатели вкладывают миллионы долларов, а значит, высоко оценивают её эффективность.
Возвращаясь к логотипу Apple в виде откушенного яблока, мы можем предположить рекламное воздействие и в этом случае. Логотип может обращаться на уровне подсознания к архетипу запретного плода, который в виде яблока формировался в массовом сознании в Европе в течение шести веков, а в виде неопределенного фрукта находился в массовом сознании, по крайней мере, с дописьменных времен. Это яблоко связанно с неповиновением Богу, которое созвучно современному отрицанию Бога через противопоставление «религиозного мракобесия» и «прогрессивной науки» в сочетании со свободной эмансипированной от религии массовой культурой.
Продукция Apple стала популярной, культовой и статусной. Обладание ею дает владельцу ощущение сопричастности к модному, современному и прогрессивному сообществу. Поэтому логотип на подсознательном уровне теоретически может привлекает покупателей, которые настроены к религии скорее негативно. Помимо прямого рекламного эффекта, возможно, имеется побочное воздействие. Логотип на сознательном уровне обозначает позитивное явление – удобное и современное электронное устройство. Откушенное яблоко на подсознательном уровне является символом неповиновения Богу. Логотип, имеющий символику неповиновения Богу, сообщает ему (неповиновению) позитивную оценку на подсознательном уровне. Таким образом, независимо от того, какой смысл вкладывали создатели в логотип, он может считаться антихристианским и осуществлять соответствующее воздействие.
Может ли этот логотип нанести вред человеку? Древний архетип несет в себе явно негативную оценку откушенного плода (яблоко). Современный же символ логотипа несет в себе подчеркнуто позитивную оценку. На уровне подсознания это несоответствие (конфликт) может вызвать психоз.
Бог, как всегда, предоставляет человеку полную свободу действий и выбор всегда остаётся за нами.
Мифология и религиозные источники: происхождение истории про Адама и Еву
Основной источник истории про Адама и Еву находится в Библии, главным образом в Бытии, первой книге Священного Писания христианства. В этой истории Бог создает Адама — первого человека, который живет в Эдемском саду. Бог также создает Еву — первую женщину, чтобы она стала спутницей Адама. Их история включает в себя соблазнение змеей, нарушение Божьего запрета и изгнание из Эдемского сада.
Интересно отметить, что история Адама и Евы имеет параллели в других религиозных и мифологических традициях. Например, в древней месопотамской мифологии существует история про Адапу и Таумаут, которая имеет сходства с историей про Адама и Еву. В этой истории бог создает Адапу и Таумаут, но они бунтуют против его власти и попадают в Эдем.
Также существуют другие версии истории про Адама и Еву в различных религиозных и мифологических традициях, таких как восточные религии, где аналогами Адама и Евы являются Ману и Шраута. В этих историях рассказывается о первом человеке и первой женщине, из которых родился человеческий род.
Стоит отметить, что история про Адама и Еву имеет глубокие символические значения и может быть рассмотрена как аллегория о происхождении человечества, начале грехопадения итд. В разных религиозных и мифологических традициях история принимает различные толкования и представления о ней, но остается одной из самых важных и запоминающихся историй, которая продолжает влиять на мировую культуру и верования.
Современные исследования адамового яблока и его влияние на организм
Адамово яблоко, известное также как запретный плод, долгое время было предметом мифов и легенд. В наше время существуют различные исследования, которые пытаются раскрыть его тайны и выяснить, как оно может повлиять на организм человека.
Одним из главных компонентов адамового яблока является питательный элемент, известный как полифенолы. Эти соединения обладают мощными антиоксидантными свойствами, которые могут помочь защитить клетки организма от повреждений свободными радикалами. Полифенолы также могут помочь в снижении воспаления и укреплении иммунной системы.
Некоторые исследования показывают, что употребление адамового яблока может помочь снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Это связано с его способностью снизить уровень бад-холестерола в крови и снизить артериальное давление. Также считается, что адамово яблоко может помочь улучшить функцию пищеварительной системы благодаря своему высокому содержанию пищевых волокон.
Однако, несмотря на все полезные свойства, адамово яблоко может иметь и некоторые отрицательные последствия. В некоторых случаях употребление яблока может вызвать аллергическую реакцию у некоторых людей. Также следует помнить, что адамово яблоко является обычным плодом и не обладает никакими сверхъестественными свойствами, описываемыми в религиозных текстах.
В целом, современные исследования показывают, что адамовое яблоко может быть полезным для организма благодаря своим полифенолам и антиоксидантным свойствам. Однако, перед употреблением порций яблока в больших количествах, всегда рекомендуется проконсультироваться с врачом или диетологом.
Новые материалы
Книги
Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)
Книги
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).
Книги
Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2
Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).
Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8
Книги
Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2
Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Книги
Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Философский взгляд на грехопадение
Философы разных школ и эпох размышляли о причинах грехопадения и его последствиях. Некоторые считают грехопадение результатом свободного выбора, что подчеркивает значение ответственности каждого отдельного человека. Другие философы видят в грехопадении неизбежный результат конфликта между свободой воли и врожденными недостатками, что помогает понять сложность морального выбора.
Философский взгляд на грехопадение также позволяет рассмотреть эту историю как метафору для ошибок и несовершенств, с которыми сталкивается каждый человек в своей жизни. Грехопадение Адама и Евы символично выражает человеческую натуру, склонную к совершению ошибок и отступлениям от идеала.
Таким образом, философский взгляд на грехопадение помогает раскрыть более глубокий смысл этой истории, а также подвигает на размышление о морали, свободе воли и ответственности человека за свои действия.
Новые трактовки
Фильм «Адамовы яблоки» поражает своей удивительной многоплановостью. Новые трактовки этого кинокартины продолжают появляться и до сих пор вызывают живой интерес у зрителей.
Одна из таких трактовок заключается в том, что главный герой Адам – это символ человеческой природы. Он проходит через три испытания, которые соответствуют библейскому истории соответствующих трех первых людей на Земле. Адаму, как первому человеку, необходимо пройти этапы жизни, чтобы понять свою жизнь и свои ошибки.
Еще одна интересная трактовка этой картины заключается в том, что она является аллегорией на тему греха и искупления. Адам, совершивший преступление, оказывается за гранью добра и зла. Он ищет пути искупления своей вины и духовного очищения, который он находит в лечебнице священника Ивана, где ему приходится проходить трудный путь раскаяния и принятия самого себя.
- Адамовы яблоки – это фильм, который не оставит равнодушным ни одного зрителя.
- Новые трактовки этого шедевра киноискусства открываются каждый раз, когда зритель просматривает его.
- Картина является мощным символическим выражением глубинных человеческих проблем и показывает нам насколько сложна и разнообразна наша жизнь.
Если бы не было грехопадения
Христианство — единственная из всех религий, которая приоткрывает человеку тайну достижения истинного блаженства, и эта тайна — воссоединение с Создателем. Все другие мировые религии трактуют рай как награду за хорошее поведение и следование Божьим заповедям. А христианство провозглашает: истинной наградой является не райская жизнь без забот и хлопот, а духовное воссоединение с Христом — воплощением Бога.
О необходимости испытания искушением говорят многие апологеты христианства. Преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Для человека не было полезно, чтобы он неискушенным и неиспытанным получил нетление, не впал в гордость и не подвергся осуждению, одинаковому с дьяволом». Только пройдя испытание, человек мог получить в награду бессмертие. Неиспытанному же грозит гордыня от осознания своего совершенства, и, как следствие, желание соперничества с Богом.
Если бы Адам отверг искушение и «поставил на место» Еву, он стал бы совершенным. Возможно, тогда сценарий развития человечества пошел бы по иному пути, который был предусмотрен Господом так же, как и вариант грехопадения. Человеку была дана воля, и он не прошел испытания, выбрав грех. Значит, путь человечества к воссоединению с Богом усложнился, и теперь, чтобы достигнуть этого, люди проходят испытания на соблазн в течение всей своей жизни.
Вопрос-ответ:
Миф или реальность: можно ли есть адамово яблоко?
Адамово яблоко — это мифологическое понятие, которое описывает проморгавшуюся косточку или глотку у мужчины. Такое название получило по аналогии с библейским персонажем Адамом, считающимся первым человеком, именно его яблоко, по преданию, оказалось причиной грехопадения. Но в реальности, адамового яблока, которое нельзя есть — не существует.
Почему адамово яблоко называют мифом?
Адамово яблоко является мифологическим понятием и не имеет реальной основы. Этот термин впервые появился в Средние века, когда существовало представление о том, что горб или «косточка» у мужчины на шее является следствием проклятия или грехопадения. Однако на самом деле, адамовое яблоко — это гортань, которая формируется благодаря развитию голосовых связок во время полового созревания у мужчин. Таким образом, адамовое яблоко не является реальным предметом, который нельзя есть.
Каковы анатомические особенности адамового яблока?
Адамовое яблоко — это гортань, или срамное хрящ, которая расположена на передней части шеи у мужчин и некоторых женщин. Она является одним из основных элементов голосового аппарата и формируется во время полового созревания у мужчин. Форма гортани напоминает грушу или яблоко, поэтому и появилось такое название — адамовое яблоко. Однако, несмотря на то, что гортань у мужчин может быть заметней и выделяться больше, чем у женщин, адамовое яблоко не является чем-то запретным или неприятным — это часть естественной анатомии человека.
Миф или реальность можно ли есть адамово яблоко?
Адамово яблоко — это выражение, которое происходит из Библии и описывает яблоко, которое, предположительно, ел Адам в раю. Существует некоторое разногласие по поводу того, было ли яблоко именно тем, которое выросло на дереве, или это всего лишь символическое изображение грехопадения. Так что, можно сказать, что «адамового яблока» в прямом смысле уже не существует, но в символическом смысле оно продолжает существовать в нашей культуре и религиозных традициях.
В чем состоит значение адамового яблока?
Адамово яблоко имеет различные значения в разных историях и культурах. В Библии адамово яблоко символизирует падение человека в грех и потерю невинности. Также, в некоторых верованиях, адамово яблоко может быть аллюзией к соблазну, сродни запретному плоду. В общем, значение адамового яблока связано с идеей потери и падения, и может быть использовано, чтобы выразить различные концепции, связанные с изначальной греховностью и неповиновением.
Где и как растёт
Родиной маклюры является Южная Америка. Растение было завезено в Россию в первой половине 19 века. Оно широко распространено на территории Америки, Китая, Индии, Средней Азии и в тёплых регионах Европы и России: Крым, Краснодарский и Ставропольский край. Хотя дерево способно акклиматизироваться к сильным морозам и произрастать в более северных районах.
Интересно! Помело — что это за фрукт и как его едят
Форма плода адамова яблока напоминает недозрелый апельсин. Диаметр фрукта достигает 15 см. Кожура у плода толстая зернистая. При разрезании фрукта выделяется млечный сок. Именно он и является ядовитым. Им пропитано всё растение.
Собирать урожай нужно аккуратно, так как на дереве много колючих веток. При ранении ядовитый сок может попасть на кожу и слизистые оболочки.
Растение цветёт весной. Летом появляются плоды, которые в полноте созревают к середине осени. Сбор урожая начинается с середины октября.
Примечания
В скобках — данные, согласно версии Септуагинты.
Книга Юбилеев, гл. 3-4 // Книга Еноха: Апокрифы. СПб, 2000. С.106-111
2-я книга Еноха, 30:11-14
↑ Мидраш Берешит Раба, 8
Книга Юбилеев, 3:15
Книга Юбилеев, 3:16
Книга Юбилеев, 3:28,29; 12:6
4Езд., 7:46, 48
Оракулы Сивилл, 3:26
Зогар, Быт. 55б
↑ Талмуд, Санхедрин 38б
Мидраш Берешит Раба, 17:4; Мидраш Бамидбар Раба, 19:3; Мидраш Кохелет Раба, 7:1 и др.
Комментарий Раши на Быт. 1
Мидраш Танхума к главе Пекудей, 3
«Эмунот ве-Деот» — «Книга о верованиях и религиозных мнениях», 2:9
Берешит Раба, 24:2
Берешит Раба, 14
Таргум псевдо-Ионатанна, 1:27
Таргум Псевдо-Ионатанна, 2:7
↑ Талмуд, Брахот 61а; Эрувин 18а
Талмуд, Хулин 60б
Мидраш Коэлет (Экклезиаст) Раба, 7:1
Талмуд, Эрувин 100б, Нидда 24б
Талмуд, Эрувин 18б; Мидраш Берешит Раба, 20:11; 24:6
Ялкут Реувени Берешит, 2:21; 4:8
Алфавит Бен-Сиры, 23а-б
Гинзбург. Легенды евреев. т.5
Талмуд, Санхедрин 38б; Мидраш «Седер Олам»
↑ П. Полонский, Две истории сотворения мира
Статья «Адам» в Электронной еврейской энциклопедии
↑ Талмуд, Санхедрин 38а
Филон Александрийский, О сотворении мира согласно Моисею, гл. LII
Филон Александрийский. О сотворении мира согласно Моисею, гл. 154 // Толкования к Ветхому Завету. М., 2000
Позиция Маймонида подробно разбирается в следующих книгах: Клайн-Бреслави, Адам, стр. 39-168; Fox, «Interpreting Maimonides», pp. 52-199, и в статьях Клайн-Бреслави, Харви («Маймонид и Спиноза…» ), Бермана и др
Особое внимание вызвала маймонидовская трактовка добра и зла и ее отношение к соответствующей концепции Спинозы; см. статью Харви; Крейсель «Понятие блага в учении Маймонида» ; Pines, «Truth and Falsehood…»; Motzkin, «Maimonides and Spinoza…» и др.
Шемона пераким, гл
8; Мишнэ Тора I, 5, 5:1. См. Клайн-Бреслави, Адам , стр. 244—247; Харви «Толкование Маймонида на Быт. 3:22» , стр. 15-22
см. Путеводитель растерянных, гл. 34
см. Путеводитель растерянных, гл. 31 о вкушении как аллегории познания
О женщине как символе материи см. также в Введении к Путеводителю растерянных и прим. 103 к нему; Путеводитель растерянных I, 6; III, 8. О лишённости как об источнике мирового зла см. Путеводитель растерянных III, 10, как о Сатане, Ангеле смерти, дурном побуждении — III, 22.
см. Розенберг, «Библейский экзегезис в Путеводителе», в конце прим. 22; Клайн-Бреслави, Адам , стр. 243—247; Харви, «Толкование Маймонида на Быт. 3:22» , стр. 19-21; Д. Гамлиэли, «Тайна древа познания»
Мишна, Санхедрин IV:5
Талмуд, Санхедрин 37аб
- Статья «Адам» в Электронной еврейской энциклопедии
- Adam and Eve resources online(англ.) — обширное собрание текстов
- Две истории сотворения мира, П. Полонский
Наказание: изгнание из рая
Бог, разгневавшись на людей, жестоко покарал их. Он лишил их возможности жить вечно в единении с ним и изгнал из райского сада. Следствием этого становятся следующие обстоятельства:
- необходимость возделывать землю для получения пропитания;
- появление болезней, физических и душевных страданий, страха и пороков;
- испытание женщинами сильных физических страданий в процессе деторождения;
- возникновение соперничества и конфликтов в межполовых отношениях, основанных на борьбе за главенство и власть.
Следует отметить, что наказание коснулось не только первых людей, но и всех их потомков, в том числе и современных людей. Но, наряду с наказанием, Господь дал людям надежду на приход Спасителя, который искупит первородный грех физических прародителей. В Библии указывается, что человек несёт в себе наследство двух Адамов:
- от ветхозаветного прародителя люди получили греховный образ жизни, наполненный похотью и пороками;
- Иисус Христос — второй и последний Адам — искупил своим самопожертвованием все грехи человечества, в том числе и первородный грех прародителей, дав возможность каждому человеку достигнуть божьей благодати праведной жизнью.
Таким образом, Милостивый Господь, наказав первых детей своих и всех их потомков, дал им надежду на единение с ним в благодатном Царстве Небесном через праведную земную жизнь.
Психологический аспект Адамового яблока
Выражение «Адамово яблоко» имеет не только библейское значение, но и психологическое. В контексте психологии оно отсылает к симболическому представлению о человеческом теле и связанным с ним мужским принципом, выражающим эгоидентичность и идентификацию.
Согласно психоаналитическим идеям, «Адамово яблоко» символизирует маскулинность и выражает потребность в самоутверждении и мужественности. Оно ассоциируется с осознанием своей индивидуальности, силы и силы воли, откуда и происходит ощущение гордости и уверенности в себе.
Этот символический образ также может отражать наличие внутренних конфликтов и неуверенности в своем мужском начале. Человек, склонный переживать сомнения в своей способности проявить мужественность и контролировать свои страсти, может обнаруживать нервозность или тревогу в ситуациях, требующих силы и уверенности.
Кроме того, «Адамово яблоко» может быть ассоциировано с сексуальным аспектом человеческой природы. В мужском поле это связано с побуждением и желанием, сексуальной активностью и привлекательностью. В некоторых случаях этот символ может отражать идеализацию или страхи в сфере сексуальности.
Таким образом, психологический аспект Адамового яблока открывает перед нами множество интерпретаций и метафорических значений
Оно обращает наше внимание на вопросы самоидентификации, маскулинности и сексуальности, а также наши внутренние противоречия и уязвимости. Расширение нашего понимания этого символа может помочь нам лучше понять самих себя и найти баланс и гармонию в нашей личности
Библейский сюжет
Адам был сотворен в шестой день создания Мира. Если переводить с древнееврейского буквально, то имя первого человека означает «созданный из красной земли» (adamah — краснозем). Священное Писание повествует о том, что Бог создавал Адама по своему образу и подобию. Что это значит? Облик первого человека — это телесное совершенство, а внутреннее, то есть духовное подобие, предполагает развитие и приближение к Божественному началу в течение всей человеческой жизни. Если образ дается человеку «в пользование» изначально как дом для души и подлежит бережному сохранению, то с подобием все иначе. С самого начала в человеке заложен потенциал, дающий ему возможность за отпущенные годы уподобиться Господу. Или пойти иным путем и погубить свою душу. Иными словами, человек наделен правом выбора, и в этом — смысл существования каждого индивида и всего человечества.
Если кратко описать историю Адама и Евы с яблоком, то сюжет достаточно прост. Сотворив Адама, Господь определил местом его проживания чудесный райский сад, называемый в Писании Эдемом. Первый человек обязан был беречь сад и охранять всех его обитателей. Каким был первый человек? Наивным, как ребенок, не обладающий мудростью в силу отсутствия опыта? Судя по Писанию — нет. В первого человека изначально была вложена частица Создателя, а значит, и частица Божественной мудрости. Недаром Бог велел Адаму дать названия всем зверям. И поэтому Он наделил человека волей и правом выбора. Неразумному наивному существу таких привилегий не дают… Адам понимал все и все осознавал. И мог поступать так, как считал правильным.
Но, как говорит Бытие, «человеку не хорошо быть одному», то есть идея двуединства человеческой природы заложена изначально. Погрузив Адама в глубокий сон, Господь сотворил из ребра человека пару для него — женщину по имени Ева (в переводе — «дарительница жизни»). В сотворении Евы нашел проявление главнейший Божий замысел: привнесение в жизнь людей любви, потому что «Бог есть любовь», и, только обладая любовью в душе, мы можем приблизиться к Создателю и «пребывать» в Боге, а Он — в нас.
Господь создал человека чистым и безгрешным, открытым миру. А мир был открыт человеку: не было горя, болезней, усталости, зла.
Одарив первых людей свободной волей (правом выбора), Господь поставил им лишь одно условие: они могли есть любые плоды с деревьев райского сада, запрещалось лишь вкушать те, которые зрели на Древе познания добра и зла. Около семи лет первые люди жили в Эдеме в чистоте, любви и непорочности, а потом случилось грехопадение. Причиной стал дьявол-искуситель в образе змея, поникший в сад и искусивший жену Адама. Еве захотелось обещанного змеем уподобления Создателю, минуя единение с Ним. Змей внушил женщине, что Бог обманывает их, и что Адам и Ева станут равны Ему, если только не побоятся ослушаться. Соблазн быть не подобием, а равными Богу по Его Силе существами оказался столь велик, что Ева решила попробовать запретный плод и угостить им мужа.
Змей, по сути, лишь искуситель. Он не мог заставить Адама и Еву сделать что-либо против их собственной воли. Когда человек съел яблоко с запретного дерева, он совершил осознанный выбор.
Первым чувством, испытанным людьми после грехопадения, стал стыд. Этот факт свидетельствует о том, что первые люди лишились ореола, обеспечивающего им прямую связь с Богом и единство с Ним. Отныне благодать уступила место стыду и боли, человек приобрел такое порочное качество, как злость. Убоявшись гнева Господа, Адам и Ева спрятались о Него в кущах Эдема и не захотели нести ответственность за собственные поступки: Ева обвинила во всем коварного Змея, а Адам — уговорившую его отведать яблоко Еву. «Разборки» по поводу того, кто первый сорвал и съел запретный плод, закончились страшным наказанием первых людей: они были изгнаны Господом из райского сада, навсегда лишившись подаренной Богом благодати. Теперь, чтобы продолжать существование, им нужно было учиться выживать самим. Свободное волеизъявление Создатель людям оставил, только путь к Божественному началу, спасению своей души и воссоединению с Господом теперь лежал через многочисленные испытания и необходимость выбора между добром и злом.