Самарская область

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Областной центр, 1 163 645 чел.
от 100 000 до 1 000 000 чел.
от 20 000 до 100 000 чел.
от 10 000 до 20 000 чел.
от 5000 до 10 000 чел.
от 2000 до 5000 чел.

Саратовская область

Оренбургская область

Ульяновская область

Татарстан

Самара

Тольятти

Сызрань

Новокуйбышевск

Чапаевск

Жигулёвск

Отрадный

Кинель

Похвистнево

Октябрьск

Безенчук

Нефтегорск

Кинель-Черкассы

Суходол

Рощинский

Усть-Кинельский

Алексеевка

Большая Глушица

Алексеевка

Богатое

БольшаяЧерниговка

Борское

Елховка

Исаклы

Камышла

Клявлино

Кошки

Красноармейское

Красный Яр

Пестравка

Приволжье

Сергиевск

Хворостянка

Челно-Вершины

Шентала

Шигоны

Осинки

Балашейка

Волжский

Междуреченск

Мирный

Новосемейкино

Петра Дубрава

Малая Малышевка

Утёвка

ДубовыйУмёт

Курумоч

Рождествено

Кротовка

Луначарский

Хрящёвка

Новый Буян

Савруха

Обшаровка

Новоспасский

Усолье

Серноводск

Тимашево

Домашка

Населенные пункты Самарской области

История

Официальной датой основания учреждения считается 1586 год. Самара — столица Российской Федерации, самой мощной за последние 150 лет. Ключевые моменты в истории города:.

  • 1688 г. – Самара получила статус города.
  • Прославилась высоким уровнем торговли: получила негласное прозвище «хлебная пристань России».
  • Середина 20 века – город был переименован в Куйбышев.
  • Во время войны Куйбышев несколько лет был запасной столицей Советского Союза.
  • В период войны регион прославился успехами в оборонной авиационно-космической промышленности страны.
  • 25 января 1991 г. Куйбышеву вернули прежнее название. Назван центр области в честь реки Самары, а именно левого притока Волги.

Самара быстро превратилась из простой волжской крепости в великолепный русский миллион с развитой инфраструктурой. Указом президента в июле 2020 года Самаре было присвоено звание «Городской трудовой бренд». Достопримечательность Самары:.

  • Самое популярное место для прогулок местных жителей – площадь Куйбышева. На площади расположены здание Администрации области, храм Георгия Победоносца, монумент Славы, вечный огонь. На площади проводятся самые знаковые события: день города, большие концерты, парад к 9 мая. Площадь Куйбышева – самая большая площадь Европы.
  • Вторая визитная карточка – самая длинная набережная в России. Её протяжённость составляет 5 км. Прогуливаясь по набережной, каждый гость Самары сможет оценить всю природную красоту региона. С берега открывается великолепный вид на Волгу и Жигулёвские горы. С пристани речного вокзала отдыхающие отправляются в теплоходные прогулки по Волге. Круизы в расположенные вдоль реки плывут по нескольким направлениям: Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Тольятти.
  • Здание самарского вокзала – самая высокая постройка такого назначения в Европе.

В 2019 году улицы и фасады домов Самары изменились. Это особенно наглядно видно на снимках поселковой территории Южного города. Грязный город — это, конечно, не про Самару-2020

В прошлом этому важному аспекту уделялось меньше внимания. Архитектура Самары разнообразна: здесь есть как дома в стиле модерн, так и современные здания, например, жилой комплекс «Южный город»

Показатели воспроизводства

Показатели воспроизводства за 2021 в Самаре имеют отрицательную динамику. В 2021 родилось на 3437 детей меньше, чем в 2021. Начиная с 2000 года в городе наблюдается стабильное сокращение численности умерших. Показатели смертности в 2021 сократились примерно на 1000 случаев.

Волнующая ситуация с рождаемостью прослеживается уже на протяжении долгих лет. Эти выводы можно сделать, изучив показатели уровня рождаемости населения годами ранее:

Год Родившихся детей
1970 42190
1975 47507
1980 46468
1985 49508
1990 39918
1995 28409
2000 25791

Печальная тенденция связанна с постоянным сокращением женщин фертильного возраста. Государство планирует стимулировать рождаемость самарских женщин денежной выплатой, которую можно получить уже после рождения первого ребёнка.

Оценка работы общественного пассажирского транспорта

Пассажирский транспорт в городе представлен парком автобусов, трамваев, троллейбусов и метрополитеном. Кроме муниципального пассажирского транспорта пассажироперевозки по 135 маршрутам осуществляют 2649 ед. автобусов малой вместимости (коммерческие маршрутные такси, рис. 3).

Рис. 3. Планограмма сети общественного коммерческого транспорта (маршрутки).

Оценка территории города по критерию 300-метровой доступности до остановок всех видов общественного транспорта показала, что достаточно большие застроенные территории не обеспечены общественным муниципальным транспортом в пределах указанной доступности.

Суммарная оценка обеспеченности застроенных территорий города общественными видами транспорта (муниципальными и коммерческим) позволила выявить сравнительно большие ареалы, население которых подвержено транспортной дискриминации (рис. 4).

Рис. 4. Застроенные территории города с разной обеспеченностью общественным транспортом.

В городе необходима системная реконструкция транспортного обслуживания населения, в том числе введение скоростных видов общественного транспорта. В первую очередь это касается строительства линий метрополитена в соответствии с основными направлениями миграции городского населения, во вторую очередь – формирования скоростного движения автобусов по автомагистрали непрерывного движения.

Антропоэкологическая оценка

Природные условия Самарской области могут быть оценены как благоприятные. В городских условиях показатель экологической чистоты ниже из-за высокого уровня антропогенного воздействия на природную среду. Наблюдается смена обстановки комфортности в условиях районов города.

Положительными сторонами являются:

  • наличие хорошей транспортной развязки всех видов;
  • стабильный показатель обеспеченности водными запасами и рекреационными ресурсами;
  • высокий уровень человеческого потенциала, который сформирован в процессе установления высокого образовательного уровня;
  • достаточная мобильность и адаптивность населения к условиям рыночной экономики;
  • активная модернизация и автоматизация производственного сектора;
  • создание охраняемых природных территорий для сохранения биологического разнообразия;
  • относительная близость к столичному региону и высокий уровень обеспеченности жильём.

Основные недостатки условий развития:

  • перенасыщенность города производствами по нефтепереработке и нефтехимической промышленности и, как следствие, обострение неблагоприятной экологической обстановки;
  • высокая урбанизация и инфраструктурная насыщенность территории способствует неудовлетворительному состоянию сельскохозяйственного сегмента;
  • высокий уровень плотности населения;
  • наличие высокой поляризации городского населения по уровню дохода и значительный уровень бедности;
  • образование новых социальных болезней;
  • недостаточный противоэрозионный уровень грунта, засоление почвенных слоёв, высокий уровень загрязнений водных объектов и воздушного пространства, умеренная степень расчленённости рельефа;
  • формирование процессов карстового характера на территории всей Самарской области.

Состояние воздуха

Наибольшее сосредоточение индустриальных объектов характерно для Безымянской промзоны. Средние показатели загрязнения атмосферного воздуха взвесями различных веществ в Самаре на 43 % выше, чем общероссийские среднестатистические данные в этой категории. Самым неблагополучным районом по этим показателям является Кировский район. Максимальное содержание в воздушных массах хлористого водорода фиксируется в Зубчаниновке. Самым благоприятным районом признан Красноглинский.

На территории города расположено несколько очень крупных производственных предприятий, которые ежедневно выбрасывают в атмосферные слои несколько десятков тонн различных загрязняющих веществ. Многие промышленные производства находятся в непосредственной близости от жилых массивов. Наиболее существенные загрязнения производят ОАО «КНПЗ», ОАО «Металлист-Самара» и ОАО «ЗПОН». Основными источниками превышения показателей по формальдегиду, бензапирену и углеводородам являются автомобильный транспорт и нефтеперерабатывающая промышленность.

Административный устрой и власть

Город разделен на девять районов. Наибольшая численность населения зафиксирована в Промышленном районе (около 280 тысяч человек). Здесь же сконцентрирована основная часть предприятий и бизнес-центров. Несмотря на большую численность населения, именно в этом районе наблюдается самый высокий уровень загрязнения воздуха. Второй по численности населения — Кировский район. Проживает 225 тысяч человек. Экологический вопрос здесь также стоит остро.

Какая численность населения в Самаре? Город состоит из нескольких муниципальных образований, которые нельзя рассматривать по отдельности. Наименьшая численность населения зафиксирована в Самарском районе. Здесь проживает всего 30 тысяч человек. Далее идут следующие районы: Ленинский, Куйбышевский, Красноглинский, Железнодорожный, Октябрьский и Советский.

Администрация города состоит из Самарской думы и главы (мэра) города. В думу входит 36 муниципальных депутатов, которые избираются жителями города. Независимо от численности населения Самары по годам, основная роль в управлении городом отдается народу. Люди самостоятельно выбирают ответственных за управление основными городскими организациями.

Водоснабжение города

Вода хозяйственно-питьевого назначения для нужд населения города и обеспечения деятельности промышленных объектов Самарской

Достаточность водных запасов в Самарской области нивелируется в значительной степени проблемами водообеспечения населения. В основе этих проблем лежат крайне неравномерное распределение водных запасов по территории области, существенные показатели их временной изменчивости, а также высокая степень загрязнения.

Территория Самарской области характеризуется значительным распространением площадей водных источников, обладающих минерализацией на уровне 1 г/л. Воды, имеющие различную степень отклонения от установленных санитарных норм и обладающие высокой жёсткостью, являются результатом воздействия минералогического состава пород и гидродинамических условий.

Юго-восток области отличается наличием слабосолоноватых вод с минерализацией от 1,5 до 3,0 г/л. Такие воды распространены на территории муниципальных районов Большеглушицкий и Елховский. В южной части Самарской области преобладают воды с концентрацией минерализации выше 3 г/л. Особенно большое количество таких источников фиксируется в Большеглушицком, Большечерниговском и Красноармейском муниципальных районах.

Общее экологическое состояние города

Показатели Самарской области по распространению гельминтозов уверенно обгоняют все

Министерством здравоохранения города профинансировано приобретение современного лабораторного оборудования и утверждено внедрение новейших методов, позволяющих более точно диагностировать наличие гельминтов в городских водоёмах.

На основании статистических данных в течение последних лет отмечен стремительный рост заболеваемости населения туберкулёзом и различными болезнями органов дыхания, а также значительно повысился уровень образования злокачественных опухолей. Природно-очаговый тип заболеваемости в Самарской области находится на уровне среднероссийского показателя и оценивается как стабильный. Вспышки дизентерии носят эпизодический характер и представляют собой результат употребления населением города некачественной питьевой воды. Основное влияние на здоровье городского населения оказывают многочисленные факторы неблагоприятной экологической ситуации.

Распределение автотранспортных средств по районам города в привязке к месту жительства их владельцев

На функционирование магистралей и улиц города значительное влияние оказывает место «привязки» автотранспортных средств. Эти места можно взаимоувязать с адресами владельцев, которые, как правило, стремятся поставить свой автомобиль на парковку, в том числе и ночную, как можно ближе к своему дому. В комплексе эти данные, по сути, дают информацию о количестве и плотности распределения автотранспортных средств на определенной территории и, в том числе, о местоположении начала их движения.

На основании данных о площади, занимаемой селитебными территориями, а также о количестве автовладельцев по районам города была подсчитана плотность размещения автотранспорта в привязке к месту жительства их владельцев по административным районам города.

Прогноз

Какая численность населения в Самаре ожидается в будущем и сколько ещё продлится снижение населения в регионе неизвестно. Можно предположить, что действия по благоустройству местности помогут может и не увеличить, но хотя бы сохранить нынешние показатели.

Меры, которые предпринимает власть для увеличения численности населения:

  • Формирует устойчивую тенденцию развития экономического роста. В 2019 г. регион вошёл в тройку лидеров округа по средне-душевому объёму промышленного производства, внешнему торговому обороту и среднемесячной заработанной платы.
  • Правительство активно поддерживает малый и средний бизнес. В первую очередь поддержка направленна на сохранение численности населения. Ведь правительство области заинтересованно в том, какое экономическое положение занимает город в стране.
  • На территории Самары и Тольятти расположены два опорных университета страны. Каждый учебный сезон университеты привлекают немало приезжих студентов с соседних населённых пунктов. После окончания обучения, студентам предлагаются перспективные места работы. Многие из них остаются проживать там, где учились. Так как количество бюджетных мест растёт с каждым годом – есть высокая вероятность увеличить численность населения за счёт приезжих студентов.

О проекте

Для решения комплекса сложившихся проблем было необходимо разработать долгосрочную стратегию по реконструкции и развитию объектов транспортной инфраструктуры города, обосновать предложения по развитию его улично-дорожной сети и план мероприятий по их реализации.

В 2005 году ГУП «ТеррНИИгражданпроект» по заказу департамента строительства и архитектуры Администрации города Самары приступил к разработке «Схемы развития объектов транспортной инфраструктуры города Самара» в составе генерального плана г. Самара.

При разработке проектных решений использованы геоинформационные системы ArcGIS 9, ArcView 3.2, ИнГео.

По составу работа делится на две части, в которых содержатся обосновывающие материалы и проектные решения.

Обосновывающие материалы включают:

  • основные сведения о современном состоянии элементов транспортной системы города, в том числе по сети магистральных улиц и дорог, городского пассажирского транспорта и результаты его анализа;
  • результаты анализа ранее разработанной градостроительной документации по развитию УДС города;
  • результаты базисных натурных обследований автотранспортных потоков города и его внешней зоны;
  • результаты анализа интенсивности движения автотранспорта с выявлением наиболее загруженных перегонов и пересечений УДС.

Аналитическая обработка обосновывающих материалов, в том числе с использованием аналитических возможностей ГИС-технологий, позволила выполнить комплексную оценку современного состояния УДС города и разработать варианты проектных предложений по ее развитию.

Проектные решения включают:

  • модели транспортных потоков с выявлением основных закономерностей миграции городского населения;
  • параметры (характеристики) перспективной интенсивности движения автотранспорта в сопоставлении с пропускной способностью УДС города;
  • характеристики перспективных пассажиро- и грузопотоков с учетом развития города в рамках разрабатываемого генерального плана;
  • варианты проектных предложений развития УДС города с выделением приоритетного варианта;
  • проект первой очереди мероприятий по развитию УДС города;
  • предложения по структуре магистральной УДС и классификации магистралей в соответствии с проектными решениями.

В качестве исходных картографических материалов для выполнения проекта использованы: открытая версия электронной карты города Самары и его внешней зоны М 1:10000; единая цифровая картографическая основа города М 1:2000; ортофотопланы на территорию города М 1:2000.

Промышленность города и техногенная нагрузка

Самара относится к крупным индустриальным центрам. Основной производственный упор сделан на машиностроение, металлообработку,

В индустриальном сегменте города самые масштабные объёмы отгруженной продукции характерны:

  • для производства машин, электрооборудования и транспортных средств — почти 44 %;
  • для пищевого производства — почти 22 %;
  • для металлургической отрасли и производства готовой металлической продукции — почти 20 %;
  • для производства продуктов нефтепереработки — почти 7 %.

Наиболее крупные предприятия города, провоцирующие ухудшение экологической ситуации в черте города и пригороде:

  • ЗАО «АвтоВАЗагрегат»;
  • ОАО «Волгабурмаш»;
  • ЗАО «ГК «Электрощит — ТМ Самара»;
  • ОАО «Самаранефтегаз»;
  • ОАО «Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод»;
  • ОАО «Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод»;
  • ОАО «Самарский металлургический завод».

Площадь и плотность

Регион расположен в юго-восточной части Российской Федерации. Район расположен в середине реки Волга. Общая площадь Самары составляет 541,4 кв. км. Здесь много памятников, площадей и скверов для отдыха детей. Прекрасный город Волжский разделен на девять административных районов.

  • Промышленный: количество жителей района на 2019 составляет 272 498 человек.
  • Кировский – 224 889.
  • Советский район – 169 015.
  • Октябрьский район– 119 451.
  • Железнодорожный – 90 530.
  • Красноглинский – 99 713.
  • Куйбышевский – 88 876.
  • Ленинский район – 61 276.
  • Самарский район – 30 411.

В промышленном регионе сосредоточено наибольшее количество жителей. Промышленный район не удивителен, так как здесь расположено большинство учебных заведений и промышленных предприятий. Плотность населения Самары в 2020 году составит 2136,16 жителей/км².

Демография

В 2021 году уровень рождаемости в регионе продолжал снижаться, но темпы снижения были значительно ниже. Число родившихся было меньше 27535-2020. Число умерших увеличилось на 9,3% до 57757 человек, на что повлияли сложные эпидемиологические условия.

В результате естественная убыль населения увеличилась в 1,2 раза и составила 30 222 человека.

В 2021 году миграция в регионе увеличилась, достигнув, по предварительным данным, 8 027 человек. Это связано с положительным миграционным сальдо в обмене населением с другими регионами России (+195 человек), странами за пределами ЦА (+393 человека) и странами в ЦА (+7439 человек).

Уровень жизни

Рейтинг Самарской области по уровню жизни в 2020 году (январь-июнь)

Показатель январь-июнь 2020 года Место в РФ Место в ПФО
Денежные доходы в среднем на душу населения в месяц, рублей 27890 32 3
Реальные доходы населения, % к соответствующему периоду предыдущего года 98,1 31 7
Реальные располагаемые доходы населения, % к соответствующему периоду предыдущего года 97,6
Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц 22717 31 4
Среднемесячная заработная плата в целом по региону, рублей 37656 39 3
Реальная заработная плата работников в целом по региону, % к соответствующему периоду предыдущего года 102,1
Среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы, рублей 35399
Реальная заработная плата работников бюджетной сферы, % к соответствующему периоду предыдущего года 102,9
Средний размер пенсий по состоянию на 1 июля 2020 года, рублей 14754 39 5
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в процентах от общей численности населения региона 12,9 27 5

Внешние связи

Внешнеторговый оборот в Самаре в 2018 году

По данным ФТС России, внешнеторговый оборот Самары за девять месяцев 2018 года составил 5,4 млрд долларов США (111,6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе экспорт — 3,56 млрд долларов США (111,2)%), импорт — 1,84 млрд долларов США (112,3%).

Доля Самарской области во внешнеторговом обороте Приволжского федерального округа составила 12,9%.

Расчет автомобиле- и пассажиропотоков

Для разработки схемы развития транспортной инфраструктуры города необходимо произвести расчеты пассажиропотоков и автомобилепотоков на ближайшую перспективу. Для решения этой задачи были привлечены московские специалисты Черепанов Б.В. и Черепанов А.Б.  – авторы «Методики расчета транспортных сетей на современном компьютере».

В результате проделанной работы:

  • рассчитаны варианты будущей транспортной сети города и магистральной УДС при различных скоростях движения по категориям магистралей;
  • определены пассажиропотоки в течение года, в течение средних суток и отдельно в час “пик”;
  • выполнено моделирование перераспределения автомобилепотоков по УДС при условии выхода из строя отдельных участков магистралей (из-за заторов, ремонта или аварийных ситуаций);
  • выполнена визуальная оценка изменения автомобилепотоков по сети путем анализа построенной цветной картограммы пассажиропотоков и цифрограммы, с возможностью уменьшения или увеличения любых участков сети, отдельного выделения любых участков сети и вывода на печать;
  • определены суммарные затраты времени на передвижение между всеми расчетными подрайонами города или корреспондирующими узлами: как средние значения, так и средневзвешенные с построением гистограмм затрат времени на передвижения по различным вариантам сети городского пассажирского транспорта (ГПТ) и магистральной улично-дорожной сети (МУДС);
  • получены значения средних и средневзвешенных величин затрат времени на передвижения между всеми расчетными транспортными подрайонами по всем узловым точкам сети;
  • рассчитано распределение автомобилепотоков по направлениям движения в транспортных узлах на перспективу, что позволяет целенаправленно проектировать перспективные схемы транспортных пересечений в одном и в разных уровнях;
  • произведен расчет существующей магистральной УДС и современной сети ГПТ. Выполнено сопоставление характеристик сети на современном уровне и по очередям развития на перспективу по вариантам в средние сутки и в часы “пик”;
  • рассчитано распределение пассажиропотоков по сети на ГПТ и на автомобильном транспорте с выделением пешеходных передвижений между районами;
  • выполнено сравнение вариантов развития сети ГПТ и МУДС между собой и с существующей сетью по ряду важнейших показателей.

Данную методику транспортных расчетов можно использовать для мониторинга развития ГПТ и МУДС по этапам и планировать их развитие по периодам (рис. 13).

Рис. 13. Картограмма прогнозируемых автомобилепотоков.

Самара — центр области

Самару без преувеличения можно считать крупным городом. Здесь проживает более миллиона человек, а численность населения достигает 1 163 000 человек. Крупнейший город региона характеризуется отсутствием урбанизации, поскольку люди мигрируют в сельскую местность. Самой серьезной проблемой считается загруженность дорог, причем некоторые районы выделяются на фоне других и регулярно подвергаются критике со стороны жителей.

Для этих трех районов характерны серьезные проблемы с перегруженностью дорог. Причина этого — отсутствие необходимых узлов во всех городах-миллионниках. В течение многих лет население сокращается, что не облегчает жизнь автомобилистам. Главные дороги — Московское скоростное шоссе и Новосадовая улица. Оба полны утром и вечером. Среднее время остекления составляет полтора часа.

Ситуация с детскими садами в Самаре практически идентична. Например, в промышленном районе есть детские сады, школы, гимназии, дворцы спорта и множество парков. Некоторые жилые комплексы могут похвастаться отличной работой коммунальных служб, которые регулярно убирают снег. Таким образом, доступность услуг муниципалитета зависит только от конкретного района. Самым густонаселенным районом является Собетский район, где регулярно строятся новые дома и открываются кафе и другие коммерческие помещения. Развитие инфраструктуры также связано с открытием новых промышленных предприятий, которые привлекают специалистов для поиска работы. Таким образом, в отдаленных районах Самары проблемы больших городов менее остры, но где-то они ощущаются ежедневно. Общественного транспорта много, но для местных жителей положение дел удручающее.

Тольятти — крупный город у Жигулевских гор

О проблемах в густонаселенном районе известно из слухов, а не из триатти. Более 450 000 человек — жители Поворского региона, которые каждый день страдают от пробок. Общая численность населения Тольятти превышает 700 000 человек. Дисбаланс в распределении населения происходит по вине компании «АвтоВАЗ». Кроме того, население страны ежегодно спонтанно увеличивается. Количество школ и высших учебных заведений растет. Однако из-за очень высокой платы за обучение коммерческая инфраструктура подавляет желание жителей Тольятти получать высшее образование. Пробки на дорогах в Триати — явление редкое. По крайней мере, здесь нет значительных заторов по сравнению с обычным городом с миллионами жителей. В городе есть несколько школ и детских садов, поэтому недостатка в учениках не бывает.

Больничный сектор регулярно обновляется, что требует времени, но идет на пользу учреждению. У врачей нет особых проблем с записью на прием, особенно если это платные приемы.

В жилищной сфере ситуация гораздо сложнее. В больших городах есть доступные квартиры с долей алкоголиков, живущих по соседству, а в «экологичных» домах — более высокие цены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: