Священный Синод РПЦ в 20 веке и сегодня
В 20 веке Священный Синод, как и вся Церковь, находился под давлением безбожной советской власти. Он претерпевал множество изменений, его распускали и восстанавливали. Так, в 1922 году патриарх Тихон был арестован, и РПЦ в течение 5 лет пребывала на «нелегальном положении» без полноценного Синода. Позднее власти разрешили создать Временный Синод, однако в 1935 году он был распущен.
В годы Великой Отечественной Войны государство пошло на некоторые уступки Церкви. В 1943 году был сформирован постоянный Священный Синод. Он состоял из шести членов под председательством патриарха Сергия (Старгородского) (1867-1944). Позднее количество членов Синода увеличивалось.
Сегодня Священный Синод является совещательным органом при главе Церкви и состоит из 12 епископов. Половина из них сменяется каждые полгода. Среди постоянных членов Синода архиереи из Украинской и Белорусской Православных Церквей (юрисдикции Московского Патриархата).
В ведении Священного Синода находятся множество церковных учреждений: отдел внешних связей, миссионерский отдел, учебный комитет, отдел благотворительности и социального служения, издательский совет и т.д. Также существует три синодальные комиссии: библейско-богословская, богослужебная и заведующая канонизациями святых.
Состав
Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:
- президент;
- два вице-президента;
- пять асессоров;
- четыре советника.
Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.
Обер-прокурор
По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.
В результате реформы Петра І Церковь полностью утратила независимость от светской власти
Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.
Первенствующие члены
Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:
- Стефан Яворский;
- Феофан Прокопович;
- Амвросий Юшкевич.
Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.
Кто стоял во главе Святейшего Синода?
Должность эта называлась «обер-прокурор Святейшего Синода».
Кто такой обер-прокурор
По выражению введшего эту должность Петра I, это «око государево» по части церковного управления и «стряпчий по государственным делам». Характерно название указа о введении этой должности: «О выборе обер-прокурора в Синод из офицеров», таким образом, царь отдавал предпочтение военным. К числу обязанностей этого царского чиновника относились:
- доведение до членов Синода царской воли по тем или иным церковным вопросам;
- опротестовывание или даже приостановление решений иерархов, если они «незаконны» по мнению государственной власти;
- представление царю кандидатур для членства в Синоде.
Поначалу, при властном Петре I и последующих монархах, обер-прокурор действительно больше транслировал иерархам царскую волю – кроме того, монархи лично нередко вмешивались в церковные дела.
Впоследствии влияние обер-прокурора начало расширяться, и сXIX в. он уже фактически решал основные вопросы управления Церковью.
Самые известные
За время существования Святейшего Синода им управляли несколько десятков человек, На этой должности часто не задерживались более 2 лет
Обер-прокуроры были очень разными: кто-то запомнился особым вниманием к церковным делам, другие – просто были честными чиновниками, третьи вызывали симпатию благочестием, особым уважением к Церкви. А некоторые «прославились»… своим атеизмом!
Самый первый
Это действительно был обер-прокурор «из офицеров», полковник Иван Васильевич Болтин. Честный, прямолинейный, он занимал должность с 1722 г. до смерти Петра I, оставив по себе добрую память. Однако, как полагают историки, после кончины императора Болтин стал жертвой придворных интриг.
Сторонник реформ
Большой оригинальностью отличались взгляды Ивана Ивановича Мелиссино, 5 лет возглавлявшего Синод при Екатерине II. Он был очень увлечен идеей изменений в Церкви по подобию западной Реформации: предлагал отменить посты, запретить иконы и мощи, отменить молитвы о усопших, ввести женатый епископат… Все эти идеи так и остались проектами: обер-прокурор, имевший европейское образование, попросту не знал православной России.
Атеист и… сквернослов!
Это – о сменившем Мелиссино в 1768 г. Петре Петровиче Чебышёве, человеке «самоновейших понятий о церкви и религии», открыто говорившем о своем безверии, допускавшем грубости на заседании Синода и даже, по словам современников, «гнилое слово». Свою задачу он видел в исполнении воли царицы и… собственном обогащении. Только факты прямого воровства чиновника позволили архиереям добиться его удаления.
Сторонники миссионерства и духовного просвещения
Это –
- князь Петр Сергеевич Мещерский, особенно радевший о распространении православия в Сибири, на Дальнем Востоке, активно выступавший против старообрядчества;
- граф Николай Александрович Протасов, реформировавший духовные учебные заведения, улучшивший их с материальной стороны, а также введший в их программу медицину, естествознание, основы сельского хозяйства;
- граф Алексей Петрович Ахматов, единомышленник свт. Филарета Московского по части перевода текстов Писания на современный русский язык.
Самый благочестивый
Добрую память о себе оставил граф Александр Петрович Толстой, лично очень верующий человек. Он активно продвигал идею улучшения материального положения монастырей, развития духовных школ.
К.П. Победоносцев
А этот чиновник, возглавлявший Синод с 1880 по 1905 г. – сам по себе целая эпоха. Его считали крайним консерватором (например, он пытался удалить из России инославные конфессии), государственником, пекшимся о духовном развитии школьников, которым непременно теперь преподавались основы веры. Кроме того, Константин Петрович был активным противником созыва Поместного Собора и, конечно, восстановления Патриаршества.
Последний обер-прокурор
Им был церковный историк Антон Владимирович Карташев. Его короткое управление Синодом при Временном Правительстве продолжалось менее месяца, при этом он, понимая необходимость изменить отношения Церкви и государства, выступал… за упразднение самой этой должности. Впоследствии Карташев эмигрировал, он – автор книг по истории Вселенских Соборов и Русской Церкви.
Историческая справка
Название новой системы церковного управления было выбрано светскими правителями, а не религиозными лидерами, с целью сделать Церковь подчиненной частью государства и частью его аппарата управления, именуемой «департаментом по делам православной веры».
Патриархат оспаривал абсолютную власть царя со времен правления патриарха Никона (который был свергнут в 1666-ом). Он считал, что священство должно иметь приоритет над царской властью. Несмотря на катастрофический раскол, который ослабил авторитет иерархии и заставил многих людей покинуть Церковь, власти понимали, что отмена патриаршества может привести к бунту среди религиозных людей.
После свержения Никона духовные лидеры все еще могли высказывать свое мнение по некоторым государственным вопросам. Однако при царях Алексее Михайловиче и Федоре эта власть уменьшилась, так как светские правители стали больше вмешиваться во внутренние дела церкви. Петр Первый, преемник Феодора Алексеевича, был настроен еще более решительно, поскольку ему почти нечего было терять.
Царь, увлекавшийся европейской культурой и образом жизни, который считался неподобающим для православного правителя, часто встречал неодобрение со стороны иерархов Церкви, хотя они не решались высказать свое мнение. По мере того, как он работал над модернизацией России в соответствии со своим видением ее уподобления Голландии (как говорили некоторые историки девятнадцатого века), взгляды Петра все больше расходились с мнением представителей Церкви.
Церковь видела тенденцию к снижению благочестия среди власть имущих, в то время как Петр считал, что создание упорядоченного государства сделает Россию работающей как часы, а его самого – главным часовщиком. Кем же тогда будет Патриарх?
В начале восемнадцатого века скончался патриарх Адриан, и столкновение между царем и церковной иерархией стало заметным. В этот момент было принято, чтобы светская власть выдвигала кандидата на должность предстоятеля. Ожидалось, что Петр последует этому примеру; однако он так этого и не сделал. Он привел разумное оправдание: Россия столкнулась со многими трудностями в войне со Швецией и не могла сосредоточиться на реструктуризации своего правительства, пока проблемы не были решены.
Несмотря на войну и другие проблемы, в первые годы восемнадцатого века царь создал светское учреждение под названием Монастырский Приказ. Все монастыри теперь контролировались им, и для учета их обитателей и имущества проводилась перепись. Количество монастырских постригов было ограничено, а женщинам до 40 лет не разрешалось становиться монахинями.
Учреждение Синода
К началу двадцатых годов восемнадцатого века руководители церкви смирились с неизбежным направлением «церковной реформы». Несмотря на возражения митрополита Стефана Яворского и других иерархов, а также общественную критику, ничего нельзя было сделать, чтобы остановить ее.
Следовательно, когда в 1721-ом г. появился документ под названием «Духовный регламент», который подразумевал, что духовная жизнь может быть регламентирована, мало кто воспринял его с удивлением. В этом документе говорилось следующее:
- патриаршество упразднялось;
- создавался орган, называемый Синодом, которым управлял светский чиновник, назначенный царем.
Российский Синод был уникален тем, что рассматривался восточными патриархами как имеющий такое же иерархическое положение, как и они. В отличие от других православных государств, чьи Синоды выполняли подчиненную роль по отношению к главе государства, только греческий Синод разделял равную власть с правителем. У двух Домов Божьих – греческого и русского – было много общего, когда дело касалось их организации. Восточные патриархи ласково называли Священный Синод Русской Православной Церкви своим «возлюбленным братом в Господе», указывая на то, что они признавали его статус наравне со своим собственным.
Новый наш брат во Христе
— Насколько в свой церковной реформе Пётр опирался на западный опыт? Были ли аналоги подобных систем государственно-церковных отношений в европейских странах?
— В начале прошлого века церковный историк Павел Владимирович Верховский, посвятивший свою докторскую монографию изучению обстоятельств учреждения Синода, проанализировал множество точек зрения на этот вопрос. Некоторые считали, что созданный Петром Синод — это своего рода аналог Поместного Собора, но с ограниченным числом участников и действующий на постоянной основе. Но сам Верховский приходит к мнению, что та форма, что возобладала в России, — это шведская модель церковно-государственных отношений. Мы, получается, заимствовали её у своего главного оппонента, что, с одной стороны, несколько странно, а с другой, объяснимо — мы слишком хорошо были знакомы со Швецией благодаря Северной войне.
— Почему же духовенство не выступило против учреждения Синода, не встало на защиту канонической формы управления Церковью?
— Пётр прекрасно понимал, что если собрать духовенство в одном месте, чтобы заявить об учреждении Святейшего Синода и упразднении патриаршества, то он неизбежно столкнется с выступлением значительной части духовенства против этого плана. Очевидно, что Собор на такие кардинальные изменения ни за что бы не пошел. И что потом с этими смутьянами делать? Всех в монастыри не упрятать, тем более что за духовенство начнет заступаться народ, пойдут волнения, восстания — люди и так напряжены, идет война, налоги высокие. Поэтому царю совершенно очевидно, что Собор созывать для такой реформы нельзя. Что он делает? Изданный в 1721 году Духовный регламент, упраздняющий патриаршую власть и учреждающий коллегиальную форму управления Церковью с подчинением монарху, сначала был одобрен Сенатом и архиереями, находящимися в Петербурге, а уже затем были собраны подписи архиереев, архимандритов и игуменов в Москве, Казани и Вологде. Всего 87 подписей. Представьте ситуацию: приходит текст документа в Москву, тамошнее духовенство видит, что в Петербурге регламент уже подписан, а значит, и им выступать против нет резона. А в Казани и вовсе никаких сомнений уже не испытывали: в Петербурге одобрили, в Москве одобрили, значит, и им нужно одобрить регламент.
«Регламент духовный» 1721 года
— Ловкий ход…
— Конечно. С технической точки зрения реформа была проведена грамотно, возможностей для выражения недовольства духовенству почти не оставили. Да к тому же еще свежи были в памяти воспоминания о деле царевича Алексея: тогда сан не помог его сторонникам избежать наказания и смертной казни, вот и сейчас не стоило на это надеяться — сан, конечно, снимут, но потом непременно казнят как простого мирянина. Петра ничто не остановит. Ради чего было идти на такой подвиг? Тем более что Пётр смертен, как и все люди, и после его ухода можно будет повернуть всё вспять. Собственно, позже, в эпоху дворцовых переворотов, мы и наблюдаем несколько попыток восстановления патриаршества и упразднения Синода. Это подтверждает тезис о том, что в 1721 году архиереи мыслили как раз в таком духе: Пётр умрет, и мы всё вернем на круги своя.
И еще такой момент: в самом Духовном регламенте слово «коллегия» употребляется более ста раз, а слово «синод» — всего пять раз, и не в отношении высшего церковного органа. Нигде не было сказано, что учреждается «синод», речь шла именно о коллегии. Для многих историков «коллегия» и «синод» — это слова-синонимы. Но упомянутый уже Павел Верховский выясняет, что это не так: царь проводит настоящую реформацию, а духовенство, вынужденно с этим соглашаясь, тем не менее, проводит некоторую контрреформацию. Дело в том, что Духовная коллегия, как и все остальные коллегии, должна была подчиняться Сенату, а через Сенат — правителю. Что сделали духовные лица уже на первом заседании коллегии? Духовная коллегия была переименована в Синод. И это не просто смена вывески. Синод становится на один уровень с Сенатом и подчиняется императору не через Сенат, а напрямую. Возникает вопрос, а почему Пётр согласился с этим? Да очень просто. Какая разница, через Сенат или напрямую Синод будет подчиняться царю? Никакой: главное, что он будет подчиняться. Так что говорить, что духовенство совсем уж безропотно согласилось с реформой, не приходится.
— Как на упразднение патриаршества отреагировали другие Поместные Церкви?
Первенствующие члены[править | править код]
-
Стефан (Яворский), президент Синода (14 февраля 1721 — 27 ноября 1722), митрополит Рязанский
- Феодосий (Яновский), первый вице-президент Синода (27 ноября 1722 — 27 апреля 1725), архиепископ Новгородский
- Феофан (Прокопович), первый вице-президент Синода (1725 — 15 июля 1726), архиепископ Новгородский
-
Феофан (Прокопович)
К 1738 году в Синоде заседал только один епископ, кроме него были архимандриты и протопопы
(15 июля 1726 — 8 сентября 1736), архиепископ Новгородский
- Амвросий (Юшкевич) (29 мая 1740 — 17 мая 1745), архиепископ Новгородский
- Стефан (Калиновский) (18 августа 1745 — 16 сентября 1753), архиепископ Новгородский
- Платон (Малиновский) (1753 — 14 июня 1754), архиепископ Московский
- Сильвестр (Кулябка) (1754—1757), архиепископ Санкт-Петербургский
- Димитрий (Сеченов) (22 октября 1757 — 14 декабря 1767), архиепископ Новгородский (с 1762 — митрополит)
- Гавриил (Кременецкий) (1767—1770), архиепископ Санкт-Петербургский
- Гавриил (Петров) (1775 — 16 октября 1799), архиепископ Новгородский (с 1783 — митрополит)
- Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818), архиепископ Санкт-Петербургский (с 1801 — митрополит Новгородский)
- Михаил (Десницкий) (1818 — 24 марта 1821), митрополит Санкт-Петербургский (с июня 1818 — митрополит Новгородский)
- Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843), митрополит Новгородский
- Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848), митрополит Новгородский
- Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856), митрополит Новгородский
- Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860), митрополит Санкт-Петербургский
- Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892), митрополит Новгородский
- Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898), митрополит Санкт-Петербургский
- Иоанникий (Руднев) (25 декабря 1898 — 7 июня 1900), митрополит Киевский
- Антоний (Вадковский) (9 июня 1900 — 2 ноября 1912), митрополит Санкт-Петербургский
- Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 6 марта 1917), митрополит Санкт-Петербургский (с 1915 — митрополит Киевский)
- Платон (Рождественский) (14 апреля 1917 — 21 ноября 1917), архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии (с августа 1917 — митрополит Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский)
Предыстория создания Синода
Русская православная церковь в конце XVII – начале XVIII века переживала череду кризисов. Это было связано с ситуацией внутри страны, с начавшимися петровскими реформами.
Патриаршество Адриана
В 1690 году, сразу после смерти патриарха Иоакима, сторонника царицы Н. К. Нарышкиной и Петра Алексеевича, на патриарший престол сел Адриан, человек достаточно консервативных взглядов. За его избрание ратовало правительство Натальи Кирилловны, Л. К. Нарышкин и Б. А. Голицын. Петр Алексеевич был против его избрания, но его мнения не учли.
Отношения царя и патриарха на протяжении следующих пяти лет оставались напряженными, но тезис о том, что Адриан выступал против всех нововведений Петра Первого не совсем верный. Патриарх, прислушиваясь к государю, настоятельно рекомендовал митрополитам, епископам и архимандритам «править многое», исполнять все, что требовал Петр Алексеевич.
Он приказал:
- строго блюсти «церковное благочиние»;
- снабжать приходы печатными книгами;
- назначать в приходы только священников, обученных грамоте;
- вести судебные дела только в присутствие сельских старост;
- не устраивать новые монастыри без разрешения государя.
Ситуация обострилась в 1698 году, после стрелецкого бунта и после того, как Адриан отказался постричь в монахини первую супругу царя, Евдокию Лопухину. Хотя в то же время государь и патриарх обсуждали реформу образования в государстве, и Адриан поддержал идеи государя, реализация которых привела к созданию в 1724 году Академии наук.
В 1700 году патриарх умер. Петр Александрович отказался от избрания нового и назначил митрополита Рязанского и Муромского С. Яворского, человека очень образованного, экзархом, то есть «блюстителем» патриаршего престола.
Деятельность Стефана Яворского
Для Петра I Стефан Яворский стал идеальным кандидатом на место экзарха:
- во-первых, Стефан был человеком новым, прибывшим в Москву из Малороссии, а значит свободным от традиций московской патриархии;
- во-вторых, он был человеком «западной учености», что царь ценил особо и не находил в среде великорусского духовенства.
На первых порах экзарх не пришелся по душе как старорусский партии, так и греческим патриархам. Первые обвиняли его в излишней прогрессивности, вторые – в «латинянстве» (С. Яворский действительно одно время исповедовал униатство и это ставило под сомнение каноничность его взглядов и веры). Петр Алексеевич, напротив, получил в его лице «восхвалителя»: Яворский приветствовал как военные победы царя, так и его реформаторскую деятельность, особенно в области просвещения.
Но к 1711 году стало понятно, что экзарх скорее консерватор, чем реформатор, и не разделяет идей государя о подчинении Церкви государству. Он все более и более сближался со старорусской партией, обвиняя Петра в склонности к протестантизму.
Что значит термин и где применяется
Происхождение его – греческое, «σύνοδος» означает не что иное, как просто собрание. Ввиду этого, в исторических источниках, церковной литературе можно встретить употребление слова применительно к:
- Вселенским Соборам;
- Поместным Соборам отдельных Церквей;
- вообще всякому собранию епископов; например, в Константинополе было понятие «синод эндимуса», своего рода собрания епископов, которые на данный момент находились по делам, и, будучи собраны Патриархом, принимали какое-либо соборное решение, не терпящее отлагательства.
А вот Русская Церковь пользовалась термином «собор» от Крещения Руси до начала XVIII в.
Правовой статус
После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.
Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.
Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.
Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами. Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению
Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению
Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.
Причины и цели создания
Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.
Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.
В 1721 году организована Духовная коллегия, которая получила название Святейший Правительствующий Синод
Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.
Функции
Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:
- Административную — Коллегия занималась вопросами внутренней реорганизации Церкви, духовного просветительства и регламентации обрядов.
- Судебную — разрешал спорные вопросы касательно деятельности священнослужителей, церковных ересей и был инстанцией, которая лишала сана и предавала анафеме.
Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:
- избрание епископов;
- учреждение новых кафедр;
- назначение епископов;
- регламентирование обрядов и назначение дат праздников;
- осуществление цензуры всех богословских трудов;
- регламентирование брака;
- духовное просвещение прихожан;
- канонизация святых.
Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).
Причины церковной реформы
К 1711 году Петр Первый окончательно утвердился в мысли о необходимости отмены патриаршества. Он желал полностью, и экономически, и юридически, и политически подчинить Церковь государству.
Церковная реформа Петра первого Синод
К тому же государь, окруженный друзьями и соратниками иностранцами (в основном датчанами, англичанами, немцами и голландцами) действительно благосклонно относился к протестантизму, который отрицал главный принцип католичества и православия о главенстве Церкви и ее духовного лидера.
В 1711 году царь приказ ввести в церковные суды фискалов (контроллеров) от гражданских ведомств, что было негативно воспринято С. Яворским. В 1713 году, во время расследования дела Тверетинова, экзарх косвенно обвинил царя в тайном лютеранстве. В 1718-ом С.
Яворский пытался помочь царевичу Алексею (которому всегда сочувствовал и тайным сторонником которого являлся), добиваясь у царя помилования, но успехов не достиг. В этом же году начался его конфликт с Ф. Прокоповичем, который привел к тому, что экзарх был отстранен от церковно-административной деятельности. Фактически подготовка церковной реформы прошла без него.
Синодальный период Русской церкви
В 1718 году Пётр Великий принял решение, что впредь власть над Русской православной церковью будет учреждена на коллегиальных началах. Но окончательное оформление нового порядка управления состоялось только после завершения Северной войны. В 1721 году был учреждён Святейший Правительствующий Синод, в котором объединялись несколько равных по сану митрополитов. Один из митрополитов назначался первоприсутствующим, так сказать президентом этой коллегии духовных дел. В 1722 году Пётр учредил также должность гражданского обер-прокурора для государственно-полицейского надзора за деятельностью этой организации, но впервые должность обер-прокурора была замещена только при императрице Елизавете в 1741 году.
