Чем и как проверять плотность электролита для аккумуляторов
Нормой считается показатель в 1,27 грамма на кубический сантиметр. Измерения проводятся специальным диагностическим инструментом — ареометром
Важно, чтобы он был качественно изготовлен и показывал точные результаты. Хорошим и недорогим прибором является ареометр RedMark в тубе
Его можно использовать для проверки электролита и тосола.
Вот несколько правил, которые следует соблюдать:
- Измерения нужно проводить при полностью заряженной батарее.
- Проверять необходимо каждую банку.
- Температура воздуха должна быть 20–25 градусов тепла.
С учетом последнего пункта может возникнуть вопрос о том, как повысить плотность электролита в аккумуляторе зимой. Если автомобиль стоит не в теплом гараже, придется снять батарею и занести ее домой. Полностью зарядить и только потом проверить каждую банку.
Нормальная плотность электролита
Чистая серная кислота в аккумуляторах не используется – это чрезмерно опасно, значительно возрастает скорость сульфатации пластин даже при нормальной эксплуатации. Из эксплуатационных соображений плотность электролита аккумулятора выбрана такой, чтобы обеспечить возможность уверенной работы при отрицательных температурах, достаточную удельную емкость и скорость заряда.
При нормальных условиях (под которыми в физике принято понимать, среди прочего, температуру +20° С) плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе составляет 1,28-1,3 г/см3. Как можно видеть на приведенной иллюстрации, именно такая плотность обеспечивает наибольшую морозоустойчивость. Заодно заметно, что у полностью разряженного аккумулятора риск замерзания зимой очень велик – достаточно температуре опуститься ниже -5, как в электролите образовываются кристаллики льда.
Зимняя и летняя плотность электролита
Однако на практике измерение плотности электролита в аккумуляторе при строго заданной температуре невозможно: зимой в гараже плотность у исправного и заряженного аккумулятора увеличится, а летом, да еще и сразу после поездки, напротив, будет ниже. Поэтому принята система поправок при измерениях в зависимости от температуры аккумулятора, которая отображена в таблице ниже.:
Температура электролита, °С | Поправка, г/см3 |
От –40 до –26 | –0,04 |
От –25 до –11 | –0,03 |
От –10 до +4 | –0,02 |
От +5 до +19 | –0,01 |
От +20 до +30 | 0,00 |
От +31 до +45 | 0,01 |
Таким образом, если Вы измеряете плотность зимой во время легкого заморозка (до -10), то у заряженного аккумулятора она должна составлять 1,3-1,32 г/см3, так как с поправкой -0,02 мы и получим «стандартные» 1,28-1,3. На жаре же уже нормой плотности будут 1,27-1,29 г/см3.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Обслуживание и диагностика аккумулятора автомобиля
- Гелевый аккумулятор — плюсы и минусы
- Окисление клемм аккумулятора: в чем причины и как избежать
Конструкция свинцовых АКБ
Тяговая свинцово-кислотная АКБ представляет собой жесткую металлическую конструкцию (ящик-контейнер) с антикоррозионным, чаще всего пластиковым покрытием, внутри которой находятся аккумуляторные элементы напряжением 2 В. Число элементов тяговой батареи определяет ее напряжение (4, 6, 12, 24, 40, 48, 72 и 80 В), а тип элементов – емкость (от 110 до 1550 А·ч). Широкое применение нашли классические свинцовые АКБ типа PzS с положительными пластинами из свинцово-сурьмянистого сплава (панцирного типа) и отрицательными пластинами из чистого свинца (намазного типа).
Электролитом в них служит водный раствор серной кислоты. Конструкция этих устройств следующая. Положительная пластина состоит из решетки расположенных рядом тонких свинцовых стержней, помещенных в трубки из специального кислотопроницаемого изоляционного материала (например, из нетканого полиэстера). Между свинцовым стержнем и тканевым панцирем находится активная масса положительных электродов (диоксид свинца). Отрицательная пластина выполнена в виде свинцовой решетки с нанесенной на нее пастой из активной массы. Разные производители АКБ используют разные составы сплавов для электродов и разные составы активной массы, способы изготовления и нанесения последней. Положительные и отрицательные электроды в АКБ разделены ребристыми пористыми сепараторами из изоляционного материала. Блок электродов помещен в кислотоустойчивый и стойкий к ударам пластмассовый (например, из полипропилена) корпус прямоугольной формы. Сверху к кромкам бака термоконтактным способом приваривается пластмассовая крышка. Сварной шов выполнен герметичным в целях предотвращения вытекания электролита. Крышка АКБ имеет горловину для заливки и контроля состояния электролита, которая закрывается вентиляционной пробкой. Полюсные выводы защищены от внешних коротких замыканий (к.з.) и воздействия кислоты пластмассовыми крышками.
Электроды каждой полярности соединены между собой наплавленными мостиками, от которых отходят токовыводы (борны) с отверстиями для болтового крепления соединительных перемычек. Соединения базовых элементов внутри АКБ выполняются в двух основных вариантах – с помощью гибких или жестких перемычек. Жесткое соединение элементов тяговых батарей осуществляют свинцовыми или освинцованными медными перемычками, которые приваривают к выводам элементов. Ремонт соединений такого типа более сложен. Для соединений второго типа применяют гибкие медные кабели, закрепляемые на выводе элемента болтами. Они отличаются лучшей ремонтопригодностью, а также эффективнее защищают от к.з. В этом случае при необходимости отсоединения элемента от батареи не требуется сварка; работы по монтажу занимают 10…15 мин, а не целый день, как в случае со сварными соединениями. Кроме того, если при использовании жестких сварных соединений «рост» положительных борнов может привести к разрыву корпуса элемента или поломке соединителя, то благодаря гибкости болтовых соединений этого не происходит.
Все тяговые АКБ для электротранспорта можно разделить на обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые. Для зарядки АКБ первых двух типов необходимо специальное зарядное помещение с приточно-вытяжной вентиляцией. Необслуживаемые АКБ появились сравнительно недавно, но они очень перспективны, поскольку процесс зарядки безопасен и не требует отдельной комнаты. К сожалению, отечественные производители такие аккумуляторы пока не выпускают.
Что такое электролит
Электролит — важнейшая составляющая автомобильного аккумулятора. Эта жидкость позволяет накапливать и сохранять электрический заряд в течение долгого времени. Она заполняет пространство между пластинами батареи.
Состоит из серной кислоты и дистиллированной воды. Когда происходит химическая реакция между пластинами батареи и серной кислотой — возникает электрическое напряжение, которое накапливается при зарядке. Плотность жидкости должна находиться в диапазоне 1,25−1,30 грамма на кубический сантиметр. Если она будет меньше — батарея не будет удерживать заряд, если больше — пластины будут быстро разрушаться.
Аккумулятору важно дать большой ток для запуска двигателя, то есть прокрутить электромотором двигатель, чтобы тот завелся. После запуска двигателя уже начинает работать генератор, который будет подзаряжать аккумулятор
Свойства электролита на морозе ухудшаются, а двигатель в холодную погоду завести труднее из-за загустевания масла, поэтому плотность электролита зимой должна быть более высокой, чем летом.
Основные компоненты батареи
Аккумулятор состоит из трех основных компонентов: анода, катода и электролита. Вот еще факты об основных компонентах батареи.
Анод — это отрицательно заряженный конец батареи, катод — положительно заряженный конец.
Электролит представляет собой расплавленную соль, которая действует как проводящая среда для электронов.
В батарее часто присутствует сепаратор, чтобы предотвратить соприкосновение анода и катода.
Нагрузка, например лампочка, помещается между анодом и катодом.
Когда цепь замыкается и нагрузка помещается между двумя электродами, заряд начинает течь.
Заряд течет от катода к аноду, а электроны текут в противоположном направлении.
В более ранних конструкциях батарей использовались жидкие электролиты, и они хранились в контейнере, который мог пролиться при опрокидывании.
Конструкция аккумуляторов менялась с течением времени. Теперь электролит находится в виде пасты, заключенной в герметичные металлические корпуса, чтобы избежать проливания.
Электролиты в случае выщелачивания могут быть ядовитыми, поэтому их следует тщательно утилизировать как опасные отходы.
Почему плотность электролита в аккумуляторе падает
Строго говоря, изменение соотношения воды и кислоты в растворе происходит постоянно, как при разряде батареи, так и во время зарядки. Но, по теории, в полностью заряженном состоянии плотность должна соответствовать изначальной. На практике этого не происходит, и вот почему:
- при перезаряде электролит закипает и испаряется;
- утечка жидкости случается и через отверстия в пробках, особенно при частой езде по ухабистым дорогам;
- при глубоких разрядах концентрация электролита также изменяется из-за активизации процесса сульфатации пластин.
Рассмотрим каждую из причин детальнее:
- Испарение электролита, если не было форс-мажорных обстоятельств – процесс длительный, сильно растянутый во времени. Аккумулятор заряжается во время работы двигателя, при этом перезаряд, приводящий к закипанию жидкости, исключён – об этом заботится реле-регулятор генератора. Но есть и другие факторы, влияющие на плотность электролита в аккумуляторе. Дело в том, что АКБ размещается неподалёку от мотора, который является мощным источником тепла в подкапотном пространстве. Нагрев батареи при этом неизбежен, особенно интенсивным становится этот процесс летом. В результате жидкость испаряется даже без кипения, поэтому в жаркое время года рекомендуют проверять её уровень еженедельно. Поскольку плотность дистиллированной воды существенно ниже, чем у кислоты, испаряется преимущественно она. В результате показатель повышается, и приходится восстанавливать правильное соотношение, доливая воду.
- Вытекание электролита – ещё одна частая причина понижения его уровня. Диагностировать проблему достаточно легко, оценив внешнее состояние аккумулятора. Наличие потёков и белесого порошка на крышке батареи и клеммах как раз и свидетельствует о потере жидкости. Правда, на концентрацию оставшегося в АКБ раствора это не влияет, только на его уровень, поэтому доливку следует осуществлять не дистиллированной водой, а готовым электролитом. Разумеется, корпус аккумулятора следует очистить от загрязнений, а поскольку там присутствуют кислотные остатки, удалять их нужно щелочными жидкостями. Например, раствором кальцинированной соды. Белые кристаллы сульфата свинца на клеммах удаляют металлической щёткой. Все эти мероприятия важны, поскольку сильное загрязнение может стать причиной создания мостика между электродами батареи и ухудшения контактов между клеммами и проводами, идущими к генератору или ЗУ.
- Наконец, сульфатация пластин – основная причина падения плотности электролита. Сульфат свинца – это результат химико-электрического взаимодействия электролита и свинцовых пластин, он образуется во время зарядки и исчезает при разряде батареи. Но баланс, увы, со времен смещается не в пользу серной кислоты: часть сульфата оседает на пластинах, и со временем этот слой становится всё больше. Это и есть сульфатация, которая негативным образом сказывается на протекании обычных реакций в аккумуляторе. Борьбу с сульфатацией проводят посредством использования зарядного устройства и специального алгоритма, сочетающего циклы зарядки/разрядки.
Причины падения плотности электролита
Снижение удельного веса рабочей жидкости в кислотных АКБ происходит в случаях:
- Естественного разряда батареи (например при многократных попытках пуска силового агрегата с неисправными системами зажигания и подачи топлива). На части аккумуляторов предусмотрено смотровое окно с цветным поплавком, позволяющим определить степень зарядки по плотности. Следует учесть, что глазок обеспечивает замер только в 1 банке и не дает полноценной картины состояния источника постоянного тока.
- Доливки в ячейки батареи дистиллированной воды без проведения контрольных замеров удельного веса. В процессе эксплуатации часть электролита выкипает, владельцы восполняют недостаток добавлением воды в банки. В результате плотность раствора падает ниже допустимого порога, емкости аккумулятора не хватает для работы светотехнического оборудования или стартера под нагрузкой.
- Выкипания части электролита из-за перезаряда (например при поломке регулятора напряжения на генераторе) либо длительной эксплуатации батареи при повышенной температуре воздуха.
Как проверить плотность в банках аккумулятора
Правильная проверка плотности в банках аккумулятора необходима для определения его состояния зарядки и производительности. Обычно для этой операции используется гидрометр.
Шаги по проверке плотности:
- Перед началом проверки убедитесь, что автомобиль выключен и ключ вынут из замка зажигания.
- Снимите крышку с батареи и обнаружьте, что каждая банка пронумерована.
- С помощью гидрометра проверьте плотность электролита в каждой банке, вставляя гидрометр в резервуар и беря показания.
- Проверьте таблицу плотности и сравните показания гидрометра.
- Если показания гидрометра ниже нормы, добавьте дистиллированную воду в банку с низкой плотностью. Если плотность слишком высокая, добавьте дистиллированную воду и перезарядите аккумулятор.
- После проверки плотности в каждой банке убедитесь, что крышка батареи тщательно закрыта.
Правильная проверка плотности в банках аккумулятора должна проводиться регулярно, чтобы обеспечить долгую и надежную работу вашего автомобиля.
Состав электролита
В составе жидкости порядка 35%
серной кислоты. Остальные 65 % приходятся на дистиллированную воду. Если
нарушается баланс, электролит замерзает при отрицательных температурах и не
воспринимает зарядку. Даже если удалось довести напряжение до нормативных 12,6
В, спустя 6-8 часов тестер показывает всего 11,9 В. Вот как величина напряжения
соотносится с уровнем зарядки:
Вольтаж, В |
Степень зарядки, % |
12,6 |
100 |
12,5 |
90 |
12,42 |
80 |
12,32 |
70 |
12,20 |
60 |
12,06 |
50 |
11,9 |
40 |
11,75 |
30 |
11,58 |
20 |
11,31 |
10 |
10,5 |
АКБ состоит из плюсовых и минусовых электродов. Первые
называют аноды, а вторые — катоды. Они выполнены в форме пластин из металла,
изолированы друг от друга конверт-сепараторами. Положительные электроды
обмазаны диоксидом свинца с химической формулой PbO2, отрицательные
— свинцовым порошком. При разрядке серная кислота вступает в реакцию со
свинцом. В результате образуется сульфат PbSO4 и плотность раствора
падает.
Свинцово-кислотный аккумулятор
Свинцово-кислотная батарея стала первым изобретенным аккумулятором, увидевшим свет и нашедшим широкое применение в автомобилях и ряде других технических приборов.
Свое название приспособление получило за счет опущенных в воду и серную кислоту пластин из свинца, выполняющих роль электродов, хотя с течением времени водород в устройстве начинает теряться.
Популярность такие приспособления получили неслучайно, а благодаря очевидным достоинствам:
- отсутствие эффекта памяти;
- наличие необслуживаемых экземпляров;
- невысокая цена;
- несложная конструкция;
- надежная технология;
- пониженный авторазряд;
- потенциал увеличенной токоотдачи.
Хотя, несмотря на немалое количество достоинств, даже у этих моделей есть и свои слабые стороны:
- невозможность хранения разряженными;
- чрезмерная чувствительность к температурным изменениям, влияющая на продолжительность функциональности и жизни;
- ограниченность транспортов и дозволяемых целых циклов разряда;
- и, разумеется, самый очевидный изъян — пагубное влияние свинца на экологическую среду.
Как измерить плотность аккумуляторов
Измерение плотности является важным этапом при зарядке и обслуживании батареи автомобиля. Для получения точной информации о состоянии аккумулятора необходимо использовать гидрометр. Этот прибор способен определить плотность электролита внутри батареи. Сравнивая результаты измерений с рекомендациями производителя, можно узнать о состоянии аккумулятора.
Для измерения плотности необходимо открыть крышку аккумулятора, удалить пыль и грязь, а затем с помощью шприца вытащить небольшое количество электролита и поместить в гидрометр. После этого следует подождать несколько секунд, чтобы прибор показал результат измерения.
Оценивать плотность необходимо в разных точках батареи
Важно помнить, что при неправильной зарядке плотность может быть неравномерной. Поэтому измерение необходимо проводить в нескольких местах
В целом, плотность должна быть одинаковой на всех уровнях аккумулятора, в противном случае это может быть признаком неисправности.
Правильное измерение плотности необходимо проводить регулярно, чтобы следить за состоянием аккумулятора и предотвратить его поломку. Замер плотности показывает, какой заряд необходим и насколько быстро он должен быть выполнен. В случае обнаружения отклонений в плотности, необходимо обратиться к специалисту, который поможет с выбором оптимального решения.
Способы повышения плотности
Повысить плотность электролита в АКБ можно поднять несколькими способами. Они различаются своей сложностью исполнения и длительностью.
Корректирующий электролит
Повышение плотности электролита в аккумуляторе происходит в несколько этапов
В этом действии важно соблюдать последовательность, только в этом случае можно получить достоверные результаты
Также потребуются следующие инструменты и продукты:
- ареометр;
- стеклянные емкости;
- груша для извлечения лишней жидкости;
- перчатки для защиты;
- пластмассовые защитные очки;
- корректирующий электролит;
- дистиллированная вода.
Чтобы реанимировать батарею и поднять плотность электролита в аккумуляторе требуется выполнить следующие действия:
Зарядить АКБ, в котором предположительно упала плотность электролита
Важно чтобы батарея заряжалась около 8-12 часов. Необходимо чтобы она стала именно полностью заряженной, так как этот момент сильно влияет на показатели.
После зарядки требуется замерить параметр ареометром в каждой банке АКБ
Показатели должны быть в пределах 1.25-1.27 г/см в кубе. Отклонение в показателях между банками допускается до 0.01.
Если результат оказался ниже нормы, требуется откачать часть электролита из банок с недопустимыми параметрами.
В банку заливается корректирующий электролит, в объеме в двое меньше откаченного. Далее заливают дистиллированную воду для закрытия пластин.
Как только была произведена частичная замена электролита необходимо поставить АКБ на подзарядку. Достаточно 30-60 минут. После требуется оставить батарею на 2 часа чтобы жидкость смешалась.
По истечению времени производится повторный замер. Если она все также ниже нормального действия повторяются.
Выравнивание с помощью зарядки
Для этого метода потребуется зарядное устройство для АКБ с возможностью регулировать выходное напряжение. Простая зарядка, которая уменьшает силу тока при полном заряде не подойдет.
Корректировка плотности электролита в аккумуляторе происходит по следующей схеме:
- Батарея полностью заряжается.
- Когда электролит начинает кипеть силу тока снижается до 1-2 А.
- Пока электролит кипит вода из него испаряется и плотность постепенно повышается.
- После падения уровня необходимо долить электролит, и замерить плотность.
Выпариваться жидкость будет очень медленно и может понадобится более 24 часов. Этот способ наиболее безопасен. За счет естественного испарения замена производится без выкачивания химического раствора.
Полная замена
В случае если хоть в одной банке показатели ниже чем 1.18 г/м в квадрате, то поможет только полная замена электролита. Это действие стоит проводить очень аккуратно так как при ошибке вся батарея может выйти из строя.
Замена производится следующим образом:
Из банок в АКБ выкачивается максимально возможное количество жидкости при помощи груши.
После чего необходимо аккуратно перевернуть батарею на бок и просверлить отверстия в каждой банки
С них необходимо слить остатки электролита.
После чего все емкости осторожно промываются дистиллятом. Отверстия запаиваются пластиком, который устойчив к кислоте.
В свежевымытые банки заливается раствор электролита с необходимой плотностью
Далее батарея заряжается и проверяется на работоспособность.
Можно залить готовый корректирующий раствор, а после нормализовать параметры просто доливая дистиллированную воду.
Как повысить плотность электролита в Pb аккумуляторе?
Итак, вы всё же решили поднять плотность раствора в аккумуляторной батарее. Как это сделать? Вам потребуется электролит (продаётся в автомобильных магазинах с плотностью 1,27─1,29 гр/см3), ёмкость для откачиваемого электролита, резиновая «груша», длинная гибкая трубка из материала стойкого к серной кислоте, пластиковая воронка (удобно заливать электролит обратно в банки), зарядное устройство.
Процесс выглядит примерно так.
- Зарядили аккумулятор по максимуму.
- Выбрали старый электролит. Именно так, выбрали, откачали и т. п. С помощью гибкой трубки из материала, стойкого к кислоте и обычной резиновой «груши». Не допускается переворачивать АКБ для слива. В этом случае осыпавшиеся частицы со дна могут замкнуть пластины. Или электроды деформируются, порвут сепаратор и будет замыкание. В случае замыкания банки аккумулятор можно смело идти сдавать в приёмку.
- Затем заливаете покупной или самостоятельно приготовленный электролит с плотностью 1,27─1,29 гр/см3.
- Даёте отстояться немного. При необходимости заряжаете.
3Не нужно трясти и бултыхать батарею для перемешивания.
Как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов?
Правильное обслуживание выполняется в следующей последовательности:
- Начинается с грамотного отсоединения АКБ. Сперва необходимо снять минусовую клемму (массу), затем снять плюсовой контакт. Постановка выполняется в обратном порядке. Отсоединенный аккумулятор следует занести в теплое (если это происходит в зимних условиях), проветриваемое помещение и дать ему 6-10 часов «отстояться», нагреться до положительной температуры, чтобы значения замеров тока были с минимальной погрешностью.
- При переносе АКБ следует пользоваться расположенными на нем рукоятками, не прижимая его к одежде. Затем необходимо удалить грязь с корпуса АКБ, чтобы она не попала в электролит, при откручивании пробок банок. Для удаления подтеков и грязи с корпуса АКБ можно использовать раствор соды.
- Зачистить клеммы необходимо с помощью наждачной бумаги или ластика, чтобы убрать слой окисла, на «пробой» которого будет тратиться лишняя энергия АКБ. Плохой контакт на клеммах не даст должного напряжения на стартер и помешает батарее нормально заряжаться.
- При помощи мультиметра (установленного на 20В) проверяется аккумулятор на ток утечки «на корпус», путем присоединения одного вывода к клемме. Вторым выводом прибора необходимо провести по корпусу АКБ. В случае утечки мультиметр покажет наличие напряжения. Для бесконтактного способа определения используются токоизмерительные клещи. В их кольцо помещаются все провода, отходящие с положительной клеммы АКБ и проверяются на наличие напряжения.
Проверка уровня электролита
Уровень электролита должен быть одинаков во всех отделениях, пластины батареи должны быть закрыты полностью. Некоторые АКБ оборудуются глазками для визуального контроля уровня электролита. На практике эффективность таких глазков сомнительная, так как он замеряет уровень только в той банке, в которой расположен. Он представляет собой сосуд с находящимися в нем шариками различного цвета, которые всплывают и отражаются вверху в зависимости от плотности раствора. Затем замеряется плотность электролита при помощи ареометра.
Как правило, банка АКБ, ближняя к плюсовой клемме теряет влагу больше всех остальных. Если постоянно доливать её дистиллированной водой, то пострадает плотность электролита, поэтому можно пойти на хитрость, долив раствора из соседней банки. Выравнивать плотность электролита надо после зарядки батареи, когда в результате газовыделения он хорошо перемешается.
Замер плотности электролита
Электролит представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды 1 к 2 (35% к 65% воды). Его нормальная плотность для эксплуатации в средней полосе России составляет 1,27-1,29 г/см3. Для эксплуатации АКБ в холодном климате необходимо сместить точку замерзания электролита, подняв его плотность до 1,35 г/см3. Такой АКБ не страшен мороз и -50°С, но эксперименты с плотностью выше 1,35 чреваты разрушением активных пластин, так как серная кислота даже в такой концентрации очень агрессивная среда.
При замере плотности необходимо обратить внимание на прозрачность раствора. Серый или черный оттенок электролита указывает на то, что часть активного вещества пластин разрушена и выпала в осадок
Это возможно или из-за использования некачественного электролита или из-за постоянного перезаряда АКБ, когда она не успевает разряжаться. Причины перезаряда бывают разные: от неисправного генератора или реле-регулятора до зарядки АКБ дешевыми китайскими зарядными устройствами и использовании автомобиля в режиме «такси».
Перед постановкой на зарядку пробки банок нужно поставить на свое место, но не закручивать. Это обеспечит свободный выход газов и предотвратит разбрызгивание электролита.
Зарядка АКБ осуществляется или постоянной силой тока или постоянным напряжением. При выборе зарядного устройства на дешевые китайские поделки, способные кипятить электролит, а не полноценно заряжать АКБ обращать внимания не стоит. Лучше выбрать устройство подороже, но с автоматическими регулировками, которое само проконтролирует процесс. Заряженный аккумулятор будет иметь напряжение 12,6В и выше, при 12В – потеря 40-50% заряда и полностью «севшая» батарея покажет 11,5В и ниже.
Раз в год на малосурьмянистых и гибридных АКБ необходимо проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл) состоящий из полной зарядки и контролируемого разряда. В процессе работы каждый аккумулятор подвержен явлению сульфатации, когда на активных пластинах оседает сульфат свинца и эта их часть перестает участвовать в химической реакции. Исправить положение поможет десульфатация АКБ.
Почему плотность электролита падает
Прежде чем разбираться, как повысить плотность электролита в аккумуляторе, давайте выясним причины ее падения.
Для любого АКБ, изменение плотности это нормальное явление. Т.е., аккумулятор разрядился – ее значение понизилось. Зарядился – повысилось. Но в некоторых ситуациях, батарея попросту не держит заряд. А это говорит о том, что концентрация упала слишком сильно и ее пора поднимать.
Почему у АКБ становится маленькая плотность:
- аккумулятор просто разряжен;
- батарея подвергалась перезарядке, в результате чего выкипал электролит;
- в банки доливается дистиллированная вода, а замеры концентрации не проводятся. В результате плотность электролита постепенно падает;
Первичные батареи (неперезаряжаемые одноразовые)
Неперезаряжаемые батареи, также известные как первичные батареи или первичные элементы. Первичные батареи — это те, которые нельзя использовать повторно, когда их накопленная энергия полностью израсходуется. Эти батареи не могут восполнить энергию из любого внешнего источника. По этой причине первичные элементы также называют одноразовыми батареями.
Основным фактором, сокращающим срок службы первичных батарей, является их поляризация во время использования. Чтобы продлить срок службы батареи за счет уменьшения влияния поляризации, используется химическая деполяризация, т.е. окисление водорода до воды путем добавления окислителя в элемент. Так же, как и в ячейке из цинкового углерода и в ячейке Лекланша, используется диоксид марганца, а в ячейке Бунзена и ячейке Грове — азотная кислота.
Применение первичных батарей:
- в часах, пультах, калькуляторах, игрушках и т.д.,
- в небольших бытовых приборах, например, кухонных весах,
- в персональных компьютерах,
- в переносных аварийных светильниках, фонариках и инверторах.