Слайд 5ГимнАнт эткенмен, миллетимнинъ ярасыны сармагъа,Насыл олсун бу заваллы къардашларым чюрюсин?Онлар ичюн
окюнмесем, къайгъырмасам, яшасам,Юрегимде къара къанлар къайнамасын, къурусын!
Ант эткенмен, шу къарангъы юрткъа шавле сепмеге,Насыл олсун эки къардаш бир-бирини коьрмесин?Буны корип бувсанмасам, мугъаймасам, янмасам,Козьлеримден акъкъан яшлар дерья-денъиз къан олсун!
Ант эткенмен, сёз бергенмен миллет ичюн ольмеге,Билип, корип миллетимнинъ козь яшыны сильмеге.Бильмей, корьмей бинъ яшасам, Къурултайлы хан олсам,Кене бир кунь мезарджылар келир мени коммеге.
Я поклялся пред народом его горе остудить, Сколько можно гнить живыми и под вечным тленом жить? Если ж я смогу спокойно эту боль перенести, Пусть застынет чёрной кровью сердце у меня в груди.
Я поклялся светом ясным тьму прогнать с моей земли, Сколько можно, чтоб друг друга братья видеть не могли? Если ж я, поклявшись светом – и не вспыхну, не сгорю, Реки слёз пусть станут морем, превратившись в кровь мою.
Я поклялся, я дал слово за народ свой умереть! Что мне смерть, коль не сумею его слёзы утереть. Что мне жизнь… ведь будь я ханом, проживи хоть тыщу лет, День придёт и пред могилой всё равно держать ответ.
Кириллица
Перевод на русский
Слайд 10Одежда крымско-татарских женщин Женщина – образец чистоты и покорности, трудолюбия и грациозности.
Именно поэтому ее костюм был продуман с ног до головы, в их убранстве не существовало мелочей. Женское убранство невозможно было представить без кетен-кольмек – это широкие, просторные и довольно длинные рубашки, доходящие до колен. Они могли быть холщовыми или хлопчатобумажными. Также невозможно представить себе традиционное убранство женщин без длинных изящных платьев (атер), которые имели широкие рукава. Надев такое платье, девушка смотрелась просто неподражаемо в танце. Нельзя не упомянуть и про цветные шаровары (шалвар), которые доходили до ступни и завязывались вокруг щиколоток шнурком
Большое внимание девушки уделяли и верхней одежде. Чего только стоят розовые или малиновые кафтаны, украшенные серебристыми вставками
Крымские татарки всегда очень красиво украшали голову. Волосы, заплетенные в тонкие косички, покрывали бордовой шапочкой из бархата (фес). Такие шапочки смотрелись очень нарядно, ведь их принято было украшать мелкими монетками, расшивать золотистыми и серебристыми нитями. Сверху головного убора накидывается белая ткань, расшитая по краям.
Численность и распространение
Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.
По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора — в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.
Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.
Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.
Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.
Слово генетикам
Совсем недавно ученые решили прояснить непростой вопрос: Где искать генетические корни крымскотатарского народа? Изучение генофонда крымских татар было проведено под эгидой крупнейшего международного проекта «Genographic».
Одной из задач генетиков было обнаружение доказательств существования «экстерриториальной» группы населения, которая могла бы определить общность происхождения крымских, поволжских и сибирских татар. Инструментом исследования стала Y-хромосома, удобная тем, что передается только по одной линии – от отца к сыну, и не «перемешивается» с генетическими вариантами, пришедшими от других предков.
Генетические портреты трех групп оказались не похожи друг на друга, другими словами поиск общих предков для всех татар не увенчался успехом. Так, у поволжских татар преобладают гаплогруппы, распространенные в Восточной Европе и Приуралье, для сибирских татар характерны «паневразийские» гаплогруппы.
Анализ ДНК крымских татар показывает высокую долю южных – «средиземноморских» гаплогрупп и лишь небольшую примесь (около 10%) «переднеазиатских» линий. Это значит, генофонд крымских татар в первую очередь пополнялся выходцами из Малой Азии и Балкан, и в значительно меньшей степени – кочевниками степной полосы Евразии.
При этом выявлено неравномерное распределение основных маркеров в генофондах разных субэтносов крымских татар: максимальный вклад «восточного» компонента отмечен у самой северной степной группы, а у двух других (горной и южнобережной) доминирует «южный» генетический компонент. Любопытно, что ученые не обнаружили сходства генофонда народов Крыма с их географическими соседями – русскими и украинцами.
Крымские татары — весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они — крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.
Характер
Татары — это народ с духом борца, упорства и сильной волей. Они отличаются гостеприимством и духом терпения, а также почтительным отношением к старшим и традициям.
У татарского народа сложилась культура, в которой ценятся мужественность, открытость, терпимость и уважительное отношение к другим культурам и религиям. Татары обладают высокой духовностью, они верят в справедливость и сильно ценят свою семью и друзей.
Традиционно татары были кочевым народом, что помогло им развить мобильность, выносливость и приспособляемость к различным условиям жизни. Эти качества помогли татарам выжить в тяжелых условиях и сделали их умелыми торговцами, ремесленниками и сильными воинами.
Народ, разделённый на три
Несмотря на то, что крымские татары представляют собой не слишком многочисленный этнос, у него есть три основные подгруппы, представители которых имеют свои особенности.
На южном берегу Крыма проживают ялы бойлу. Они ведут своё происхождение от греков, турок, черкесов. Примечательно, что именно у этой ветви крымских татар сохранялись многие языческие обряды вплоть до времён депортации.
Дети. Татары крымские. Крым Республика, городской округ Алушта, пос. Изобильное (д. Корбеклы), июль-август 1908 года / Фотограф Михаил Дубровский / Коллекция Кунсткамеры
В Крымских горах проживают таты. Этот субэтнос представляет собой нечто среднее между крымцами южного берега и степными их соплеменниками.
А вот жители открытых степных районов приобрели название ногаев. Именно они считаются потомками половецких кочевых племён. От себя хочу отметить, что у ногаев наиболее ярко проявляются монголоидные черты внешности (хотя доминирует европеоидный тип).
Типы степных крымских татар (ногаев)
Слайд 24НапиткиКрымские травяные чаи. Сделанные на основе горных трав, они ароматные, обладают успокаивающими
свойствами. Если же к чаю добавить несколько ложечек варенья, например из лепестков розы, айвы или изюм-эрика (сорт слив), то вкус его станет еще более утонченным.
Крымские вина – известны во многих странах. Крупнейшей коллекцией эти напитков может похвастаться винодельческий завод «Массандра».
Буза – это пшеничный квас. Интересна сама история названия этого напитка. В переводе с татарского «буза» означает «скандал, беспорядок», хотя если учесть то, что крепость бузы составляет не более 5-ти градусов, то до хулиганства дело вряд ли дойдет. Напиток всегда подается очень холодным, за что его и ценят туристы.
Щербет – сладкий напиток, для его приготовления используется мед. Известен он еще с XIII века. Раньше использовался больше в ритуальных целях (во время свадьбы и на других праздниках).
Интересные обычаи
Даже в наши дни невозможно не заметить самобытность культуры крымских татар. При этом крымцы придерживаются ряда традиций, которые были неизменными аспектами жизни их далёких предков. Принимая гостей, хозяин первым делом подаёт на стол кофе.
Этот напиток пользуется особым уважением у народа
В гостях у крымских татар обратите внимание, как вам подносят кофе. Если ручка чашки располагается стороной к гостю, значит ему рады
Если же напротив — отвёрнута к хозяину — человек этот не слишком приятен принимающей стороне. Такая традиция появилась ещё в период присоединения юга Крыма к Османской империи. Правда, тогда кофе могли позволить себе лишь самые состоятельные граждане государства.
Крымскотатарская семья, 1925 год. Крым. Айше Токар с детьми
Череда изгнаний
И хотя крымские татары принадлежат к небольшому народу, у него уже много веков тому назад появилось собственное государство. Представители этого этноса составляли основную часть населения Крымского ханства.
По итогам подписания Кючук-Кайнарджийского мира в 1774 году было принято решение о депортации большей части крымских татар. Только представьте: в 1700 году в государстве насчитывалось около 707 тысяч человек, а к 1785 году это число сократилось в семь раз.
Однако ещё большие испытания ожидали крымских татар в 1944 году. Депортация предполагала расселение людей в специальных деревнях, построенных для изгнанников. В таких спецпоселениях крымские татары провели более 50 лет, не имея возможности вернуться на Родину.
Все депортированные были обвинены в “сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками”. Справедливости ради стоит отметить, что о причастности крымских татар споры ведутся и поныне. Конечно, среди них были предатели, однако в числе изгнанников немалое число составляли дети и женщины, что оставались дома, пока главы семей были на фронте.
Крымскотатарская девушка
Традиции
Татары — это нация с ярко выраженным культурным наследием, в котором особое место занимают праздники и обычаи. Семейные ценности, вера в Аллаха и глубокий уважение к труду проявляются в различных аспектах их жизни. Среди основных праздников, которые татары отмечают с особым пылом и преданностью, можно выделить:
Рамадан
Этот священный месяц на татарском календаре является временем духовного очищения и укрепления веры. Строгий пост и молитвы помогают человеку приблизиться к богу и очистить душу от негативных мыслей.
Ураза-байрам
Следующий за Рамаданом, этот праздник является символом окончания поста. В этот день семьи собираются вместе, радуясь возможности насладиться теми блюдами, которые были запрещены в период поста.
Курбан-байрам
Один из наиболее значимых и любимых праздников, Курбан-байрам посвящен жертвоприношению во имя Аллаха. Этот день напоминает о непоколебимой вере пророка Ибрагима и является временем благотворительности и духовного обновления.
Сабантуй
Сабантуй — это не просто праздник плуга, но и яркое событие, полное музыки, танцев и соревнований. Он символизирует конец весенних полевых работ и является данью уважения труду и здоровому образу жизни.
Нардуган и новруз
Эти праздники связаны с явлениями природы и космическими циклами. Нардуган отмечается в зимнее солнцестояние, а Новруз — в день весеннего равноденствия. Они символизируют вечное обновление и борьбу света с тьмой.
Традиционные занятия
Традиционные занятия крымских татар – земледелие, садоводство, виноградарство, огородничество, табаководство, животноводство, на побережье – рыболовство.
Занимались также торговлей, соляным промыслом, славились ремеслами: художественной обработкой дерева, металла (изготовление оружия, ювелирных украшений), кожи, производством узорных тканей, войлока, золотым шитьем и др.
В XIX – начале XX вв. крымские татары были одной из самых урбанизированных групп татар России, проживали в городах Евпатория, Керчь, Симферополь, Феодосия.
Наиболее известными крымско-татарскими центрами являлись города Бахчисарай и Карасубазар; здесь находились крупные ремесленные мастерские по производству национальной одежды, украшений, посуды и т. п.; местные мечети, медресе, мектебы сыграли ведущую роль в развитии ислама, исламской культуры, национального самосознания.
Татары в Крымском ханстве
Крымское ханство – государственное образование, которое существовало на территории Крыма с XIV по XVIII века. В течение этого периода татары играли важную роль в истории полуострова.
По преданию, первые татары появились на Крымском полуострове в XI веке в результате наступления Половецких кочевников. Однако, первые исторические сведения о татарах на Крыме возникают только в XIII веке, во времена Золотой Орды.
В X-XIII веках Золотая Орда распространилась на территорию Крыма, которая стала частью ханства, а хан Беркей стал формально править этой областью. Крымский хан был представителем Золотой Орды, и татары создали свое государство на основе этой империи.
Татарское население Крыма во время Крымского ханства было многонациональным, но татары составляли основу этого общества. Они занимали высшие посты в администрации, служили военными вождями и были ведущей силой экономического развития ханства.
Татары в Крыму разделялись на несколько социальных групп: крымские татары, ногайцы и кипчаки. Татарская аристократия включала кырымских беков (потомков Чингисхана), которые обслуживали ханскую власть и контролировали основные производственные и торговые секторы общества.
Татарский язык и культура были активно развивались внутри Крымского ханства. Татары оставили свой след в архитектуре, образе жизни и стиле одежды Крыма. Татарские кварталы и дома становились центрами культурной и общественной жизни.
Крымское ханство пришло к концу в 1783 году, когда полуостров был присоединен к Российской империи. В результате этого события татарское население бежало или было вынуждено покинуть полуостров
Татарская история в Крыму была недооценена и забыта, но осталась важной частью крымской культуры и истории
Слайд 11 Особенности мужской национальной одежды Национальный мужской костюм нельзя было представить без кольмек
– рубахи с косым воротом. Она заправлялась в широкие шаровары, которые обязательно подвязывались широким кушаком красного либо зеленого цвета. Мужчины должны были покрывать голову невысокой шапкой из шерсти барашка в холодное время года, а летом носили тюбетейку или красный фес. Неотъемлемой частью мужского национального костюма является илик – короткая безрукавка, внешне похожая на жилетку, которая пошита из бархатной ткани и декорирована золотистыми нитями. Зимой крымские татары носили камзолы и кафтаны их домотканого полотна. В сильный холод мужчины надевали тулупы из овчины или куртки
Роль татар в становлении крымского общества
Татары играли значительную роль в становлении и развитии крымского общества. С начала своего проживания в Крыму, они внесли важный вклад в экономику, культуру и историю региона.
Одной из сфер, где татары оказали большое влияние, была торговля. Они привнесли новые виды товаров и технологии, совершенствуя международные торговые связи Крыма. Татарские купцы активно участвовали в крымско-украинском обмене товарами, проводили многочисленные ярмарки и конвоировали караваны через пустыню. Это способствовало процветанию крымской экономики и развитию городов в регионе.
Кроме того, татары существенно влияли на культуру Крыма. Они привнесли свои традиции, религию и язык, оказывая значительное влияние на крымскую культуру. Татарская литература, музыка и искусство стали неразрывной частью крымской культурной жизни.
Татары также сыграли важную роль в исторических событиях Крыма. Они активно участвовали в Крымской войне 1853-1856 годов и Крымской войне 1853-1856 годов и Крымской войне 1853-1856 годов и Крымской войне 1853-1856 годовные движения за независимость Крыма и борьбы за справедливость.
Таким образом, роль татар в становлении и развитии крымского общества нельзя недооценивать. Их вклад в экономику, культуру и историю Крыма является важным элементом формирования региона и его идентичности.
Пришельцы из Азии
В 1233 году золотоордынцы установили в освобожденном от сельджуков Судаке свое наместничество. Этот год и стал общепризнанной точкой отсчета этнической истории крымских татар. Во второй половине XIII века татары стали хозяевами генуэзского торгового пункта Солхата-Солката (сейчас Старый Крым) и в короткий срок подчинили себе практически весь полуостров. Однако это не помешало ордынцам породниться с местным, в первую очередь итальянско-греческим населением, и даже перенять их язык и культуру.
Вопрос, насколько современные крымские татары могут считаться наследниками ордынских завоевателей, а в какой степени иметь автохтонное либо другое происхождение, по-прежнему актуален. Так, петербургский историк Валерий Возгрин, а также некоторые представители «меджлиса» (парламент крымских татар) пытаются утвердить мнение о преимущественной автохтонности татар в Крыму, однако большинство ученых с этим не согласно.
Еще в средние века путешественники и дипломаты считали татар «пришельцами из глубин Азии». В частности, русский стольник Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» (1692 г.) писал, что татары, которые «все страны около Дону, и моря Меотского (Азовского), и Таврики Херсонския (Крыма) окрест Понта Евксинского (Чёрного моря) обладаша и поседоша» были людьми пришлыми.
Во время подъема национально-освободительного движения в 1917 году в татарской печати призывали опираться на «государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю», а также с честью держать «эмблему татар — голубое знамя Чингиса» («кок-байрак» – национальный флаг татар, проживающих в Крыму).
Выступая в 1993 году в Симферополе на «курултае» прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил, что «мы — сыновья Золотой Орды», всячески подчеркивая преемственность татар «от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче».
Впрочем, подобные заявления не совсем вписываются в этническую картину Крыма, наблюдавшуюся до присоединения полуострова к Российской империи в 1782 году. В то время среди «крымцев» довольно четко различали два субэтноса: узкоглазых татар – ярко выраженного монголоидного типа жителей степных деревень и горных татар – характерных европеоидным строением тела и чертами лица: высоких, нередко светловолосых и голубоглазых людей, говоривших на ином, чем степной, языке.
История проживания татар в Крыму
Татары являются одной из самых древних народностей в Крыму и обладают богатой историей проживания на полуострове. Их присутствие в регионе уходит корнями в далекие времена. Первые татары появились на Крымском полуострове в конце XIII века, во время покорения территории Чингисханом и его войсками.
В начале XIII века Чингисхан и его наследники создали могущественную Империю Великих Монголов, которая простиралась от Восточного побережья Азии до Европы. В ходе своих военных походов в 1237-1240 годах Империя Великих Монголов покорила Галицко-Волынское княжество, которое включало в себя и территорию Крыма.
После завершения войн и установления контроля над островом, монголы начали привлекать в этот регион различные этнические группы. Одной из таких групп были татары, которые стали называться «кримскими татарами» или «тюркскими татарами». Благодаря своей военной доблести и организационным навыкам, татары получили особую роль в структуре монгольской администрации.
В XIV веке Крым стал центром Крымского ханства, которое было одним из тюркских государств Золотой Орды. Крымское ханство просуществовало более 300 лет и имело сильные связи с Османской империей. В это время татары Крыма формировали свою национальную идентичность, сохраняли свою культуру, язык и обычаи.
В период Русско-турецкой войны 1768-1774 годов Крым был оккупирован российскими войсками и в 1783 году стал полностью присоединен к Российской империи. В этот период началась массовая миграция татар из Крыма, вызванная рядом политических и экономических причин. Некоторые татары остались в Крыму, но их численность сократилась значительно.
В советское время в Крыму было создано автономное социалистическое образование — Крымская автономная советская социалистическая республика (Крымская АССР), которая включала в себя различные этнические группы. Татары Крыма были одной из этих групп и имели свои представители в парламенте и правительстве республики.
Примечания
. Сельджукам удалось разгромить половцев, так как шедший на помощь русский князь опоздал. После первых битв Чобан захватил Сугдею, которая признала свою вассальную зависимость от султана Кейкобада.
. Показательно, что один и тот же тип растительного орнамента трех основных вариантов (вьющиеся спиралью побеги, переплетающиеся стебли с утолщениями и «плетенка») распространялся среди различных этнических и вероисповедных групп — он характерен для мечетей, армянских или греческих церквей, еврейских синагог, караимских кенасс, генуэзских башен Солдайи и Кафы. Это дает возможность классифицировать подобный стиль как «крымский» или же «крымско-сельджукский» (Якобсон А.Л., 1964, 117).
. О происхождении топонима «Крым» имеется множество гипотез, выдвигавшихся массой ученых, начиная с арабских и тюркских историков и философов средневековья и кончая советскими филологами. Однако и поныне эта интересная научная проблема удовлетворительного решения не получила (Суперанская А.В., 1958, 166—167).
. Кяризы — узкие, выложенные камнем туннели, прокладывавшиеся в крымских городах в виде сети с понижениями в «узлах» ее, к которым спускались отвесные колодцы. Эти туннели копили грунтовые и дождевые воды, а также конденсировали атмосферную влагу, скапливавшуюся в «узлах»
Лучше всего кяризы сохранились в Старом Крыму и Евпатории — выход одного из кяризных колодцев сохранился до сих пор (недалеко от разрушенных недавно евпаторийских Старых ворот). Запас свежей воды в кяризах был практически неисчерпаем, что было важно при осаде города.
. Татарам Ногая удалось взять крепость, лишь пробив стенобитными орудиями широкую брешь в южной, обращенной к Иосафатовой долине стене (Дорогой тысячелетий, 1966, 178).
. Одни авторы переводили топоним как «сто глаз» — якобы по ночным огням города-порта, другие — «глаз-дом», третьи — от повелительного наклонения глагола «гёзле» («посматривай, надзирай!»), что было связано с функцией гёзлевской крепости (Драчук В.С., 1977, 43—44).
. Впрочем, верно замечено, что представление о джихаде в частности и исламе вообще как о религии насилия и войн предполагает контрастный образ христианства как религии любви и мира, распространившейся силой убеждения, а не оружия. И здесь возникает некоторое недоумение — как могли отстаивать подобный тезис участники крестовых походов и, более того, находить массовое одобрение себе среди верующих христиан! (Уотт У.М., 1976, 100—101).
. По многочисленным сведениям, среди купеческого сословия Крыма христиане вообще составляли абсолютное большинство. Среди них были греки, армяне и итальянцы. Немало встречается и купцов-караимов и евреев.
. «Не одинаковы они — среди обладателей Писания есть община стойкая: они читают знамения Бога в часы ночи, совершая поклонение. Они веруют в Бога и последний день, приказывают одобряемое и удерживают от неодобряемого. Они спешат друг перед другом в совершении благого; они — праведники» (Коран, 3, 109—110).
. В Крыму слова «гяур», «поп», «жид» были татарами вообще презираемы; за их употребление виновного отводили к кадию, который определял наказание в пользу оскорбленного христианина или еврея (Маркевич А., 1910, 530).
. Тюркофобия в России получила полное свое развитие в XIX в., ею были в большей или меньшей мере заражены почти все социальные слои. Показательно, что даже сочувствующие мусульманам, обличающие угнетение восточных народов Россией авторы искренне, хотя и наивно полагали, что все беды этих народов — от их религии: «…главное несчастье крымского населения состояло в том, что преобладающая масса его издревле приняла ислам и мало-помалу крепко привязалась к нему» (Б-н И., 1856, 37). Не столь наивен Н.Я. Данилевский, человек весьма образованный, считавший, что мусульманство вообще не имеет права на существование. Причина тому простая: оно «явилось шесть веков спустя после того, как абсолютная и вселенская религиозная истина была уже открыта». «Какой же смысл могло иметь еще это учение после христианства?» — задает вопрос автор (1871, 333), уже знающий на него ответ. Сравним несравнимое — этого блестящего эрудита и идеолога своей эпохи, известного писателя и малообразованного, «темного» Хаджи-Девлета, человека средневековья; конечно же хан во многом уступит петербургскому публицисту, кроме одного — терпимости — качества, с которым мы и в XX в. связываем более всего надежд на будущее.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
“Пельмени” и традиции
Казалось бы — какое отношение крымские татары имеют к пельменям. Однако именно на это блюдо очень похоже их традиционное угощение, называемое юфак-аш. Чтобы приготовить их, следует обладать значительными кулинарными навыками и терпением.
Считалось, что после замужества девушка должна удивить своего супруга с помощью этого блюда. При этом она готовила настолько миниатюрные “пельмени”, что в одной ложке помещалось несколько десятков этих изделий (в идеале — 23). Вот такая проверка чувств и выдержки.
Старая фотография крымскотатарских мужчин
Несмотря на то, что в прошлом крымских татар было немало драм и даже трагедий, этот народ сохранил позитивный взгляд на мир и уверенность в себе. Сегодня в Крыму, в районах, где проживают представители этноса, можно заметить соблюдение старинных обычаев, яркие проявления сохранившейся национальной культуры, которой крымцы не перестают гордиться.
Крымские татары верят, что самые лучшие времена, успехи и достижения — ещё впереди, ведь их народ переживает период возрождения прежних ценностей и традиций.
Культура
Крымские татары сумели сохранить свою самобытность (язык, вероисповедание, традиции семейного быта, народные обряды, песни, танцы, национальную кухню), хотя многие из вековых культурных ценностей оказалось утраченным
Социальная адаптация и национально-культурное возрождение являются для них не менее важной задачей, чем хозяйственное строительство и бытовое обустройство
Вопросы гуманитарного характера решаются совокупными усилиями Ассоциации крымско-татарских работников образования «Маарифчи», Лиги крымско-татарских женщин, секции крымско-татарских писателей при Совете писателей Крыма, Ассоциации крымско-татарских художников, Духовного управления мусульман Крыма.
В 1991–1992 гг. в Симферополь переехали созданный в Узбекистане крымско-татарский хореографический ансамбль «Хайтарма», редакции национальной литературы и газеты «Янъы дюнья» («Новый мир»), журнала «Йолдыз» («Звезда»). Позднее в Симферополе были открыты Крымско-татарский академический музыкально-драматический театр, Республиканский крымско-татарский музей искусств, факультет для подготовки учителей крымско-татарского языка и литературы в Крымском индустриально-педагогическом университете, организована Республиканская крымско-татарская национальная библиотека им. И.Гаспринского.
Появление татар на Крымском полуострове
Появление татар на Крымском полуострове связано с историей региона и перемещением народов в разные эпохи. На данный момент период, с которого татары начали появляться на полуострове, установить сложно из-за ограниченности исторических источников.
Однако история населения Крыма свидетельствует о множестве миграционных волн и смене национальностей на протяжении столетий. В 13 веке Крымская область попала под власть Золотой Орды, где возникает Крымское ханство. Вместе с Золотой Ордой в Крым приходят ординские татары, которые постепенно образуют основу татарского населения полуострова.
В 1783 году Крым становится частью Российской империи, что приводит к новому этапу истории проживания татар в регионе. Многие татары эмигрировали, однако значительная часть осталась и приспособилась к новой ситуации.
В последующие годы история Крымского полуострова связана с политическими и социальными перемещениями населения. В результате различных исторических событий и конфликтов, в том числе во время Второй мировой войны и периода советской власти, некоторые татары вынуждены были покинуть Крым, а позднее вернулись в свою историческую родину.
В настоящее время татары составляют значительную часть населения Крыма и являются одной из основных этнических групп на полуострове. У них есть свой язык, традиции, обычаи и культура, которые характеризуются богатством и многообразием.
Слайд 21 Классическим горячим блюдом татарской кухни является шурпа– ароматный суп с бараниной и
овощами. В Крыму существует несколько вариантов его приготовления. В основном в него добавляют сладкий перец, разные виды помидоров, много зелени и несколько колечек сырого или маринованного лука, преимущественно при подаче блюда гостям.
Особой популярностью среди туристов пользуется суп с мучной заправкой – токмач. Приготовленный на бульоне из баранины и индейки, он имеет нежный, приятный вкус.
Традиционным и в какой-то мере ритуальным кушаньем у татар считается юфахаш. Как видно, название довольно-таки экзотичное, но на самом деле это банальные пельмешки, хотя и очень необычные. Дело в том, что юфахаш по своей форме крошечные, на ложке их помещается от 10 до 15 штук. Согласно татарским традициям, молодая жена обязана накормить этим блюдом своего мужа на второй день после свадьбы, ведь считается, что таким образом она проявляет свою любовь, заботу и терпеливость.
Первые блюда
Крымские аборигены
Крымский полуостров никогда не пустел. Во время войн, нашествий, эпидемий или великих исходов его население не исчезало полностью. Вплоть до татарского нашествия земли Крыма обживали греки, римляне, армяне, готы, сарматы, хазары, печенеги, половцы, генуэзцы. Одна волна переселенцев сменяла другую, в разной степени передавая в наследство полиэтнический код, который в конечном итоге и нашел выражение в генотипе современных «крымчан».
С VI века до н. э. по I век н. э. полноправными хозяевами юго-восточного побережья Крымского полуострова были тавры. Христианский апологет Климент Александрийский отмечал: «Живут тавры разбоем и войной». Еще раньше древнегреческий историк Геродот описывал обычай тавров, в котором они «приносили в жертву Деве потерпевших кораблекрушение мореходов и всех эллинов, кого захватят в открытом море». Как тут не вспомнить, что спустя многие века разбой и война станут постоянными спутниками «крымцев» (как называли крымских татар в Российской империи), а языческие жертвы, согласно духу времени, превратятся в торговлю рабами.
В XIX веке исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий богатых находками дольменов» течет кровь тавров. Его гипотеза заключалась в том, что «тавры, будучи в средние века сильно перенаселены татарами, остались жить на старых местах, но уже под иным именем и перейдя постепенно на татарский язык, заимствовав мусульманскую веру»
При этом Кеппен обратил внимание, что татары Южного берега имеют греческий тип, в то время как горные татары близки к индоевропейскому типу.
В начале нашей эры тавры были ассимилированы подчинившими почти весь полуостров ираноязычными племенами скифов. Последние хоть и сошли в скором времени с исторической сцены, однако вполне могли оставить свой генетический след в более позднем крымском этносе
Безымянный автор XVI века, хорошо знавший население Крыма своего времени, сообщает: «Хотя мы считаем татар варварами и бедняками, но они гордятся воздержанностью своей жизни и древностью своего скифского происхождения».
Современные ученые допускают мысль, что тавры и скифы не были полностью уничтожены вторгшимися на Крымский полуостров гуннами, а сконцентрировавшись в горах, оказали на позднейших переселенцев заметное влияние.
Из последующих обитателей Крыма особое место отведено готам, которые в III веке пройдясь сокрушительным валом по северо-западному Крыму остались там на долгие века. Русский ученый Станислав Сестреневич-Богуш отмечал, что и на рубеже XVIII-XIX веков живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык был похож на южно-немецкий. Ученый добавил, что «все они мусульмане и татаризованы».
Лингвисты отмечают ряд готских слов, вошедших в фонд крымскотатарского языка. Они также уверенно заявляют и о готском вкладе, пусть относительно небольшом, в крымскотатарский генофонд. «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации», – отмечал русский этнограф Алексей Харузин.