10 идей, которые помогут ребёнку научиться самостоятельно одеваться

Научите выбирать верхнюю одежду и аксессуары по погоде

Для того чтобы ребёнку было проще одеться самому, лучше класть уличную одежду на видное место. Выберите только ту одежду, которая подходит по сезону. Сделайте крючок для куртки малыша, чтобы он смог сам вешать её на место. Поставьте сапоги в определённое место, чтобы малыш всегда мог найти их сам и так же вернуть на место. Шапки и шарфы (подходящие по сезону) тоже лучше положить в доступном месте, например, в небольшую корзинку. Дети очень любят использовать зонтик в дождь, как это делают взрослые. Не отказывайте им в этой возможности, научите сушить его по возвращении c улицы так, как это принято у вас дома.

Подойдите утром к окну и посмотрите, какая погода: может, сегодня теплее обычного и можно пойти гулять без шапки. Или идёт дождь и нужен зонт. Старших детей научите смотреть прогноз погоды так, как это делаете вы.

Считаемся с мнением малыша

Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.

Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.

Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.

В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.

Решение

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью — начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться — это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова

Ваш стиль воспитания

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест

Как правильно научить малыша одеваться: на что обратить внимание ребенка?

Колготки и носки Это первое, что нужно научиться одевать самостоятельно ребенку. Дети все повторяют за взрослыми. Объясните малышу, где у колготок «зад и перед» (по полоскам: одна — перед, две — задняя часть). Покажите, где у носочков пятка и носок. Показывайте на себе, как правильно одевать эти вещи, пускай малыш повторяет все за вами.
Кофты, футболки и майки Объясните ребенку, что легче надеть эти вещи, начиная с головы, а в дальнейшем просовывать уже ручки. Купите эти вещи с яркими аппликациями на лицевой стороне и передней части, чтобы малыш не перепутал стороны и зад с передом. Каждый раз, когда начинаете одеваться, говорите ему, что это перед, потому что там рисунок.
Обувь: шнурки и застежки

Малыш уже знает, зачем нужны шнурки и застежки, осталось только научить его правильно ими пользоваться. Мы уже говорили о том, что обувь со шнуровкой лучше пока не приобретать. Учите ребенка завязывать узелки на веревочках, а обувь такую покупайте только к четырем годам. Это же касается и застежек. Купите сандалии с таким замком, но одевайте их только на прогулку, когда сами сможете помочь малышу.

Для детского сада приобретайте обувь с липучками и молниями, справиться с такими замками ребенку будет не сложно.

Левый или правый ботинок? Это тоже весьма несложно объяснить по тем же самым застежкам или замочкам, они всегда находятся на внешней стороне ноги.

Шапки и завязки на шапках Для того, чтобы ребенок легко запомнил где перед, а где зад шапки, покупайте их также с рисунком на передней части, покажите, что сзади есть шов.

Учить малыша одевать шапку лучше перед зеркалом, чтобы он сам видел, как у него получается и что нужно исправить.

От завязок в этом возрасте откажитесь, есть множество шапок с липучками и затягивающимися завязками.

Молнии Сейчас практически все куртки производят именно с молниями, поэтому вам предстоит к трем годам научить малыша ими пользоваться. Учите застегивать замки на неодетой вещи. Положите куртку на кровать и вместе с малышом застегивайте и расстегивайте замок. Когда у него будет неплохо получаться, продолжайте обучение на себе (пускай застегнет куртку на вас), а потом уже пробует застегнуть самом себе.
Пуговицы и кнопки Когда учите ребенка застегивать кнопки и пуговицы, объясняйте ему, что необходимо каждой пуговке попасть в свою «норку», так же и с кнопками. Покажите, как будет некрасиво и неудобно, если неправильно их застегнуть. Выбирайте одежду с крупными кнопками и пуговицами.

Задание 8. Знакомимся с глаголами «шить», «вышивать», «вязать», подбираем слова, узнаём выражение «золотые руки»

Послушай стихотворение о Тане. У Тани есть любимая кукла — Малыш. Она для этой куклы сама делает одежду — шьет, вяжет, вышивает. Вот как.

Золотые руки

Шила Таня малышу Новую одёжку: Шубу, брюки и пальто, Курточку с застёжкой.

