Виды административных процедур
Разнообразие административной деятельности органов государственного управления требует реализации и применения различного рода процедур административного характера.
Все административные процедуры подразделяются на регулирующие и управленческие процедуры, посредством которых органы государственной власти исполнительной ветви реализуют установленные для них полномочия, и правоохранительные, в рамках которых органами государственной власти обеспечивается подчинение физических и юридических лиц общим обязательным правилам поведения и осуществления деятельности.
Среди управленческих и регулирующих процедур можно выделить следующие:
- процедура принятия административных актов. Административный акт — это решение, принимаемое органом исполнительной власти согласно установленной процедуре по вопросу, который входит в компетенцию такого органа власти. Все акты управления на сегодняшний день можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт — это письменный документ, который принимается органом государственной власти и руководящим органом и направлен прежде всего на установление, изменение или отмену норм права. Индивидуальный правовой акт — это акт применения законодательного акта или нормативного акта. Административные акты включают постановления, приказы, распоряжения, инструкции, инструкции (например, «Инструкции о порядке рассмотрения апелляций и приема граждан в Прокуратуру Российской Федерации»);
- процедура рассмотрения заявлений и жалоб граждан;
- процедура принятия, рассмотрения и урегулирования жалоб граждан (общих и специальных, например, путем обращения в прокуратуру или уполномоченного по правам человека);
- лицензионно-разрешительные процедуры. Например, на сегодняшний день к таким процедурам можно отнести процедуры выдачи лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации, процедуры выдачи разрешений на строительные и монтажные работы, процедуры выдачи лицензии на производство лекарственных средств, производство и обслуживание различного рода медицинского оборудования, процедура порядок выдачи лицензии на перевозку опасных грузов или осуществление охранной деятельности.
- процедуры регистрации. Например, к таким процедурам можно отнести государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, регистрацию частных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, процедуру регистрации в качестве юридических лиц и т. д.
- процедуры управления государственной и муниципальной собственностью, а также правами собственности;
- процедуры сертификации. Например, к таким процедурам можно отнести процедуру обязательной сертификации продукции, строительных услуг и работ и т. д.
- прочие процедуры, которые непосредственно связаны с выдачей документов, имеющих особое юридическое значение;
- процедура сертификации (аккредитации) Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
Среди правоохранительных процедур на сегодняшний день можно выделить следующие:
- процедура применения мер по обеспечению судопроизводства при административных правонарушениях. На сегодняшний день к подобным процедурам можно отнести процедуру ознакомления с помещениями юридического лица или индивидуального предпринимателя, территориями и находящимися в таких помещениях, на таких территориях предметами и документами);
- процедура возбуждения дела об административном правонарушении. На сегодняшний день к подобным процедурам можно отнести процедуру составления протокола об административном правонарушении;
- процедура рассмотрения дела о совершенном административном правонарушении;
- процедура рассмотрения решений и решений в случаях административных правонарушений;
- процедура исполнения решений по делам об административных правонарушениях. На сегодняшний день к подобным процедурам можно отнести порядок исполнения решения о наложении административной санкции в виде предупреждения, порядок исполнения решения о наложении штрафа).
Что такое административный процесс?
Сейчас мы наблюдаем процесс разработки рядом ученых административного права еще одного (четвертого) подхода к исследованию административного процесса, который назван «комплексным», «интеграционным». Его суть заключается в стремлении ученых- административистов включить в структуру административного процесса все виды юридической деятельности, урегулированной нормами административного права и иссле6довать их с единых методологических позиций.
Так, Ю.Н. Старилов к административному процессу относит:
- управленческий процесс;
- административно-юрисдикционный процесс;
- административное судопроизводство и ведет поиск их общих признаков и свойств.
Определение И.Н. Пановой
Административный процесс – вид юридического процесса, представляет собой нормативно-установленную специфическую форму упорядочения управленческой (исполнительно- распорядительной) деятельности и правовых актов исполнительной власти, которая включает в себя административную юрисдикцию (судопроизводство) и правовые процедуры процессуальной (юрисдикционной) деятельности внесудебного характера по реализации санкций и защите охраняемого правоотношения с применением мер государственного принуждения, материальные (нормотворческие, распорядительные).
Данный (комплексный) подход к характеристике административного процесса, вне всякого сомнения, заслуживает поддержки и дальнейшего развития, поскольку создает необходимые теоретические предпосылки для разрешения многих спорных вопросов административно-процессуальной теории, исходя из единых критериев теоретических основ познания всех разновидностей административного процесса.
Среди этих вопросов первостепенное значение имеет проблема формулирования интеграционного определения административного процесса, так как в административно-правовой науке ее разрешение находится в начале пути. Дело в том, что в ней до сих пор отсутствует комплексное определение административного процесса, охватывающее признаки и свойства всех его основных процессуальных компонентов. Обычно в понятиях административного процесса, говорится о том или ином виде административно-процессуальной деятельности. И это в целом правильно, однако явно недостаточно для формулирования комплексного определения «административный процесс» поскольку, оно должно описывать все его основные процессуальные компоненты, к которым, как будет показано далее, мы относим административно-процессуальную деятельность, отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в административном процессе, а также процедуры их реализации.
При конструировании интеграционного определения «административный процесс» целесообразнее всего использовать такие категории материалистической диалектики как содержание и форма, так как именно они включают в себя комплекс таких положений, которые могут стать основой для поиска и исследования всех процессуальных компонентов административного процесса, необходимых для разработки его интеграционного понятия.
Прежде чем применить указанные категории материальной диалектики к созданию определения «административный процесс», необходимо отметить, что термины «содержание административного процесса» и «форма административного процесса» так или иначе используются в науке административного права. Однако в ней до сих пор нет четкости и ясности в их понимании. При этом в административно-правовой литературе, посвященной разработке определения административного процесса, до сих пор ничего не говорится о его внутренней форме.
В этой связи выскажем свое отношение к термину «содержание и форма административного процесса». Чтобы четко его определить, необходимо уяснить, во-первых, что есть содержание и форма явления с философской точки зрения и, во-вторых, что понимают под содержанием и формой юридического процесса ученые-юристы, поскольку ответы на эти вопросы являются основой для анализа содержания и формы административного процесса.
Событие как категория административного производства
В административном правопорядке событие является одной из ключевых категорий. Событие обозначает определенное действие или бездействие, которое становится основой для возбуждения административного производства и рассмотрения дела в суде.
Основное сходство между административным правонарушением и уголовным преступлением заключается в том, что в обоих случаях происходит нарушение закона. Однако, различие состоит в тяжести нарушения и наказания, которое оно влечет.
Административное правонарушение | Уголовное преступление |
---|---|
Нарушение закона более легкого характера | Тяжкое нарушение закона |
Наказывается административными санкциями | Наказывается уголовными наказаниями |
Рассматривается в административном суде | Рассматривается в уголовном суде |
Событие, ставшее основой для административного производства и нарушение, которое оно подразумевает, может оказать существенное влияние на жизнь человека. Нарушение административных правил может привести к штрафам, ограничению свободы или другим негативным последствиям, которые могут оказывать влияние на карьеру, финансовое положение, репутацию и общественное положение человека.
Таким образом, событие, ставшее категорией административного производства, имеет важное значение и может оказать существенное влияние на жизнь и благополучие человека, поэтому необходимо соблюдать административные правила и избегать нарушений
Административно-процессуальная деятельность
При рассмотрении признаков административно-процессуальной деятельности, будем исходить из тех признаков юридической деятельности, о которых пишет В.Д. Сорокин, так как они разработаны им с учетом специфики административно-процессуальной деятельности и целом правильно отражают ее сущность. В то же время вряд ли следует относить к признакам административно-процессуальной деятельности такой признак юридической деятельности как ее связь с методом правового регулирования и вот почему. Как известно, метод правового регулирования неразрывно связан с предметом правового регулирования и в этой связи в большей степени характеризует специфику правового регулирования. Кроме того, метод правового регулирования является всеобщей универсальной правовой категорией и потому действует, и применяется во всех сферах и плоскостях правовой жизни, а не только в административно-процессуальной деятельности.
С учетом сказанного к признакам административно-процессуальной деятельности, как части юридической деятельности, можно отнести ее государственно-властный характер, юридическую природу, динамизм, специальное правовое регулирование. Эти признаки административно- процессуальной деятельности подчеркивают ее взаимосвязь с иными видами юридической деятельности. В тоже время в их содержании отражается ее специфика, которая придает ей автономность в системе юридической деятельности и заметно отличает ее от иных ее видов (уголовно- процессуальной, гражданско-правовой и т.д.). При этом, в перечень признаков административно-процессуальной деятельности целесообразно включить и ее назначение, поскольку без его научного рассмотрения понятие административного процесса не дает необходимые ориентиры правоприменителю и законодателю.
Все признаки административно-процессуальной деятельности, о которых было сказано, целесообразно расположить, исходя из их значимости и роли в разработке понятия административного процесса, в следующем порядке: ее назначение, юридическая природа, государственно-властный характер, динамизм, специальное правовое регулирование.
Таковы основные черты административно-процессуальной деятельности, как главного содержательного процессуального компонента административного процесса, и которые подлежат включению в его понятие. Однако понятие административного процесса, как уже отмечалось, должно отражать и признаки его формы.
Но что такое форма административного процесса? В юридической литературе большое внимание уделено характеристике юридической процессуальной форме. При этом, одни авторы не признают ее и призывают отказаться от нее, а другие, напротив, говорят о ее актуальности и значимости
В разрешении данной проблемы мы поддерживаем мнение ученых- юристов о необходимости исследования юридической процессуальной формы хотя бы потому, что административный процесс, как уже отмечалось ранее, имеет свою форму, которую необходимо познать и на этой основе предложить рекомендации по ее правовому регулированию. В этой связи выскажем свое отношение к форме административного процесса.
При ее характеристике будем, прежде всего, исходить из вышеизложенных положений философии о том, что содержание явления предопределяет его форму, но она (форма) имеет относительную самостоятельность по отношению к содержанию и потому влияет на него, способствуя или мешая ему, и делится на внутреннюю и внешнюю форму. Данное положение философии распространяет свое действие и на форму административного процесса. Ее сущность и специфика предопределена особенностями административно-процессуальной деятельности, которая отражает главные глубинные свойства административного процесса, и которая требует разработки и применения адекватной ей формы. В тоже время форма административного процесса, как его автономная процессуальная часть, активно влияет на административно-процессуальную деятельность, придавая ей необходимую устойчивость, целенаправленность и упорядоченность и делится, как и форма любого социального явления, на внутреннюю и внешнюю формы.
Сколько обязательных нормативов надо сдать в ГТО
Дети и подростки (7-18 лет)
Для детей и подростков возрастной группы 7-18 лет существуют следующие обязательные нормативы:
- Бег — 5 нормативов
- Плавание — 5 нормативов
- Подтягивание — 3 норматива
- Отжимание — 3 норматива
- Прыжки в длину — 3 норматива
Взрослые мужчины (18-39 лет)
Для взрослых мужчин возрастной группы 18-39 лет существуют следующие обязательные нормативы:
- Бег — 6 нормативов
- Плавание — 5 нормативов
- Подтягивание — 3 норматива
- Отжимание — 3 норматива
- Метание мяча — 2 норматива
- Метание гранаты — 2 норматива
- Толчок ядра — 2 норматива
Взрослые женщины (18-39 лет)
Для взрослых женщин возрастной группы 18-39 лет существуют следующие обязательные нормативы:
- Бег — 5 нормативов
- Плавание — 5 нормативов
- Подтягивание — 3 норматива
- Отжимание — 3 норматива
- Метание мяча — 2 норматива
Взрослые люди (40-59 лет)
Для взрослых людей возрастной группы 40-59 лет существуют следующие обязательные нормативы:
- Бег — 4 норматива
- Плавание — 3 норматива
- Подтягивание — 2 норматива
- Отжимание — 2 норматива
Пожилые люди (60 лет и старше)
Для пожилых людей возрастной группы 60 лет и старше существуют следующие обязательные нормативы:
- Бег — 3 норматива
- Плавание — 2 норматива
- Подтягивание — 1 норматив
- Отжимание — 1 норматив
Таким образом, количество обязательных нормативов для сдачи в ГТО зависит от возрастной и половой принадлежности человека. Каждый норматив имеет свои требования и критерии, которые нужно выполнить для успешной сдачи
Важно помнить, что сдача обязательных нормативов в ГТО способствует укреплению здоровья и развитию физических качеств каждого человека
Шаги в работе административного порядка
Административный порядок представляет собой процесс, установленный государством для осуществления определенных административных процедур. Этот порядок может включать в себя несколько шагов, которые должны быть строго соблюдены для достижения конечной цели.
- Инициирование процедуры: Административный порядок начинается с инициирования процедуры со стороны государственного органа или учреждения, отвечающего за данную сферу.
- Подача заявки: Пользователь должен подать соответствующую заявку, содержащую все необходимые данные и документы.
- Рассмотрение заявки: Государственный орган или учреждение обязано рассмотреть заявку в установленные сроки. В процессе рассмотрения могут потребоваться дополнительные документы или проведение проверок.
- Вынесение решения: После рассмотрения заявки государственный орган или учреждение принимает решение, которое может быть положительным или отрицательным. В случае положительного решения выдается соответствующее разрешение или лицензия.
- Обжалование решения: Если заявка была отклонена, пользователь имеет право обжаловать решение в установленном порядке.
- Исполнение решения: В случае положительного решения, пользователь должен выполнить все требования, указанные в разрешении или лицензии.
Процедура административного порядка может отличаться в разных сферах деятельности и зависеть от множества факторов, включая специфику заявки и положительные или отрицательные последствия решения для всех заинтересованных сторон.
Преимущества административного порядка | Недостатки административного порядка |
---|---|
|
|
Необходимо иметь в виду, что каждый шаг в работе административного порядка требует точного соблюдения процессуальных и сроковых требований. Пренебрежение этими требованиями может привести к задержкам, отказу в рассмотрении заявки или другим негативным последствиям
Поэтому важно точно следовать предписаниям и требованиям административного порядка
Процедура обжалования административных решений: основные моменты
Административные решения – это решения, принимаемые органами исполнительной власти в рамках исполнения своих полномочий. Однако, если гражданин не согласен с принятым решением, у него есть возможность обжаловать его в установленном порядке.
Процедура обжалования административных решений регулируется соответствующим законодательством и обычно включает в себя следующие этапы:
- Получение административного решения. Гражданин должен быть официально уведомлен об принятом решении, иначе ему будет сложно обжаловать его.
- Ознакомление с мотивированным решением. Гражданин имеет право на письменное мотивированное объяснение причин принятого административного решения.
- Обжалование внутриорганизационным порядком. В большинстве случаев гражданин должен сначала обжаловать решение внутриорганизационным порядком, то есть обратиться с жалобой в вышестоящий орган.
- Обжалование в вышестоящие органы. Если внутриорганизационный порядок не привел к удовлетворению жалобы, гражданин имеет право обратиться в вышестоящие органы власти, которые могут пересмотреть решение и принять новое.
- Судебное обжалование. В случае, если обжалование во всех предыдущих инстанциях оказалось безуспешным, гражданин может подать иск в суд в соответствии с установленными процедурами.
При обжаловании административных решений важно помнить о некоторых основных моментах:
Сроки обжалования
Каждый этап обжалования имеет свои сроки, и важно соблюдать их, чтобы не упустить возможность обратиться в следующую инстанцию.
Аргументация обжалования. Гражданин должен обосновать свою жалобу аргументированными фактами и доказательствами, чтобы повысить шансы на признание его права.
Правовая помощь
В случае необходимости гражданин может обратиться за консультацией и помощью к юристу, который поможет правильно составить обращение и представить его интересы во время судебного разбирательства.
В целом, процедура обжалования административных решений позволяет гражданам защищать свои права в случае несправедливых действий со стороны органов исполнительной власти. Это важный инструмент правовой защиты, который помогает поддерживать справедливость и обеспечивать уважение к правам каждого гражданина.
Основные аспекты административного порядка
Административный порядок является важной составляющей государственного управления. Он описывает процедуры и правила, которые должны соблюдаться при осуществлении административной деятельности со стороны государственных органов
Основные аспекты административного порядка включают:
-
Принципы административного порядка — это основополагающие принципы, которые лежат в основе административной деятельности:
- Законность — все административные действия должны осуществляться в соответствии с законодательством;
- Обоснованность и справедливость — все решения и действия административных органов должны быть обоснованы и справедливыми;
- Гласность и открытость — процедуры административного порядка должны быть прозрачными и открытыми для общественности;
- Своевременность и оперативность — административные органы должны действовать оперативно и решать вопросы в установленные сроки;
- Уважение прав и свобод граждан — при осуществлении административной деятельности должны быть учитываны и уважены права и свободы граждан.
-
Порядок рассмотрения административных дел — это последовательность действий, которые должны быть выполнены при рассмотрении административных дел. Он включает в себя следующие этапы:
- Получение заявления или иного обращения гражданина;
- Регистрация заявления;
- Проведение необходимых проверок и анализ материалов;
- Принятие решения;
- Оформление решения в соответствующем порядке;
- Уведомление гражданина о результатах рассмотрения его дела.
- Права и обязанности граждан и органов — административный порядок определяет права и обязанности граждан и административных органов в процессе осуществления административной деятельности. К таким правам и обязанностям могут относиться, например, право гражданина на обжалование решения административного органа или обязанность административного органа предоставить гражданам необходимую информацию.
- Ответственность за нарушение административного порядка — за нарушение административного порядка могут предусматриваться различные виды ответственности, включая дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Это позволяет обеспечить соблюдение административных процедур и защитить права и интересы граждан.
Основные аспекты административного порядка играют важную роль в обеспечении правопорядка и эффективного функционирования государственной системы.
Конкурсные процедуры
К данному перечню административных процедур также относятся и аукционные. Что касается данного вида действий, то стороны, которые принимают в них участие, имеют одну общую обязанность — соблюдать все требования, которые предписаны для участников самого процесса. Что касается прав, которыми обладают участники, то их спектр более широк. В частности, в их число входит право на своевременное информирование относительно сроков порядков проведения конкурсов. Кроме этого, они могут присутствовать при вынесении решения, а также знать те причины, по которым был сделан именно такой выбор. Перед началом и в течение самого процесса производства данного типа процедуры стороны могут ознакамливаться с основными этапами проведения конкурса, а также со всеми особенностями, связанными с ходом всей процедуры.
Контрольно-надзорные
Данный вид административных процедур предполагает проведение мероприятий контрольного характера, которые осуществляются специально уполномоченными на то органами. Если говорить о правах и обязанностях, что возникают между сторонами в процессе их исполнения, то та сторона, в отношении которой проводятся все контрольные действия, должна быть заранее уведомлена о предстоящих событиях. Кроме этого, уведомление должно осуществиться в установленном законом порядке. Данная сторона имеет право присутствовать при процессе осуществления контрольных мероприятий, ознакамливаться со всеми составленными по ходу дела документами. Что касается обязанностей, то в их число входит невмешательство в процесс проведения работы контролирующими органами, а также максимально возможное способствование обеспечению доступа к необходимым материалам.
Практическое применение административного права
Административное право играет важную роль в регулировании и контроле деятельности административных органов и должностных лиц. Оно обеспечивает эффективное функционирование государственного аппарата, защиту прав и интересов граждан, а также обеспечивает соблюдение правопорядка и общественной безопасности.
Практическое применение административного права включает ряд важных моментов. Одним из главных является использование административных санкций и мер административного воздействия. Административные санкции — это негативные последствия, которые возникают у лица в результате нарушения административного права. Они накладываются административными органами и служат как средство наказания, так и средство предупреждения нарушений.
Одной из форм административных санкций является штраф. Штрафы назначаются в зависимости от характера нарушения и величины причиненного ущерба. Например, за нарушение правил дорожного движения может быть назначен штраф в размере от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Штрафы также могут быть назначены за нарушение правил строительства, за нарушение ветеринарных правил и т.д.
Еще одной формой административных санкций является административный арест. Административный арест может быть назначен в случае грубого и повторного нарушения административного права. Например, административный арест может быть назначен лицу, которое систематически нарушает правила общественного порядка или причиняет ущерб общественной безопасности.
Другой важной частью практического применения административного права является контроль и надзор за исполнением административных актов. Административные акты — это официальные решения, нормативные акты или инструкции, принимаемые административными органами
Они могут иметь различные формы и виды, включая приказы, постановления, регламенты и т.д.
Контроль и надзор за исполнением административных актов осуществляется соответствующими контрольными органами и органами государственного надзора. Они проверяют соблюдение административных актов, выявляют нарушения и принимают меры по их устранению. Контрольные органы также могут назначать проверки и ревизии, проводить аудиты и составлять отчеты о своей деятельности.
Пример административных санкций:
Вид нарушения
Административная санкция
Нарушение правил дорожного движения
Штраф
Нарушение правил строительства
Штраф, приостановление строительства
Нарушение ветеринарных правил
Штраф, конфискация товаров
Таким образом, практическое применение административного права включает в себя наказание нарушителей и контроль за исполнением административных актов. Оно играет важную роль в поддержании законности и порядка в государстве, обеспечивает защиту прав и интересов граждан и способствует развитию общества.