Что такое административно-территориальное деление

Административнотерриториальное устройство презентация, доклад

Административно-территориальное деление простыми словами для чайников

Административно-территориальное деление – это система организации территории государства на различные административные единицы, такие как области, районы, города и деревни. Эти административные единицы имеют свои собственные органы власти, которые управляют и принимают решения внутри своей территории.

Цель административно-территориального деления – обеспечить эффективное управление государством и предоставить населению доступ к необходимым государственным услугам. Благодаря такому делению государства, управление становится более близким к гражданам, поскольку они имеют возможность обращаться к органам власти своего региона по вопросам, касающимся их повседневной жизни.

Обычно административно-территориальное деление строится на основе географических, исторических, национальных и экономических особенностей регионов. Например, большие государства могут быть разделены на различные области или штаты для более удобного управления и предоставления государственных услуг. Эти области могут быть дальше разделены на районы, города и деревни.

Органы государства, которые функционируют на основе административно-территориального деления, включают в себя местные правительства, администрации и другие органы, ответственные за решение проблем и предоставление услуг в конкретных регионах. Эти органы обычно выбираются или назначаются населением каждой административной единицы.

Преимущества административно-территориального деления заключаются в том, что оно способствует более эффективному управлению государством, распределению ресурсов и решению проблем на местном уровне. Кроме того, оно также позволяет гражданам иметь более прямой доступ к органам власти и влиять на принимаемые решения.

Надеюсь, эти простые слова помогли вам понять, что такое административно-территориальное деление. Если у вас есть еще вопросы, не стесняйтесь задавать!

Значение экономико-географического положения и промышленного потенциала при выборе центра

Город — административный центр по
определению должен обладать преимуществами ЭГП,
делающего его естественным фокусом связей, узлом
территориальных взаимодействий. И у многих
городов-центров ЭГП действительно выдающееся.
Именно ЭГП обусловило феноменально быстрый рост
Новосибирска, в считанные годы обогнавшего все
сибирские города и ставшего столицей Сибири и, по
совместительству, центром Новосибирской
области. Выдающееся положение Нижнего Новгорода
характеризуется наложением на гидрографический
узел — вилку крупнейших рек Волги и Оки —
железнодорожного и автотранспортного узлов.
Екатеринбург давно заслужил славу «живого узла
Урала». Казань, Самара, Волгоград заняли места у
самых крутых излучин Волги и вблизи пересечений
ее важными транспортными магистралями.

Важным фактором выдвижения города в
административные центры послужило его
промышленное развитие. Именно выдающийся
промышленный потенциал Иваново-Вознесенска
позволил ему возглавить крупный промышленный
район. И хотя «Русский Манчестер» имел
существенные недостатки ЭГП (в стороне от Волги,
отсутствие прямого железнодорожного выхода на
Москву, положение на малой реке), он благодаря
концентрации текстильного производства и
сопутствующих ему отраслей выделился сперва как
отраслевая текстильная столица, а затем и как
административный центр. Примечательный факт:
после ликвидации старого губернского деления
была среди прочих крупных областей образована
Ивановская промышленная область, и в ее состав
вошли четыре губернии, то есть
Иваново-Вознесенск стал над Ярославлем,
Костромой и Владимиром.

По качеству
транспортно-географического положения Елец —
узел пяти железнодорожных лучей — превосходит
Липецк. Но благодаря взлету промышленности,
прежде всего развитию Липецкой Магнитки,
способствовавшей не только отраслевому, но и
комплексному развитию города, Липецк стал
центром образованной в 1954 г. области.

Кемерово не имеет очевидных
преимуществ ЭГП перед Новокузнецком. Но здесь,
видимо, сыграл роль более ранний старт
промышленного развития, а возможно, и то, что
Кемерово расположено ближе к Новосибирску и
Транссибу.

Однако чаще всего преимущества ЭГП и
превосходство промышленного потенциала,
выделяющие административный центр среди других
городов той или иной единицы АТД, счастливо
сочетаются. Это очень характерно, например, для
Брянска, у которого выгоды ЭГП (крупный
железнодорожный узел и положение на главной реке
региона) сочетаются с крупной, прежде всего
тяжелой (с высокой долей производств ВПК)
промышленностью. Оба эти фактора выдвинули
Брянск на роль регионального лидера и послужили
причиной образования Брянской области. Подобное
сочетание свойственно почти всем
административным центрам вновь образованных
областей — Волгограда, Челябинска, Барнаула,
Новосибирска и др.