Наша Таня малышу Варежки связала. Их узорами она Долго украшала.

Нитка весело бежит, Таня вышивает. На неё малыш глядит, Головой кивает.

Танины руки много разной работы умеют делать, и делают ее очень хорошо, красиво. Поэтому про Таню и говорят, что у нее золотые руки. А что умеет делать твоя мама, бабушка? (Печь пироги, варить суп, жарить котлеты, выращивать цветы, вышивать…). Можно ли сказать, что у твоих мамы и бабушки золотые руки?

Найди картинку, на которой девочка шьёт. Что ей нужно для работы? (Иголка, нитки, наперсток, ножницы, швейная машина). Покажите малышу его одежду, которую сшили из ткани, покажите разные лоскутки ткани. Большое впечатление на детей производят рулоны тканей в магазине – им всегда интересно, какие разные ткани бывают, особенно если есть возможность потрогать их. Даже мальчишки всегда заинтригованы тем, откуда взялась их одежда, из чего она сделана, ведь не в магазине же она «выросла».

А на какой картинке девочка вышивает? Что ей надо для работы? (Пяльцы, иголка, нитки для вышивания, ножницы) Посмотри, она держит в руках пяльцы с тканью, а вышивает иголкой с ниткой. Что она вышивает? (Цветочки, узоры). Что еще можно вышивать? (Разные узоры, красивые картины). Покажите ребенку вышивки, которые есть у Вас дома (картины, вышивка на рукавичках, на платьицах или шортиках)

Покажи картинку, на которой нарисовано, как девочка вяжет. У нее в руках спицы. Нитка весело бежит от клубка. Спицы острые. А что еще бывает острым? (Иголка, ножницы, нож, колючка, ежик). Что можно связать? ( Шарф, носки, шапку, кофточку, свитер). Покажите малышу вязаную одежду, которая у него есть (шарфик, рукавички, носочки. кофточку)

Календарь обучения одеванию по возрастам

Обращайте всегда пристальное внимание на своего ребенка. Некоторые дети в возрасте 10 месяцев, приходя с прогулки, будут с большим удовольствием стаскивать с себя головной убор. Вовлеките его в этот процесс

Пусть кроха начнет сначала самостоятельно раздеваться, снимая определенные предметы гардероба

Вовлеките его в этот процесс. Пусть кроха начнет сначала самостоятельно раздеваться, снимая определенные предметы гардероба.

После ему обязательно станет интересно и самостоятельно одеться. Как правило, подобное начинается к возрасту 1,5 лет. Кроха проявляет большой интерес к трусам. На самом деле, это одно из самых простых, к чему можно приучить малыша.

После ванны или смены трусов, давайте ему чистую вещь и ожидайте, пока он её сам наденет. Возможно, за первые недели, у него ничего не получится, но чем больше кроха тренируется, тем больше шансов добиться желаемого результата.

Не переживайте, вы увидите и не пропустите тот момент, когда кроха проявит интерес к одежде. У любого ребенка бывает подобное.

Где-то к возрасту 2х лет при правильном и грамотном приучении малыш сможет самостоятельно надевать трусы, штаны и кофту (не вставляя при этом рукава). Где-то уже начиная с 2 лет ребенок проявляет большой интерес к замкам, липучкам и кнопкам.

После 2,5 лет можно постепенно показывать, как работает пуговица и зачем она необходима. Для этого можно сделать специальный тренажер, который будет расстегивать и застегивать кроха.

Детский психолог В. Паевская. Учим ребенка одеваться самостоятельно (от 0 до ….5-6)

Частые ошибки при одевании ножек малышей

Надевать две пары носочков одновременно – одну поверх другой. Часто родители, а еще чаще – бабушки, считают необходимым максимально утеплить ножки, практически изолировать их от окружающего мира. Бабушкам кажется недостаточно одной пары носочков или пинеток, а потому они надевают минимум две: первая – тонкие хлопковые носочки, вторая – толстые синтетические или шерстяные. В результате Носочки слишком сильно сжимают детские ножки, вплоть до нарушения кровотока, и, как следствие, нарушается терморегуляция – стопы могут оказаться холодными даже под толстым слоем носков.

Falke

В летнюю жару, особенно в безветренную погоду, малыша может быть достаточно одеть в ползунки либо вообще оставить ножки открытыми. Носочки, когда температура воздуха приближается к температуре тела, могут стать лишними.

Малыши быстро растут, а потому носочки, купленные на рождение, могут оказаться малы уже к первому месяцу жизни

Важно следить за тем, чтобы носочки были точно по размеру, либо чуточку велики

Некоторые мамы, да и бабушки, сворачивают край носочков рулончиком или складывают в несколько раз слишком длинный верх – им это кажется красивым или удобным. В результате резинка борта давит на щиколотку сильнее, чем это допустимо. Если носочки не садятся нормально на детскую ножку, следует подобрать другие, более подходящие по форме.

Так как же правильно подбирать и надевать носочки новорожденному крохе? Для начала – немного теории.

Самостоятельное одевание

Когда малышу исполнилось 2 года и он запомнил названия всех частей тела, можно приступать к обучению одеванию

Важно проговаривать каждый шаг, например: «Сейчас мы будем надевать на ножки носочки». Через некоторое время можно проверить, насколько хорошо ребенок запомнил алгоритм, задавая ему вопросы: «Что мы надеваем на ножки?»

За правильный ответ обязательно нужно похвалить, если же малыш ошибся, то ругать его не стоит, достаточно поправить. Если у крохи ничего не получается и он уже готов заплакать, злится, то занятие лучше отложить.

Обучая дошкольника, предстоит проявить терпение, ведь дети одеваются очень медленно, поэтому родителям необходимо рассчитывать время, чтобы у малыша было его достаточно для самостоятельного одевания

Не стоит недооценивать важность обучения, ведь ребенок не только получает полезные для дальнейшей жизни навыки, но и учится самостоятельности, настойчивости, умению добиваться поставленной цели. Кроме того, одевание – это еще и аналог физическим упражнениям, ведь в данном процессе задействованы мышцы плеч, рук, ног, таза, регулярные «тренировки» помогут развить координацию движений

Самостоятельное одевание

Когда малышу исполнилось 2 года и он запомнил названия всех частей тела, можно приступать к обучению одеванию

Важно проговаривать каждый шаг, например: «Сейчас мы будем надевать на ножки носочки». Через некоторое время можно проверить, насколько хорошо ребенок запомнил алгоритм, задавая ему вопросы: «Что мы надеваем на ножки?»

За правильный ответ обязательно нужно похвалить, если же малыш ошибся, то ругать его не стоит, достаточно поправить. Если у крохи ничего не получается и он уже готов заплакать, злится, то занятие лучше отложить.

Обучая дошкольника, предстоит проявить терпение, ведь дети одеваются очень медленно, поэтому родителям необходимо рассчитывать время, чтобы у малыша было его достаточно для самостоятельного одевания

Не стоит недооценивать важность обучения, ведь ребенок не только получает полезные для дальнейшей жизни навыки, но и учится самостоятельности, настойчивости, умению добиваться поставленной цели. Кроме того, одевание – это еще и аналог физическим упражнениям, ведь в данном процессе задействованы мышцы плеч, рук, ног, таза, регулярные «тренировки» помогут развить координацию движений

Как правильно надеть малышу носочки?

Falke

Издавна наши бабушки как можно теплее укутывали детей, одевая на ножки по нескольку пар носочков (особенно перед выходом на прогулку). Но правильно ли это? Исходя из того, что стопы должны тренироваться для привыкания к внешним температурным перепадам, можно придти к выводу, что постоянное тепло ног – негативный фактор в этом процессе. Избыточная термоизоляция ограничивает возможности естественной терморегуляции организма, самого начала запирая его в «тепличных» условиях.

Конечно, речь не идет о том, что новорожденный должен мерзнуть! Речь идет об элементарном закаливании, и о развитии определенной устойчивости к понижению температуры окружающей среды.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

Правило №1

Продумайте гардероб малыша. Одежда должна быть свободной и легко тянуться. Все, что маловато, лучше убрать.

Ребенок пока что не может надеть облегающие колготки, но легко справится со старомодными, в резиночку. Лохматые нитки на изнаночной стороне колготок принесут крохи одни неприятности – в них запутываются пальчики. Носки лучше покупать на размер больше с не очень тугой резинкой. Кроме того, избавьте малыша от необходимости бороться с хитрыми застежками. Оптимальны одежда и обувь без застежек и на липучках. Постепенно можно добавить крупные «молнии» и кнопки. А шнурки и пуговицы пару лет подождут.

Совет


Многие дети сначала учатся одевать кукол, а потом уже себя самого. Обеспечьте ребенка таким «тренажером». Не обязательно это должна быть дорогая кукла с набором одежды. Можно выбрать вариант попроще.

Одеваться – это весело!

Для того чтобы быстрее научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно, нужно превратить этот процесс в увлекательную игру. Как только это нелегкое занятие станет для малыша интересным, успехи не заставят себя долго ждать.

  • Если ребенок совсем маленький, ему будет интересно доставать вещи из коробки или ящика, а потом складывать их обратно. Постепенно он начнет проявлять любопытство к одежде и захочет ее примерить.
  • Дети любят играть роли. Поэтому отличным способом научить ребенка одеваться, могут стать сюжетно-ролевые игры с переодеванием. Купите малышу костюм врача, пирата, инспекторы ДПС или любимых персонажей вашего ребенка, тогда он точно проявит интерес к переодеванию.
  • Играйте в игры для развития мелкой моторики. Сделайте для ребенка нечто вроде бизиборда, на котором будут размещены всевозможные застежки, пуговицы, липучки, кнопки, молнии. Это будет отличной тренировкой для вашего малыша.
  • Добавьте немного сказки в повседневные сборы. Скажите ребенку, что вы не просто собираетесь пойди гулять, а отправляетесь в необыкновенное путешествие, например, в космос. Космонавты спешат надеть на себя скафандры! Вы можете ограничить ребенка во времени и включить таймер, но на то время, за которое ребенок действительно может успеть одеться. Не забывайте хвалить малыша и поддерживать его мотивацию научиться одеваться самому.

Устройте соревнование. Предложите ребенку одеться наперегонки. Первое время проигрывайте малышу, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах. Постепенно усложняйте правила игры (например, уточните, что выглядеть нужно опрятно).

Советы для родителей

Начинайте учить ребенка раздеваться и одеваться самому с ранних лет. Не секрет, что детям легче дается раздевание, чем одевания. Уже в возрасте года ребенок вполне способен снять с себя шапочку, носочки. Если у малыша что-то не получается, не торопитесь приходить ему на помощь, пускай он сам попробует преодолеть трудности. Вы можете лишь направить его действия в нужное русло, но не делайте за малыша то, что он может сделать сам. Также не стоит переживать, если результаты не появятся не сразу. Вот несколько советов, которые помогут вам научить ребенка одеваться самостоятельно.

  • Иногда дети боятся не справиться с большим количеством одежды. Начните учить ребенка самостоятельно одевать какую-то одну вещь, например, шапку. Постепенно увеличивайте количество вещей.
  • Сделайте ребенка наглядные подсказки. Некоторым малышам тяжело запомнить последовательность надевания вещей. Нарисуйте плакат-шпаргалку или заранее разложите вещи в нужной очередности. Приучите ребенка сверяться со «шпаргалкой».
  • Заранее выбирайте одежду на завтра. Пусть ребенок участвует в выборе одежды на следующий день. Малыш с вечера может с вашей помощью разложить комплект одежды на завтра в порядке ее одевания, что сильно сэкономит ваше время следующим утром.
  • Чтобы ребенок не путал, где задняя часть одежды, а где передняя, старайтесь покупать одежду с кармашками, картинками спереди или самостоятельно сделайте на одежде условные отметки.
  • Для малышей, которые только учатся одеваться самостоятельно, лучше покупать одежду на размер больше. В этом случае ребенку будет проще натягивать рукава и продевать голову (особенно это относится к водолазкам).
  • Проявите гибкость. Возможно, малыш капризничает или отказывается одеваться, потому что он просто не в настроении или приболел. Настаивая на своем, вы можете столкнуться с сильным сопротивлением. Поэтому в данном случае постарайтесь договориться с ребенком. К примеру, мама может надеть штаны, а ребенок кофту и т.п.
  • Покупайте одежду вместе с ребенком. Малыш с большим желанием будет одевать то, что он выбрал сам. Часто дети отказываются одевать ту или иную вещь просто потому, что она неудобна. Одежда может не подходить ребенку по размеру, быть неприятной на ощупь. Поэтому если малышу не нравится вещь, постарайтесь узнать у него причину.

Основные правила

Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.

Терпение и еще раз терпение

Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.

Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.

Если ребенок хочет, пусть делает

Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность

Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности

Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет,  помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.

Критика недопустима

Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.

Если совсем не хочет одеваться

Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.

Используйте куклы

Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.

Превратите все в игру

Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.

Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.

Подражаем взрослым

Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.

Рассказывайте порядок действий

Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.

Правило четвёртое. Обеспечиваем доступность и удобство

Почему многие дети, неплохо справляющиеся с одеванием в детском саду, дома саботируют процесс? Нередко в этом виноваты мы сами. И не только потому, что торопим, сердимся и в итоге одеваем чад сами.

Есть и ещё одна причина, про которую мы часто просто забываем: высоко расположенные вешалки или ящики шкафа не дают самостоятельно взять вещи – а в садике всё доступно и легко. Да и сесть, одеваясь дома, часто просто некуда – а в садике в распоряжении детей невысокие скамеечки или стулья. Благодаря этому малыш может полностью одеться сам. Отсутствие необходимости обращаться за помощью к взрослым в мелочах помогает дошколятам убедиться в собственных возможностях и «не впадать в детство», отказываясь одеваться.

Поэтому нам, родителям, если мы хотим добиться результата, следует подумать о доступности и удобстве. Дома у вещей должно быть постоянное место, откуда ребёнок их сможет взять сам, не прибегая к нашей помощи.

Кстати, этот же приём, который можно условно назвать «доступность и удобство», используется и в знаменитой методике Марии Монтессори.

Своей ложечкой

К трем годам ребенок может научиться кушать самостоятельно, пользуясь всем тем же, что и взрослые: тарелки, ложки, вилки, чашки и даже столовый нож.

Читай также: Как научить ребенка самостоятельности: от 1 до 3 лет

Многие дети очень привязываются к своим бутылочкам, используя их для успокоения. Но к трем годам с ними пора прощаться. Для начала не наливай в бутылочку ничего вкусного. Только простую воду. Ведь попивая сладенькое из бутылочки, ребенок может получить кариес. Чай, компот, соки и прочие напитки наливай малышу в его чашечку. Вы даже можете вместе сходить в магазин и выбрать самую красивую, которая понравится твоему крохе. Желательно, чтоб у него была отдельная посуда, которой не пользуются остальные члены семьи. Выдели  определенное место там, где ребенок сможет брать чашечку самостоятельно.

Пользоваться столовыми приборами ребенка учат с годика. К трем он уже может орудовать вилочкой и ножом. Конечно же, не острым, а столовым. Им практически невозможно пораниться. Покажи, как нужно разрезать котлетку. Малыша непременно увлечет это занятие. Не требуй слишком многого сразу. Поначалу кроха и держать будет неправильно, и локти расставлять. Учи понемногу и обязательно хвали, если так или иначе ему удалось отрезать кусочек. Ежедневная практика – и все выйдет! А чтобы он привыкал к аккуратности, на столе во время еды должны быть салфеточки.

Выбор одежды

Чтобы процесс обучения начался легко и без слез, следует правильно выбрать «наряды», в которые ребенок будет самостоятельно облачаться. Правила просты.

  • Вещь должна быть чуть-чуть велика ребенку (на один размер), так ему проще будет попадать в горловину и рукава.
  • Простой крой и отсутствие мелких деталей и сложных застежек – важные факторы успеха.
  • Брюки лучше выбрать свободные, на резинке, футболку – с большой удобной горловиной. С их помощью очень просто приучить кроху к самостоятельности.
  • Предпочтительные виды застежек – липучки, молнии. К пуговицам можно приступать только после предварительной подготовки.

Спинка и перед, лицо и изнанка должны иметь явные, понятные малышу отличия. Помогут аппликации, вышивка, карманы. Детям постарше можно предлагать ассоциации, например, если на кофте цветы, то следует сказать, что «спереди растет крупный цветок, чтобы видеть солнце, а сзади цветки более маленькие, им достается меньше солнечных лучей».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Журнал «Наш дворик»
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: