Буквенное обозначение нот и знаков альтерации
Ноты иногда называют буквами латинского алфавита. В этой системе ноты ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ соответствуют буквам C, D, E, F, G, A, H (в американской системе нота Си обозначается звуком B). Диез и бемоль в этой системе тоже имеют буквенные обозначения: диез – is; бемоль – es.
Чтобы обозначить повышение ноты, к букве добавляют суффикс «is». Так Ре диез будет звучать как «Dis», Ля диез – «Ais» и так далее.
Чтобы понизить ноту, добавляем суффикс «es». Соль бемоль – «Ges», Ре бемоль – «Des». Однако Ми бемоль принято называть «Es», а не «Ees»; Ля бемоль — «As», а не «Aes». А для ноты Си бемоль ввели отдельную букву — «B».
В американской системе нота Си всегда обозначается буквой «B», а Си бемоль записывают как «B» со значком бемоля:
В таблице ниже, вы найдете буквенные обозначения нот, а также их альтерированные названия:
Буквенную систему обозначения звуков, особенно любят музыканты эстрадных направлений. Правда, они привыкли упрощать все еще больше, поэтому аккорд по умолчанию считают мажорным, а если нужно указать его минорный окрас, они добавляют букву «m». Так Ми минор будет Еm, Ми мажор просто Е, а До диез минор – C#m. Например:
Музыканты с академическим образованием для обозначения мажора и минора используют слова dur и moll соответственно. Аккорд Ре бемоль мажор можно записать как Des dur, а аккорд До диез минор — Cis moll. Но чаще термины dur и moll используют для обозначения тональностей.
Когда мы называем какую-либо тональность, мы, по сути, обозначаем тонику и лад. Допустим, тоника Ми бемоль, а лад – мажор. Такую тональность мы называем «Ми бемоль мажор». Но тональности также можно называть в буквенной системе. Так Ми бемоль мы заменим буквами «Es», а мажор — словом «dur». Получится Es dur.
И раз уж мы заговорили о тональностях, мне бы хотелось еще раз обратиться к альтерации.
Любая черная клавиша считается альтерированной до тех пор, пока мы не обладаем сведениями о тональности. Без этих данных, мы по умолчанию находимся в тональности До мажор или Ля минор, где звукоряд состоит из всех белых клавиш, а любая черная клавиша является повышенной или пониженной ступенью лада. Однако в условиях конкретной тональности, альтерацией будет называться отклонение от данного звукоряда. Например, в тональности Соль мажор, нота Фа диез является основной ступенью, поэтому она не будет считаться альтерированной.
Статья понравилась114Статья не понравилась21
Сокращенное нотное письмо
Сокращенная нотная запись облегчает чтение нот, особенно если вы используете большое количество повторений одних и тех же тактов с небольшими вариациями.
Реприза — повтор замеров. В этом случае при изменении части измерений используется вольт с одной цифрой, что соответствует циклу повторения.
— Знак, специальный знак, используемый с аббревиатурой От знака.
— Coda, окончание песни, используется в сочетании с сокращениями DS и DC
— Da capo, указывает отрывок в начале музыкального произведения, обычно используется с пояснением: в конце — в конце или в коде — на знаке «код».
— От знака переход к знаку «Знак», также используется: в конце — в конце, в хвосте — к знаку «Код».
— знак используется, если необходимо повторить одно или несколько мероприятий.
— знак используется для повторения мелодического рисунка в одном такте.
Чтобы повторить ноту или аккорд, используйте следующие обозначения:
Тремоло — быстрое, равномерное, чередование двух звуков или созвучий:
Чтобы удвоить одну ноту на октаву, они пишут цифру 8 — это означает, что вам нужно добавить аналогичную ноту к основной ноте, играя на октаву выше:
Если вам нужно сыграть ноты на октаву выше, используйте запись (8va ————— ¬), чтобы сыграть на октаву ниже (8vb ————— ¬). Конечно, проигрываются только ноты, над которыми играется пунктирная линия. Если вам нужно сыграть ноты на 2 октавы выше или ниже, используйте запись (15 мб или 15 мб ——¬).
Такт и размер такта. Слильные и слабые доли.
Для удобства чтения нот музыкальная запись делится на равные отрезки времени (количество ударов) – такты. Такт – это отрезок нотной записи, ограниченный двумя тактовыми чертами.
Первая нота каждого такта имеет ударение — акцент. Эта акцентируемая доля служит началом счета в каждом такте. Такты отделяются друг от друга вертикальными чертами, которые пересекают нотный стан. Эти вертикальные черты называются тактовыми чертами.
После ключа выставляется размер такта. Размер обозначается двумя цифрами, одна под другой в виде дроби: 2/4; 3/6; 4/4 и т.д. Верхняя цифра указывает на число долей в такте, а нижняя указывает длительность каждой доли (какая длительность принята за единицу счета – четверть, половинная, и т.д.). Например: размер 2/2 состоит из двух нот половинной длительности, а размер 7/8 состоит из семи нот восьмой длительности. Но в большинстве случаев вы обнаружите две четверки. Сокращено этот размер еще обозначают буквой С на месте цифр. Иногда вы можете увидеть перечеркнутую вертикальной линией букву С – это равнозначно размеру 2/2.
Как мы уже говорили, первые доли каждого такта выделяются, звучат сильнее других звуков – акцентируются. При этом сохраняется периодичность звучания сильных и слабых долей, т.е. происходит равномерная смена ударений. Обычно такт состоит из нескольких долей, первой сильной (она в нотном стане отмечается знаком акцента >) и нескольких следующих за ней слабых. В двухдольном такте (2/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая. В трехдольном такте (3/4) первая доля («раз») – сильная, вторая («два») – слабая, третья («три») – слабая.
Двухдольные и трехдольные такты называются простыми. Четырехдольный такт (4/4) — сложный. Он образуется из двух простых тактов двухдольного размера. В таком сложном такте есть два сильных акцента на первой и на третьей долях, причем первый акцент — на наиболее сильной доле такта, а второй — на относительно менее сильной доле, то есть она звучит немного слабее первой.
Ключевые и случайные диезы и бемоли
Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.
Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.
Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.
Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.
Длительность нот и пауз
Заштрихована нота или нет, а также палочки, приставленные к ним, т.е. штили, указывают на длительность ноты. Основными длительностями нот являются целая (1) и обозначается незаштрихованной головкой без штиля, а также ее половинные деления: половина (2), четверть (3), восьмая (4), шестнадцатая (5) и т. д. При этом длительность целой ноты есть величина относительная: она зависит от текущего темпа произведения. Еще к стандартным длительностям можно отнести двойную целую, обозначаемую небольшим незаштрихованным прямоугольником со штрихами возле углов.
Если подряд записаны несколько нот длительностью меньше четвертой и ни одна из них (кроме, может быть, первой) не приходится на сильную долю, то они записываются под общим ребром или вязкой — палочкой, соединяющей концы штилей. При этом, если ноты восьмые, ребро одинарное, если шестнадцатые — двойное и т. д. В наше время встречается объединение нот из разных тактов, а также нот, идущих не подряд.
Бывает, что нужно записать ноту, длящуюся, например, три восьмых. Для этого есть два способа: если на время звучания ноты приходится сильная доля, то берутся две ноты, в сумме дающие три восьмых (то есть четверть и восьмая) и залиговываются, то есть между ними ставится лига — дуга, концами почти прикасающаяся к овалам нот. Если же сильная доля осталась в стороне, то для продления ноты на половину ее звучания справа от овала ставится точка (то есть в данном случае три восьмых — это четверть с точкой). Ноты с точкой также могут объединяться под одним ребром.
Наконец, бывает необходимым поделить какую-либо длительность не на две половины, а на три, пять или другое количество равных частей, не кратное двум. В этом случае используются триоли, пентоли и другие аналогичные формы записи.
Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот). Целая пауза (8) равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца. Половинная пауза (9) равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца. Четверная пауза (10) равна по длительности четвертой ноте и обозначается ломанной линией по центру. Восьмая (11), шестнадцатая (12) и тридцать вторая (13) паузы равны по длительности восьмой, шестнадцатой и тридцать второй ноте соответственно и обозначаются косой чертой с одним, двумя или тремя маленькими флажками.
Точка справа у ноты или паузы увеличивает ее длительность на половину. Две точки у ноты или у паузы увеличивают длительность наполовину и еще на четверть.
Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.
Лига (дуга, выгнутая вверх или вниз) связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность. Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато.
Фермата — знак, указывающий исполнителю, на то, что он должен увеличить длительность ноты или паузы на свое усмотрение.
Как читать музыкальные символы
Вот наиболее распространенные символы, которые вы, вероятно, увидите, и что они означают.
Лиги
Лига может означать две разные вещи. Если изогнутая линия соединяет две ноты одинаковой высоты, это называется связью:
Это означает, что вторая нота является продолжением первой ноты. Другими словами, вы продолжаете удерживать первую ноту и не играете ее снова.
Лига может соединять ноты вместе в одном такте, а также переносить их на следующий такт, как показано ниже:
В приведенном выше примере последняя нота в такте продолжает звучать в течение двух ударов во втором такте.
Чтобы вычислить общую длину ноты, вы суммируете длины всех нот (более двух нот могут быть связаны вместе).
Если изогнутая линия соединяет разные ноты вместе (две или более), это обозначение для легато.
Легато – это когда вы играете правой рукой первую ноту, но не играете ударом следующие ноты. Приемы игра хаммер, пул, слайд и теппинг – все это формы легато.
Иногда в нотах используются буквы H или S вместе с изогнутой линией, чтобы указать вам, как играть приемы пул или хаммер.
В приведенном выше примере вы играете ноту G, затем без удара нажимаете на A. Затем вы играете ноту B и без удара нажимаете на C.
Если вы видите наклонную линию, соединяющую ноты, а также изогнутую линию, как показано ниже, это говорит о том, что вам нужно воспроизвести слайд.
Буквы sl. также может отображаться для обозначения слайдов.
Знаки повтора
Когда часть песни повторяется снова и снова (например, рифф, который повторяется на протяжении всей песни), вместо того, чтобы писать такт снова и снова, можно использовать знак повтора.
Знак повтора состоит из двух частей: начала и конца, как показано ниже:
Двойные вертикальные линии и две точки используются в начале и в конце раздела, который нужно повторить.
Приведенный выше пример говорит нам сыграть четыре ноты, затем снова сыграть четыре ноты, прежде чем переходить к следующему такту.
Если такт нужно повторить более двух раз, он сообщит вам цифру над знаком окончания повтора, как показано ниже:
Этот пример говорит нам повторить такт три раза, прежде чем продолжить.
Альтернативные окончания (вольты)
Довольно часто что-то повторяется несколько раз, а затем при последнем повторении происходит небольшое изменение.
Вместо того чтобы выписывать весь раздел целиком, мы можем использовать альтернативные окончания, чтобы повторить все, кроме последнего такта.
Приведенный выше пример означает, что первые три раза вы повторяете первые два такта. Затем, в четвертый раз, вы играете первый такт, затем пропускаете все что в скобке и играете третий такт.
Цифры говорят вам, что играть при каждом повторении. Вот почему мы играем третий такт (обозначенный цифрой 4) при четвертом повторении и пропускаем второй такт (обозначенный цифрой 1-3).
Альтернативные окончания (вольты 1-я и 2-я) поначалу могут показаться запутанными, но они значительно облегчают чтение нот, поскольку вы можете серьезно сократить количество страниц, необходимых для записи песни.
Аппликатура
Ноты могут содержать несколько советов о том, какие пальцы использовать. Это называется аппликатура.
В приведенном выше примере число рядом с первой нотой является рекомендацией, какой палец использовать.
Указательный палец равен 1, средний палец равен 2, безымянный палец равен 3, а мизинец равен 4.
Иногда большинству нот присваиваются номера, но чаще всего первый номер партии обозначается цифрой. Затем вам нужно самостоятельно разобраться с остальными пальцами.
Обычно, как только вы знаете, с какого пальца начинать, довольно легко разобраться с остальным.
Номера струн
Ограничение стандартной нотации заключается в том, что ноты на нотоносце не указывают, где их играть на грифе.
Например, ноту ми 1 ой струны можно сыграть в шести разных позициях (если у вас гитара с 24 ладами).
Ноты могут подсказать вам, на какой струне должна быть сыграна нота, используя число в круге.
В приведенном выше примере первая нота должна быть сыграна на пятой струне.
В стандартной нотации используется множество других символов, но приведенных выше примеров должно быть достаточно, чтобы понять как читать ноты для гитары.
Поскольку большинство нот, доступных сегодня, представляют собой комбинацию стандартной нотации и гитарной табулатуры, вы можете найти полезным изучение обоих методов.
Ознакомьтесь с этим руководством, чтобы узнать, как читать гитарную табулатуру. Многие символы, используемые в стандартной нотации, также применяются в табулатурах.
Если вы будете разучивать песни, в которых используется много аккордов, убедитесь, что вы знаете, как читать диаграммы аккордов, прочитав это руководство.
Спасибо за ваше внимание. Всем приятного обучения!. 60 911
60 911
Расположение нот на нотном стане
Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):
Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.
Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.
Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:
Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:
А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1
Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:
У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить?!.. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».
Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей . Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:
Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:
Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.
Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.
Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при рассмотренной выше расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.
Откуда появились символы других ключей
В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.
Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».
Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II
За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.
Знаки альтерации
Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.
Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».
Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».
Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».
Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ, есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.
Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.
Музыкальный строй
Чтобы разобраться, что такое бемоли и диезы, а также научиться ими пользоваться, нам придется окунуться в прошлое. Но не переживайте, зарываться в подробностях мы не станем, остановимся лишь на основных моментах.
Если вы бывали на балете или посещали оперу, то помните, что перед представлением из оркестровой ямы доносятся звуки всех инструментов – это музыканты их настраивают. Само слово «настраивают» говорит нам о том, что у инструментов есть определенный музыкальный строй.
Музыкальный строй — система, в которой каждая нота звукоряда (До Ре Ми Фа Соль Ля Си) имеет конкретную высоту звука. Эта высота выражается в герцах (количество колебаний звуковой волны в секунду), поэтому музыкальный строй — это совокупность числовых соотношений.
Любой интервал (две ноты звучащие одновременно) – это совокупность двух частот. При соотношении этих частот возникает либо приятное звучание, в музыкальной терминологии – консонанс; либо терпкое и резкое — диссонанс. Послушайте как они звучат.
Консонансы:
Диссонансы:
В средневековье многие интервалы звучали как диссонансы. Некоторые тональности не использовали по той причине, что музыка в них звучала грязно и фальшиво. Поэтому музыканты избегали их и не могли использовать всю музыкальную многогранность. И все эти неудобства заключались в несовершенстве музыкального строя.
Человечество перепробовало ни один строй, прежде чем пришло к тому, коим мы пользуемся сейчас. Вот наиболее значимые из них:
- Пифагоров строй
- Среднетоновый строй
- Чистый строй
- Равномерно темперированный строй
Сначала, люди пользовались Пифагоровым строем, но он был не универсальным, потому что многие сочетания звуков давали фальшивое звучание. Затем появился Среднетоновый строй. Но и в нем нашлись изъяны — не все интервалы звучали одинаково в разных октавах. Тогда был предложен музыкальный строй называемый Чистым. В этом строю звукоряд также был разделен на 12 полутонов, но из-за математической ошибки, не все частоты звукоряда были совместимы. Как следствие – приятно слуху звучали лишь 6 мажорных тональностей и их параллельные миноры. В остальных тональностях музыка звучала фальшиво.
Равномерно темперированный строй был предложен еще в XVI веке. Несмотря на это, он долгое время не получал широкого распространения. Прошла еще ни одна сотня лет, прежде чем родился величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, который популяризировал равномерно темперированный строй. Этим строем мы пользуемся и по сей день.
В равномерно темперированном строе октава делится на 12 РАВНЫХ полутонов. Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши. Взгляните:
Как вы знаете нот в музыке всего семь: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Вот как они располагаются на клавиатуре пианино:
Помимо белых клавиш на клавиатуре пианино существуют еще и черные. Если сосчитать сколько белых и черных клавиш в одной октаве, то получится как раз 12. Можно было бы дать каждому звуку свое имя, но исторически сложилось иначе – ввели знаки альтерации.
Альтерация – это понижение или повышение основных ступеней звукоряда, без изменения их названий.
Для повышения ступени используют знак, который называется «диез». Для понижения существует знак «бемоль». Есть и другие знаки альтерации, но обо всем по порядку.
Ясно114Уже трудно21
Длительности нот
Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать
Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.
Как считать длительности:
1
Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2
Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3
Четвертная – тянется на «раз и».
4
Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5
Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».
Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.
В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.
Длительности (обозначения):
- Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
- Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
- Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
- Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
- Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
- Тридцать вторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
- Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.
Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:
Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.
Объединение нот в группу:
- 1 ребро – восьмые.
- 2 ребра – шестнадцатые.
- 3 ребра – тридцать вторые.
- 4 ребра – шестьдесят четвертые.
Вот как это выглядит:
Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:
Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.
Направление штиля:
- Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
- Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.
Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки .
И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.
Как читать ритм
На данный момент вы узнали, как читать ноты и как найти эти ноты на грифе.
Теперь давайте узнаем как читать ритм.
Нотация ритма – это символы, используемые для указания нам, как долго играть каждую ноту. Нотация ритма настолько важна, что без этого не имеет смысла изучение нотной грамоты.
Длительности нот
Длительность первой ноты визуально представляет собой не закрашенный круг:
Эта нота называется целой нотой и длится четыре доли. Считается – “раз и два и три и четыре и”.
Если в такте четыре доли (размер 4/4), целая нота будет длиться весь такт.
Если вы видите ноту, которая выглядит как целая нота, но к ней прикреплена вертикальная линия, это называется половинной нотой.
Половинная нота длится два удара. Первая нота будет считаться “рази и два и”, вторая – “три и четыре и”. Штиль ноты может быть направлен вверх или вниз, чтобы ноты выглядели более удобными для чтения (например: у высоких нот штиль будет направлен вниз, а у низких нот будет направлен вверх).
Если кружок половинной ноты закрашен черным, это четвертная нота и длится одну долю – считается “раз и”.
Большую часть времени, когда вы считаете 1 – 2 – 3 – 4 в своей голове в такт музыке вы считаете четвертными нотами.
Если вы видите черную ноту со штилем и хвостом, это восьмая нота, которая длится половину доли. Т.е. на одну четвертную нотуы приходится две восьмых ноты.
Как вы можете видеть выше, восьмая нота может либо иметь хвост в верхней части нотного стана, либо может быть соединена с другой восьмой нотой с помощью ребра (он также может быть соединен со всеми нижеприведенными нотами).
Черная нота с двумя хвостами или двумя соединительными линиями представляет собой шестнадцатую ноту и длится четверть такта.
Вы можете видеть, что каждый тип ноты составляет половину длительности предыдущей ноты.
Мы можем продолжать добавлять хвосты к нотам, чтобы уменьшить длину ноты вдвое.
Так что, если вы видите ноту с тремя хвостами , это тридцатьвторая нота, которая длится одну восьмую долли.
Это может продолжаться до шестьдесят четвертой ноты и далее, но вы вряд ли увидите что-либо после тридцати вторых нот.
Паузы
Все вышеперечисленные символы используются, чтобы указать вам, как долго играть ноту. Но как насчет того, когда нам не нужно играть?
Паузы используются, чтобы сообщить вам, сколько по времени вам не играть.
Вот целая пауза, которая длится четыре доли (так же, как целая нота):
Вот половинная пауза, который длится две доли:
При сравнении целых и половинных остальных символов обратите внимание на то, как блоки соединяются со строками. Целая пауза касается второй линии, а половинная находится на третьей
Вот четвертная пауза, который длится одну долю:
Вот восьмая пауза, которая длится половину доли:
Вот шестнадцатая пауза, которая длится четверть доли:
И так далее. В такте можно использовать любую комбинацию вышеуказанных символов, если общая длина пауз и нот составляет правильное количество долей (объяснено позже).
Пунктирный ритм
Вы можете заметить, что длительности вдвое уменьшают или увеличивают длину предыдущей. Но что, если мы хотим сыграть трехтактно или в полтора раза увеличенную длительность ноты?
Есть простой способ сделать это, и он называется пунктирная нота:
Если поместить точку сбоку от ноты, это означает, что данная длительность увеличивается еще на половину от своего значения.
В данном примере показана половинная нота с точкой. Половина от половинной ноты – четвертная. Соответственно данная нота будет звучать 3 доли: “раз и два и” + “три и”.
Рядом с любой нотой или символом паузы может быть точка для изменения длительности.
Ритмические фигурации
Что произойдет, если у вас в такте 4 доли, но вам нужно равномерно сыграть три ноты на весь такт?
Триоль – это когда вы делите ритм на нечетные значения, которые не совпадают с нормальной длиной ноты.
Ритмические фигурации могут быть сложными для начального уровня, поэтому я оставлю примеры базовыми.
Приведенный ниже пример показывает, как вы можете сыграть три ноты, распределенные на четыре доли:
Обычно каждая из вышеперечисленных нот длится две доли.
Скобка и “3” под нотами говорят нам, что мы должны играть их как триоль.
Когда в скобке стоит “3”‘ это называется Триоль. Триоль – это один из множества различных типов ритмических фигурация, и он самый распространенный.
Суть заключается в том, что 3 говорит нам играть эти три ноты вместо двух нот.
Вот еще один пример триолей с использованием восьмых нот:
В аудиопримере показано звучание триолей. Первый такт звучат простые восьмые длительности, второй такт – восьмые триоли