Особенности статуса различных типов субъектов Федерации

Общим для всех 6 типов субъектов является их непосредственное подчинение федеральной власти при наличии определенного уровня самостоятельности. Субъектам предоставлены права: иметь по 2 своих представителя в Совете Федерации, управлять своей территорией в рамках свободы, предоставленной федеральным законодательством, иметь свои властные и судебные структуры. Все субъекты РФ равноправны.

Рис. 3. Герб Краснодарского края.

Республики сформированы по национальному признаку и названы по титульной нации. Они имеют право давать свое гражданство, иметь Конституцию, вводить обязательное изучение своего языка в учебных заведениях и использовать его наравне с общегосударственным в оформлении документов и деловой переписке.

Автономные округи тоже созданы по национальному признаку, но не имеют своего гражданства и Конституции (только Устав), не используют в государственных учреждениях языков кроме русского. Большинство автономных образований (кроме Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области) входят в состав какого-либо края или области.

Область – это исторически (с Х века) сложившиеся регионы России, ранее они назывались волостями. Области имеют свою столицу, Устав, властные структуры.

Край – по статусу практически не отличается от области.

Существует тенденция к укрупнению регионов. Так, за последние 15 лет в результате слияния областей и автономных округов в России были созданы 3 новых края: Пермский, Забайкальский, Камчатский.

Зачем необходимо такое устройство

Административное деление государства необходимо для:

  • Обеспечения гражданам возможностей доступа к образованию, культуре, спорту, медицине. Так, в каждом из федеральных округов имеется Государственный Федеральный Университет. К системе административных субъектов привязаны транспортные схемы, сети медицинских центров, культурные и спортивные учреждения. Как правило, эти объекты располагаются в столицах округов, краев, республик или областных центрах;
  • Планирования путей развития каждого региона с учетом его особенностей: климатических, социальных, природных и других;
  • Эффективного управления. Регионами России управляют региональные парламенты и губернаторы.

Рис. 1. Карта субъектов РФ.

Автономные округи – созданы по национально-территориальному принципу, их 4 (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский), являются субъектами Федерации, имеют свои парламенты и законодательство. А федеральные округи: созданы как территории, куда назначается ответственный представитель Президента РФ, не имеют собственного управляющего аппарата и законодательства, объединяют в себе несколько субъектов Федерации при этом сами такими субъектами не являются. Их 8: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский.

Административно- территориальное деление

Для геоурбаниста важен вопрос о
городском каркасе единиц АТД и особенно об их
центрах. Между АТД и сетью городов-лидеров,
образующих, по выражению Н.Н. Баранского,
«командный состав страны», существует самая
непосредственная связь.

Распределение по территории ведущих
городов принималось во внимание при
конструировании сетки АТД. Можно считать, что
административное районирование, как правило,
велось по центрам

Город, возвышавшийся над
другими, обладавший значительной сферой
тяготения, назначался губернским или областным
центром. Появлялся центр, стремительно
выраставший на основе индустриализации и
приобретавший главенство в определенном районе,
— учреждалась во главе с ним новая единица АТД.
Это подтверждается многочисленными примерами.
Так возникли Брянская, Ивановская, Липецкая и
Сталинградская (теперь Волгоградская) области,
Алтайский край и другие.

Территориальное устройство
Московской губернии — пример рационально
устроенной губернии

В свою очередь, АТД, его изменения,
учреждение новых основных единиц способствовали
формированию сети ведущих центров, опорных узлов
экономического каркаса страны. Став
административным центром, город получал мощный
дополнительный стимул развития, становился
приоритетной точкой роста. В действие включался
административный ресурс развития, когда
город-центр использовал «служебное положение» в
собственных интересах. Весьма показателен
период существования областных совнархозов,
когда областные, краевые, республиканские центры
получили возможность сами принимать решения о
капитальных вложениях и постарались заметно
усилить свою экономическую базу, разместив у
себя промышленные и иные новостройки.

АТД на всех этапах истории являлось
средством совершенствования территориальной
организации страны, рационального устройства ее
частей. Учреждение губерний, как показала,
например, реформа 1775—1785 гг., сопровождалось
целой системой действий: назначался центр,
определялись уезды и их центры — уездные города;
не получившие такой должности города выводились
«за штат» или вовсе преобразовывались в села;
разрабатывались генеральные планы городов — и
вновь образованных, и старых, на основе которых
производилась их перепланировка; прокладывалась
система дорог, соединявших губернский центр с
уездными («екатерининские большаки»).

Административная реформа АТД
сопровождалась глубокой ревизией состава
городов и упорядочением их сети.

Формирование особого типа города

Выполнение многообразных
обязанностей крупного административного центра
способствовало быстрому росту и комплексному
развитию городов. Показательно, что в России
административный центр, возглавляющий
республику, край, область, — это обязательно
(исключения единичны) большой город. В XIX в.
картина была совершенно иная. Данные о
распределении по числу жителей: а) губернских
и областных центров (на территории РФ) в 1897 г. и
б) республиканских, краевых и областных
центров в 2000 г. — приводятся на с. 14.

В результате разностороннего развития
и значительного роста административных центров
сложился особый тип городов, обладающих
своеобразной функциональной структурой и
занявших стратегические точки в отраслевой и
территориальной структурах хозяйства России. Их
характерные черты кратко можно обрисовать
следующим образом.

— Первенствующие города своих
регионов, занимающие вершины городской иерархии,
— это прежде всего большие города, результат
последовательно нараставшего усложнения
деятельности, весьма динамичные и в развитии, и в
функционировании.

— Многофункциональные города,
представляющие собой концентрацию разнообразия,
с очень широким спектром деятельности.

— Сочетающие роль региональной
столицы
, активно взаимодействующей с
подшефной территорией, и отраслевого лидера
в тех или иных сферах народного хозяйства.

— Обладающие развитым третичным
сектором экономики
и блоком культуры, науки,
высшего образования
, то есть сочетанием тех
видов деятельности, которые в совокупности с
прогрессивными отраслями промышленности
формируют активную творческую среду города,
делают его лабораторией нового.

— Занимающие ключевое место
главных узлов в опорном каркасе расселения
,
организаторов территориально-хозяйственной и
территориально-культурной интеграции районов
России.

В течение столетий губернские города,
несомненно возвышавшиеся (исключения крайне
редки) над другими городами своих губерний и
сосредоточивавшие значительную, часто
подавляющую часть городского населения, в то же
время имели весьма скромную долю, в среднем около
3%, в общей численности населения своей губернии.

Столетие спустя картина кардинально
изменилась. Сейчас административные центры
субъектов РФ в совокупности сосредоточивают
одну треть населения России, а в некоторых
областях их доля в населении превышает 50%. Максим
Горький когда-то говорил, что Россия — страна
уездная. Теперь можно сказать, что Россия —
страна областная.

Динамика городов — административных центров
высокого порядка, траектория их экономического,
социального, культурного развития, рост числа
жителей и размеров территории, нарастающее
разнообразие деятельности, наличие блока
прогресса — генератора новаций, сочетание
отраслевого и территориального, материального и
духовного начал, возрастание потенциала,
особенно интеллектуального, — все это
показывает очень полно результаты урбанизации,
ее успехи (и изъяны также), основные свойства и
особенности. Рассматриваемые города надо
считать зеркалом российской урбанизации, важным
средством происшедшей в XX в. модернизации
страны и локомотивами ожидаемого нашим народом
подъема.

Распределение административных
центров по людности

1897 г.

Население, тыс. жителей

менее 10

10—20

20—50

50—100

Более 100

Более 1 000

Число городов

12

4

21

13

4

2

01.01.2000 г.

Население, тыс. жителей

менее 100

100—250

250—500

500—1 000

1 000—3 000

5 000—10 000

Число городов

3

15

28

18

10

2

* См.: С.А. Тархов. Изменение
административно-территориального деления
России за последние 300 лет//География, № 15, 21, 28/2001.
** Б.Б. Родоман. Территориальные ареалы и
сети. — М.,1999, с. 154.
*** Из числа субъектов РФ здесь исключены
Москва, Петербург и все автономные округа.
**** Он стал центром губернии с 1710 г.***** Заштатный город не выполнял роль
уездного центра; перевод «за штат» можно считать
серьезным предупреждением о неполном служебном
соответствии.
****** В конце XIX в. колыванские богатые
купцы сделали попытку обеспечить своему городу
экономический подъем. Они добивались, чтобы мост
через Обь строился близ Колывани. Но изысканиями
были выявлены преимущества строительства моста
там, где позже возник город Новониколаевск
(Новосибирск), и старания Колывани успеха не
имели.

Принципы формирования регионов в РФ

Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.

По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.

Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.

Этнос как один из факторов образования территориальных границ регионов

Для формирования системы в виде отдельной единицы АТД немаловажную роль играют этнокультурные факторы. На территории российского государства данный принцип являлся одним из основополагающих. Характерной чертой формирования этнокультурных районов является то, что образуются они независимо от воли державных деятелей, их желаний. Каждое звено в системе АТД, основанное по данному принципу, обладает идентичностью, представляя собой явно выраженную ячейку региональной структуры.

Однако, не желая возникновения сепаратистских настроений и одновременно не выполняя требования государство с многонациональным населением зачастую ограничивает себя от подобных проблем, устанавливая ареал проживания конкретного этнического круга граждан.

«Фактически унитарное государство»

Историки напоминают, что жёсткую и единообразную административно-территориальную систему в России начал создавать ещё Пётр I. В 1708 году по его приказу территория страны была разделена на крупные губернии (сначала на восемь, а затем — на одиннадцать), в составе которых впоследствии были выделены провинции.

Следующую масштабную реформу в этой сфере провела Екатерина II, которая уменьшила территории губерний и увеличила их количество, а затем большую часть этих субъектов преобразовала в наместничества. Однако уже при её сыне Павле I этим административным единицам вернули старые названия. В результате к 1914 году в состав России входили 61 губерния, 21 область (преимущественно на окраинах государства) и два округа.

Также по теме

«Образцовые советские граждане»: какую роль в истории России сыграли поволжские немцы

19 октября 1918 года была создана Автономная область немцев Поволжья, преобразованная со временем в автономную республику. Её…

Во время революций 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны на территории бывшей империи начали стихийно возникать местные республики и автономии. От России отделились Финляндия, Польша и прибалтийские государства. На территориях, которые находились под контролем большевиков, шёл процесс трансформации областей в губернии и создания новых автономных образований по национальному признаку (Трудовая коммуна немцев Поволжья, Башкирская АССР и другие).

Как отмечают историки, в процессе создания СССР в 1922 году за рядом бывших территорий Российской империи (Украиной, Белоруссией, Закавказьем) был зафиксирован статус отдельных союзных республик. В самой же Советской России в начале 1920-х годов сохранялось деление на губернии.

«Большевики создавали сложную многоярусную систему, в которой представители разных национальностей получали разный статус. Основным конструктом выступали союзные республики, а вот автономии могли входить в состав других административно-территориальных единиц. Это получило в истории название «принцип матрёшки», — рассказал в беседе с RT директор Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

Масштабная административно-территориальная реформа в СССР, в том числе в РСФСР, прошла в 1923—1929 годах. Начался процесс создания крупных областей, территория которых чаще всего объединяла сразу несколько бывших губерний и автономий. Например, в состав Уральской области вошли бывшие территории Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской губерний, а в состав Юго-Восточной области с центром в Ростове-на-Дону — Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, ряд национальных автономий Кавказа.

В дальнейшем началось формирование огромных краёв. Так, например, Сибирский край включил в себя бывшие Алтайскую, Енисейскую, Новониколаевскую, Омскую и Томскую губернии, а также Ойратскую АО. Юго-Восточная область стала Северо-Кавказским краем. Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. В 1929 году постановлением Президиума ВЦИК губернская система была ликвидирована окончательно. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий.

Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Так, Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский края, а Казакская АССР — на шесть областей. В 1934 году разделению также подверглись Северо-Кавказский и Нижне-Волжский края, Уральская и Центрально-Чернозёмная области.

В 1936 году из состава РСФСР были выведены и получили статус отдельных республик Казахская (бывшая Казакская) и Киргизская АССР. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день.

«В 1930-е годы в СССР было покончено с практикой создания полунезависимых политических формирований. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад.

  • Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов
  • РИА Новости

Проблемы и недостатки в административном устройстве и их решения

Проблема 1. Неравномерное распределение финансовых ресурсов

В некоторых регионах отсутствуют необходимые финансовые ресурсы для реализации проектов, в то время как в других — они избыточны. Это приводит к неравномерному развитию регионов и неравенству доступа к услугам, что может ухудшать качество жизни населения.

Необходимо проводить более равномерное распределение финансовых ресурсов между регионами
Важно учитывать потребности каждого региона и соблюдение принципов социальной справедливости при распределении ресурсов

Проблема 2. Обеспечение качественных услуг в малонаселенных регионах

В малонаселенных регионах часто не хватает квалифицированных специалистов и инфраструктуры для обеспечения качественных услуг. Это относится как к услугам здравоохранения, так и к транспортным и коммунальным услугам.

Необходимо развивать инфраструктуру и привлекать специалистов в малонаселенные регионы
Важно обеспечивать достойную оплату и условия работы специалистов в этих регионах, чтобы привлекать более квалифицированных кадров

Проблема 3. Сложность процесса принятия решений на региональном уровне

Процесс принятия решений на региональном уровне может быть достаточно сложным, так как здесь учитываются многие факторы и интересы разных групп населения. Это может привести к чрезмерной бюрократии и затягиванию процесса.

Необходимо упростить процедуры принятия решений и сократить бюрократию на региональном уровне
Важно учитывать интересы и мнения всех групп населения при принятии решений

Административно-территориальное деление своими словами для детей

Административно-территориальное деление — это способ организации территории государства. Государство разделено на различные части, которые называются административными единицами. Каждая административная единица имеет свои правила и органы управления, которые заботятся о жизни людей, живущих на этой территории.

Административные единицы могут быть разного размера и называться по-разному. Например, в России административные единицы называются субъектами федерации, а в США — штатами. Крупные города также могут быть отдельными административными единицами.

Административно-территориальное деление помогает управлять большими территориями и населением. Оно позволяет государству более эффективно решать проблемы, связанные с организацией образования, здравоохранения, транспорта, защиты населения и других важных вопросов.

Каждая административная единица имеет своего главу, который называется губернатором, президентом, мэром или другими названиями. Этот человек отвечает за развитие своей территории и решение проблем жителей.

Административно-территориальное деление позволяет каждому человеку иметь доступ к государственным услугам и возможность участвовать в принятии решений, касающихся его жизни

Это важно для создания справедливого и равноправного общества, где каждый имеет равные возможности и права

Используемая литература:1. Алисов, Н.В., Хорев, Б.С. – Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. – М.: Гардарика, 2000.2. Атлас Новосибирской области: природа, население, экономика, история. – Новосибирск: ФГУП «Новосибирская картографическая фабрика», 2011.1. Введение в экономическую географию и региональную экономику России / Под общ. ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова: Учебное пособие. В 2 ч. – М., 2003.3. Власова, Т.В., Аршинова, М.А., Ковалева, Т.А. – Физическая география материков и океанов. – М.: Академия, 2009.4. Геннадиев, А. Н. – География почв с основами почвоведения. М.: Высшая школа, 2008.6. Гладкий Ю.Н. и др. Социально-экономическая география России: Учебник для вузов. — М.: Гардарика, 2000.7. Гладкий, Ю.Н., Сухоруков, В.Д. – Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник для студентов высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2006.8. Голубчик, М.М., Евдокимов, Г.Н. и др. Теория и методология географической науки: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.9. Голубчик, М.М. – Политическая география мира: Учебное пособие. –Смоленск: Изд. СГУ, 1998.10. Григорьев, А.А. – Типы географической среды. – М.: Мысль, 1970.Значение термина Административно-территориальное  деление на academic.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: