Сотрудничество и координация
Децентрализованное унитарное государство предполагает сотрудничество и координацию между центральным государственным аппаратом и региональными уровнями власти. В таком государстве важным принципом является разделение полномочий и ответственности между центром и регионами.
Сотрудничество между центром и регионами базируется на принципе согласования и взаимного уважения интересов. Центральное государство должно учитывать мнение и потребности регионов, а региональные власти в свою очередь должны соблюдать законодательство и решения центрального уровня.
Одним из инструментов сотрудничества и координации в децентрализованном унитарном государстве является финансовое распределение. Центральное государство должно обеспечивать регионы достаточными финансовыми ресурсами для выполнения своих полномочий, а регионы, в свою очередь, должны эффективно использовать эти ресурсы.
Кроме того, важным аспектом сотрудничества и координации является обмен информацией и опытом между центром и регионами. Региональные власти должны регулярно предоставлять отчеты о своей деятельности и прогрессе в реализации поставленных целей. Это позволяет центральному государству оценить эффективность работы регионов и внести необходимые изменения в политику и стратегию развития.
Таким образом, сотрудничество и координация являются ключевыми принципами децентрализованного унитарного государства. Они позволяют обеспечить эффективное и гармоничное функционирование государственных органов на всех уровнях и способствуют развитию регионов.
Список унитарных республик и унитарных королевств
Курсив: государства с ограниченным признанием со стороны других суверенных государств или межправительственных организаций.
унитарных республик
- Афганистан
- Албания
- Алжир
- Ангола
- Армения
- Азербайджан
- Бангладеш
- Беларусь
- Бенин
- Боливия
- Ботсвана
- Болгария
- Буркина-Фасо
- Бурунди
- Камерун
- Кабо-Верде
- Центральноафриканская Республика
- Чад
- Чили
- Китайская Народная Республика
- Колумбия
- Демократическая Республика Конго
- Республика Конго
- Коста-Рика
- Хорватия
- Куба
- Кипр
- Чехия
- Джибути
- Содружество Доминики
- Доминиканская Республика
- Восточный Тимор
- Эквадор
- Египет
- Сальвадор
- Экваториальная Гвинея
- Эритрея
- Эстония
- Фиджи
- Финляндия
- Франция
- Габон
- Гамбия
- Грузия
- Гана
- Греция
- Гватемала
- Гвинея
- Гвинея-Бисау
- Гайана
- Гаити
- Гондурас
- Венгрия
- Исландия
- В донесия
- Иран
- Ирландия
- Израиль
- Италия
- Кот-д’Ивуар
- Казахстан
- Кения
- Кирибати
- Северная Корея
- Южная Корея
- Косово
- Кыргызстан
- Лаос
- Латвия
- Ливан
- Либерия
- Ливия
- Литва
- Северная Македония
- Мадагаскар
- Малави
- Мальдивы
- Мали
- Мальта
- Маршалловы Острова
- Мавритания
- Маврикий
- Молдова
- Монголия
- Черногория
- Мозамбик
- Мьянма
- Намибия
- Науру
- Никарагуа
- Нигер
- Палау
- Палестина
- Панама
- Парагвай
- Перу
- Филиппины
- Польша
- Португалия
- Румыния
- Руанда
- Самоа
- Сан-Марино
- Сан-Томе и Принсипи
- Сенегал
- Сербия
- Сейшельские острова
- Сьерра-Леоне
- Сингапур
- Словакия
- Словения
- Южная Африка
- Шри-Ланка
- Суринам
- Сирия
- Тайвань
- Таджикистан
- Танзания
- Того
- Приднестровье
- Тринидад и Тобаго
- Тунис
- Турция
- Туркменистан
- Уганда
- Украина
- Уругвай
- Узбекистан
- Вануату
- Вьетнам
- Йе мужчины
- Замбия
- Зимбабве
Унитарные монархии
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии является примером унитарного государства. Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия имеют определенную степень автономной децентрализованной власти, но такая власть делегируется Парламентом Соединенного Королевства, который может принимать законы, в одностороннем порядке изменяющие или отменяющие передачу полномочий (Англия не имеет делегированных полномочий ). Точно так же в Королевстве Испания делегированные полномочия делегируются через центральное правительство.
- Андорра
- Антигуа и Барбуда
- Бахрейн
- Багамы
- Барбадос
- Белиз
- Бутан
- Бруней
- Камбоджа
- Дания
- Эсватини
- Гренада
- Гибралтар
- Ямайка
- Япония
- Иордания
- Кувейт
- Лесото
- Лихтенштейн
- Люксембург
- Монако
- Марокко
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Норвегия
- Оман
- Папуа-Новая Гвинея
- Катар
- Сент-Люсия
- Сент-Винсент и Гренадины
- Саудовская Аравия
- Соломоновы Острова
- Испания
- Швеция
- Таиланд
- Тонга
- Тувалу
- Соединенное Королевство
- Ватикан
Слайд 15Персональная автономия основывается на добровольном признании граждан своей принадлежности к
определенной национальности. Данная автономия встречается в Финляндии, Швеции и Норвегии.
Корпоративная автономия связана с представителями лингвистических общин, для которых резервируется часть мест в государственном аппарате. Государственные служащие, работающие в районе расселения таких общностей, обязаны знать местный язык. Индия.Государственно-территориальная автономия — это определяемая конституцией или законом государства самостоятельность части населения государства в решении определенных вопросов социально-экономической и культурной жизни на территории проживания этой части населения. Ей передано право самостоятельно формировать свои высшие органы власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным Дания, Азербайджан, Франция, Китай Этнотерриториальное автономное образование создается этническим меньшинством на территории его компактного проживания. Так, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Северной Македонии— албанское.
Сложные
Формы правления государства
Под формой правления стоит понимать способ организации верховной власти и ее распределение между центральными органами власти, характеризующиеся степенью участия народа в делах государства.
Формы правления:
- монархия (делится на абсолютную, парламентскую и дуалистическую);
- республика (делится на президентскую, парламентарную и смешанную).
При такой форме правления законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Правительство формируется формально монархом, но монарх формирует правительство по решению парламента. Правительство формируется из партии, которая на выборах получила большинство голосов. Главой правительства становится лидер партии.
В зависимости от порядка формирования исполнительной власти и контроля за ее деятельностью формы правления подразделяются на:
- президентскую — президент выступает и как глава государства, и как глава исполнительной власти. Президент не имеет права роспуска парламента, но парламент способен на импичмент;
- парламентарную — форма правления, при которой полномочия по формированию правительства и контроля за его деятельностью сосредоточены в руках парламента, а не президента. Президент избирается парламентом либо расширенной комиссией. Относительно неустойчивая форма правления;
- смешанные — полномочия по формированию правительства в той или иной степени распределяется между парламентом и президентом.
Краткий перечень унитарных государств мира
Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)
В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.
В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.
Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.
Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».
Поделиться в соц. сетях
Что такое децентрализованное унитарное государство
Децентрализованное унитарное государство — это форма организации государственной власти, при которой власть распределена между центральным правительством и региональными или местными органами управления. В таком государстве есть центральные органы власти, которые имеют определенные полномочия и компетенции, а также самостоятельное право регулировать отношения на территории страны. Однако в то же время децентрализованное унитарное государство тесно связано с центральными органами власти, которые контролируют и регулируют деятельность региональных и местных органов.
Особенностью децентрализованного унитарного государства является то, что оно обеспечивает сочетание преимуществ федерации и унитаризма. Федеративный элемент децентрализованного унитарного государства выражается в том, что региональные или местные органы управления имеют собственные полномочия и компетенции, которые они осуществляют независимо от центрального правительства. Унитарный элемент состоит в том, что центральное правительство остается главным и контролирует региональные и местные органы, а также осуществляет контроль над эффективным функционированием системы управления в целом.
Децентрализованное унитарное государство обеспечивает баланс между централизацией власти и предоставлением определенной автономии регионам или местным территориям. Оно позволяет регионам и местным органам принимать решения, которые соответствуют особенностям и потребностям конкретной территории, однако при этом гарантирует единство и целостность государства в целом.
В децентрализованном унитарном государстве между центральным правительством и региональными или местными органами управления устанавливаются отношения сотрудничества и взаимозависимости. Региональные и местные органы управления осуществляют полномочия, предоставленные им законом, при этом они должны соблюдать общие нормы и принципы государства.
Таким образом, децентрализованное унитарное государство — это форма государственного устройства, которая сочетает федеративные и унитарные принципы, обеспечивает баланс между централизацией и децентрализацией власти, и позволяет региональным и местным органам управления иметь определенную автономию при сохранении целостности и единства государства в целом.
Что представляет собой унитарное государство?
Под унитарным государством понимается государственное формирование, внутри которого существующие территориальные субъекты наделены определенными властными полномочиями, но лишены возможности принимать собственные решения независимо от центрального аппарата власти.
Характерные черты унитарного государства
Унитарным государствам присущи следующие черты:
- Общеобязательная для всех система осуществления государственной власти в стране. Ее решения обязаны выполняться на территории всех государственных субъектов без исключения.
- Все территориальные единицы государства равны перед ним в целом. Власть, осуществляемая в пределах конкретного субъекта, имеет право принять самостоятельно ту или иную норму права, но только в рамках своей компетенции, «дарованной» ей центральной властью. Принимаемое решение местного значения не должно идти в разрез с утвержденной нормой центрального аппарата государственной власти. В зависимости от того, как формируется власть на местах, принято выделять централизованную унитарность и децентрализованную. Для первой характерно ставленничество (органы местной власти назначаются из рядов должностных лиц центрального аппарата государственной власти). В таком государстве власть централизована. Например, губернаторов областей назначает Глава государства. Это характерно для Чехии, России, Финляндии. Децентрализованность проявляется в формировании власти на местах путем выборов. Население конкретного территориального субъекта выражает свою волю в отношении сосредоточения власти в руках того или иного физического лица. Такое встречается в Испании. А вот во Франции, например, местная власть может быть и назначена «сверху» и выбрана народом (смешанное формирование власти).
- Все нормы права, принимаемые в любой точке страны, базируются на Основном государственном Законе – Конституции. В ней закреплены основные принципы, гарантии осуществления государственной власти в стране, методы и способы ведения законотворчества, права и свободы человека, составляющие главную ценность для государства.
- На государственной территории устанавливается гражданство, единое для всего населения данной страны. Любой человек, проживающий на территории конкретного унитарного государства, имеет право принять его гражданство. Следует помнить, что есть страны, где разрешено двойное гражданство. А вот в России это под запретом.
- Связь между государственными органами власти разных уровней обеспечивает аппарат центральной власти.
- Судебная власть осуществляется во всех местностях государства по единым принципам.
- Оборону государственных границ и населения, проживающего внутри них, выполняют вооруженные силы страны, которые действуют в интересах конкретного государства. В России недопустимо образовывать армию отдельного территориального субъекта, выполняющую функцию обеспечения безопасности лишь конкретной территории и определенного количества граждан.
- Бюджет субъектов формируется второстепенно. Налоги, уплаченные гражданами конкретной территориальной единицы государства, перечисляются сначала в федеральный бюджет. Затем центральный аппарат производит отчисления уже в регионы.
Следует отметить, что существуют унитарные государства, являющиеся исключением из общего правила. Так, Великобритания наделила отдельные свои регионы автономностью – это Шотландия, Уэльс, Ольстер. Для них характерно наличие законодательной базы, судебной системы, которые имеют действие лишь на территории данных образований. Более того, отделение от центрального аппарата произошло не только на политическом уровне, но и в духовной сфере. Данные субъекты Великобритании имеют свою «независимую» церковь.
Классификация автономий в унитарном государстве
В зависимости от того, по какому принципу устроено автономное унитарное управление субъектом, принято выделять:
- Политические автономии унитарного государства, которые наделяются единичными характерными чертами. Например, Палестина в составе Израиля.
- Административные автономии, управление в которых ведется на самостоятельных началах (автономии в составе Китайской Республики).
В мировой истории встречается еще одна разновидность унитарного государства – региональное унитарное государство. В такой стране все территориальные субъекты являются автономными.
Признаки унитарной страны
В современной политологии принято выделять следующие признаки унитарного государства:
- единое гражданство;
- общий для всех жителей государственный язык;
- единый бюджет;
- отсутствие территориальных образований, имеющих политическую самостоятельность;
- единая Конституция;
- общая система центральных органов госвласти;
- единое для всей страны правовое пространство;
- административные единицы лишены признаков государственного суверенитета.
В унитарном государстве территориальные образования ограничены решением местных вопросов, обладающих неполитическим характером (торговля, благотворительность, туризм, образование и другие).
Законодательство таких стран всегда закрепляет единство и неделимость его территорий. Закон не дает возможности инициировать сецессию (то есть выделение из состава государства), хотя сохраняет право для каждого народа на самоопределение. Оно может реализоваться через действие международно-правовых актов, обеспечивающих признание этноса (что это?) на уровне мирового сообщества.
При ответе на вопрос, что такое унитарное государство, нужно знать еще один его признак — структуру представительного органа (парламента). В таких странах он, чаще всего, бывает однопалатным .
Несвойственность бикамерализма (двухпалатного парламента) объясняется отсутствием необходимости представлять интересы административных единиц, лишенных политических полномочий, в системе государственной власти.
Федеративное государство: понятие, признаки, виды
Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в единое союзное государство.
Основные признаки федерации:
- территория федерации состоит из территорий субъектов;
- верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам;
- разграничение полномочий между федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией;
- субъекты имеют право принимать собственные конституции и имеют свои высшие судебные, законодательные и исполнительные органы;
- существует единое федеральное гражданство. Может существовать и гражданство субъектов федерации;
- внешнеполитическая деятельность — прерогатива федеральных органов власти;
- при федеральном парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.
Классификация федеративных государств возможна по различным признакам:
1. По способу образования они разделяются на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединяются в федерацию, заключив договор об объединении (США, Швейцария и др.). Конституционные федерации создаются на основе конституции страны, в которой центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).
По этому признаку Россию следует относить к конституционным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 года, положившего начало современному федеративному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации. Кроме того, в Конституцию РФ 1993 года были включены (инкорпорированы) основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противоречащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.
2. В зависимости от основного фактора, определяющего характер федеративных отношений, различают федерации, построенные по национальному или территориальному признаку. Российская Федерация была образована по национально-территориальному принципу, но в настоящее время используется и территориальный принцип. Федерализм в России — не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.
3. С позиций равенства статусов субъектов Федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти различают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует о том, что Россия является асимметричной федерацией.
черты
Унитарное государство, также называемое простым государством, — это государство, в котором суверенитет, население и территория описаны в их законах как уникальные. Обычно страны, имеющие такую структуру, происходят из старых абсолютных состояний, хотя могут быть исключения.
В этих государствах территориальное, судебное и законодательное единство едины, и у внутренних администраций нет собственных полномочий..
Хотя эти территории могут существовать, называемые по-разному, их компетенция ограничена и предоставляется центральным правительством..
централизация
Унитарные системы характеризуются централизацией власти в руках центральных правительств. Таким образом, исполнительная власть полностью подчиняется этой центральной администрации, способной навязывать свои решения на всей территории страны..
В так называемых сигарах — а сейчас их очень мало — нет даже провинциальных организмов (отделов, регионов и т. Д.), Которые могли бы разделить часть этой власти. С другой стороны, децентрализованные унитарные государства могли дать некоторую административную компетенцию, но не основные.
Суверенитет в унитарных государствах уникален. Перед федералами, в которых этот суверенитет делится с государствами, которые свободно объединились для формирования страны, у унитарианцев нет такой множественной концепции.
Законодательная и судебная власть
Как и в случае с исполнительной властью, судебная и законодательная ветви также централизованы. Выданные законы действительны на всей территории страны; следовательно, нет никакой возможности, чтобы некоторые территории обнародовали другие самостоятельно.
В судебной сфере обычно существует вышестоящий суд с юрисдикцией по всей стране. Хотя в провинциях, регионах или департаментах существуют суды, национальный орган становится последней инстанцией для отправления правосудия..
Единственная Конституция
Как и остальные изданные законы, унитарные государства имеют только Конституцию, которая применима ко всей стране. Это означает, что все граждане имеют одинаковые права и обязанности, без территории нации могут принимать разные.
Суверенитет включен в эту Конституцию, заявив, что он находится во всем государстве.
Различия с федеральным государством
Основным отличием является его политическая конфигурация. Один, Унитарий, концентрирует всю власть в одном правительственном органе; другой, федеральный, распределяет его между различными составляющими.
Это правда, что в эти секунды существует закон обязательного соблюдения для всей территории, но они могут принять свои собственные ограничения.
Централизованная мощность в сравнении с распределенной мощностью
Как указывалось, в унитарных государствах власть и принятие решений сосредоточены на одном уровне: национальном.
С другой стороны, федеральные организации имеют несколько политических уровней. У гражданина есть компетенции по всей стране; федеральный только имеет их в соответствующем субъекте.
Что касается территориальной организации, разница между ними очевидна. В соответствии с номенклатурой подразделение может представлять только административные подразделения без особой собственной власти, такие как регионы, провинции или департаменты..
На федеральном уровне есть территории с большой автономией, которые обычно называют штатами. Только само название указывает на то, что эти страны считаются союзом квазисуверенных образований.
Национальная судебная и законодательная власть против федеральной
Судебная и законодательная власть представляет те же различия, что и исполнительная власть. В унитарных государствах они централизованы, сфокусированы так, что влияют на всю нацию. Таким образом, территории не имеют права принимать законы.
С другой стороны, в федеральных правительствах каждого штата это возможно. Единственное ограничение установлено национальной Конституцией, но они обладают большой гибкостью для принятия и применения дифференцированных законов..
Примером децентрализации в этих аспектах была полицейская структура в Соединенных Штатах Америки. Еще несколько десятилетий назад силы безопасности государства не могли преследовать преступников, если они пересекли государственную границу. Это сделало обязательным создание федерального органа, ФБР, с полномочиями проводить расследования в пострадавших штатах.
Конституция перед несколькими
Унитарные государства имеют только Конституцию, принятую центральным правительством и применимую на всей территории страны..
Наоборот, федералов может быть несколько. Национал влияет на всю нацию и государство только на свою территорию.
Структура управления
Учитывая большую казуистику в странах мира, трудно указать на общие различия. Тем не менее, унитарии обычно имеют только одну законодательную палату, парламент или конгресс. В случае наличия Сената, он действует только с корректирующими полномочиями предыдущего.
В федеральных странах очень часто, кроме Конгресса, существует Сенат, состоящий из представителей каждой федеральной территории, со своими собственными функциями..
Союз территорий внутри страны
Унитарное государство и федерация взаимосвязаны таким образом, что различные части страны отличаются друг от друга. У каждой из них есть свое устройство и юридически определенная политическая самостоятельность. Федеративное государство отличается от того, в котором царит унитаризм. Власть делится между двумя системами. Одна из них правит от лица центральных органов, а другая – от местных.
Граждане должны придерживаться как правил, прописанных в общей конституции, так и тех, которые приняло правление того или иного субъекта федерации. Может быть учреждена локальная конституция, закон, устав. Гражданство также присуждается разное для жителей соседствующих субъектов федерации.
Можно похвалиться собственной столицей, элементами конституции и права, гербом. Только государственный суверенитет остается недостижимой привилегией.
Теории происхождения государства
Теологическая — по этой теории государство возникло на основе божьей воли. Данную теорию нельзя доказать, как и нельзя опровергнуть. Во главе системы права стоит Божественный разум, государство самодостаточно и имеет все для создания общих благ живущих в нем граждан.
Государство регулируется публичным правом, а его признак — законодательная власть. Теория отражает факт появления государства вместе с монорелигией. Теория активно используется, чтобы доказать неограниченную волю монарха. Основатели теории: Августин Аврелий-Блаженный и Фома Аквинский.
Патриархальная. По этой теории государство возникает в результате разрастания семей, их объединения с иными родами и племенами и постепенно становится государством. Глава семьи отождествляется с главой государства (монархом). Из этого вытекает беспрекословное подчинение граждан своему монарху, как детей — отцу.
Государство в этой теории подобно большой семье. У этой теории есть опровержения в современной науке, ибо установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытного общества. Более того, в таком обществе быстро разрушались бы родственные связи. Основатели теории — Аристотель и Конфуций.
Патримониальная. По этой теории государство возникло от права собственника на землю, и следовательно, право это распространяется на проживающих на ней людей. Основатель теории — А. Галлер.
Органическая. По этой теории государство сравнивают с организмом, а его законы — с процессами человеческой психики. Государство — закономерный результат эволюции человечества, к которому привел процесс естественного отбора.
В государстве правительство выполняет своеобразную роль мозга, подобно организму управляя всеми процессами в государстве. Данная теория признана некорректной, так как невозможно распространить биологические законы на развитие человеческого общества. Основатель теории — Платон.
Договорная. По этой теории государство возникло в результате объединения людей по взаимному договору, регулировавшему правила совместного проживания. По этому договору люди передают часть своих естественных прав (защита, жизнь, собственность и т. д.) государству, а государство обязуется их обеспечить. Если договор нарушается — народ вправе начать революцию. Основатели теории — Эпикур, Г. Гроций, Б. Спиноза.
Теория насилия. По этой теории государство возникло в результате насилия: более сильные племена захватывали слабые и беззащитные племена. Для нее свойственен культ насилия и эксплуатации. По мнению сторонников теории более слабым племенам необходимо государство как средство защиты завоеванных от других племен, а в дальнейшем при должном развитии государство становится гармоничным, обеспечивающим всеобщее благо и для сильных, и для слабых. Основатели теории — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский.
Психологическая. По этой теории государство возникло из-за психической потребности человека жить в коллективе, стремления к поиску авторитета, которому можно было подчиняться. Основатели теории — Г. Тард, Л.И. Петражицкий.
Марксистская. По этой теории государство возникло как закономерное развитие первобытного общества, прежде всего это касается экономического развития. Это развитие определяет социальные изменения в обществе, что является причиной возникновения права.
Унитарное
Унитарное государство – это вид государственного устройства, подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:
- Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
- Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
- Новообразования не имеют суверенного статуса.
Примеры разнообразия унитарных стран:
- УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
- УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
- Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.
Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.
Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства
Факторы, формирующие УГ
Признаки унитарного государства:
- На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
- Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
- Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.
Наиболее развитые УГ
Франция – отличный пример централизованного устройства. Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.
В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.
Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет. Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент
Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны
Великобритания – квази-унитарная система, где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.
Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.
Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.
Япония – страна разделена между 47 префектурами, где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.
- единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний,
- структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций,
- более справедливые условия труда, внутреннего рынка.
- различия в менталитете и культуре населения,
- экономическая «зависимость» регионов друг от друга,
- недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»,
- политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.
Добровольное сотрудничество
Унитарное государство конфедерация – это вид устройства власти в стране, при котором единый союз заключают несколько стран, имеющих суверенность. Целью слияния являются совместные цели и действия.
Неотъемлемой и важнейшей особенностью является именно сохранение независимости и свободы, которой обладают органы власти. Законодательные структуры работают в каждом государстве-конфедерате по-своему, никоим образом не влияя друг на друга
Соприкосновение партнеров союза происходит в тех точках, которые имеют для них всех общую важность. Как правило, это внешняя политика и оборона