Особенности двигателей БТР 80:
Боевая техника БТР 80 обладает высокими характеристиками маневренности и проходимости, что обеспечивается силовой установкой, состоящей из двигателя и коробки передач. БТР 80 оснащен двигателями нескольких типов, однако наиболее распространены два основных варианта:
1. Дизельный двигатель ЯМЗ-238:
— Мощность двигателя составляет 240 лошадиных сил;
— Объем рабочих цилиндров 14,86 литра;
— Экономичен в расходе топлива.
2. Бензиновый двигатель УМЗ-73:
— Мощность двигателя составляет 140 лошадиных сил;
— Объем рабочих цилиндров 6,6 литра;
— Имеет простую конструкцию и неприхотлив в обслуживании.
Оба варианта двигателей обеспечивают боевые машины БТР 80 высокой скоростью передвижения и позволяют преодолевать препятствия на дороге и бездорожье.
Технические характеристики двигателей
БТР-80 оснащен двигателем типа Д-240, который развивает мощность 260 лошадиных сил. Этот дизельный двигатель имеет объем 10,85 литра и работает на топливе с октановым числом 45-60 единиц.
Особенностью Д-240 является его система питания. Он оснащен системой нагнетания с турбонаддувом и охлаждением воздуха. Это позволяет двигателю развивать высокую мощность и обеспечивает его надежную работу в самых разнообразных условиях.
Двигатель Д-240 является надежным и долговечным. Он способен работать в тяжелых условиях и обеспечивать высокую производительность БТР-80.
Кроме того, БТР-80 может быть также оснащен двигателем ЯМЗ-238, который имеет мощность 240 лошадиных сил. Это также дизельный двигатель, но его объем составляет 14,86 литра. Он не имеет системы нагнетания и охлаждения воздуха, но обладает достаточной мощностью для обеспечения работы БТР-80.
Выбор между двигателями Д-240 и ЯМЗ-238 зависит от требований и потребностей эксплуатации. Оба двигателя являются надежными и обеспечат эффективную работу БТР-80 на поле боя или в других условиях.
Преимущества и недостатки выбранных двигателей
В БТР 80 установлены двигатели, обладающие своими преимуществами и недостатками. Рассмотрим их подробнее.
Преимущества выбранных двигателей:
- Высокая мощность. Двигатели обеспечивают достаточную мощность для работы БТР 80 в различных условиях, включая бездорожье и водные преграды.
- Надежность. Выбранные двигатели известны своей надежностью и долговечностью, что позволяет увеличить срок службы БТР 80.
- Гибкость. Двигатели обладают широким диапазоном рабочих оборотов, что позволяет эффективно использовать БТР 80 в различных задачах.
Недостатки выбранных двигателей:
- Высокий расход топлива. Из-за высокой мощности двигателей, расход топлива БТР 80 может быть заметно выше по сравнению с другими транспортными средствами.
- Шум и вибрация. Работа двигателей может сопровождаться значительным уровнем шума и вибрации, что может оказывать негативное влияние на комфортность пассажиров и экипажа.
- Техническое обслуживание. Высокая мощность двигателей требует более тщательного и регулярного технического обслуживания, что может увеличить затраты на эксплуатацию.
Несмотря на некоторые недостатки, выбранные двигатели БТР 80 обладают высокой производительностью и надежностью, что делает их оптимальным выбором для данного типа бронетранспортера.
Комплектация и модификации двигателей
БТР-80 оснащен мощным двигателем, который обеспечивает высокую проходимость и скорость передвижения. В зависимости от модели и выпуска, на БТР-80 могут быть установлены различные типы двигателей.
- Двигатель Д-260.1: это дизельный двигатель объемом 10,85 литра. Он развивает мощность 260 лошадиных сил и позволяет развивать скорость до 80 км/ч. Двигатель Д-260.1 является основной комплектацией для БТР-80 и обладает надежностью и долговечностью.
- Двигатель УТД-20: это дизельный двигатель объемом 15,86 литра. Он развивает мощность 300 лошадиных сил и позволяет достичь скорости до 90 км/ч. Двигатель УТД-20 применяется в некоторых модификациях БТР-80 и отличается высокой производительностью.
- Двигатель УМЗ-4164: это бензиновый двигатель объемом 5,95 литра. Он развивает мощность 190 лошадиных сил и позволяет разгоняться до 70 км/ч. Двигатель УМЗ-4164 используется в некоторых модификациях БТР-80 и обладает хорошей динамикой.
Выбор двигателя зависит от конкретных требований и задач, которые ставят перед БТР-80. Разные двигатели обладают разной мощностью, экономичностью и характеристиками, поэтому при выборе необходимо учитывать конкретные условия эксплуатации и требования к транспортному средству.
Что нового?
Раз уж мы говорим о модернизации, тогда необходимо вспомнить достоинства и недостатки предшественника. Ведь лучшие качества машины, отвечающие современным условиям, менять незачем. Только так можно рассчитывать на характеристики боевой машины в реальном бою, а также в способности промышленности произвести бронетранспортёры в достаточном количестве для обороны страны.
Корпуса всех модификаций БТР сварные, сделаны из катаной листовой стали, полностью герметичны. Углы наклона по вертикали служат для защиты от стрелкового оружия калибром 7,62 мм. Лобовая часть защищает от пуль калибром 12,7 мм. Но БТР 80, имея такие характеристики, легко простреливался перечисленными калибрами в военной кампании в Чечне. Геометрия и размеры корпуса сохранились. Военнослужащие применили в качестве защиты ящики со щебёнкой от пуль стрелкового оружия, от гранат и РПГ устанавливали на корпус стальные решётки на расстоянии 50 см от брони (противокумулятивные экраны). Бронирования было недостаточно. БТР 82 серии выпускается с достаточной защитой от взрыва осколочно-фугасных снарядов, мин, гранат и пуль калибром до 14,5 мм.
Читайте БРДМ-3 – разведывательно-дозорный бронетранспортёр РФ
С 1986 года, когда на вооружение поступили БТР 80 – пожаробезопасность улучшилась, впервые на советские машины типа БТР установили дизельные V-образные двигатели с турбокомпрессорным наддувом, взамен бензиновых моторов. Это улучшает живучесть машины при попадании снарядов. На БТР 82А устанавливаются более мощные дизельные двигатели. Ещё во времена ВОВ на советские танки были установлены, впервые в мире, V-образные дизельные двигатели, и горели они гораздо меньше, чем немецкие танки, работающие на бензиновых моторах. Это разработки 30-х годов 20-го столетия для танков БТ7М, Т-34, КВ1, КВ2.
Удачно расположены на БТР 80 двустворчатые двери для высадки десанта. В отличие от первой модели дверей, открытие верхней происходит вперёд, прикрывая человека. Нижняя дверь выполняет функцию подножки, высадка/посадка происходят при движении машины. БТР-82А имеет 6 амбразур для стрельбы из личного оружия, по 3 на каждом борту. Десантники сидят на сиденьях лицом к борту. Конструкция осталась прежней.
На вооружении первой «восьмидесятки» находились пулемёт КПТВ калибром 14,5 мм и пулемёт ПКТ калибром 7,62 мм. На модели 82А основная огневая мощь увеличена 30 мм пушкой 2А72 (такая же на БТР 80А), для внутренних войск на модели БТР 82 установлен пулемёт ПКТМ 14,5 мм. На конической башне 80-й модели находятся дымовые гранаты ЗД6, те же что и на 82-й. Отличного исполнения пулестойкие шины перешли по наследству для последних модификаций, они после пробоя проходят сотни километров. Башни кругового вращения на отечественных бронетранспортёрах до середины 90-х были однотипной конструкции конической формы. Но с приходом БТР 82А комплекс вооружения поместили на лафете башни. Увеличено пространство, снизился шум выстрелов, исчезла загазованность внутри машины. Теперь вместо башни устанавливают дистанционно управляемый боевой модуль с автоматической пушкой 30-мм. Это самое главное достоинство 82А.
Шасси прежнего бронетранспортёра БТР 80, принесшего новшества для целого ряда боевых и вспомогательных машин, существенно улучшено в БТР 82А. Средняя скорость по шоссе 80 км/ч выросла до 90 км/ч, существенно увеличилась скорость передвижения по воде с 10 км/ч до 14 км/ч.
Читайте Основной танк Т-80БВ образца 2021 – Т-80УЕ1 реактивный покоритель Арктики и пустыни
БТР 80 отличная боевая единица своего времени. Достойная замена на БТР 82А возвращает Российскую Армию в число самых боеспособных вооружённых сил на планете.
Как создавался новейший российский бронетранспортер
Идея о создании для собственных вооруженных сил нового, более эффективного бронированного транспортного средства давно витала в кабинетах Генштаба и Министерства Обороны РФ. Имеющиеся на оснащении частей и подразделений Вооруженных сил РФ в огромном количестве бронетранспортеры БТР-70 и БТР-80 не отвечали новым оперативно-тактическим требованиям. Исходя из опыта применения легкобронированной техники в Афганистане и в ходе Первой чеченской войны, стало ясно – бэтээры советского образца не способны решать возложенные на них задачи. Техника не обладает необходимым запасом живучести. Машины не способны надежно защитить экипаж и перевозимое стрелковое подразделение.
Только последняя советская версия — БТР 80 еще могла считаться вполне современной боевой машиной, однако и ее ресурс был существенно ограничен. В таких условиях было принято решение заняться модернизацией машины. Базой для нового бронетранспортера стал БТР 80, конструкция которого позволяла начать работы в большом объеме по модернизации. Здесь сыграли свою роль богатый конструкторский опыт и слаженная работа инженеров Горьковского автозавода и Арзамасского машиностроительного завода.
Несмотря на то, что серийное производство БТР 80 не прерывалось ни на один день, работы по созданию новой бронированной транспортной боевой машины велись интенсивными темпами. Уже в 2009 году были готовы первые два опытных экземпляра — машины с индексами 82 и 82А. На следующий год опытные образцы начинают заводские испытания, которые закончились принятием решения о начале серийного производства. В 2011 году первые серийные машины были получены армейскими частями российской армии. Военные, оценив бронетранспортер в полевых условиях, ознакомившись с его реальными тактико-техническими характеристиками и огромной огневой мощью, незамедлительно поспешили в 2013 году принять новую технику на вооружение.
Огромную роль в быстром освоении производства нового БТР сыграл тот факт, что серийное производство базовой машины БТР 80 продолжается. За годы серийного выпуска накоплен огромный практический опыт в области разработки и создания систем жизнеобеспечения и живучести машины. Технические данные от базовой модели использовались при создании корпуса нового БТР.
Дизельные двигатели БТР 80
БТР 80 оснащается дизельными двигателями, которые обеспечивают ему высокую проходимость и надежность в условиях боевых действий и экстремальных природных условиях.
Основной двигатель, который устанавливается на БТР 80, это 8-цилиндровый дизельный двигатель УДМП-238 с жидкостным охлаждением. Он развивает мощность 240 лошадиных сил и имеет рабочий объем 14,8 литра. Двигатель УДМП-238 обладает высоким крутящим моментом, что позволяет БТР 80 успешно преодолевать препятствия и перевозить грузы на большие расстояния.
Дизельные двигатели БТР 80 отличаются надежностью и экономичностью. Они работают на дизельном топливе, которое более дешевое и доступное, чем бензин. Благодаря этому БТР 80 может эффективно использоваться военными и правоохранительными органами, а также участвовать в миротворческих миссиях.
Дизельные двигатели БТР 80 также обладают небольшими размерами и весом по сравнению с другими типами двигателей. Это позволяет установить их на БТР 80, не увеличивая его габариты и массу. Кроме того, дизельные двигатели обладают большим ресурсом работы и не требуют частой замены деталей.
Типы дизельных двигателей
БТР 80 оборудован различными типами дизельных двигателей, которые обеспечивают надежное и эффективное функционирование машины. В зависимости от модификации, на БТР 80 устанавливают два основных типа дизелейных двигателей:
1. Дизельный двигатель ЯМЗ-238В
Двигатель ЯМЗ-238В стал одним из стандартных двигателей для БТР 80. Он имеет 8 цилиндров и общий объем рабочих цилиндров 14,86 литра. Этот двигатель отличается высокой мощностью и устойчивостью к эксплуатационным нагрузкам.
Дизель ЯМЗ-238В способен развивать максимальную мощность в 240 лошадиных сил и максимальный крутящий момент в 784 Нм. С таким двигателем БТР 80 способен развивать скорость до 80 километров в час на дороге и до 10 километров в час по воде.
2. Дизельный двигатель КАМАЗ-7403
Другой тип дизельного двигателя, который устанавливается на БТР 80 — КАМАЗ-7403. Этот двигатель имеет 10 цилиндров и общий объем рабочих цилиндров 14,86 литра. Он также обладает высокой мощностью и надежностью.
Двигатель КАМАЗ-7403 способен развивать максимальную мощность в 260 лошадиных сил и максимальный крутящий момент в 864 Нм. Этот двигатель позволяет БТР 80 развивать скорость до 70 километров в час на дороге и до 9 километров в час по воде.
Каждый из этих двигателей обладает своими особенностями и преимуществами, но оба обеспечивают хорошую производительность и надежность для БТР 80.
Особенности работы и эксплуатации
Во-первых, благодаря своему мощному двигателю, БТР-80 способен развивать высокую скорость передвижения как по дорогам, так и по сложному рельефу. Это позволяет ему оперативно доставлять войска в нужную точку и эффективно маневрировать на поле боя.
Во-вторых, БТР-80 оборудован передними и задними движителями, что позволяет ему быстро и без труда справляться с бездорожьем
Это особенно важно при выполнении разведывательных задач или при передвижении по сложной местности
Одной из особенностей работы БТР-80 является его высокая проходимость в воде. Он может без труда преодолевать водные преграды, такие как реки или озера, благодаря своей плавучести и водонепроницаемости. Это позволяет использовать БТР-80 не только на суше, но и в условиях водной местности.
Еще одной особенностью работы и эксплуатации БТР-80 является возможность установки различных вооружений и бронезащиты в зависимости от конкретной задачи. Это делает его универсальным и адаптивным к различным условиями боя.
Кроме того, БТР-80 оснащен современными системами связи, навигации и защиты, которые обеспечивают эффективное управление и безопасность во время операций. Это позволяет экипажу и пехоте справляться с высокой степенью риска и выполнять поставленные перед ними задачи с максимальной эффективностью и безопасностью.
Таким образом, БТР-80 является мощным транспортным средством с высокими техническими характеристиками и многофункциональностью. Он предоставляет возможности для выполнения различных задач на поле боя и удовлетворяет требованиям современной военной техники.
Советская “двойка”
Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин – БМП-2 – “рабочая лошадка” советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.
В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. “У нас есть новая БМП с “тридцаткой”. Эта машина – что надо: душманы ее боятся и называют “шайтан-арба”, – сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.
Основная особенность БМП-2 – система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало “двойку” от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения – скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет “Конкурс” или “Фагот”.
Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся “в наследство” от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.
Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.
Топливная система БТР-80
БТР-80 оснащен дизельным двигателем, который работает на жидком топливе. Топливная система этого бронетранспортёра включает резервуар для хранения топлива, систему подачи топлива, систему очистки топлива и систему удаления отработанных газов.
Резервуар для хранения топлива находится на специальной платформе внутри бронетранспортёра. Емкость резервуара составляет около 300 литров, что позволяет БТР-80 проехать около 600 километров без дозаправки. Резервуар выполнен из металла и оборудован системой механического отбора топлива.
Система подачи топлива включает в себя насос и фильтры. Насос отвечает за подачу топлива из резервуара в двигатель. Фильтры обеспечивают очистку топлива от примесей и загрязнений перед его поступлением в двигатель. Это позволяет предотвратить поломку двигателя и увеличить срок его службы.
Система очистки топлива состоит из фильтров и сепараторов. Фильтры задерживают крупные частицы и загрязнения, а сепараторы улавливают воду, которая может попасть в топливо. Очищенное топливо затем направляется в систему подачи.
Система удаления отработанных газов включает в себя глушитель, который уменьшает уровень шума отработки двигателя, и газоотводящую систему, которая отводит отработанные газы из двигателя и выводит их наружу.
В целом, топливная система БТР-80 обеспечивает надежную и эффективную работу двигателя, а также повышает его ресурс. Расход топлива этого бронетранспортёра составляет примерно 55-60 литров на 100 километров.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАК-ТЕРИСТИКИ БТР-80
Год принятия на вооружение 1982Боевая масса, т 13,6+3%Экипаж + десант, чел. 2+8Длина / ширина по гусеницам (экранам) / высота общая, мм 7700 / 2900 / 2410Клиренс, мм 475Основное вооружение: марка, калибр, мм, тип КПВТ, 14,5-мм, крупнокалиберный пу-леметТехн. скорострельность, выстр./мин.Система подачи боеприпасов ленточнаяУглы вертикальной наводки, град. от — 4 до + 60Боекомплект, выстр 500ПТРК, марка / количество ракет на ПУ / боекомплект, шт. нетПулеметы, количество — калибр, мм ПКТ, 1- 7,62-ммКоличество патронов, шт. 2000Дымовые гранатометы, шт. 6Число амбразур десанта, шт 8Информационно-управляющая система нетСистема управления огнем, состав 1ПЗ-7, ТКН-3МБТип лобовой брони стальная катаннаяНаличие ФВУ естьСредства маскировки и РЭБ 902ВДвигатель, тип, марка / макс. мощность стендовая, л.с. дизельный, КАМАЗ-7403/ 260Трансмиссия: тип, марка механическая, ступенчатаяХодовая часть подвеска / гусеница независимая, на поперечных рычагах, торсионнаяМаксимальная скорость по шоссе, км/ч / на плаву, км/ч 80 / 10Удельная мощность, л.с./т 19,1Емкость топливных баков, л 300Запас хода по шоссе, км 600Среднее удельное давление на грунт, кгс/кв. см 2,3-3,7Авиатранспортабельность приспособлен к перевозке самолетами ВТА посадочным способом
Модельный ряд БТР 80
Вот некоторые из моделей БТР 80:
Модель | Описание |
---|---|
БТР 80А | Базовая модель БТР 80, оснащенная пулеметом и автоматической пушкой для самообороны. |
БТР 80К | Модель с командным отсеком, предназначенная для командирского состава. |
БТР 80П | Модель с усиленной броней и улучшенной противопульной защитой. |
БТР 80Р | Модель с ракетным вооружением, предназначенная для уничтожения бронетехники противника. |
БТР 80У | Модель с улучшенными характеристиками мобильности и маневренности. |
БТР 80Ш | Модель с установленным штурмовым комплексом для подавления огневой мощи противника. |
Каждая модель БТР 80 имеет свои особенности и преимущества, что позволяет подобрать наиболее подходящую по задачам и условиям использования.
Краткое описание модели
Конструкция БТР 80 основана на принципе 6х6 колесного привода, что обеспечивает высокую проходимость и маневренность даже на сложной местности. Он оснащен дизельным двигателем типа В-80, мощностью 240 л.с., что позволяет достигать максимальной скорости до 90 км/ч.
БТР 80 имеет уникальную бронированную конструкцию, которая позволяет экипажу быть защищенным от пуль и осколков во время боевых действий. Кроме того, его металлическая мгновенно складывается и демонтируется, облегчая транспортировку и обслуживание.
Машина оснащена мощной вооруженной системой, включающей в себя 14.5 мм пулемет, ИГЛА — С пенетрирующую систему, и способна перевозить до 10 пехотинцев, обеспечивая им полную безопасность на поле боя.
Характеристики модели БТР 80 | Значение |
---|---|
Длина | 7 м |
Ширина | 2.9 м |
Высота | 2.35 м |
Масса | 12.7 т |
Скорость | 90 км/ч |
Экипаж | 3 человека |
Вооружение | 14.5 мм пулемет, ИГЛА — С |
Основное предназначение и применение
Главной задачей БТР-80 является транспортировка военного личного состава, оружия и различного боеприпаса. Бронетранспортер способен доставлять к местам боевых действий стрелковые подразделения, обеспечивать поддержку огнем и минировать территорию.
БТР-80 широко применяется во многих странах для выполнения миротворческих и полицейских операций, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания гуманитарной помощи. Бронетранспортер также используется для аварийно-спасательных работ, эвакуации раненых и перевозки грузов.
БТР-80 имеет высокую маневренность и проходимость благодаря своей конструкции и мощному двигателю. Он полностью погружается в воду и может перемещаться по ней с помощью двух водометов. Это делает его незаменимым средством для переправы через реки и водные преграды.
Бронетранспортер БТР-80 был успешно использован во многих конфликтах, включая войну в Афганистане и боевые действия на Донбассе
Он продолжает применяться во многих странах и является важной частью вооружения и сил безопасности
Конструкция БТР-80
Компоновка машины предусматривает три части. В головной части находится отделение управления с экипажем из механика-водителя и командира. Они располагаются так: слева мех-вод, справа командир. Среднюю часть занимает наводчик-оператор и семь человек десанта.
К слову, десять – двенадцать человек может поместиться «на броне».
Десант ведет огонь через амбразуры с шаровыми установками. Они рассчитаны на углы ведения огня от ±15 до ±25° от центральной оси машины. Башней управляет наводчик оператор, боевое место которого находится в подвесном сиденье башни с круговым вращением.
Командир мотострелкового отделения, сидит на отдельном сидении сразу за мехводом и командиром, и ведет огонь из амбразуры по ходу движения машины. Мертвые зоны для десанта – задняя полусфера и передняя левая часть, за механиком-водителем.
Двигатель в данном БТР находится в хвостовой части. На корпусе конструкторы расположили несколько небольших технологических люков для возможности быстро добраться до узлов и механизмов силовой установки и трансмиссии.
Бронирование машины противопульное, слабо дифференцированное. Корпус собирают из катаных стальных листов, соединяя сваркой, толщина брони 5-9 мм. Корпус обтекаемой формы для лучшего прохождения водных преград, листы установлены с разными углами наклона для повышения защиты при обстреле.
В поднятом положении он защищает смотровое стекло механика-водителя от захлестывания волной при движении на плаву.
Были установлены новые, широкие двухсоставные двери десантного отделения. Верхняя половина откидывается вбок и фиксируется пружинной задержкой, нижняя в открытом положении образует ступеньку, своеобразную аппарель и облегчает десантирование из движущейся машины.
Вооружение машины составляют спаренные: крупнокалиберный (14,5 мм) пулемет КПВТ и 7,62 мм ПКТ. Оружие размещается в небольшой бронированной башенке кругового обстрела, установка цапфенная, угол возвышения в пределах от −4 до +60°.
Наведение блока вооружения и поворот башни осуществляется вручную. Прицеливание обеспечивается перископическим прицелом 1ПЗ-2. Монокулярная оптика позволяет накрывать цель КПВТ на дистанции до 2000 м, ПКТ до 1500 м. Боеукладка включает 500 патронов в коробах для КПВТ и 2000 для ПКТ.
Наблюдение осуществляется через перископы. У механика-водителя располагается три перископа ТНПО-115. Для действий в ночное время предполагается использование инфракрасных фар и оптического прибора.
Обзор командира обеспечен смотровым прибором комбинированного типа ТКН-3, для использования его в ночное время на корпусе машины установлен прожектор ОУ-3ГА2М с инфракрасным фильтром, который обеспечивает работу в активном режиме, дальность видимости до 400 метров.
Оператор-стрелок обеспечен круговым наблюдением: перископами переднего и тылового обзора типа ТНП и прицелом. В десантном отсеке дополнительно установлено шесть ТНПО для обеспечения десантникам обзора.
Связь обеспечивается радиостанциями Р-123 на ранних сериях машин, впоследствии их сменили более совершенные Р-173. Кроме того на части машин в ходе модернизации были установлены симплексные радиостанции Р-163. Внутренняя связь обеспечивается Р-124, рассчитанной на трёх абонентов.