Так началась Синодальная эпоха Русской церкви, продлившаяся почти два столетия – пока столица России пребывала в Санкт-Петербурге. У историков она получила неоднозначную оценку. Одни утверждают, что в синодальный период Русская церковь превратилась в ещё одну полицию – по делам нравов, что обер-прокурорский контроль убивал дух Церкви, что всё это вместе способствовало развитию атеизма в русском обществе и, в конечном счёте, крушению монархии.
Другие авторы справедливо указывают на то, что в Синодальный период было сделано очень много для духовно-православного просвещения русского народа, что религия из поповской формальности превратилась для многих, особенно для представителей высшего общества, в живую потребность души. Наконец, в Синодальный период было прославлено немало святых прежних времён и явились новые святые, такие, как Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский.
В начале ХХ века в Русской церкви оживилось движение за созыв Поместного собора и восстановление патриаршества. Обер-прокурорская система подвергалась острейшей критике. По времени это движение не зря совпало с подъёмом либеральной и революционной общественности. По сути, оно явилось средством внутрицерковной борьбы против учреждений Российской империи, за новую либеральную конституцию. К 1917 году в Синоде было уже немало иерархов такого направления.
Учреждение синода
В 1721 году произошло официальное переименование духовной коллегии в Правительственный святейший синод, целью которого стало ведение дел духовенства.
Замечание 3
Священный синод Православной русской церкви, официально действовал в период с 1721 по 1918 годы. В настоящее время этот орган в решении церковных вопросов находится на второстепенных ролях.
РПЦ, как церковь раннего периода, основали в 988 году. Свое изначальное иерархическое устройство священнослужителями было перенято из Константинополя. В дальнейшем на протяжении долгого времени РПЦ в большинстве своем была зависимой от Византии. Первоначально (988-1589гг) Церковь была организована согласно митрополистскому устройству. В дальнейшем (до 1720 года) она была управляемой патриархом, а после (до 1918 года) – Синодом.
Создание духовного регламента происходило, на основании изданного Петром I приказа. Данный документ отразил в себе в полной мере все древнейшие правила церковного уклада. Встреча ярого сопротивления со стороны духовенства проводимым правителем реформам, тем не менее, не помешала русскому императору упразднить патриаршую власть и создать Синод.
Предпосылки, на базе которых управление Российской православной церковью когда-то приняло именно такую реформу управления, отмечены в Духовном Регламенте. Они заключались в следующем:
- в отличие от одного духовного лица, нескольким дана способность совместными усилиями осознать и установить истину более быстрым способом;
- гораздо большей весомостью и авторитетом будут обладать решения соборной власти, чем одного человека;
- в случае внезапной болезни либо смертельного исхода единственного правителя, не произойдет временная остановка функционирования управленческого аппарата.
Определение 1
Таким образом, Синод можно считать, прежде всего, своеобразным образовательным учреждением по обмену опытом более маститых его представителей с новичками в делах управления церковной структурой, что, в свою очередь, существенно повышает эффективность его деятельности.
В качестве главной характерной особенности вновь созданного Синода в России можно назвать признание его иерархически равными представителями восточного патриархата. Интересно, что на территории других православных государств подобным органам доставались только второстепенные роли.
Властью внутри церкви собственной страны, подобной управлению в России, обладал только греческий Синод. На самом деле церкви этих двух государств по своему устройству были похожи во многом. Восточные патриархи власть Священного Синода равной собственной.
На сегодняшний день Синод РПЦ при патриархе является совещательным органом с включением в своем составе постоянных и временных членов. Также данный орган власти обладает правом собственноручного дополнения Духовного регламента определениями и узаконениями (при условии их предварительной отправки к Патриарху на утверждение).
В современных условиях своего функционирования Синод РПЦ, в принципе, не являясь управляющим органом, все же продолжает быть в жизни церкви далеко не на последних позициях, чьи решения и постановления принято считать обязательными к исполнению во всех епархиях. При этом должности обер-прокурора сейчас уже не существует.
Сегодня церковь от государства считается отделенной в плане управления. По этой причине она не может оказывать существенного влияния ни на внутреннюю, ни на внешнюю политику. Таким образом, она не может считаться органом государственной власти.